А нахренА нам это нужно?!

В институте, где я когда-то работал, был очень талантливый слесарь группы КИП (контрольно измерительных приборов). Было у него незаконченное школьное образование, поскольку он рано начал работать, чтобы помогать семье, но был он мастером на все руки, хорошо знал физику, прекрасно разбирался в механике, ему можно было поручить изготовить самые замысловатые приборные конструкции, и на моей памяти не было случая, чтобы он не довёл изделие до совершенства. Особенно приятно было с ним обсуждать детали предполагаемой конструкции. Он был рационален и практичен и умел удивительным образом всё упрощать, постоянно приговаривая: "А это нам с тобой нАхрен не нужно!"

Однажды, когда он выполнял для меня какую-то работу, я заметил, что он в течение нескольких дней стоит у станка, тупо уставившись в Г-образную серую железяку, которую держит в руках. Как только я подходил к нему с вопросом о том, когда он закончит мою работу, он откладывал железяку в сторону и начинал заниматься моим прибором. Однако через пару часов, зайдя к нему в комнату, я вновь обнаруживал его в задумчивости разглядывающим железяку. В очередной раз я не выдержал и спросил у слесаря:
- Послушай, чего это ты целыми днями стоишь, уставившись в эту железяку?
Он испуганно поглядел на меня:
- Ты что?! Какая это железяка?! Это же стопроцентный титан!
Оказалось, что он никак не может сообразить, где можно было бы использовать выменянный им у кого-то этот очень ценный кусок металла.

Я часто вспоминаю этот случай, когда мне приходится наблюдать, как форма подгребает под себя содержание, как практический смысл тонет, пуская пузыри в завораживающей бессмысленности яркой привлекательной формы. Так, например, уже много десятилетий наука упорно продолжает биться головой об анализ, не предполагающий возможность синтеза. Я не имею ввиду отсутствие практического смысла в обильном финансировании многих дорогостоящих проектов из области анализа особенностей структуры и функции веществ природного происхождения. Я имею ввиду те распространённые ситуации, когда дорогоящие "железяки" общей стоимостью в миллиарды долларов живут сами по себе вдалеке от практического смысла.

В начале 70-х годов прошлого века я слышал своими ушами, как академик А.А. Баев с уверенностью в голосе прогнозировал возможности генной инженерии в лечении заболеваний. Он говорил о том, что уже буквально через несколько лет целый ряд болезней таких, как, например, диабет можно будет излечивать методами генной инженерии. За последние пол столетия пожалуй практически единственным  успехом генной инженерии был случай, когда американским ученым удалось вылечить двух взрослых самцов беличьей обезьяны Saimiri sciureus от врожденного дальтонизма при помощи искусственных вирусов, содержащих ген человеческого длинноволнового опсина. В то время, как ДНК-дактилоскопия нашла широчайшее применение на практике, молекулярно-генетическая медицинская диагностика человека представляет собой раздутую до невозможных размеров практически мало применимую обещательность.

Весь вопрос в том, что развитие сложных современных аналитических методов требует высоких финансовых затрат и подготовки высоко квалифицированного научного и технического персонала. Но после того, как выясняется, что без синтеза анализ имеет очень мало смысла, то, как в случае с описанной мною титановой "железякой", анализ начинает жить самостоятельной жизнью, развиваться, совершенствоваться, и тот, кто скажет "А это нам с вами нАхрен не нужно!", будет выглядет глупым и необразованным ретроградом на фоне передовых профессоров и академиков, занимающихся сложнейшими областями современного знания. И совершенно бесполезно будет философствовать на тему о том, что для исследования живых организмов нужно развивать спекулятивные подходы, создавать и обсуждать гипотетические научные конструкции на уровне целых организмов точно также, как критически исследуются особенности новой аналитической техники. Никто против этого возражать не станет, но это, ужас как, немодно. Немодно потому, что энциклопедичность знаний, необходимых для спекулятивных умозаключений, плохо коррелирует с высокой спецификой научно-исследовательской деятельности и сводит на нет важность вложения средств и усилий в развитие многообещающих по форме прогрессивных новшеств.

Так, в США создана новая технология, позволяющая автоматически маркировать отдельные нейроны, чтобы делать изображения мозга в на уровне отдельных клеток С ее помощью ученые стали превращать полученные на микроскопах изображения в общедоступный массив данных, который в дальнейшем ляжет в основу подробнейшей карты мозга. Для создания демонстрационного видео специалистам потребовалось два года. Главная проблема состоит в том, что отображение одного квадратного миллиметра мозга (всех клеток и связей между ними) пока занимает около двух миллионов гигабайт — примерно такой объем данных ежегодно проходит через интернет. Весь геном человека, для сравнения, занимает три-пять гигабайт. Способов решить проблему хранения информации авторы проекта пока не придумали.

