Виктор Цой последний герой советского Рока

Какая перестройка? Какая политика? Это песня о школьных переменах!

(из интервью В.Цоя)

Когда погиб Виктор Цой, мне было четыре года. Все, что я помню из тех времен – большой плакат на стене в комнате старшего брата. На плакате были изображены рокеры отечественного разлива. Из всех, кто там был изображен, я помню лишь «Браво» и «Кино». Остальные стерлись из памяти безвозвратно. Найди я сейчас тот плакат 1990 года выпуска, то вряд ли бы кого-то еще узнал. Напрягая изо всех сил память, первое что вспоминается – суровый кореец в кожаной куртке. Он мне чем-то напоминал индейца из югославских фильмов. Что-то завораживающе мистическое было в той любительской фотографии с плаката.

Прошло лет десять. Разбирая фонотеку брательника я вдруг наткнулся на альбом группы «Кино» – «Звезда по имени солнце». Раньше он мне на глаза не попадался. Естественно стало любопытно. Достаю из чуть поцарапанной пластиковой коробки пахнущую пленкой кассету и засовываю в магнитофон. Включаю. Вот так я впервые осознанно познакомился с Русским Роком.

Простые и понятные песни, без витиеватых стихов и со вполне качественной музыкой. Что еще надо для 13-14-летнего подростка? «Песня без слов, ночь без сна…». Звучание было современным, несмотря на то, что альбом был записан в далеком 1989 году. Это разительно отличалось от всего, что я слушал раньше. Песни, пусть незамысловатые, но отдельно от музыки они не превращались в сухой текст, а оставались стихами. Тогда я наивно полагал, что все песни должны являться стихами. Но потом жизнь с упорством доказывала мне обратное.

Я знал про стену Цоя, но, к своему стыду, побывал впервые на Арбате в возрасте двадцати пяти лет. До этого я видел ее в последнем фильме Гайдая «На Дерибасовской хорошая погода». Собственно, реальность от фильма мало чем отличалась. Не считая кучкующихся у стены неформалов в замызганных футболках с потертой фотографией кумира и бомжей, скромно попивающих бухло, произведение народного искусства фактически на протяжении многих лет оставалось в первозданном виде.

К этому моменту я успел собрать официальную дискографию группы «Кино», не считая разных «концертников» и переизданий. Но «фанатом» группы в самом худшем понимании этого слова я не стал. Я не нацепил майку или толстовку с надписью «Кино» и портретом Цоя, не орал как полоумный что-то типа: «РООООООК!» и «Цой Жив!».

Хотя, в наших лифтах постоянно появлялись подобные надписи. В других лифтах дома местные школьники писали обычно: «Буль-буль-ман», «Пых-пых-ман», «Посев», «ГРОБ», «Punk’s not bed, а в нашем неизменно – «Цой Жив!». Причем не только на стенах, но и на потолке выжигали зажигалкой, иногда прибавляя слово «свят». Наскальная живопись, да и только. Стены лифта дома, в котором я живу, портить так же не хотелось. Как и выяснять на форумах в интернете, кто из поклонников прав, а кто нет.

Это было начало 2000-х. Интернет по карточкам, модем и скорость 56-кбит/с. Культура сетевого общения только зарождалась. Народ неспешно выходил из «FIDO-шного» подполья. Собственно, фидошники и заложили будущую основу сетевого этикета. Все эти «кащениты» с травлей «пейсателя» Лукьяненко, «падонкафский» новояз, цинизм и глум над святым. Естественно, покойный музыкант не стал исключением. Рифма «Цой-мацой», шутки про «Икарус» и десятки мегабайт текста на рокерских форумах про «не троньте святое!». Да, дорогие читатели, все это было и тогда, когда пабликов типа «МДК» и в помине не было. Интернет-тролли были жирные и изо всех сил глумились над школьниками. Но больше всего доставалось трупу их кумира и идола – Виктору Цою. Опять вспоминается Федор Михайлович Достоевский: «Нет такой идеи, такого факта, которого бы нельзя было опошлить и представить в смешном виде». Сколько раз я вспоминал и цитировал этот афоризм. Потому что эти слова с приходом всемирной паутины в Россию превратились в настоящую национальную идею. Для того чтобы проникнуться до конца, следует найти статью, посвященную Цою на ныне заблокированном Роскомнадзором Lurkmore. Вся суть умещается в одной цитате: «Цой каза болду в автокатастрофе 15 августа 1990 года, когда его автомобиль марки Москвич-2141, двигаясь со скоростью 130 км/ч по шоссе в Латвии, столкнулся с автобусом марки Икарус-250. Из-за сего факта некоторые считают дико смешными шутки по части Икаруса».

