гл 1. 1 Вumэ стр. 33-43

Глава 1. 1. Дядя Лёня , тётя Капа , превратности  судьбы… .
Ему, а  затем  тёте  Капе  пришлось  бороться  с  этим “ Райпотребсоюзом “ за  место
под  тёплым , жарким  солнцем . Ценой  крушения  жизни , ценой  смерти  своих  де-
тей, ценой  уничтожения  своего семейства, во  имя  жизни , во  имя  Родины, Отчиз-
ны, во  имя  своего угла, краюшки  хлеба, стояли  насмерть  в борьбе  с  торгпредом .
Как  мизерна  борьба, как  мало  надо, для  полного  отображения  добра  и  зла; в чу-
жом  глазу  Мы  ищем  брёвна , в  своём  не  ищем , дышим  ровно , всем  скопом пе-
сенки  поём , в  пещерах  будто- бы  живём . В верхах  Иесус , он  нам  не  ровня ; в серёдке  славная  дерёвня  с  традицией  под  старину, уполз  век  прошлый  в  глуби- 
ну; осталась  дикость , воля  века  и  поле  Времени  секрета;  Мы , в  жажде  радости
добра , забыли  слово  про  себя; низвергли  Нашего  тирана, убили  в  оргии  обмана
и Александр, Николай , Павел  и  Пётр и Облай  как  крепко  Нас  пытали  как  в  ус- 
мерть  изживали ; Мы помним  славное  начало , клён  Пугачёва  на  привале, ек , ду-
мали  отрадно , гуляй  Русь славно ; а  времечко  ушло , зорить  пора  давно и  домик
тёти  Капы ; ек, славно повело , польстить  своё  нутро. Для  детей  того  времени по-
добные  картины  быта  из  жизни  не  были  неожиданными , но  всё  равно  шокиро-
вали  несуразностью  положения , грубостью  обстоятельств  и  острой  необходимо-
стью  утолить  детское  любопытство , что – же это  значит , что – же дальше  будет,
своего  рода  бесплатный  спектакль, которых  пруд  пруди; а  тут - то даром, нахаля- ву- бьют , ломают , жгут , крушат , изголяются . Глаз  не  оторвать , страсти - то  ка- 
кие , аж, кровь  стынет  в  жилах . Компании  детей  питали  страсть  к  подобным
зрелищам , их  влекло  и  животное  любопытство  и  ощущение  трепета  страха  в
перемешке  сострадания  сопричастности , самому  испытать  ужас  состояния , без-
выходность  и  трепет  переживаний  жертвы . Мы  пытаем , рядим  откуда –же  бе-   
рутся  лихоимцы , изверги  и  маньяки , откуда  они  питают  свои  истоки, откуда
набрались  опыта  в  убиении  жертвы , всего  живого. Не  ищите , не  ходите , нет дыма  без  огня , это их  истоки, это их  потоки , тянутся  ручьями  из  огня . Вся  ис-   
тория  земли, вся  история  страны, полна- полны  короба , опыта  трепещущего дна;
куда  взор  свой  кинь- окинь, всюду слёзы  и  мечты разбитые  о  скалы  нового , не-
терпимого  ВРЕМЕНИ . Прошло около  ста  лет ,а  воз  и  ныне  там , что  было , то
вториться. Это  убеждало  Ваню  на  верное  согласование  умозаключений. Отсю-
да  брал  из  повседневной , сыромятной  жизни  примеры; сравнивал , анализировал
пристально, с  нескрываемым любопытством складывал словно поленницу будущую
свою  и  в  сопричастности  людей  новую , интересную  жизнь. К  сожалению  при -
меров  невежества  народного  самовластия  тьма , да  дело  в  том , что  без  опыта
прошлого  никак  не  обойтись. Это только в  сказке  можно из топора кашу сварить,
в  природе  общественного  строя  всегда  неравное, неровное  котловарение,это   
33
аксиома  общественного  развития  людей . Постоянно  прогрессирующая  граждан- 
ская  совесть искала  выход  и  Ваня  по - своему реагировал  на  это  народное  явле-
ние  так  как  боялся  преследования  сильных  мира  сего, в  лице  закона  и властву-
ющих  над  ними  всемогущих , гордых  людей . Основу  этого  векового  страха
шло  из  далёкого, далёкого  прошлого, вытекающего  из  страшных , диких  обычаев
уклада , построения  и  образа  жизни  далёких  предков . Мальчишка  воочию  видел
наблюдал  эту  связь. Всё, что было характерно в то  время, всё встречалось  на  каж-
дом  шагу  здесь, тут  и  сейчас. Каковы  обычаи, таково  и  время . Ощутимые  выво-   
ды  остались  в  памяти  мальца  с того  времени . Люди  казалось  бы  перенеслись  с
прошлого  сюда  в  настоящее , в  двадцатое  столетие . По  ним  и  их  поступкам  можно  было  судить  о нравах , обычаях  прошлого, можно  было  судить  о  причи-
нах , побуждавших  на  тот  или  иной  поступок . Пятидесятые , шестидесятые , се-
мидесятые , восьмидесятые  эпоха  дружбы , социалистического  рай, апогея  ровно-
го  веяний  тёплых  и  не  очень  ветров . Ванька  в  такие  минуты  стоял  мёртвой 
точкой , неотрывно  с  ужасом  смотрел  внутрь  и  вширь  и  видел  нерадостную
картину  неразберихи  и  хаоса  перехода  к  другому , непривычно  определённо  ос-
трому , более  жёсткому , бескомпромиссному  времени , страх  переполнял  его .      