Я не думаю, чтобы кто-то смог членораздельно и ясно объяснить "А нахренА нам это нужно?!" Можно в деталях описать растительность на ноге о человека, но у каждого человека детали растительности будут кардинально отличаться.
Разумеется, говоря про "нАхрен нам нужно", я имею ввиду: за такие деньги и за такие усилия. При том, что ни один научный журнал не опубликует "сколоченную на коленке" гипотезу, объясняющую, почему синтез de novo нейронов происходит только в гиппокампе мозга, почему все животные обладают межполушарной ассиметрией, почему во сне наблюдается стадия быстрого движения глаз, почему полушария мозга связаны 250 миллионами нервных волокон, что такое синестезия и т.д. и т.п. Дело в том, что на эти и другие им подобные вопросы никакой анализ без "спекулятивного" по своей природе синтеза ответить принципиально не может.


Рецензии
Есть по крайней мере несколько причин, побуждающих выполнять такого рода работы.
1. Ни одна фундаментальная работа никогда не приносила прибылей сразу. Иногда на ее коммерциализацию уходили многие десятилетия. Таковы и изучение атомной структуры вещества (и молекулярной тоже), и теория относительности. Даже СТО начали использовать в практике - например, в GPS - навигации. В конце концов, почти все находит применение.
2. Отсутствие прямой выгоды - еще не повод отказываться от исследованиий. Та же генетика дала косвенный выход в создании генномомдифицированных организмов, в клинической дородовой диагностике, будет выход и в повседневной лечебной практике. БАК (коллайдер) уже позволили разработать и применять технологии накопления и обработки больших массивов данных в несмежных областях.
3. Наука - элемент культуры, не менее (и даже более) значимый, чем все искусства и религия. Церкви всех конфессий тратят средств больше, чем университеты тратят на образование - и что? Разве это повод для уничтожения религии? Почему вы не кричите, как герой Райкина: приделать балерине динаму к ноге - пущай крутит, дает энергию народному хозяйству! Науку нельзя рассматривать только утилитарно: ей присуща внутренняя эстетика, недоступная непосвященным. оставьте адепптам науки заниматься своим делом, ваше непониманиее - еще не повод для наездов.
4. Визги о том, что наука расходует слишком много средств, беспочвенны. Доля госбюджета, приходящаяся на науку, невелика, по крайней мере, в России. В то же время ясно, что страны, много расходующие на науку и образование, имеют лучший уровень жизни и лучшую динамику экономического развития.

Алексей Степанов 5   03.08.2015 16:09     Заявить о нарушении
Вы меня плохо поняли. Я сам автор 200 научных работ и более 50 изобретений, работал в десятке областей химии, физики, биохимии и микробиологии. Я говорю о пропорциях. О несоразмерных усилиях. Дело в том, что среди учёных обладают мозгами не более 20, а то и менее %% Как только появляется перспективная область,в которой можно чувствовать себя комфортно не за счёт качества, которого не хватает в большинстве случаев, то в этот прорыв направляются толпы. Нобелевский лауреат Варбург установил свой эффект с помощью простейшего оборудования. После него многие миллионы трудолюбивых муравьёв эксплуатировали тему онкологии без особых результатов. В последнее время было признано, что эффект Варбурга работает. Подобных примеров можно привести тысячи. Фундаментальные исследования вовсе не означают рай для мудаков. За десятилетия "наработали" более трёх сотен элементальных частиц по большей части искусственного происхождения. И будут нарабатывать, пока не ясно станет, что бозон Хиггса не спасает от тотальной абракадабры

Леонид Андреев 2   03.08.2015 20:00   Заявить о нарушении
Главное забыл сказать: деньги на науку выделяют, как правило, малограмотные бюрократы или пожертвователи. Вот здесь красивые названия, нацеленные в светлое послезавтра и играют основную роль. Статины, которые начали разрабатывать по ошибке для удаления холестерина, без которого человек не жилец на белом свете, не дали ничего. Это фейк, на котором производители за три десятилетия заработали более 200 миллиардов долларов (http://systemity.livejournal.com/1204911.html)

