в выходные

В субботу у меня было намечено посещение больницы Снегирёва, где до и во время войны работала мама. После не совсем успешной поездки на Пискарёвское кладбище мне хотелось побывать в часовенке при больнице, куда мама отнесла мою умершую в марте 1942 года сестрёнку. Кроме того мы с Катей хотели прокатиться на теплоходе по каналам и во второй половине дня прогуляться с моей однокурсницей Наташей по парку ЦПКиО.
Для того чтобы в больнице увеличить шансы на успех, я взяла с собой мамин пропуск того времени. Но когда мы оказались в фойе больницы, я прочитала висевшее там объявление о часах работы церкви. Они были после обеда. Мне представлялось, что часовенка находится во внутреннем дворе, поэтому я попыталась на неё взглянуть. Но из доступных окон ничего не увидела. А добрая старая нянечка рассказала мне, что церковь распoложена в здании больницы и открывают её редко, только если кто-либо пожелает своего младенца крестить. Полное фиаско*.
Но зато поездка на теплоходике удалась. Во всяком случае Катя осталась довольна. Мы прокатились по каналу Грибоедова и по Неве вокруг Петропавловки.
Поскольку мы оказались рядом с Домом книги, я захотела взглянуть на дом, в котором мама жила до и во время войны. Он был рядом и напротив храма Спаса-на-крови. Оказалось, что дом относится к первым домам города, раньше он был 3-ёх этажным. Внизу располагались помещения для карет (там сейчас ресторан и кафэ), а наверху жили служащие. В 30-тых годах прошлого столетия, когда надстроили писательский дом (канал Грибоедова 9), очевидно, заодно надстроили и мамин дом № 5. Там они с мужем купили кооперативную комнату в 2-х комнатной квартире.
Я бы заглянула и в храм, но Катя в нём уже была, поэтому мы только обошли храм вокруг и уже собирались поехать на встречу с Наташей, но тут мне приглянулся синий бархатный наряд петровских времён, и я решила его примерить. Девица, отвечающая за наряды, меня отговорила, мол будет мал, и предложила другой. Конечно, не просто примерить, но и сфотографироваться. Примерила, сфотографировалась и мы поехали к Наташе. Перед тем как погулять в парке, она пригласила нас на обед.
Наташа с её мужем Юрой (тоже моим сокурсником) живут в доме с великолепным видом на залив и новый парк 300-летия городу. Там, где недавно разбили парк, раньше было болото. А сейчас там планируется построить самый высокий дом города. Вот какие чудеса...
Конечно, мы прошлись по парку, дошли до ЦПКиО, а в нём до недавно отреставрированного Елагинского дворца. Для Кати это было с непривычки слишком много, но в присутствии Наташи она не решалась выразить своё недовольство вслух. Зато в метро я узнала, что ночи на отдых ей не хватит. 
Но в воскресенье я всё же уговорила Катю съездить со мной в усадьбу «Богословка»  и посмотреть Покровскую деревянную церковь. На метро мы доехали до станции Ломоносовская и пересели  на автобус 476. Примерно через пол-часа  были на месте. Весь комплекс деревянных построек находится рядом с автобусной остановкой. Кроме церкви ( это копия церкви, построенной в 1708 году в селе Анхимого Вологодской области, сгоревшей в 1963 году , а она в свою очередь была прототипом известной церкви Преображения Господня, построенной в 1714 году в Кижах)  там можно посмотреть часовню, взглянуть на колокольню и роскошный крестьянский дом (очень зажиточного крестьянина Костина из Заонежской деревни Верховье). В это воскресенье службы в церкви не было, но мы не особенно опечалились, потому что, не мешая верующим, смогли спокойно всё осмотреть. Так что Катя не пожалела, что со мной поехала.
Потом я её отпустила домой, а сама отправилась в последний раз опять на Невский. Хотела, наконец, побывать в храме Спаса на крови. Вспомнилось, как Розенбаум пел:

"мечтаю снять леса, мечтаю снять леса со Спаса на крови.."
 
Леса сняли ещё в 1997 году, но у меня всё не хватало времени заглянуть внутрь.  Заплатив, как не Российская пенсионерка,  280 рулей я прошла в храм и присела у входа в ожидании экскурсовода. Внутри было много посетителей, как русских, так и иностранцев. Каждые четверть часа проводились экскурсии, так что долго ждать мне не пришлось. Молодая девушка — экскурсовод очень грамотно и на высоком уровне рассказала  историю строительства храма, используемые для него материалы, об отделке стен мозаикой ( 7065 кв.м), о художниках мозаичных картин. Всего их было 30, среди них такие знаменитые, как В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, А.П. Рябушкин. Оказывается, мозаичная экспозиция церкви одна из крупнейших коллекций в Европе. От части и поэтому строительство храма велось 24 года.
Мой 2-х недельный марафон начинал сказываться, все подробности рассказа экскурсовода мне не удалось запомнить. Но намеченные мною дела ещё не закончились.
Немного передохнув, я опять пошла к Русскому музею за сувенирами, и  в Летний сад, чтобы сделать фото фонтанов. У Русского музея выступали старые музыканты ленинградского дикселенда и танцевали  иностранные туристы пенсионного возраста (похоже, немцы, потому что мужчины были с серьёзными лицами, как-будто жердь проглотили —  от этого смотреть на них  было смешно). В Летнем саду также играла музыка - воскресный духовой оркестр.
 Усталая,  заскочив на обратном пути в гастроном и купив миниатюрные пирожные (чтобы хотя бы у Дениса остались от моего посещения сладкие воспоминания), вернулась домой.

* фиаско оказалось временным. Позже  с помощью интернета мне удалось посмотреть на эту часовенку. У неё жалкий вид, два окна заложены кирпичами, на внешних стенах графити.  Спасибо молодому дотошному фотографу Виктору М.

на фото  вид внутри храма Спаса-на-крови


Рецензии