   Семья  тёти  Капы , дяди  Лёни  состояла  из  четырёх членов  и  собачки, жила  в
Избе – землянке , вырытой  вблизи  своего – отнятого  у  них  дома . В период  рас-
кулачивания  выгнали  их  из  него , да  послали  куда то  в  Сибирь . Как- то выпу -
тались  с  той  беды , вернулись  в  родные  места , на старое  место , мари  всегда
тянет  домой   на  Родину . Пришли , а  там  в  их  доме  магазин- лавка , сельпо  от
“Райпотребсоюза “ расположило  своё  хозяйство , им  Поссовет  выделил  постанов-
лением  их  избу, хлев и  сарай. Шибко  подходил  по  своей  крепости, сладу, распо- 
ложению  к  торговле  и  не  подумали  о  изгнанных , что  могут  возвернуться, да  и 
не  то  того  было – строили  коммунизм . Великие  дела , прошла  вчера   война . Хватали  друг у  друга , что  плохо  лежит  и  сейчас  такое  имеет место  быть , но  пореже . Такое  как  Родина , Отчизна, Семья  и  т. п. в  стороне , не  до  этого , народ
и партия  единым  строем  дружно  шли  к  победе  во имя мира  на  земле. По стране   
откатом  шла  коллективизация , позднее  раскулачивание  и  этот  зажиточный  дом
попал  в  зону  внимания  местных  советов . Он стоял  по  дороге  с  железнодорож-
ной  станции на  выход  к  главной  улице. Как  такового, посёлка Красногорска  ещё
не  было, только  застраивался . Тётя  Капа , дядя  Лёня  жили  дружно и  зажиточно.
Пол -дома  они  отдали  под  магазин, под  давлением  местных  властей , смалодуш-
ничали , не  устояли. Как  там  было  дело на  самом  деле , не понять , власть  всегда
найдёт  рычаги , дали  взамен  липову  бумагу ,а  та  контора  вроде  как  распалась,
хитро , ловко , а  люди –то  в  утере . Вроде  и  НЭП  миновал , а опыт – то  недавний
34
экономически  простой  взят  на  вооружение  местных  советов  депутатов  трудя-
щихся  и  время  от  времени  применяется , плавно   перешёл  в  стадию  удушья
в  сферу торговли: Вторметцветсырьё, Кооператцветметвторсырьё, Вторметцветсвет
райпоттребсоюз  Ркпбдт – СЕЛЬПО . Ек , душа  в  пятки  уходит, голову  набекрень
заводит. Ванька  наблюдал , дивился  невозможному  изобилию, царствовавшему  в
в  этих  лавках: РАЙПО, СЕЛЬПО, УНИВЕРМАГАХ, ПОРАЖАЛСЯ  НЕСООТВЕТ-
СТВИЮ  ВСОБЩЕЙ  СКУДНОСТИ  И  ИЗОБИЛИЮ  НА  ПРИЛАВКАХ . Думал,
усилено  напрягая  голову откуда  эта  роскошь,  люди  бедствуют , а  эти  жируют.
По  началу  мыслил  как  все , дурят  нашего  брата , диверсанты  и  враги  народа
специально вредят  нам, насмехаются  и  кровь  сжигая  мосты  волнами  подступала 
к  горлу, судорожно  сжимались  кулаки, пересыхало  во рту ; хотелось  дать  в  рыло 
коварному  и  хитрому  врагу , но, но, выглядело  это  изобилие  пристойно . Оказы-
валось  правительство  и  партия  целенаправленно  вело свою  государственную  экономическую  политику, кинув  во  главу  угла  равный  удел  распределения  всех
благ  для  всех . В социализме, в  дальнейшем  коммунизме  все  будут  иметь  столь-
же , сколько  для  примера  добра  в  этих  нашпигованных  кооперациях . И все  дол-
жны, обязаны  трудится  не  покладая  рук  во  имя  будущего  изобилия. Хитро, лов-
ко , умнее  не  придумаешь, этак  можно  манипулировать  десятилетиями , пока  лю-
бопытствущий  народ  расчухает  сей  секрет. Поперхнулся  Ваня  от  смелости  най-
денных умозаключений, ещё  пуще  стал  бояться, опасаться  своей  неоднородности 
инакомыслия . Закралась  мысль  как  прознают , упрячут, Сталин недалече  в  прош-
лом , память  жива  в  содрогании  содеянного  и  эти  правители  хитры  по - своему,
недалеко  отошли , традиции , обычаи  живы  и  до  сих  пор. Поберечься б  надо , да,
что  с  малым- то сделают? Сами- то организовать, снабжать , торговать  не  в  состо-
янии . Это – же  целая  наука , веками  почитаема  русскими  и  другими  народами; а