Леонид Андреев 2   03.08.2015 20:39   Заявить о нарушении
Почтеннейший Леонид,
к сожалению, так уж устроена наука. Нельзя вырастить десяток гениев, не взрастив тысячу аутсайдеров. Они тоже не останутся без дел, потому что в науке полно рутины. Несколько идеализируя, можно утверждать, что гений пробивает дорогу наверх и определяет развитие науки и прокладывает пути, а аутсайдеры добывают черновой материал, подпирая того, кто успешен. Повторяю: идеализируя. Но тенденция, вероятно, есть.
И о финансировании: да, не все гладко, и распил есть, и нездоровая конкуренция, но все же (опять идеализируя, эх!) нобелевский лауреат убедительнее бездаря в выбивании средств. Разумеется, накладки есть, были и будут. Но в большинстве стран такие, как Петрик, не имеют поддержки в виде национальных борь грызловых. Кроме того, ученые тоже люди, и определить перспективность того или же иного направления в момент его зарождения трудно. Лет тридцать назад казалось, что вот он, термояд - доделают очередной ТОКОМАК, и дешевая энергия рекой польется - а воз и ныне там. И таких направлений много. Есть и те, от которых прибытку не будет, может быть, никогда - скажем, от астрофизики, или же от космологии. Но это безумно интересно. Ведь не хлебом же единым...
Но отчасти я с Вами согласен.
А если не секрет - чем именно Вы занимались в части химии и физики?

Алексей Степанов 5   03.08.2015 22:18   Заявить о нарушении
А, забыл. Мне коллайдер не кажется пустой игрушкой - но это уже дело личных предпочтений.

Алексей Степанов 5   03.08.2015 22:20   Заявить о нарушении
В химии я работал в катализе, в аналитической химии, в нефтехимии, в органическом синтезе. В физике занимался наночастицами ещё в начале 70-х. Я изучал процесс формирования тонких плёнок, когда соотношение когезии и адгезии плёнки на стеклянной поверхности подчиняется строгим уравнениям. Разработал метод тонкоплёночной хроматографии. 35 лет тому назад опубликовал теорию происхождения жизни, основанную на самопроизвольном образовании молекулярной самоорганизующейся системы, способной аккумулировать энергетические шумы в виде макроэргического соединения - окиси магния, образовавшегося из иона магния. Этот процесс копировал современную АТФ-азу. За 35 лет ничего не было предложено. Голый трёп насчёт умных ДНК и рибозимов. Сейчас пишу очень подробную книгу на эту тему. Кое-что есть здесь, но это просто черновик: http://systemity.livejournal.com/1237317.html. В Америке я занимался компьютерной наукой. Получил три патента США на алгоритмы, но основе которых разработал компьютерную программу, имитирующую поведение самоорганизующихся систем. Это всё небольшая часть моих работ. Главные работы были в области биохимии липидов бактерий и систематики и экспрессной диагностики бактерий, за что в 83 году получил в Кремле орден "Знак Почёта".

Но я что-то сильно разговорился. У меня есть определенные взгляды на вопрос, который мы с Вами затронули. Я буду об этом писать в книге. Наука, построенная на редукционизме, с точки зрения фундаментальной всё больше становится бесплодной. И пример, когда английская фирма за 150 тысяч фунтов разработала научные основы производства тапочек для пенсионеров, становится типичным. Это - псевдохолизм с применением математической статистики. Сейчас в данный момент я занимаюсь психиатрией. Разработанная мною гипотеза объясняет, почему психические заболевания не лечаться, как работают мифы, что такое религия и т.п. Это тоже часть моей книги под названием "Кафе Дилетант"

Леонид Андреев 2   04.08.2015 08:46   Заявить о нарушении
Леонид,
тема происхождения жизни - интереснейшая, но и требует, наверное, изрядной подготовки в части органики, термодинамики, биохимии... Я это знаю очень поверхностно. Ваша ссылка у меня не открылась. Может быть, Вы где-то еще выкладывали?

Алексей Степанов 5   04.08.2015 10:43   Заявить о нарушении
На этот сайт почти каждый день кто-то приходит. Он открывается. Ума не приложу, почему у Вас не открывается. Сейчас у нас второй час ночи. Завтра поищу другие ссылки. Эта ссылка открывается: http://systemity.livejournal.com/1237317.html.

В проблеме происхождения нужен сценарий, химико-биологический сценарий, а не мистика типа "встретились две макромолекулы..." с вероятностью в десять минут тридцатой степени. Я на кончике пера открыл новую реакцию. Она широко известна в химии как тауто-енольная изомерия, но у определенного класса веществ (липидов) она протекает с огромной скоростью, поэтому неизвестна. Эта реакция лежит в основе трансформации иона магния в окись магния. Мембранный синтез АТФ и фотосинтез используют эту реакцию, но даказать это очень трудно тем более, что об этом никто не догадывается, хотя АТФ, синтезированный с помощью окислительного фосфорилирования, всегда представляет собой магниевую соль. Без магния не работает фотосинтез. Почему - не известно современной науке. Родной брат магния кальций на эту реакцию не способен из-за небольших различий в атомном радиусе. По этой причине он в костях, в раковинах моллюсков, в панцырях диатомей и т.п.

Леонид Андреев 2   04.08.2015 11:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.