Перечитывая Гумилева. Выбор веры. часть 3

Эта часть моих размышлений наиболее сложна для меня , но должна быть предельно простой для возможного читателя.

Я. как житель России, крещеный в православную Веру, ничуть не жалею о выборе моих предков. Более того, наступило время, когда и другие религии-конфессии дополняют и разнообразят российский ареал. Свобода совести.
И хотелось бы понять, чем руководствовались элиты Руси, когда встречали послов, предлагавших другие пути развития, других Богов, других союзников, другую Веру.
Нельзя же серьезно относиться к разговорам о выпивке, свинине, субботе и др.

Ведь  было время, когда вся наша история могла пойти по другому пути.
Вероисповедание выбирается этносом, а тем более, суперэтносом один раз.
И это правда, вовсе не простыми ремесленниками, а как правило, элитой.
За редким исключением, иногда пророками или святыми. Мессии.

И лишь когда суперэтнос распадается на отдельные фрагменты и становится реликтом, возможны смены ориентиров и вероисповеданий.
 Языческий Рим стал христианским. Католическим. Византия , порабощенная Османами, перешла в ислам, с небольшим островком православия-Грецией.
Что ждет Нас?
Станем  католиками? Сомневаюсь. Судя по тому, какими темпами католическая и протестантская Европа превращается в конгломерат ислама и ЛГБТ, нам это не грозит.
Может быть, иудаизм? Но , как и две тысячи лет спустя,евреи так и остались блуждающим этносом, вернувшись частью своей на земли своих пращуров.
И не претендующих на исключительность своего вероисповедания.

Буддизм, тихий и мирный, живет в своем ареале этносов и не размахивает шашкой, собирая другие народы в свой халифат.
Наверное, Ислам, сравнительно молодой и горячий, пассионарный, жаждет расширить, как и в VII веке, свой ареал ?
Может быть.

Если вести отсчет от конца X века, то осталось, какие- то жалкие 400 лет. Если равнятся на Византию.
А если наша История началась от Ивана Калиты , то можно добавить еше лет 350...

Итак, что же случилось с нашими соседями , хазарами, которые нынче НИКТО.
В начале IX века в Хазарском каганате произошел госпереворот. Тихий и незаметный.
Влиятельный иудей Обадия взял власть в свои руки, превратив хана из династии Ашинов ( тех еще, воинственных некогда тюркютов!) в марионетку.
По отцу ,хан , вероятно  был тюрко -хазар, а по матери, видимо, иудейке, еврей. Обадия решил, что коль власть в его руках, первым делом необходимо сделать иудаизм государственной религией Хазарии.
Кем он был, этот, безусловно грамотный деятель, потомком выходцев из Ирана, или последователем раввинов из Византии, неважно.
Выражаясь современным языком, премьер-министром он оказался дельным.

Ну не ханом же. Тем более, что хан, как символ, остался. И просто
 стал иудеем. То есть вроде бы иудей,но … не заслуживающим высокого доверия.
Но почему так? Отчего, тюрко-хазары, воинственные, вполне вписавшиеся в местный ареал, бескровно уступили власть?

Оказывается, переворот Обадии явление из ряда вон выходящее.
Лев Николаевич утверждает, что после Обадии, этнос в Хазарии превратился в общественный слой. Как это? И в чем отличие поведенческого типа хазар после переворота , от стандартного, соответствующего известным фазам развития этноса.
Вот эти самые тюрко-  хазары, потомки выходцев из предместий Китая, привыкли жить в равновесии с природным ландшафтом.
Ну , в общем, где родился там и пригодился. А дальше, за пределы ареала?
Ни-ни. Ну разве если выгонят, захватят, выдавят насильственно. Как уже было с тюрками.
Здесь все по-другому.
Рахдониты, и их более талантливые последователи освоили не только природный, но и андропогенный ландшафт. То есть, стали почти своими от Китая до западной Европы.

Ну и что,скажете Вы? Подумаешь, общественный слой появился. Никому он не мешал, ханы приняли иудаизм, а население никто и не собирался обращать в другую веру. Отношения бедных к богатым было таким же и в других этносах. Хазары быстро забыли, кто их научил воевать, и защитил от внешних врагов.
Пришлые же евреи жили отдельной общиной и с местным населением общались постольку-поскольку это было минимально необходимо.

А вот тюрко-хазарская знать быстро во всем разобралась и попыталась все вернуть на свои места.
Еще бы, она была напрочь отстранена от власти.
Но было поздно. Недовольство, а быть может, восстание было жестоко подавлено.