готовенькое , когда  всё  налажено , настроено, организовано  и  ране  работало  мас-
тера  применить . Теперь- то  со временем  очевидно  понятна  эта  продуманная  по-
литика . Знакомые  приёмчики  торгового  геополитического  пространства. Исстари
богатеи , али  князья , купцы , мироеды  и просто  зажравшиеся дармовым , не  ими 
нажитом  добром  и  достатком  забижали  бедные  слои  населения. Простой  народ,
люди  земли  постоянно  терпели  трепет  от  нашествий захвата , отбора  всего , что
представляло для  мародёров  ценность. Вот они  истоки  насилия, несправедливости
изничтожения  своего – же народа . И оно подкреплялось устоями  течения  жизни ,
сопровождалось  традицией  образа, уклада, что  в  совокупности  отложилось  в  ха-
рактеристику  свойств  менталитета  всего  народа . И  бедных  и  средних и  богатых
и  сверхбогатых. Каждый  слой  населения  помыкал, использовал  другой ,а индуль- генсия  права  господствовать  принадлежала  законно , без  сомнений  хитрым , уш-
лым , продуманным  властителям  от  имени  народа  и  их ловким  сателлитам.   35
Потому  и  упал, прижился  социализм , коммунизм  на  готовую, удобренную почву
роста  размножения  вируса …- изма . Сталин  продумал , внимательно  просмотрел  особенности  РУССКОГО  государства , взял  на  вооружение  опыт  всех  правите -
лей  до него обращения  с  народом  и  преуспел  и  в  других  последующих  прави-
телях  частицы  его  сидят . Не  в  этом  ли  кроется  загадка  славянской  души;  мно-
го  теряем ,  больше  находим . Не  от  широты  ли  земель , завоёванных  территорий
завоёвываем , дарим , делим , распределяем, судим , рядим , до  всего  есть  дело. Не
пора  ли  успокоится , роль  свою  выполнили , другое  выходит  на  сцену , пора  за-
няться  углублено  освоением  своей  завоеванной  территорией  иначе и это потеря-
ем , китайцы  растащут . В природе  никогда  ничего  однородного  не  существует ,
всё  взаимодействует , поглощает , перетекает  друг  в  друга . Это  закон  движения,
без  коего немыслима  жизнь . Если  исчезнет  нация  какая  либо, значит  она  исчер-
пала  своё  предначертание . Отсюда  Россия  вовремя  не  спохватится  на  внутрен-
нее  своё  правоустройство  и  тоже  не  избежит  краха , все  Великие  государства
чрез  то  проходили ; кто выжил , преобразовался , кто  не  понял , исчез  в  тумане
великого  пространства  времени. Это  основной  закон  времени, оно не  терпит ста-
рое . Мир земли  не опытное  поле , здесь  всё изживает  другое  и  в  том  её отличие
от  остального  в  живом  мире  Вселенной. Здесь- же  во власти  мирного  населения
землей  и  богатствами  распоряжается  всё  же власть, не  отдельно  взятый человек. 
Богатый  опыт  по  отбору  нажитого  добра  и  имущества  в  лице  местного  посел-
кового  совета  депутатов  трудящихся с  страсткой  смотрел  на  горькие  страдания
низжих  классов  и  сословий  подопечного  народа . Им бы своё  рухло  набить , до
других  далече . Что  заслужили ,  то  и  получай. Общество  собирает  тот  урожай ,
что  заложен  предшествующими  гражданами , заслуживает  то  отношение  которое
заслужили  до них. Настолько  достойно, насколько эквивалентен  идейный  уровень
авансцены  сообщества . Вот  и здесь , вот  и  тут -  цирк  уехал , клоуны  остались, - 
пришло  сравнение  к  Ванюше . Под  предлогом , земля  оформлена  не надлежащим
образом  и  может  принадлежать  всем  и  не  только  им , придержали  документы
на  располагавшуюся  на  ней  недвижимость и частные строения и с  точки частной  собственности  у  нас  в  стране  нет такого  закона ; а  значит  и  Вы  не хозяева  на-
шей , всеобщей  народу  принадлежащей  земли . Этот  калапс  тянется  до  сих  пор
кому  выгодно , понятно  верно , Ваньке  стало  понятно  с  того  смутного  времени.
