Ещё раз об искусстве
Это создание красоты, гармонии определённым индивидом в области музыки, кино, литературы и др? Отражение наделенной талантом личностью жизни или её разнообразных форм? Попытки самовыражения, познания мира, стремление к славе, потребность запечатлеть увиденное или придуманное способом, доступным данному индивиду в танце, макраме, настенной живописи? В составлении букетов или вязании? Что значит искусство и почему мы так по-разному его воспринимаем?
Кто-нибудь думал о том, откуда вообще взялось слово ИСКУССТВО? Я не искусствовед, я юрист и автор стихов и прозы, никогда ранее не интересовавшийся происхождением этого понятия, но являвшийся его потребителем как зритель и слушатель, так и создателем (в своей определенной манере).
Кто-нибудь мог предположить (ссылаюсь на Википедию), что в слове «искусство» содержатся понятия истязания или пытки???
Иску;сство (от церк.-слав. искусьство (лат. eхperimentum — опыт, проба); ст.-слав. искоусъ — опыт, реже истязание, пытка) —образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.
Те, кому интересна данная тема, могут прочитать о ней более подробно на многочисленных ресурсах и составить своё представление об этом непростом понятии, как и о том, нужно ли искусство в жизни человека и если да, то почему многие живут без него?
Что же интересует меня, чем я хочу поделиться с вами, какими раздумьями, после более двадцати лет занятия стихотворчеством? Поэзию я бы поставила отдельным объектом искусства, ведь только она одна требует особенности для своего понимания, а именно – читателя-носителя языка, на котором написано данное произведение. Ни один перевод, даже самого выдающегося мастера перевода, никогда не передаст тех нюансов и слоев дивной материи стихотворения, из которой оно создано, не говоря о других составляющих, как его музыке, тональности, аромате, то есть цимесе стихотворения.
Поэзия национальна, тогда как всё другое искусство – интернационально по природе своей. Откровенно говоря, это немного обидно, но другого не дано…
Кто-то любит поэзию, как высшее владение словом и его музыкой. А кто-то – стихи и разные их формы – частушки, басни, детское творчество, переводы, юмористику, эзотерику и пр.
Поэзия и любовь… они неразделимы. Лучшие образцы поэтического творчества созданы в любовном жанре, во всех языках народов мира. Поэзией любви обращались к возлюбленным, им слагали серенады и романсы… высший слог – для высших чувств…
Недавно меня заинтересовал иной аспект взаимосвязи искусства и любовных отношений, а именно: любовь и творчество между любящими друг друга людьми.
Возможно ли себе представить, чтобы Родион Щедрин не любил бы творчества Майи Плисецкой? Или Галина Вишневская, признаваясь в любви к Ростроповичу, не восторгалась бы его музыкальным искусством? Или Анна Ахматова не любила бы стихов Николая Гумилёва?
Мне кажется, что можно любить компьютерного программиста, ничего не понимая в компьютерах. Можно любить укладчика дорог, не соотнося его личных качеств с избранной профессией. Потому что компьютеры и асфальт относятся к сфере потребления и не несут в себе высокого заряда эмоций и чувств, то есть продуктом деятельности данных людей не является искусство.
Конечно, можно и асфальт выкладывать высокохудожественно и составлять прекрасные компьютерные программы, вкладывая в работу душу, творчество и умение, как и наоборот: и балетные партии некоторые танцуют тускло и примитивно, некоторые поют, не вызывая эмоций у слушателей, или можно быть бездарным актером. Любовь чаще всего не зависит от деятельности обожаемого человека, а если быть точной, то любят всех – и даже преступников. Но моя речь об искусстве, не забывайте нити повествования.
Бывает, что влюбляются в славу своего идола-певца и, посвящают свою жизнь деталям жизни кумира. Бывает всякое на свете, даже «преступная» любовь к представителю противоположной веры, за которой следует смертная казнь в качестве наказания.
Бывает всё, но, возвращаясь к искусству, я не могу представить, чтобы Майя Плисецкая, любив своего мужа, не любила его музыки. Итогом моего размышления является простой вопрос: можно ли любить человека, не любя его творчества?
10 августа 2015
Фото из интервью Ирены Лейна. Женщина на роль небесной феи (Майя Плисецкая)
Свидетельство о публикации №215081001860
Мне нравятся Ваши рассуждения на поднятую тему. Они заставляют и другого человека, невольно, задуматься о том, о чем задумались и Вы. Однако сам по себе вопрос неоднозначен. Что такое Искусство? Что такое Поэзия? Как они возникли, почему, для чего? Можно ли жить с этим или жить без Искусства? Мое мнение таково, что Искусство, прежде всего, - это Творчество! Любой его вид! И неважно, как его называть, а Творчество родилось параллельно с Человеком. Либо было доставлено вместе с Человеком на Землю, если верить во внеземное происхождение Человека. Творчество зародилось и развивалось параллельно с развитием и становлением Человека. Поэзия - тоже Творчество. И я с Вами согласен, что Поэзия глубоко национальна. И согласен с тем, что зачастую перевод, даже самый искусный, не отражает красоты и музыки стиха, присущей только данному Поэту. Приведу два примера: 1. Стихи Тараса Григорьевича Шевченко в русском переводе. 2. Стихи Александра Сергеевича Пушкина в украинском переводе. И то, и другое - это не Шевченко и не Пушкин! Говоря очень мягко...
А знаем ли мы, люди, не владеющие аварским языком, творчество Расула Гамзатова, как Поэта? Думаю, что нет! Все мы знаем двух других Поэтов, которые его переводили, - это Я.Козловский и Н.Гребнев. Так кому же присвоили звание Героя социалистического труда за стихи? Чьи, Р.Гамзатова или этих двоих?
А знает ли русский или украинский человек, свободно не владеющий английским, творчество Р.Бернса или У.Шекспира? Хотя бы его сонеты? Боюсь, что нет! Потому что мы любим не Шекспира, а Маршака и Пастернака, которые нам подали Шекспира на блюдечке. А сколько там самого Шекспира? И я могу продолжать и продолжать...
И, наконец, о любви к человеку искусства. Баронесса Надежда Филаретовна фон Мекк любила Петра Ильича Чайковского. Ни разу в жизни его не увидев, до самой его кончины. Она полюбила его за его Музыку! Сам П.И.Чайковский, состоя с ней в переписке, всячески избегал встречи с баронессой. Причины известны. Но в благодарность за ее любовь Петр Ильич посвятил ей свою 4-ю Симфонию! Что касается Любви, то это не зависит от того, кто твой избранник, и кто ты сам. Любовь сама приходит, без спросу, кто вы?
Юрий Тригубенко 02.06.2020 13:41 Заявить о нарушении
Я всегда привожу в пример Шекспира и переводы Маршака -
замечательного нашего поэта, дивного - но ... не Шекспира сонеты
мы читаем, а его прекрасные и образные стихи по заданным образам и теме!
Что касается последних Ваших предложений, то они точно не по теме моего
эссе, которое гораздо Уже темы любви, которую не охватить ни одним эссе.
Любовь это жизнь. Я ставила себе конкретную задачу: взаимоотношения
творческих людей в избранных ими видах творчества.
Огромное спасибо за интересный отзыв, рада Вас слышать на этом портале тоже!
Ирина Фетисова-Мюллерсон 06.06.2020 22:40 Заявить о нарушении