Витус Беринг

Сегодня, как никогда ранее,
заметно:
жизнь человека обозрима,
можно сказать: коротка.
«Будут ли помнить  меня?»-
 спрашивает пишущий.
Вопрос такой задавать –
 в некий соблазн впадать,
помнят тех,
кто  в истории оставил след.

Витус Ионассен Беринг (Bering) (в документах часто - Иван Иванович)
(1681 -1741).

Витус Бериаг родился 12 августа 1681 года в Дании, в городе Хорсенсе. Он носил фамилию матери Анны Беринг, принадлежавшей к знаменитому датскому роду. Отец мореплавателя был церковным старостой. О детстве Беринга сведений почти не сохранилось. Известно, что юношей он участвовал в плавании к берегам Ост-Индии, куда еще раньше отправился и где провел много лет его брат Свен.

 1703 – Амстердам. Датчанин Беринг поступает на русскую службу.

1707 – произведен в России в поручики (лейтенанты).

1710 – переведен на Азовскую флотилию. Произведен в капитан-лейтенанты. Командовал шнявой «Мункер» («Мункер» - фр. mon coeur — сердце моё - одна из десяти 14-пушечных шняв (шнява -  парусное  судно, имело две мачты с прямыми парусами, также шнявы имели третью мачту, так называемую шняв-мачту), построенных по проекту Петра I.  Шнява «Мункер» оказалась весьма удачным и быстроходным судном, на котором царь часто держал свой флаг).

1710 - 1712 в составе Азовской флотилии участвовал в войне с Турцией.

1712 - переведён на Балтийский флот.

1713 - в Выборге женился на Анне Кристине, дочери одного из местных бюргеров.

1715 - произведён в капитаны 4 ранга. В этом же году Витус Беринг в последний раз побывал на родине и больше туда не возвращался.

1716 - капитан 4 ранга Беринг командовал кораблём «Пёрл» (Линейный корабль, был куплен в 1713 году в Голландии и под именем «Перл» вошёл в состав Балтийского флота России. Линейные корабли строились и применялись с XVII века и до начала 1860-х годов для морских боёв с использованием линейной тактики.).

1717 - произведён в капитаны 3 ранга.

1719 - году командовал кораблём «Селафаил».

1720 году произведён в капитаны 2 ранга, командовал кораблём «Мальбург»...


На службе в России провел 37 лет.  Служил на Балтийском и Азовском флотах.
В 1725 по поручению Петра I возглавил Первую камчатскую экспедицию, направленную в Тихий океан с целью выяснить, соединяется ли Азия с Америкой.

 В 1733 ему было поручено руководство 2-й Камчатской, или Великой Северной, экспедицией, цель которой заключалась в описании северного и восточного побережий Азии и ознакомлении с побережьями Северной Америки и Японии. В состав экспедиции входило пять отрядов, действовавших почти самостоятельно. Беринг возглавил отряд, который направился к берегам Америки. Выехав из Петербурга в 1733, отряд достиг Охотска в 1737 и только в l741 на построенных там кораблях <Св. Петр> и <Св. Павел> (которым командовал первый помощник Беринга Чириков) отправился в море. Вскоре во время бури корабли разошлись.
Длина каждого пакетбота составляла 80 футов (30 с небольшим метров). Они имели по 14 пушек каждый и грузоподъемность около 100 тонн. Команду обоих кораблей составляли 166 человек.

Сам Беринг отправлялся на "Святом  Петре". С ним шли лейтенант Ваксель,  штурман Эзельберг, подштурман Юшин и гардемарин Иоганн Синд. В числе  матросов  был и разжалованный в рядовые лейтенант Овцын – бывший командир одного из отрядов Северной экспедиции. «Святым Павлом"  командовал капитан Алексей Чириков, с которым были лейтенанты Чихачев и Плаутинг,  штурмана  Елагин и гардемарин Юрлов. Провианта было взято из расчета на 20 месяцев.

Беринг достиг Аляски, обследовал и нанес на карту ее побережья, несколько островов из группы Алеутских, ряд островов из групп Курильских, Японских.

После полутора месяцев плавания, около полудня 16 июля 1741 (на широте 58o14' и долготе 49o31') впереди на севере стали вырисовываться туманные очертания горных массивов. Ныне эта горная цепь называется «Горы Св. Ильи - Saint Elias Mountains)» на границе Канады и США.

Беринг не разделял всеобщего ликования. Он был угрюм и с несвойственной ему решительностью объявил команде о необходимости немедленно возвращаться обратно. Мотивировал командор свое решение тем, что до Камчатки далеко, и что впереди зима, и запасов мало.

Обратный путь домой был полон лишений. По пути были открыты ряд островов из группы Алеутских. В конце концов, «Святой Петр» потерпел крушение возле неизвестного безлюдного острова (ныне о. Беринга), здесь команда судна зазимовала.  Многие, в том числе Беринг, умерли от цинги.

Те, кто выжил, всего 46 человек, на следующее лето, из остатков «Святого Петра», построили самодельное судно и на нем, в августе 1742, года добрались до Авачинской бухты. Перезимовав здесь, путешественники в 1743 году добрались до Охотска, и в том же году прибыли в Петербург.
Оставшаяся часть команды летом 1742 возвратилась на Камчатку. Результаты открытий были опубликованы Алексеем Ильичом Чириковым (годы жизни: 1703 -  1748).


Великие русские географические открытия XVIII в. были сделаны во время Первой (1725-1730 гг.) и Второй (1733-1743 гг.) Камчатских экспедиций под руководством
В. Беринга.

Первая Камчатская экспедиция 1725-1730 гг. занимает в истории науки особое место.
Она была первой в истории России крупной морской научной экспедицией, предпринятой по решению правительства. В организации и проведении экспедиции большая роль и заслуга принадлежит военно-морскому флоту.