Не  отсюда ли  пользуясь  неопределённостью  земельного  статуса  вершилось  пра-
восудие  от  имени  народа, не  отсюда  ли  под  видом  справедливой  делёжки  зах- 
ватывалась  чужая  собственность :  фабрики , заводы , земли , свободы  и  дальше
самое  ценное – жизнь!!!!! У  кого  закон , тот  его  использует , вот  загадка  нашей
обыденности, у  кого  деньги , у  того  и закон  под  подушкой ; не  это ли  загадка
нашей  души   господа  кочующая  гвардиля  всех  народов  и  наций .          36      
Вернёмся  к  описываемым  событиям  к  Ване , к  его  времени , к горестям  семей-   
cтва  тёти  Капы  и  дяди  Лёни. В те знаменательные  даты  «40», «50» страна  мно-
гое  прошла , через  многое  перешагнула , преодолела. Через Берию , Сталина , Мо-
лотова , Рыкова , военный  коммунизм , неповщину, индустриализацию, электрофи-
кацию , коллективизацию, ликвидацию , национализацию , культурно- социалисти -
ческую  революцию , колхозно- аграрную  реформацию  и  много  через что нужно
было  ещё  раньше  пройти . Наступил  период  казенного  коммунизма , подгонка
вооружения  под  народо – хозяйственный  уклад , образ  быта . Делать  нечего, надо 
спешно  догонять  развитые  страны  и  Хрущёв  и  Брежнев  и  последующие  прави-
тели  плотно  занимались  этим . Вокруг- же  них  обрастало  вышеописанное  племя 
бесов – оракулов , что  пользовали  людишек  как  хозяин  крупно- рогатого  стада  по  головам  и  вымени . Доили  как  хотели , а  взамен  кормили  иллюзией  правдо-
подобной  рисованной  цветной  по – обычаю  картинкой  разнотравья . Коровы те
долго  не могли  понять пошто  пучило  животы, исправно  ходили  на  луга, щипали
тот  радужный  клевер, временами  тревожно  смотрели  в  небеса , не  разразит – ли  их боженька , за  ранние  грехи  и  себя  и  своих  правителей . Общественное  же
сознание  было направленно  на  добычу  хлеба  насущного и  на  то ; худо  за  морем
иль  лучше , ну по  дороге  построения светлого  будущего  помогали  собратьям  по   
духу , церкви  то  разорены , свято  место  пусто не бывает . На  том  и жижжделась
транснациональная  политика, народ  нацелен  на  добычу  пропитания , другие  го-
сударства  удивляются  до  потери  пульса  быстрыми  эффектами  успеха . Которые
знают  за  счёт  чего , откуда  исчисляется  счёт и  как  делается  иллюзия  успешного
поступательного  движения  попрятались по кухням , детдомам, спешно ушли  в  по-
ход  за  тревожной  славой  популярности , а  которых без  их  согласия  распредели-
ли  в  различные  спецучреждения. Политика  геноцида , истребления  народа, выжи-
мания  из его без  жалости  мощей  и  сил  во  имя своей гнусной  идеи чревоугодия 
живота  своего , бумерангом  затронуло крепкую , зажиточную  марийскую  семью.    
Как  посмели  жить не  по понятиям, законным  правилам  постановлений  советской
Власти, как  посмели  противится , поступать  по- своему! Непорядок , супротив  те -
чения, супртив  власти . Да , сказано  же , принято  постановление , реквизировать 
дом , нажитый  не  честным  путём и хозяйство заодно : сушилку , лабаз , мельницу, 
скотный  двор, лошадь , четыре  коровы , десяток  овец , тучу  кур и гусей , индеек ,
утварь  и  прилегающую  к  усадьбе  землю , причисленную  к землям  местного зна-
чения, т. е. к  Поссовету - отобрать , изъять , отдать во  временное  пользование  ше-
лангерскому Союзу Кооперации  Вторчерметцветзаготпродуктзерно, проще  Сельпо
и  баста . В начале  власти  выселили  вернувшеюся  на  своё  родовое  место семью
грубым  образом  выкинув  их  и  вещи  на  улицу , поставив  участкового  охранять
37
своё  имущество . Но семья  не уходила , да и куда им уходить с родного  места , это
же  люди  не  звери.  В начале  власти  смотрели  с  опаской , но  видя , что  люди  смирные  и  не желают  борьбы , решило  применить  метод  усмирительной  рубаш-
ки . А  именно; устраивали  погромы  им , якобы  домик – землянка не имеет  геогра-
фического номера , не  зарегистрирован  в  кадастровом  журнале  поселения, значит
его  построения  нет , не существует , значит  его  можно  снести. Приходили  наряд
пожарников с  милицией  разорили  на  глазах  у  проживающих  и  всего честного  народа  их  жильё , раскидали  скудный  скарб , который  те  принесли, зрелище  не
для  слабонервных . Людям  тяжело  смотреть  и  жалко  несчастных  людей , ничего 
не  поделаешь , постояли , погалдели  как  будто  впервой , да  разошлись  по  домам,
слава  богу  их  не  коснулось. Но, опыт  сын  ошибок  трудных , как  бы  чего  не вышло, в  тайном предубеждении  заблудшего  страха , пряча  глаза  от  себя  и  дру-
гих прятали  свои  драгоценные  тела  и  тела  своих  детей  прочь  с  глаз  долой  от
строгостей  прежней  оказывается  власти. Шутки  в  сторону, могут  и  тебя  захому- тать, могут и к  тебе  применить  забытые  методики  санкций. Семья  вновь  постро-
ила  вблизи  избу – землянку ; деваться  некуда -  земля  родная , своя , не чужая .
Вновь  власти  разломали  дом , сожгли  вдобавок , что бы  не  повадно  было. Тётя
Капа с  дядей  Лёней  ходотайствовали  в  Поссовет, ездили  в  Звенигово, гремя  ме-
далями  и  реабилитационными  документами  на  право  проживать  в  ране  пропи-
санном  месте . Но дело в  том , одна  норма  права  противоречила  другой  норме . 
