ЗлатА труба

    Итак, выезжает наш Городничий образца XVI-XVII века, времени Московского царства Ивана IV Васильевича (Грозного),

В туфлях, в шапке меховой,
С сотней стражи городской.
Рядом едет с ним глашатый,
Длинноусый, бородатый;
Он в злату трубу трубит,..

"Злата труба" трубит обычно царским (божественным) повелением, или предвестием его, - как в русской исторической  песне "Кострюк":

Злата труба протрубила
Во полате белокаменной —
Говорил тут царь-государь,
Царь Иван Васильевич:
«Ты, Никита Романович,
Веди борцов на двор,
На дворец государевой,
Борцов ученыех,
Молодцов похваленыех,
И в том им приказ отдавай:
Кто бы Мастрюка поборол,
Царского шурина,
Платье бы с плеч снял
Да нагого с круга спустил,
А нагого, как мать родила,
А и мать на свет пустила»...

Вот такой комментарий к песне "Кострюк" я нашла в Интернете:

"КОСТРЮК", историческая песня, пользовавшаяся широкой популярностью в народной среде. В ее основе — известный исторический факт о женитьбе Ивана Грозного на кабардинской княжне Марии Темрюковне в 1561. Мария Темрюковна (до крещения Кученей) — вторая жена Ивана IV Грозного. В 1560 г. Иван IV послал послов Ф.В.Вокшерина и С.Мякинина свататься к дочери Темрюка княжне Кученей (другие дочери кн. Темрюка были замужем — одна за астраханским царевичем Бекбулатом, другая — за Тинехматом, сыном ногайского князя Измаила). В 1561 г. княжна приехала в Москву и состоялась ее свадьба с царем.
Прототипом Кострюка фольклористы считают ее младшего брата Михаила (хотя имя Кострюк перекликается с именем ее старшего брата Мастрюка). Михаил долго жил при дворе Грозного и был казнен в 1571 г. В песне Кострюк хвастается своей силой и требует поединщика. Но Богатырей в это время в Москве «не случилося» – и Кострюка побеждает Потанюшка хроменький. Царица требует наказать мужика, а царь отвечает:

А не то у меня честь во Москве,Что татаре те борются;То-то честь в Москве,Что русак тешится!"


Мария Темрюковна - как известно -  считается пушкинистами  - зачастую - и историческим прототипом Шамаханской царицы в "Золотом петушке".

    Моё мнение: Пушкин писал сказки "О Золотом Петушке" и "Конёк-Горбунок" параллельно. В "Горбунке" очень сильно проявлено царствование Иоанна Грозного - значит, Пушкин думал о нём постоянно - в связи с обеими сказками. Вернее, думал в связи с обстоятельствами своей жизни и современным ему моментом в истории России, а вылились его думы и переживания в две эти сказки.

* * *

Есть ещё "златА труба" в песне "А под славным было городом под Ригою":

Что злата труба под Ригою протрубила,
Прогласил государь благоверной царь:

Это - песня о царе Алексее Михайловиче. Обе песни - из Сборника Кирши Данилова, XVIII века.

Из приведённых текстов видно, что злата труба - прерогатива царская, предвестница царского указания. Так же и в "Коньке-Горбунке" злата труба относится вовсе не к повседневному этому базару; она предвещает нечто особенное: на рынок приедет сам царь, поскольку на рынке появятся в этот день чудо-кони. Предвестницей грядущих событий трубит златА труба.


Рецензии
И в "Молении" Даниила-заточника так же упоминаются златокованные трубы.
А ваше мнение насчёт авторства Пушкина ошибочно.
И сказка Ступишина вам знакома?
" Сказка Ростислава Ступишина «Конек Горбунок» является уникальным переложением сказки П.П. Ершова. Считая «Конька-Горбунка» слишком сложным для детского восприятия, автор предложил свой вариант, адаптированный для детского чтения. Но Ступишин не стремится разорвать генетическую связь с первоисточником, а, напротив, подчеркивает ее, вводя в текст повествования эпиграф-реминисценцию, переклички на уровне образной системы, схожий тип характеристики сказочного пространства.

Произведение Р. Ступишина адресовано детям, именно потому оно лишено ярко выраженного социального начала. Очевидно, этим можно объяснить и то, что царь у Ступишина играет роль доброго батюшки, а образ его лишен социальной окраски".
С уважением Валерий.

Валерий Андреевич Белан   05.09.2015 08:00     Заявить о нарушении
Спасибо за Ваше замечание, Валерий. Нет, сказка Ступишина мне не знакома. Однако "Конька-Горбунка" написал А.С. Пушкин. Я не ошибаюсь.
С уважением,

Е.Ш.

Елена Шувалова   05.09.2015 09:34   Заявить о нарушении
Ну и что, что Ступишин подражал Ершову? По России гуляли очень много "Коньков" - подражаний. Это говорит лишь о его народности. Именно о том, что "автор попал в народную жилку", только автор этот - Пушкин. А Басова-Верхоянцева Вы читали? Он каждой строкой - на мой взгляд - утверждает авторство именно Пушкина. За "Моление" Даниила Заточника спасибо.

Елена Шувалова   05.09.2015 09:48   Заявить о нарушении