Исходным пунктом Первой Камчатской экспедиции послужил именной указ Петра I об организации "Первой Камчатской экспедиции" под командованием Витуса Беринга.
23 декабря 1724 г. последовал указ о назначении экспедиции, а 6 января 1725 г.,
 за 3 недели до своей смерти, Петр I собственноручно написал инструкцию Берингу, состоящую из трех пунктов . В начале января 1725 г. Петр I вручил главнокомандующему военно-морским флотом генерал-адмиралу Ф. М. Апраксину  инструкцию:
"1725 года февраля 5. Инструкция, высочайше данная флота капитану Берингу.- Об открытии соединения Азии с Америкой.

"Необходимо отметить, - пишет А.А.Сопоцко,-   что до плавания экспедиций Беринга никто в Тихом океане выше параллели 43° с. ш. не поднимался; пределы, которых достигали иностранные мореплаватели, показаны на карте "Морские плавания и экспедиции от IX до XVIII века". [Морской атлас, 1953, л. 3].

После возвращения из Первой Камчатской экспедиции в 1730 году Витус Беринг был встречен в Петербурге несколько прохладно. К представленному им рапорту отнеслись с недоверием. Дело в том, что как раз перед ним в Адмиралтейств-коллегии успел наследить казачий полковник, «конкистадор» и покоритель чукчей А.Ф.Шестаков.

 Шестаков представил  составленную им (в 1724 г.) карту Северо-Восточной Сибири и Курильских островов (!).  В 1727 по его предложению правительство инициировало военную экспедицию (~ 600 чел.) для покорения чукчей и поиска земель и островов в Ледовитом и Тихом океанах. Погиб в 1730 г. от рук чукчей.

 Но так как Шестаков не то, что карты составлять – писать не умел, то Берингу не составило труда показать преимущество результатов собственной экспедиции. И чтобы окончательно убедить руководство Адмиралтейства в своей правоте, Беринг вышел с инициативой организовать еще одну исследовательскую экспедицию к восточным пределам государства.

 Проектом  Беринга  заинтересовались влиятельные лица во главе с графом Остерманом, отвечающим за флот и являвшимся самым влиятельным на ту пору лицом в государстве.

Адмиралтейств-коллегия поддержала план Беринга об организации следующей экспедиции на Камчатку. Более того, она расширила его до грандиозного проекта по исследованию восточных и северных окраин империи, который вошел в историю как «Великая Северная экспедиция». На Беринга было возложено как общее руководство проектом, так и непосредственные поиски морского пути от Камчатки к Америке.

Первая и Вторая Камчатские экспедиции, объединенные единством цели, по заслугам заняли одно из первых мест в истории географических знаний. Это было прежде всего колоссальное научное мероприятие, намного превосходившее все ранее известное, осуществленное в такой короткий срок, на таком огромном пространстве и с такими несовершенными техническими средствами, какими располагал исследователь в первой половине XVIII в. Вместе с тем это было и важнейшее государственное мероприятие, целью которого являлось определение северных и восточных границ страны, поиски морских путей в Японию и Америку, создание правильной географической карты и навигационное изучение Северного морского пути."

Беринг нанес на карту побережье Аляски, ряд островов из групп Алеутских, Курильских, Японских.

Имя Беринга носит море, остров, пролив, мыс на побережье Охотского моря.
В его честь названы также Командорские острова.


Источники.
.А.А.Сопоцко. История плавания В. Беринга на боте "Св.Гавриил" в Северный Ледовитый океан. "Наука" Москва 1983 г. ред.: М. И. Белов, А. И. Алексеев ; Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока. - Москва : Наука, 1983. - 247 с. : ил., карты, портр.
Аркадий Александрович Сопоцко
http://www.ivki.ru/kapustin/person/bering/bering.htm

Наука и жизнь, Камчатские экспедиции Витуса Беринга http://www.nkj.ru/archive/articles/21544/
*Капитан-командор (также капитан бригадирского ранга с 1764 по 1798 гг.) — чин в 1707—1732 и в 1751—1827 гг. на русском военном флоте. Введён в 1707 году, в 1722 году включён в Табель о рангах, относился к V классу, при этом считался ниже контр-адмирала, но выше капитана корабля (с 1713 выше капитана первого ранга). В армии капитан-командору соответствовало звание бригадира, а также статского советника в гражданских (статских) чинах. Обращение — «Ваше высокородие».


Рецензии
Разделение двух материков проливом,который назван проливом Беринга, высочайшая заслуга самого Беринга и его команды.Это,наверное,знает каждый здравомыслящий человек.Конечно,ещё много белых пятен на земном шаре.Но открытие пролива между Азией и Америкой можно смело считать великим открытием.

Иволий Щёголев   12.08.2015 09:26     Заявить о нарушении
Первопроходцы! Открытие Россией северо-запада Америки (1732-1741).
По свидетельству придворного механика А.К. Нартова, Петр I, передавая текст инструкции генерал-адмиралу Ф. М. Апраксину, сказал: «Худое здоровье заставило меня сидеть дома; я вспомнил на сих днях то, о чем мыслил давно и что другие дела предпринять мешали, то есть о дороге чрез Ледовитое море в Китай и Индию. На сей морской карте проложенной путь, называемый Аниан, назначен не напрасно. В последнем путешествии моем в разговорах слышал я от ученых людей, что такое обретение возможно. Оградя отечество безопасностью от неприятеля, надлежит стараться находить славу государству чрез искусства и науки».

http://militera.lib.ru/explo/ira/1_02.html

Валентина Томашевская   12.08.2015 14:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.