Система  не  может  противоречить , устраняя  противоречия  внутри  себя , она вы -
нуждена  проявляться  на  чистке  частей  структуры  а  те  в  свою  очередь т. е. её
органы  применяют  механически – фиктивные  действия ; именно по  отношению  к
частям  субъекта  структуры – к  классам , к  народу , к обществу . Вы, уважаемый   
читатель  верно  думали , Вы  часть  объекта , отнюдь  не  так ; Вы  всего лишь часть 
структурной  подсистемы , операционная  структурная  масса , элемент , которым
оперирует  посредством  вручённой  Вами , рычагами  власти . Она  может  и  высту-
пает  механически  против  интересов, чаяний  и надежд народных т. к.оно  расплыв-
чато  и  не  прописано  в  обеспечение экономического  выражения  в  плане  матери-
ального  обеспечения . Сказано – же, любая  власть , это власть  насилия ; это подчи-
нение интересов  меньшинства > БОЛЬШИНСТВУ. ТЕПЕРЬ  ПОНЯТНО –ПОЧЕ-
МУ  ВЛАСТЬ  ЗАБРАЛИ  БОЛЬШЕВИКИ !!! У  НАС  В  РОССИИ . Тётя  Капа
в  одиночку  повела борьбу  за  свои  права . Дядя  Лёня  умер  от  переживаний  и  недомоганий , глаза  его  не  видели  преследований  гоноцида  его  горемычного  се-   
мейства. Власти  вынуждено  похоронили  участника  оказывается  Великой ,отечес-
твенной  войны , орденоносца , артиллериста , сержанта. Много  подушечек  понадо-
билось для  выноса  его  орденов  и  медалей: шестнадцать, а  как  люди  молча стоя-
38
ли , скорбя , вспоминали , поминая  чистым  словом  и  светлой  памятью  тихого,
незлобливого  дядю  Лёню , качали  головами ; у  иных  слезинка  в  глазах , а  всё одно не  понять им  его  упорство , хотя … . Тронулась  головой  после  тех  событий
тётя  Капа , заговариваться  стала , ходить стала  неприглядно, детей  не  признавала;   
а  всё  одно  не  уходила  с  родного  гнезда,  для  неё  оно  стало  смыслом  всей  ос -
тавшейся  жизни . Путать  стала  своих и  чужих  детей , временами  истуканом  си -
дела  у  самодельной  печи  сооруженной  здесь – же  на  улице , посреди  тропы у 
полуразрушенного  домика – блиндажа , что  соорудил  ей  покойный  герой  войны.
Ваня  проходя  иногда  мимо , здоровался  с  ней  наравне   как  будто  чуял  и  такое
придётся  в  жизни  пройти. Уважал  за  крепость  духа , иногда  сидел  рядом  с  ней,
делал  вид  курит , на  самом - то  деле  наслаждался  тишиной , царившей  у  забро -
шенной  землянки , ловил  себе  на  мысли , хотелось  зайти  внутрь  хибарки , лечь на  глиняный  пол  как  ране, у  болота , на Юшуте, вспомнить в  природной тишине 
картинки  прошлого, горького  детства. Сидел, наслаждаясь дымом  от  печки, думы
плавно  текли  в  нужное  русло, к  чему  ему  такому , с  таким  особым  складом  и
дом  и  огород  и  сад  и  приворот , малинник , хлев , сарайки  и  посев ; ни что  не  надо , ничего  не  слышит , не  хочется  домой  идти , почти  не дышит ; как  тот  ша-
манн , что у  крыльца  бубен  гонял  на  подлеца , а  тётя Капа  смотрит , курит , ды- 
шит , в  платках  цветных , сморкается  привычно ;  ты  чей  малай , черпак  подай ,
Ониськи  видно  разболтай , что  выгонял  из  дома , не  нужна  видно скромна ; ек ,
знаю  я  яво, с  одной  деревни  сор , ходили  породили , однех  рабят  делили , бля-
диша  ещё  та , что  выгнала  со  зла , со  стариком  живёт , без страх  и  без  забота .
Сиди , сиди  погрелся , я  видел  любил  печка  грелся . ВСЁ вижу  не  дурак , твой 
лицо картинкэ  ты – простой; что  тяжёло? , мнэ тяжело , никогда  не  унывать , ни - 
когда  не  плакать, никогда  не  уходить  мать ;  она  простой , нет  камень  карман ,
серчает , простит . Тетя  Капа  иногда  пропадала  на  долго  из  поля  зрения  улич - 
ных  пацанов , но всегда  возвращалась  жива  невредима  к  своей развалившейся
землянке ,в  которой  в  отсутствие  иногда  залегали  местные  пижоны  и  шпана .
Но, землянку  не  зорили  более , она  своего  рода  стала  местной  достопримеча -
тельностью  этой – же  шпаны и  проходного  люда , державшего  путь - дорожку
напрямки  к  центральной  улице  посёлка. Проходили , мимо , удивлялись, надо - же   
до  сих  пор  держит  осаду , не  сдаётся , уважение  кралось  в  сердце, в  душу и за
неё и  за  свою  землю  и  за родной  очаг . Постоят  секунду , вздохнут  воздух  ста-
рины , вот же он родной , свой , не  заморский , ядреный  в  смоле  запахов  шишки
и  запах очага  струится  из  закоптелой  кривой  трубы ; а  вот  и  тётя  Капа  в плат- 
ках  цыганских  с  драпа , зимой  и  летом  одним  цветом, снуёт  с  ведром  рассвета.
