Перед всяким добрым делом

 
Наша  жизнь  в  основном  наполнена  днём  сегодняшним  и  тем  мигом,  в  котором  живут  здесь  и  сейчас.  И,  конечно  же,  той  памятью,  которая  в  человеке  есть  всегда,  всё  потому,  что  у  него  было  вчера,  и  если  наступает  -  сегодня,  то  человек  может,  а  часто,  просто  хочет  мысленно  возвращаться,  и  вспоминать...

Вот  и  я,  в  дне  сегодняшним  и  с  участием  прекрасного  человека,  решила  вспомнить  и  рассказать,  как  в  2007  году  посетила  выставку  работ  Великой  Княгини  Ольги  Александровны.  Выставка  была  организована  Государственной  Третьяковской  галереей  и  Благотворительным  фондом  «Программа  помощи  России»  во  имя  Ея  Императорского  Высочества  Великой  Княгини  Ольги  Александровны.  Открытие  выставки  предварял  Молебен  «Перед всяким добрым делом»,  который  прошёл  в  храме  Святителя  Николая  в  Толмачах.
 
Занятие  благотворительностью  стало  для  Ольги  Александровны  смыслом  Её  жизни.  Во  время  Первой  мировой  войны  Она  на  свои  средства  организовала  госпиталь  и  работала  в  нём  сестрой  милосердия.  Девизом  своей  жизни  Она  выбрала  слова  «Быть,  а  не  казаться!» 

В  экспозицию  выставки  были  включены  многочисленные  акварельные  и  живописные  работы,  архивные  документы,  фотографии,  личные  вещи.  Ольга  Александровна  занималась  и  росписью  фарфора.  На  выставке  можно  было  увидеть  Её  подлинные  изделия,  а  кроме  этого  были  представлены  фарфоровые  бокалы,  работы  наших  современных  мастеров,  которые  были  расписаны  цветами,  когда-то  созданными  Ольгой  Александровной.  К  этой  выставке  был  выпущен  альбом  «Искусство  Великой  Княгини».  Альбом  и  фарфоровый  бокал  я  приобрела  на  память  с  особым  удовольствием  и  почтением.

Рассматривая  экспонаты  выставки,  меня  охватывало  чувство  радости  и  при  этом  я  испытывала  какую-то  душевную  тоску,  сожаление  и  даже  чувство  вины  и  стыда,  за  ту  пропасть  лет,  в  которой  мы  были  лишены  возможности  хорошо  знать  о  нашей  Великой  соотечественнице,  Женщине  огромного  милосердия  и  таланта.  А  главное  это  видеть  Её  живописные  работы,  которые  умеют  говорить,  при  одном  только  взгляде  на  них. 

Радость  восприятия  жизни,  была  настолько  сильной  в  характере  Ольги  Александровны,  что  все  Её  живописные  и  акварельные  работы  пронизаны  светом  и  добром,  художественное  творчество  от  начала  до  конца  было  создано  и  освящено  душой  Великой  Княгини.  А  вся  жизнь  это  подвиг  Великой  Женщины,  которая  была  частью  своего  древнего  государства  и  православным  человеком.  Она,  как  никто  другой,  смогла  прожить,  с  верой,  любовью  к  Богу  и  людям.
Ольга  Александровна  была  единственным  «багрянородным»  ребенком  Царствующего  Императора  Александра III.  Но  Её  судьба  была  полна  испытаний,  которые  Ольга  Александровна  с  честью  вынесла,  будучи  Великой  в  трудной  жизни,  и  оставаясь  Великой  в  простых  человеческих  поступках.
Счастливое  детство,  раннее  увлечение  живописью,  и  вот  первая  в  Её  жизни  трагедия,  которая  настигла  маленькую  счастливую  девочку  -  потеря  любимого  Отца.  Это  было  началом  всех  тех  испытаний,  которые  выпадут  на  долю  Великой  Княгини.
Свершившийся  странный  брак,  на  который  Её  обрекла  царствующая  семья,    конечно,  он  назывался  «династическим браком»,  и  являлся  послушанием  воле  матери,  но  для  Ольги  Александровны,  он  стал  серьёзным  испытанием.  Брак,  заключенный  без  всяких  чувств,  только  лишь  в  интересах  династии,  интересы,  которые  были  возложены  на  Её  судьбу,  стали  следующим  испытанием,  выпавшим  на  Великую  Княгиню.
Но  по  милости  свыше,  к  Ольге  Александровне  пришла  настоящая  любовь,  за  которую  надо  было  бороться,  и  ждать  долгих  13-ть  лет,  после  которых  Государь,  аннулировал  «династический брак».  И  вот  наконец-то  случилось  настоящее  счастье!  Чувства,  родившиеся  от  одного  взгляда,  выдержали  годы  запрета,  победили,  и  это  была  великая  победа  любви!

