Нелегалка 2015. Глава 21. Горло Алькантары

 Предыдущая глава: http://www.proza.ru/2015/07/17/1709

          - Наташа, возьми нож поострее и отрежь мне листья! – если не видеть мизансцены, можно решить, что диалог взят из страшной сказки. На самом деле, Пина жалеет выбрасывать листья цветной капусты (сегодня будет каволофьори – цветная капуста – с пастой – макаронами). Старая синьора готовит минестроне – варёные овощи. В минестроне идёт всё, что есть под рукой: зелень, картошка, помидоры, баклажаны, лук, перцы, каперсы. Раньше я очищала капусту с вечера, но по утрам Пина делает ревизию мусорному ведру. С угрюмым видом она извлекала из мусорки листья и укоризненно нарезала их для своей баланды. Никто, кроме неё, к минестроне не притрагивается. Её дочь, увидев однажды, что мама делает, пришла в ужас. И я стала поступать иначе. Я не имею никакого желания пробовать эти листья, но допускаю, что они могут быть вкусными, хотя бы для бабули. Поэтому капусту чищу по утрам, демонстративно выкладывая на мойку и не прикасаясь к ней, пока Пина не предпримет вылазку на балкон. Каждый раз (раз в неделю) глаза её загораются, из груди вылетает довольный стон, и она, игнорируя прохладу за балконной дверью, рулит к мойке.
          Кое-что я специально не делаю, чтобы доставить синьоре удовольствие. Например, «забываю» доставать хлеб из морозилки. Достаю мороженое или гранита, для себя и Пины, отодвигая окаменевшие от холода батоны), и захлопываю дверцу. Пина съедает лакомство, а потом спохватывается, ковыляет к фригориферу и извлекает пакет с хлебами, причитая в голос: «Наташа, ты опять забыла достать хлеб! Ах, я должна сама обо всём думать в этом доме!» Она победно смотрит на меня, смущённо хлопающую глазами и пожимающую плечами, и, внимательно осмотрев хлеба, водружает их на стол и возвращается на балкон, загорать.
          Не то чтобы я подхалимничаю, отнюдь. Все старики одинаковы. Им надо кого-то учить, им необходимо чувствовать своё превосходство, потому что не остаётся ничего другого.
          Я много лет подкидываю своей маме «жареных уток» в виде сногсшибательных сплетен о людях, которых она знает. Ну, например, развелась одна наша общая знакомая с мужем, а жить осталась со свекровью, из-за ребёнка. Муж ушёл к другой, свекровь гнала невестку, которой деваться было некуда, но хотела забрать внучку. Потом свекровь заболела, слегла конкретно, и невестка ухаживала за ней. И стала невестка, убирающая судна и памперсы, хуже всех на свете, потому что, естественно, если бы сынок драгоценный не ушёл из дома, а выгнал бы плохую жену, за мамочкой был бы другой уход, и вообще, она не заболела бы. И как-то свекровь пропускала мимо мозгов тот факт, что сын не бежал её навещать, не тащил в зубах пакеты с лекарствами и деликатесами. А невестка, давно похоронившая своих маму-папу, и искренне называвшая свекровь мамой, теперь относится к ней как к сумасшедшему овощу, автоматически выполняя необходимые действия, да ждёт, когда вздорная старуха перекинется с инвалидного кресла в гроб на колёсиках. Обычная история. Главное здесь - рассказывать как можно эмоциональнее, обсуждая и подначивая на общее понимание происходящего, ибо ничто так не сближает, как праведный гнев осуждения чужих грехов. На самом деле, мне глубоко плевать на то, что происходит вокруг, люди вольны жить, как им вздумается. Но, после таких вот локальных шоу, мама становится добрее, и меньше придирается ко мне.
          Я – не самая худшая дочь, но когда человеку под 90, он невольно становится вампиром, телевизионных страстей ему явно недостаточно. А я не готова больше дёргаться каждый раз, когда она вдруг вспомнит или придумает что-то, и с вызовом начинает на ровном месте возникший разговор словами: «Я молчать больше не буду, всё тебе выскажу!» Если такое произошло, лучше перетерпеть. Седые мозги избирательны, когда старикам плохо, физически или психологически, они ищут виноватых среди присутствующих. Не реагировать, уходить от выговора или даже скандала – сделать для старика ещё хуже. Втянуться в разборки – измочалить собственную душу. Поэтому, сплетни – лучший выход.