Ребятишек  давно  забрали  в  детприёмники, она – же тронутая  головой  то  приве-
чала , то гоняла  заглянувших  на  огонёк  шантрапу , скверно ругаясь по мари.   39
Прошло  более  десяти  лет, тётя  Капа  всё  жива, здорова , год  пропадёт , на  дру-   
гой  появиться . Побиралась  иногда , ходила  по дворам , всё  просила  денег  на строительство  дома , ровно  цыганка  клянчила , навострилась  по  ходу  жизни кля-
чить  и сама  не  знала  зачем  это  ей , профессионалкой  стала  в  жалобном  срезе.
Точно  цыганка, либо отверженная, ни  тени  стыда, с  неё  возьмёшь , с головой - то
не  в  порядке. Жалели  люди  по старой  памяти , давали  подачки , а  которые гоня-
ли  гневливо , забыли , может  не  хотели  помнить  не  её горести , не  свои  страхи.
В  шестьдесят  шестом  удалось  ей  взять  на  каникулы  своих  детей . Куда  могла
приютить , обиходить своих  сиротиночек  старушечка  некуда ; так  она  землянку
свою  мазанку  побелила, печку  наняла, переложил  ей  печник, лежанки  вроде  нар      
смастерила, походила  по  знакомым, собрала  постели , тарелки, ложки  и  всё  такое
не  ахти  как , да  всё  таки  что- то. Местная  власть относилась к отобранному  дому
как  к  своей  собственности , ни какого  отката  зазрения  совести ; да и  поменялась
она  полностью . Что  ей  разорение  семьи , разгром  чего счастья , ни  почём – это
звенья  системы  структуры, не  более. Люд  любит вспомнить, посудачить  про  дру-
гого, лишь бы  его  не  задели . Особенно  про  знаковые  события , которые  их  зат-
ронули , забывая  про  своё  отношение к этому. Знающие, из  любопытства спраши-
ли  Капу  как  продвинулось  дело , качали  головами , жалостливо  отводя  блудли-
вые  глазки , непременно  охали , ахали :” Нет , нет  справедливости  и  не  будет” .
Тётя  Капа , плакала  искренно в  платочек , расстраиваясь  от  людского  участия .
Хоть  затоптана  грязью  её  душа , а  сердце  живое , хоть  болит  иногда  голова , а
отличает  искренность  от  лжи . Перед  сердобольными  людьми  раскрывает  душу ,
перед  лукавыми  играет; готова  выцарапать  глаза, да  не  ей  сирой, бездомной гне-
виться , прикинется, играет , так  легче  прожить, люди  то  разные , государство  по-
кинуло , а  народ , люд  помогает  как  может . Не  до  жиру , быть-бы  живу . Жалко
людям  её  и  больных  деток . К  тому  времени  женщина  незаметно  опустилась , вид  бездомной  бродяжки  отвращал  от  неё  добрых  людей ; одежда  лохмотья ,
шали  цыганские  ране  весёлые, словно  с  масленицы  сейчас – же  в  грязи  дорог  и
дурно  пахнущие  машинным  маслом , мышами ,гарью  костра. Без дома ,без пенсии
без  крыши  над  головой . В  её  землянке , в  блиндаже  и  жить-то  невозможно, без 
пола,без  потолка, только стены  промазанные  тряпками  и  пенькой, сквозь которые
дули  сквозняки, одно  окошечко  и  то обтянуто  по  старинке  бычьим  пузырём, пе-
рекошенная, щелястая  дверь . В  дождь  протекала  крыша  из  старых  досок  и  лап-
ника, в  мороз  дверь  и  окно  затягивало  льдом  и  инеем, холодно, не  видно. Ровно
в  первобытных  условиях, с  детьми  вдобавок. Ох, хо- хо, воистину  тяжёлый  крест
разве ,что  не  на  паперти . Детишки  имели  удручающий  вид ; мальчишка парали-
тик, больше  сидел  в  самодельной  каталке, передвигаясь посредством лыжных  па- лок , всегда в грязи , запачкан  землей и  пахло от него мочой , нечистотами.               