Знать частью разбежалась, частью была перебита.
Война эта была беспощадной, так как согласно вавилонскому Талмуду, « неиудей, делающий зло иудею, причиняет его самому Господу, и...заслуживает смерти»
Характер отношений внутри Хазарии резко изменился.
Евреи извлекали из хазар полноценных детей (мать-еврейка), ну и оставляли без особого внимание детишек, у которых был отец — иудей, а мать -хазарка, или куманка , или славянка.
Бастарды. Иудеи , вроде бы, но какие то не свои...неполноценные.

И вот тут важная мысль автора.

« Из системной целостности, Хазария превратилась в сочетание аморфной массы подданых с господствующим классом, чуждым народу по крови и религии».
Государство — химера. И этническая, и социально-политическая.

Но  разбирать всю сложноту этнических, социально-политических, географических переплетений Хазарии,  и тем более, спорить по тем или иным сведениям, мне,  всего лишь любопытному неофиту, нет резона.
Пишет все это великий ученый.  А я , лишь пытаюсь понять, отчего мы, в своей большей массе, например, не иудеи, а христиане, или мусульмане.

Ну продолжим. А что происходило в это самое время в русской державе?
Да как и везде. Мало друзей и много врагов.
Воевали с греками, печенегами, голодали, частью своей, разумеется, киевляне, приняли христианство.
Но. в 867 году этот процесс не развился из-за сопротивления язычества, какого- то обновленного, и.... агрессивного иудаизма. Во как!
Десятый век начинался с жесткого противостояния Хазарии и Русского каганата с центром в Киеве. Война была неизбежна.
Два хищника- Хазария и викинги в 859 году договорились о разделе сфер влияния. Совсем непохожие друг на друга, но их объединяла элементарная алчность. Хотелось золота, рабов, женщин , земли, послушных и неприхотливых подданых.

Но ни варяги, ни  рахдониты-иудеи не собирались этот договор соблюдать.
Варяги, как уже было сказано, не могли покорить междуречье, а только довольствовались Киевом. А хазары воевали только в степях, используя конницу своих союзников.
До поры до времени киевские варяги посылали подчиненных им славяно-русов умирать за торговые пути хазарских купцов.

Русский флот ( вот он когда появился!)   орудует на Каспии, громит в 909 году остров Абаскун, далее Мазендаран, а через четыре года огромный флот-500 кораблей, подверг грабежу и разорению побережья Гиляна, Табаристана и Ширвана. И даже добрались до Баку. Надо же.

Набрав много добычи , русы вернулись в Итиль на заслуженный отдых.
И  вот тут, случилось то, что в конце концов запомнилось русам надолго.
Царь хазар Вениамин предал своих союзников, и отдал их на расправу своей мусульманской гвардии. 30 тысяч было убито. Остатки пытались спастись на Волге , но попались в лапы к буртасам и булгарам, будущим исповедникам ислама.
Вот  таков он был варяг, вещий Олег (Хельга). Никакой не храбрый воитель, а хитрый политик и сборщик даней с покоренных славянских племен.
Нет, конечно, попытки были «отмстить неразумным хазарам»..взяли город Самкерц, покорили уличей, союзников хазар.

Но Песах...полководец..подступил к Киеву, разорил  и опустошил страну и снова заставил Олега воевать за торжество иудейской общины Итиля. Каков Песах!  Знают ли о нем?
Более того, Песах отправил русов воевать в Малую Азию против греков..и творили они там такие зверства...
Но греки отбились..
Уцелевшие воины русов отправились, видимо, по приказу из Итиля,  вновь на Каспий и снова, то болезни, то поражение.
А в Хазарии действовал закон о смертной казни воинов, не одержавших победы, и русы целиком под него подпадали.
" Просто удивительно, как обыватели, и древние, и современные, не могут представить себе иных стереотипов поведения, кроме собственного, привычного, и как дорого им обходится каждый раз, когда они встречаются с другим супеэтносом.
Обывателя чужой опыт не учит, и помимо этого, варяжским командирам славянских воев было не жалко. Очередная трагедия на Каспии прошла бесследно.»
По разным сведениям, союз Руси с Хазарией обошелся Киеву в 40-50 тысяч воинов. Славяно-русов.
Кого винить? Варягов, конечно. Они, перехватив у русов инициативу, довели страну до полного развала и превратили ее в вассала хазарских царей.

