Интересные экспонаты Старочеркасского музея

В 2014 году в Старочеркасском  музее на первом этаже атаманского дворца была открыта выставка «История донских казаков». Эта выставка занимает 13 залов, здесь представлено очень много интересных экспонатов. С некоторыми из них я и хочу познакомить своих читателей.

    В первом зале представлены археологические находки, найденные на территории ст. Старочеркасской, датируемые III – II веком до нашей эры. Это фрагменты керамики, наконечники стрел и копий, предметы украшений. Наибольший интерес представляют фрагменты  бронзового скифского зеркала. Такие зеркала изготавливали из бронзы  греческие мастера. Они были круглые с полированной блестящей поверхностью и длинной ручкой, украшенной различными фигурками людей и животных.

    Здесь же в первом зале можно посмотреть облачение средневековых рыцарей, как Московского государства, так и Османской империей.  Это снаряжение  включало в себя: пластинчатый панцирь, шлем с сеткой-бармицей, щит, саблю, лук со стрелами, топорики, пики.  Особый интерес представляет пластинчатый панцирь. Пластины были продолговатой формы, иногда квадратные. Чтобы не стеснять движений воина пластины вплетались в несколько рядов.

     В XVII веке у каждого, даже пешего воина были лук и стрелы. Лук самое простое оружие, которое изготавливалось из дерева, а  тетива из жил животных. Стрела так же была выполнена из дерева, имела хорошее оперение и весила от 50 до 80 грамм. Стрелы хранились в колчане. Все снаряжение лучника называлось саадак.

     Среди османского оружия, представленного в первом зале, особый интерес представляет меч - кончар, который относится к колющему  холодному оружию. Это  узкий меч, имеющий прямой клинок, длиной до полутора метров, с трехгранным, реже четырехгранным сечением и глубокими долами. Он был запасным оружием для конного воина, и использовался им тогда, когда было необходимо воевать с противником в кольчуге . Кончар — это оружие очень дорогое и потому не часто встречающееся. Его цена определялась стоимостью материалов — ведь для такого оружия требовалась самая лучшая сталь.

    Во втором зале, посвященном морским и сухопутным походам донских казаков, интересны предметы, которые казаки брали с собой в походы: сундучок, курительные трубки, иконы-складни, пули, чернильницу, пороховницу. Пороховница выполнена в оригинальной форме из кожи, Такая форма  помогает с точностью до грамма отсыпать порох для зарядки оружия.   

    Интересна подлинная кольчуга XV-XVI веков. Весили кольчуги от восьми до двенадцати килограммов. Они были длинные и короткие. Для создания таких рубах требовалось до 20 тысяч железных колец.

    Во втором зале выставки демонстрируются подлинные трофеи. Это петля от городских ворот и стрела от торговых весов города Азова. Также в зале можно увидеть кусок мрамора, который при детальном осмотре и изучении, оказался солнечными часами.  По приданию их казаки привезли из  Константинополя.

    В третьем зале, посвященном основанию столицы Войска Донского городу Черкасску,  демонстрируются  документы с подлинными  печатями, которые были найдены при реставрации соборной колокольни. А также показаны  строительные гвозди, дверные петли и накладки. Особый интерес представляют большие  железные ключи и замок от ворот города. Все эти предметы были переданы в музей кузнецом станицы Старочеркасской Моисеенко Захаром Григорьевичем в 70 годах ХХ века. По семейному преданию большие, железные ключи, являются ключами от ворот года Черкасска, которые хранились в их семье и передавались из поколения в поколение.    