40
Глупые  зажравшиеся  дети  издевались  над   ним , давали  баранки , сладкое  выва-
ляное  в  дерьме , мальчик  болеющий  душевным  расстройством  принимал  их  за-
боту , ел  это ужасно гримасничая  лицом . Деточки  смотрели  визжали  от  восторга
радуясь  чужой  беде  и  солнцу. Глупости  такого рода  несказанно радовали  пустое
нутро . В ухарстве  разврата  шпана  изощрялась  всяк  по – своему, похваляясь друг 
дружке. Ванька  проходя  мимо  отбирал  пакость  из  рук, давал  хлеб с  маргарином
мальчонка  сьедал, мыча  от  удовольствия. По ходу  Ванька  жестоко  разгонял  хам-
ствующую  братву, случалось  догонял , засовывал  это  дерьмо  по  гланды , не  слу-
шал  их  вой , с большим  желанием  в отмеску и просто  для  практики  бил, колотил
жертву . Но, варварство  повторялось  вновь  и  вновь. Уличные  пацаны  постарше ,
которые  вели  половой  образ , которые  гурьбой  драли  пьяных местных  шалав  приставали  к  девочке . Заводили  ту  за  плотный, глухой  забор , за  склады ,  куда   
и  дорога  травой  заросла , принуждали  силой  и  всяко  показать  скоромные  деви-
чьи  места, особо  восторженно  реагировали  на  показы  заднего  места . Девчоноч-
ка  тоже  была  душевнобольная , не  понимала , что  делает. Уговорённая , глумли-
вой  шпаной  сама  снимала  платье  и  трусики, поворачивалась  к  ним  спиной, нак-
лонялась , показывала  прелести. В  глазу  ни  капли  волнения , ни  чего  не  отраже-
но. Лихим  пацанчикам  так  не  интересно, вволю  нагоготавшись , уходили  на  дру- 
гие  более  важные  занятия . К  примеру  к  моющейся  в  баньке  тётке  Степаниде , у  которой  по  словам  сведущих  вот  така  жхха , да  по  ходу  яблок  можно  на-
тырить . Или  повеселиться , довести  до  каления  добропорядочных  хозяев  строе-
ний : домов , крепких  ворот . Повесят , бывало  полено , перекинут  через  что  и  за
верёвочку  дёргают. Выйдет  хозяин , вначале  не поймёт , что  к чему , а  потом - то
скумекав  в  бешенстве  колотится  по  двору , на  улице  шум  производит . Выйдут
в  очередь  соседи , любопытствуют, что  мол  такое  с их  степенным , всегда  тихим
покладистым  уважаемым  Михаилом  Фёдоровичем  приключилось ? Ужо  не  конд-   
драт  ли  вдарил , али  белку  споймал.  А  шпана  потешится  за  оградой ,  гогочет  восторженно  и   девка  та  больная  с  ними  увяжется , играть – то в  детские игры  не приучена. Дак те  вперёд её вытолкнут, разбегутся  в  стороны, улюлюкая  всяко
соберутся  на  условленном  месте , чтобы  дальше  куролесить , прожигать  весело
жизнью  отпущенное  время . К  счастью  местные  хулиганы  не  трогали  девчонку,
боялись  по – настоящему  бабу  Капу , когда  та  в  ярости , то никто  не  остановит ,
в  руки  ухват  или  хуже  мотыгу и  пошла  крошить , всё, что вызывает  подозрение.
В раз  было  Ваньку  по  темени  не  покрошила , догадался , во  время  отскочил .
Справедливости  ради  отметим  домогательства сексуального  насилия  редкие  слу-
чаи , очень  редкие ; случилось  годами  вспоминают  как  народное ЧП,  разве  что с 
невежестью, связанные случаи  извращения детского насилия. Тёмный  люд  старал-
41
ся  не  выносить  сор  из  избы, стеснялся  огласки . Это  сейчас  вылилось  во  что!?
В  мальчишеской  среде  чурались  таких  уродов , изгоняли  от  себя , брезговали ,
Одни  ходили  поневоле  с  постыдной  биркой , никто , даже  последний  пижон  не 
желал  яшкаться  с таким . Вот  как  было, а  сейчас  и  голубые  и  пидхры , и  шлю-
хи  уличные  и  разного  рода  гомики  и  приросшие  с  того времени  маньяки - раз-
вращенцы, всё  выползли  нечистью  и  легально  осели  на  авансценах  крупных  го-
родов , легитимно  переделав  свою  личину,  вползли  в  общенародную  культуру .
Хм , вещаете  хлеба  и  зрелищ , а  не  лозунг  ли  это  зажравшейся  касты  жрецов  и
Правителей  Древнего Рима , родоначальника  кровавой  Демократии, где  было уза-
конено  пользование  мальчиков , а !? Чего  достойны, то  имеем. Сейчас  эта  каста
в  почёте, что  не  новорейшн , всё  с  уклоном . Жирующие  бесы  пользуют  девочек
и  мальчиков  за  бабки  им  нипочём : гомики , педофилы , лейсби , извращенцы  за-
полонили  псевдокультурой  пустоты  нравственной  морали. Опыт  подобной  нрав-
ственности  переходит  в  последующее  поколение , укладывается  в  образ  жизни,
через  быт, опосредствованный  опыт  поколений   оседает  в  правилах  устойчивого
поведения , побоку  истинную  мораль ;  живи  сегодняшним  днём , лови  момент,
время  деньги – вот аксиома  повестки  дня , вот  принцып  успешного , презен-   
табельного  новорейшн .