На  фоне  личных  побед  и  обретения  счастья,  оказалось,  что  мир,  в  котором  люди  жили  и  живут,  очень  хрупок,  и  выпало  России  всенародное  испытание,  -  крах  монаршей  власти,  и  время,  когда  на  смену  ей  пришла  новая  кровавая  жестокость  новой  власти.
Случилось  так,  что  жена  полковника  Н.А.Куликовского,  по  усмотрению  новой  власти,  не  являлась  членом  Императорского  Дома,  что  и  спасло  Ольгу  Александровну  и  Её  семью  от  ареста  и   уничтожения.  По  этому  поводу  Ольга  Александровна  шутила  -  «Никогда бы не подумала, что так выгодно быть простым смертным». Это  решило  вопрос  жизни,  а  иммиграция  стала  необходима  для  дальнейшего  её  сохранения.

Рассматривая  семейные  фотографии,  представленные  на  выставке,  я  была  удивлена  и  восхищена,  что  везде  Ольга  Александровна  выглядит  просто,  и  только  жемчужное  ожерелье,  говорит  о  том,  что   на  фотографии  представительница  царской  семьи.  Везде,  к  простым  и  элегантным  одеждам,  жемчуг  был  единственным  и  благородным  свидетельством  Её  высокого  происхождения.  При  этом  облик  Ольги  Александровны  был  полон,  чистоты,  ума,  веры,  долга,  любви,   и  все  эти  богоугодные  качества  подчёркивали   Её  невиданную  силу  внутренней  правды.

Живопись  и  особенно  акварельные  работы,  освящали  всё  пространство  выставки.  Полевые  и  садовые  цветы,  букеты  в  вазах,  комнатные  цветы  на  окнах,  они  на  картинах  были  выразителями  торжества  цвета  и  света.  Тихи  и  лиричны  пейзажи,  в  них  угадывалась  память  русской  души.  Портреты  детей  Тихона  и  Гурия   были  исполненные  любви  и  материнского  счастья.  Непередаваемы  в  своём  праздничном  настроении  и  Пасхальные натюрморты,  это  такое  светлое  домашнее  видение,  наполненное  верой  в  Светлый  праздник  Пасхи.
А  Рождественские  ёлки  с  маленькими  детьми,  сидящими  на  полу,  подарками,  интерьерами  украшенного  дома,  всё  это  передавало  красоту  добра,  в  той  простой  красоте,  в  которой  укрепляется  правда  жизни.
Глядя  на  картины,  я  испытывала  душевное   умиление,  все  образы  запечатлённой  жизни  обнимали  и  влекли  в  своё  светлое  прошлое...,  влекли  меня  сегодняшнюю  в  моём,  далёком  от  них,  настоящем.