Но дело даже не в ненавистниках Цоя как таковых, а в бурной реакции его малолетних поклонников с неокрепшей психикой на выпады в сторону идола и кумира. Положение ухудшает тотальная музыкальная безграмотность поклонников. Как и безграмотность вообще. Недостаток книг в организме, прозомбированные телевизором и интернетом мозги – такие люди легкая добыча для циничных интернет-шутников. В интернете снова кто-то не прав, а на форумах грустно покоятся десятки, а то и сотни гигабайт откровенного срача. Иной раз читаешь очередной опус и думаешь - как хорошо, что он всего этого не видит.

Парадоксально, но Цою повезло «уйти вовремя»,, став еще одним из членов зловещего клуба «28-ми». Не смотря на это, его песни до сих пор звучат актуально. Даже несмотря на то, что его песни уже много раз поганились престарелыми представителями отечественной поп-эстрады, а песня о переменах была исполнена в 2014 году на Красной Площади. Это было на грани между холуйской стабильностью и экстремизмом. Увы, строительство демократии в России с треском провалилось. Спустя 25 лет безуспешной стройки нового светлого будущего на обломках старого. На Красной Площади звучат те же лозунги из далеких 90-х прошлого века: «Перемен! Мы ждем перемен!». И возможно они когда-нибудь настанут.

Сейчас много разговоров о том, кого поддержал бы Цой сегодня? На чьей стороне был? Орал бы как оголтелый «Крым Наш!» или ушел во «враги народа», подобно Макаревичу? Или превратился в очередного воцерковленного рокера, на чьих концертах иной раз бодро размахивает кадилом какой-нибудь дьякон. Но прежде чем пускаться в никому не нужные разглагольствования, давайте вспомним, кто окружал Виктора Цоя тогда? Борис Гребенщиков, Артемий Троицкий… Я не думаю, что он вписался бы в ряды прикормленного патриотического «эстеблишмента». «Элиты», проще говоря. Да и сложно представить гордого корейца, колесящего по каким-нибудь газпромовским корпоративам.

Мы можем сколько угодно строить предположения, но это всего лишь наши предположения. Они скорее показывают наше с вами мировоззрение, нашу адекватность и степень отравления той или иной пропагандой. Увы, история не знает сослагательного наклонения.

Я рад, что музыка и песни Виктора Цоя были частью моей юности. Они вызывают приятные ностальгические чувства и не так плохи, как утверждают новоявленные сетевые тролли.

Но, в России уж так заведено… по Достоевскому. Тяга к высмеиванию и опошливанию неистребима, как и всеобщая тяга к деструктивизму

Покойся с миром, Виктор Цой. Я надеюсь, что твоя мечта когда-нибудь сбудется, и мы дождемся перемен. Хотя бы школьных.


Рецензии
Мне было 22... Не сказать, чтобы мир рухнул, но заметно дрогнул.
По поводу предположений, мне кажется, что Виктору Цою было бы очень стыдно от того, что происходит вокруг, от этих "хирургических кляуз" и желания приколоть дух скрепкой. "Если есть тело, должен быть дух". Спасибо Вам за статью и память!

Елена Гвозденко   15.08.2015 11:18     Заявить о нарушении
Большое спасибо за рецензию. Я рад, что вам понравилось.
С уважением, Александр.

Аверин Александр   15.08.2015 11:58   Заявить о нарушении