  По  истечении продолжительно- утомительного  медленного  противостояния  по-
рушенная  семья  трепыхалась  как  могла , держалась  на  плаву , отец  семейства -
герой  войны  не  выдержал , помер  от  горя  и  инфаркта . Мать – сошла  с ума , не
понимала  где  суть , где  явь . Дети – девочка  и  мальчик  будучи  инвалидами  и слабомыслящими  мало  чем  были  защищены  от  здоровой, основной   массы  нор-   
мальных  детей . Общество  позаботилось , обиходило  в  спецучреждения , не  без
того . Всё ,что  могли , ничего как  говорится  личного, все  при  деле , всё  достойно,
Но , суть в  том , что не  наше  пришло  время , эпохи  людей  сочувствующих , ясно
видящих  жесточайшую  несправедливость, невозможность противостоять  ушлым ,
коварным  и  до  мелочей  продуманным  людишкам. Всё  захвачено , в  который  раз
приходиться  признавать  и  свобода  и  права  на  землю  и  права  на  правильные
мысли  и  права  на  правильные  действия . Выбора  нет , альтернативы  иной , как
лишь  одно, быть  их  горой; основа  основ, право  на землю; мы  передали  передачу
бессменно, владеешь, владей  частицей  планеты ; родился  на  Землю, ты бог , ведай
этим, но  глупый  и  молод  и  просто  как  Эти; ты  пролетаешь  по  родной  планете, 
частицей  земли, частицей  страны, ты  радуешь  хитрых , коварных  с  Мэри; Единая   
ценность  горсточка  тленной , не  трогает  душ  мракобесов  бестленных;  скрываясь
в  личине  под  сутью  Вселенной , берёт  на  себя  много  права  нетленно . Душили, 
рушили  страну , копали  речки  на  Луну  и  здесь и  всяк , они , их рать , порушили ,
пожгли , поизгалялись, жди ; придут  к  тебе кровавые  дожди, за  всё  придёт        42               
расплата, жди. Рушила  и  рушили  их  жилище  и  санэпидеминспекция  и  пожарная
часть  по  постановлениям  Поссовета  и  просто  с  позволения  хулиганы,проходив-
шие  якобы  прогуляться  мимо хибарки. И печь разбирали и семейный  очаг  раски -
дывали  и  утварь  посуду крошили, ломали, и  двери  с  корнем  выдирали  и  оконце 
выдирали, порезать  не  могли , не  поддавался  бычьий  пузырь  никакому  вострому
ножу , и  топору , одна  канитель, в  костёр  кидали  всё  то  порушенное , сгорало;
скобы , дверные  ручки , морёные  плахи – шпала не  горела , посуда  эмаль и  олово   
выдерживала  и  опять – же  тот  бычий  пузырь  словно  шагренева  кожа , сьёжится, 
в  золе, закоптелый; а  очистишь, да  натянешь  в  прогретом , можно  вновь  увидеть
янтарное  солнце  сквозь  него. Во истину  мир  прекрасен  и  убог. Кто  живёт  в  хо-
ромах, кто  живёт  в заломах. Власть и несведущие  людишки  превратили  их  жизнь
в  изгнание, скитание  на своей – же  земле , якобы  не  их  по  закону , а  МЫ- то чем
отличаемся  от  них ; не будет  таковых , Ваша  очередь  настала ; прецендент – то
серьёзный , вопрос - то  повис  и  не решён . В своём  частном , собственном  жильё
будете  жить  как  в  государственной  аренде , двойную  плату  оплачивать  будете  и  за то , что  проживаете  на  государственной  земле  и  за  содержание  жилья  на  не  своей  земле ; землеотвод , геоохрана , охрана  территории , безопасность и т. д.
Кто  в  коммуналке , тот  вовсе  потеряет  терпение  и счёт, будет  словно  пчела  да-
вать  мёд , да  не  себе и  детям  своим , а трутням  тем  хитро- продуманным , у  ко-
рых  закон  за  пазухой , которым  Вы  передали  все  свои  права  и  свободы  в  без- 
возмезное  пользование , но  по старинке  думаете , что  в  верные  руки  передали.
Да , внешне  оно  выглядит  не  так , есть  место  подвигу  и  праздникам , но  Ваня
понял , такая  участь  может  коснуться  и  его, пока  не  совершено  общество  и  не
всё  всем  хватает; придёт  время , лопнет  лживый  пузырь  надутый  спесью  прог -
нившей  идеологии. Люди , народ  и  государство  в  конечном  больше  будут  обра-
щаться , тянуться  к  чистому , новому  потоку  свежих  веяний. Глядя  в  точку, ясно
видел  очертания  будущего , замирал  от  предчувствия  важности  свершаемого, его
взор  светлел, прояснялся, наполнялся  содержанием  чистоты  потоков, проходящих  через  искрение  помыслы  всего существа  и  через  сердце  и  через  душу. Простим
ему, сами  не такое  думали  в  Отчизне. Не выйдет  патриот , не крепок  будет плот ; где каждый , всякий  думает  о  хлебушке  насущном .   
Вот  и  весь  сказ , вот ещё  одна  веха  пережита , осмыслена и позади . Вот  и
Весь  сказ, про  тётю Капу и дядю  Лёню. Однако надо  описать  концовку, чтоб дру- 
гим  не  повадно. Не потерялось  семейство, устояло  против  кооперации, вернулось
на  родные  места , постояло  за  свои  права , другое  резон , что  власть , система и
некудышная “ молва” дозавершили  своё “ дело”; но люди  и  народ  на  этом  опыте
учились, молчали  и  любили  своих  детей  старались  уберечь. Всё  хорошо, что всё
 43


Рецензии