          Пина тоже любит посплетничать. В минуты прилива радостного обсуждения соседей к ней лучше не приближаться. Она таскается за мной, хватает за руки (а это меня дико бесит), заглядывает в глаза и говорит-говорит-говорит, хихикая, оглядываясь и жестикулируя. Я не вникаю в её разглагольствования. Уж если попалась, киваю и мычу согласительно: «О!... У!... М-м-м… А!...» Отвечать бесполезно. Она всё равно не слышит, ей главное выговориться.
          В четверг, после душа, когда я помогала Пине одеться, она вцепилась в моё плечо и трагически произнесла: «Синьора, которая живёт напротив нас, сказала, что ты – проститутка!» Я повернула старушку набок, вытирая большим белым полотенцем бледную спину. Пина, выкатив глазищи, вцепилась мне в запястье: «Ты поняла, о чём я говорю? Соседка сказала, что ты – проститутка!!!» О, Господи, воля твоя… Проститутка, ренегатка, предательница Родины. Ну, лежишь ты, бабка старая, сытая и намытая, что ж тебе неймётся? Аккуратно сняв её пальцы со свей кожи (Пина носит длинные ногти, заточенные острыми треугольниками), я проорала в тугое от возраста и маразма ухо: «Мне это без интереса!» Она завопила в ответ: «Как это? Синьора из квартиры напротив…» Я продолжила диалог чокнутой компании: «Синьора напротив ненормальная!» Мозги Пины споткнулись на пару секунд, затем она радостно проорала: «Да! Она – ненормальная!» Тема сменилась с быстротой молнии: «Наташа, правда, я похудела? Я – более стройная, чем Анджела?!» Мама миа… Я кивнула: «Вы – прекрасны, как юная девушка!» Пина смущённо заулыбалась: «Ты – лучше всех!» Ага. Все вы так говорите. Кто-то из бадант ведётся на подобные гнилые комплименты. «Ты – лучше всех!» - и женщина пашет с утроенной силой, не задумываясь, почему ей не повышают зарплату и не делают документов.

          Первого августа мы с Надей поехали в Голе Алькантара – Горло реки Алькантары. Я уже была знакома с заповедником Алькантары в Франкавилле. Горло находится ниже, это – живописное ущелье, с высокими скалами, бурным течением, порогами и многочисленными водопадами.
          Вход – один евро. И это правильно. Горло пользуется огромным спросом и у туристов, и у местных. Чтобы наводить там порядок, нужны хоть какие-то деньги, а еврик выложить за несомненное удовольствие ни для кого не накладно. Посещают же реку, в этом месте сначала глубокую, сжатую в узком ущелье, затем привольно разливающуюся на мелководье, и снова уходящую в камни, тысячи людей.
          В ущелье водят организованные группы экстремалов, экипированных в закрытые костюмы, со шлемами. Впрочем, туда и без спецодежды лезут десятки отдыхающих. Ледяной поток сбивает с ног, над головами, закрывая небо, нависают причудливые скалы, уровень воды доходит до шеи. Туда, к водопаду, народ медленно двигается, нащупывая дно и погружаясь глубже и глубже. Обратно – нафотографировавшись, ложатся и выносятся течением на солнце.
          Мы с Надей тоже пошли. И фотографировались, и плыли, и визжали от холода, сдавшись на милость реке. Контраст между температурой воды и воздуха настолько резкий, что когда я, выплыв из тьмы Горла, встала на ноги, всё тело начало гореть, словно меня засунули в печку.

          После обсыхания, когда я надела купальник (полезла в Горло в футболке, не поверив подруге, что там глубоко), отправились к водопадам. Сверкающие потоки оккупировали фотолюбители. Нам пришлось пережидать очереди, чтобы запечатляться в воде и на камнях. В одном месте маленький водопад сливался в естественную ёмкость, образуя кипящую джакузи. Я уселась, Надя защёлкала камерой. Что-то она медленно жала на кнопки, я рассердилась: «Ну, что ты копаешься?» и встала… без трусов! Водопад сорвал с меня низ бикини, я молниеносно подхватила трусики спереди и, сверкая белой на фоне бронзового тела мадам Сижу, улыбнулась вылупившимся на меня мужикам: «Хеллоу! Стриптиз!» Они засмеялись: «О! Стриптиз гратис!» (Бесплатный стирптиз), я кивнула и помахала рукой, уже приведя себя в порядок: «Basta! Gratuito, solo i primi tre secondi» (Бесплатно только первые три секунды). Юмор оценили. Надя, переведя дух, сказала: «А, ты молодец, не растерялась». Я, таща её подальше от места конфуза, бормотала: «Надеюсь, никому не пришло в голову это заснять…»