Собрать  воедино  эту  выставку  было  делом  сложным,  поскольку  большинство  своих  работ  Ольга  Александровна  продавала,  на  вырученные  от  продаж  средства,  скромно  жила  Её  семья,  а  остальные  средства,  на  протяжении  всей  жизни,  шли  на  благотворительность.
Ольга  Александровна  была  глубоко  верующим  человеком,  вера  в  Бога  и  Промысел  Господний  давали  Ей  силы  жить,  и  неустанно  заниматься  живописью. 
Глядя  на  созданные  полотна  можно  с  уверенностью  сказать,  что  без  духовной  красоты,  божественного  света,  веры  и  душевной  доброты  не  могли  бы  писаться  такие  жизнеутверждающие  духовно-художественные  вещи.
Великая  Княгиня  Ольга  Александровна  увлекалась  иконописью,  но  никогда  иконы  Её  письма  не  поступали  в  продажу.  Иконами  благословлялись  школы,  больницы,  которые  Ольга  Александровна  посещала,  оказывая  благотворительную  помощь,  иконы  дарились  Христа  ради.  Её  духовная  жизнь  была  неразрывно  связанна  с  православием,  с  именами  русских  Преподобных.  В  часы  редкого  отдыха,  Она  читала  православную  литературу,  сохранилась  такая  запись
«Читаю чудную книгу о преподобном Серафиме Д-ра Анатолия Тимофеевича, он живет US в монастыре Ново-Дивеевском. Говорят, там такая благодать, чувствуется любовь отца Серафима...»
Это  говорит  о  том,  что  прожив  40  лет  в  иммиграции,  Великая  Княгиня  Ольга  Александровна,  была  неразделима  с  Россией,  с   вековыми  традициями  государства,  православной  верой,  православными  святыми,  великой  культурой  и  её  вечными  ценностями.

Сегодня  представлено  много  материалов,  освящающих  жизнь  и  творчество  Ольги  Александровны,  но  та  выставка  была  для  меня  откровением,  прикосновением  к  чему-то  очень  светлому,  очень  важному  для  души,  для  осознания  того,  что  жила  на  земле  несломленная  Женщина,  рождённая  «багрянородным»  ребёнком  Царствующего  Императора  династии  Романовых,  которая  по-настоящему  сумела  «Быть, а не казаться!» 


Рецензии
Надя, Вам здорово удаются биографические публикации, в которых Вы приводите не только исторические сведения, но и взгляд на жизнь через призму своего опыта. Да, мы действительно мало знаем о той эпохе, о людях, живших на рубеже 19-20 веков, только сейчас узнаем историю Первой мировой войны. Неделю назад в очередной раз побывал в Ярославле и на привокзальной площади обнаружил недавно установленный памятник Савве Мамонтову. Оказывается это он построил всю северную железную дорогу от Москвы до Архангельска с многочисленными ответвлениями. А что мы знали о нем - ну, промышленник, капиталист и все.
С уважением и наилучшими пожеланиями:

Алекс Мильштейн   05.08.2015 13:02     Заявить о нарушении
Благодарю, Алекс!
Наверно, это благодаря моему внутреннему устройству, когда всё в нём подчинено, главным образом - душе. Моя активная познавательно-созидательная жизнь уже как бы прошла, но я благодарна ей за ту возможность, которая выпала на мою долю - это многое видеть. А увиденное воочию, я наделяю своим мировоззрением, и чем ярче пережитое впечатление, тем ярче моё осознание, сложившегося мнения.
На меня многие выставки производили огромное впечатление, например полотна Н.К.Рериха в Музее имени Н.К. Рериха, и в Музее Востока, но сложить впечатление своё в публикацию я не могу.
Выставка А.Модильяни была для меня сильным впечатлением, Выставка М.Шагала, О.Родена, И.И.Шишкина, это во мне и до сих пор живёт своей особой памятью. Но кто знает, может со временем память станет такой зримой и ясной, что захочет одеться в слова.

С признательностью, неизменным уважением и светлым чувством к Вам, Надя.

Надежда Дмитриева-Бон   05.08.2015 18:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.