Во как!  Чему удивляться, что никаких симпатий к ним никто из славян не испытывал. Еще бы, это их сыновей и мужей викинги отправили на заклание.
Игорь -то не для себя дань собирал, а для хазар, ибо боялся их как огня. И поплатился.

Жена, Ольга, оказалась и умнее и храбрее.
Ошибки мужа и отца были учтены. Она , и сыны тех, кто погиб на Каспии и в Малой Азии, узнали, кто послал их отцов на гибель, отобрав предварительно заветные мечи. Они видели куда уходит дань, и отчего мерзнут и голодают их сестры и матери.
Они слышали грозные окрики из Киева, где правил князь, надежно защищенный от народа союзом с хазарским царем.
В такой же обстановке рос и воспитывался Святослав. Сын Ольги.
Что же произошло в Киеве?
Как и ныне , незаметный, но крайне важный для Руси переворот.
Князем стал малолетний Святослав, псковитянка Ольга правила, а главой правительства был Свенельд. Ольга, кстати, жила в Вышгороде, вместе с сыном.
Власть ушла от варягов к славянам либо к ославяненым росам. Произошло восстановление славяно — русских традиций и окончание варяжской узурпации.
Догадалась, или знала об этих событиях правящая верхушка Хазарии, неизвестно. Знал ли Итиль, что Ольга тайно крестилась, или  лишь в 957 году об этом узнали соседи, как друзья, так и враги?

Меж тем, Святослав, рожденный в 942 году, подрастал, и исподволь готовил реванш.
Дружина желала « отмстить неразумным хазарам» за гибель отцов и дедов. В те времена дружина для князя была всем: правительством, парламентом, вечем, ну и конечно боевым и надежным войском.

И этот час пробил. Практически сразу после крещения, Ольга стала помогать Византии. Русы помогли грекам отвоевать Крит, базу арабо-испанских пиратов.

И заключили союз с печенегами. А война с Хазарией, меж тем шла. И печенеги , союзники греков и враги хазар, снабжая  русов оружием, спасали и свои тылы.
Печенеги отвлекали силы хазар, барражируя вдоль западной части Хазарии, нынче это нижний Дон и междуречье с Днепром.

А Святослав отправился на Оку строить ладьи. Опытные речники и мореходы, русы срубили и наладили целую флотилию. Вятичи не мешали.
И весной 965 года объединенное войско спустилось по Оке и Волге к Итилю, в тыл хазарским войскам, которое тщетно ожидало врагов в степях под Донецком( шутка).
Ни буртасы, ни волжские булгары, ни кочевники-хазары отчего-то не предупредили иудеев об угрозе с севера.
Иные разбежались и попрятались, кто-то возможно и потирал ручонки, желая накликать беду на Итиль.

Удар был внезапен и страшен. Иудеи разбежались, многие были перебиты. И лишь потомки тюрков бились , не уронив чести древних предков-воителей.
Печенеги тоже, видимо , помогли, перекрыв отступление на запад.

Развивая наступление, Святослав добрался до Терека, взяв и разграбив Семендер, повернул к Дону, взял Саркел( станица Цимлянская ) и отправился Домой, в Киев.

Одно только странно, а куда же подевались войска Хазарии, ожидавшие русов на западе?
У Льва Николаевича ничего об этом не сказано.
Разбежались, наверное.
Наше повествование не посвящено описанию последствий внезапной кончины Хазарии. И правда, проигран был бой, но не война. Но оказалось, что этого, достаточно рядового похода хватило, чтобы ГОСУДАРСТВО рухнуло, как карточный домик. А несчастные жители Хазарии разбежались и попрятались, кто где, одни в горах Дагестана (горские евреи), другие в в Крыму (караимы).

Но так случилось, и русы смогли извлечь из своей победы не только политические и экономические выгоды, но и обрели понимание того,  как надобно строить государство. И как не надо.


Рецензии
Вот, они иудеи, какие сволочи. Не зря их окские корабелы до сих пор не любят и кузькину мать до сих пор им показывают. Кстати, я родился в семье двух агрономов - комсомольцев и меня тогда крестить было нельзя. 84 года я торговался с богами - не знал какую выбрать и, чтобы никого не обижать, остался атеистом. Всех благ, викинг.

Старик 31   24.08.2015 17:44     Заявить о нарушении
С Богами торговаться не стоит, Дорогой Дмитрий. Как и с Сатаной.
Здоровья тебе на долгие годы, Пассинарий ты наш!

Юрий Доронин   25.08.2015 10:59   Заявить о нарушении
Это точно!

Марфа Звонарёва   04.09.2015 20:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.