          Через четыре часа мы поднялись к шоссе. Я повернула голову налево и на ближайшей горе увидела… дом на окраине Мотта Камастры, в котором работала осенью! «Надя, смотри, вон там, каза, где я пела песни с Петрушкой!» - «Соскучилась? Хочешь съездить в гости?» - «Разве что на кладбище…»
          Лена мне сообщила, что старушка Петрушка умерла, в начале июля. Умирала тяжело и страшно, у неё прогрессировала внутренняя гангрена. Я сбросила маячок Марио. Он перезвонил: «Кто? Что?» - «Марио, привет, это Наташа. Лена сказала мне, что твоя мама умерла. Прими мои соболезнования. Мне нравилась твоя мама. Я вспоминаю её только хорошими словами…» Он перебил меня: «Спасибо. Ты делай мне ещё картины!» Я не сразу врубилась в его приказ: «Не понимаю…» - «Делай мне картины! Ещё!!!» Я нажала на отбой. Идиот. Или – скотина. Урод, одним словом. Станет названивать, ни разу не отвечу.
          Кстати, Пина, когда я сказала ей, что Петрушка умерла, сначала забросала меня вопросами, а потом велела: «Позвони своей подруге, которая рассказала об этом, и дай мне трубку! Ты плохо говоришь по-итальянски, пусть она мне расскажет подробно!» Конечно же, я не стала звонить, а Пина через минуту забыла, чего хотела.

          Может быть, я училась не там и не тому. Но, когда папа заболел, без колебаний уволилась, чтобы быть рядом. Потому что насмотрелась на Сицилии на стариков, к которым нанимали бадант, коей и сама проработала девять месяцев. Моё сознание тогда изменилось. Мы же люди, и действуем по примеру других. Я видела, как относятся к заболевшим родителям мои знакомые. Обычно, если старики живут отдельно, великовозрастные дети их навещают периодически, закрывая глаза на ухудшающееся состояние, ограничиваясь советами и покупкой лекарств. Потому что все заняты, всем некогда. А доживающим своё время бабушкам и дедушкам нужны постоянный уход и опека. Возле них оседают, или, всё-таки, забирают к себе, когда ситуация становится критической, то есть, когда человек буквально обезноживает, становится не в состоянии добраться до туалета.
          Мои знакомые были не бессердечными. Просто, у них были свои проблемы: нехватка места в квартире – для лежачего нужна отдельная комната, невозможность нанять сиделку, да у каждого своё. Синьоры таких проблем не знают. Деньги, жилплощадь – всё есть. И старики, день ото дня отрешающиеся от реального мира всё больше, бесполезными растениями мирно существуют под ясным небушком. А их дети не переживают и не нервничают понапрасну, потому что мамы-папы присмотрены.
          Синьорам всё равно, кто работает при их стариках. Баданты приходят и уходят, семья остаётся. Синьоры выбирают то, что им выгоднее. Здесь выгоднее брать в услужение русских и украинок. Сиделки с европейскими паспортами хотят слишком много: оплачиваемых отпусков, тринадцатых зарплат, улучшенного питания, и они не будут, как мы, работать на семью – они смотрят лишь за стариками. В основном, румынки, - готовят еду и моют посуду лишь за собой и старушкой. Они не стригут больным ногти и волосы, не делают массаж, не делают вообще ничего, что выходит за рамки присмотра за больным. Поэтому синьоры предпочитают нелегалок. И, вот бы, беря женщину без прав и документов, относились бы лучше – она выгоднее по всем статьям, так нет. Конечно, господа разные, и пальцы гнут в разной степени веерности, но ни одна баданта не считается за полноценного человека. Нигде и никогда. По-моему, в пределах разумного, это нормально. Если б я была богата, и нанимала работников, тоже вряд ли бы целовалась с ними. Человек работает и получает деньги. Всё.

Продолжение: http://www.proza.ru/2015/08/18/1249


Рецензии
Наташа, Вы повидали столько, что только миллионеры могут себе позволить. Правда, Вам это далось нелегко. Пишете замечательно.
С уважением,
Владимир

Владимир Врубель   10.08.2015 22:05     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Владимир! Вот на днях только подсчитала, что со времени отъезда из Питера в прошлом сентябре отдыхала ровно 60 дней))) Два месяца отдыха за границей, поездок, экскурсий, встреч и отдыха на тёплом море! И правда, - миллионерша!)))))))))))))

Наташа Лазарева   10.08.2015 22:17   Заявить о нарушении