    В четвёртом зале, посвященном казачье-крестьянским восстаниям против царского режима, особый интерес представляет витрина с одеждой казаков-некрасовцев. Казаки-некрасовцы являются потомками булавинского восстания. В 1707 году Дон был охвачен  народным восстанием, возглавляемым атаманом Бахмутской станицы Кондратием Булавиным. Это восстание было жестоко подавлено царскими войсками. Чтобы спасти от расправы людей, Игнат Некрасов уводит, оставшихся в живых, казаков и их семьи в Османскую империю. Там  они, в общей сложности  прожили 250 лет, и возвратились в Россию в 1962 году. В витрине представлена подлинная одежда казаков-некрасовцев. Ткань турецкая, но фасон и покрой остался тот, который их предки использовали в начале XVIII века. У замужней казачки очень интересный головной убор. Это платок с украшениями из бисера в виде рыбок или птичек, которые символизируют  положение женщины в общине.

    В пятом зале демонстрируется интерьер залы казачьего дома XVIII века. Казачий дом делился на несколько комнат. Парадной комнатой был зал, здесь  отмечали семейные праздники, встречали именитых гостей. Поэтому в центре комнаты стоял большой стол. Гости и хозяева сидели на лавках. По стенам висело оружие и трофеи. В красном углу помещали иконы, вешали лампадки.  В правом углу залы устанавливали светец, в верхнюю часть которого вставляли лучины и зажигали для освещения комнаты в тёмное время суток. Раньше полы и стены залы устилали персидскими коврами. Представленный ковёр в этом зале был вывезен казаками из Персии, как трофей. Не смотря на то, что ему более 250 лет, он прекрасно сохранился.
     В пятом зале на манекенах возле стола представлена одежда донских казаков конца XVIII века. Интерес представляет женское распашное платье, которое называется «кубелёк», что в переводе с татарского означает «бабочка» или «мотылёк». Шилось оно из дорогой парчи и надевалось поверх рубахи из тонкого полотна, которая обязательно выглядывала на рукавах и подоле. Голову казачки покрывал головной убор – «кичка копытная», напоминающий по форме копыто лошади.
Казаки носили шёлковые рубахи, домотканые широкие штаны, кафтаны с прорезными рукавами. Особый интерес из комплекта одежды казака  представляет шапка-трухменка. Шилась она из меха с треугольным шлыком. В него перед боем казаки вставляли высушенный конский хвост, который предохранял шею от сабельного удара.

    В шестом зале представлены предметы, которые  знакомят посетителя с основными занятиями и ремеслами донских казаков.  На подиуме слева направо показаны предметы рыболовства: весло, сеть, бредень, вентерь, котелок ложка и пешня. Пешня это лом для создания прорубей с деревянной ручкой, состоит из четырёхгранного куска железа до 1 аршина , оканчивающегося хорошо отточенным заострённым концом. Пешня насаживается на прочную дубовую палку, к концу которой привязывается бечёвка и наматывается на руку, чтобы пешня, вырвавшись из рук, не могла утонуть в проруби. Основным преимуществом пешни является то, что пробитая во льду лунка могла быть любой формы и размера. Также пешня подходит для извлечения из-подо льда крупных экземпляров рыбы, которые не пролезают в лунку.

     Далее представлены предметы и орудия труда для сева и уборки урожая. Это однолемешный плуг, серпы, коса, грабли и цеп. Пахали донцы на быках или волах однолемешными плугами, сеяли от руки, разбрасывая зёрна пшеницы, ячменя, овса. Уборку урожая производили вручную серпами или косами, складывая срезанные колосья в снопы. Затем снопы свозились на ток, где с помощью цепа совершали обмолот зерна. 

    На подиуме демонстрируются предметы, связанные с коневодством: хомут, уздечка, стремена, чистилка, аркан а также, казачье седло.  Казачье седло отличается от других седел наличием 2 лук и седельными подушками, благодаря которым казаки могли выполнять сложные элементы джигитовки. Аркан складывался в несколько раз и концом своим обвивался на манер жгута и вешался на луку седла с правой стороны. Рядом с арканом представлена железная чистилка для лошади прямоугольной формы с ручкой. Каждый казак  знает прописную истину: любой выход лошади «в свет» под седлом начинается с чистки.

    Казачье стремя представляет из себя в большинстве случаев металлическое кольцо с петлёй для подвешивания к седлу. Стремя помогает всаднику сесть на коня и сохранять равновесие во время езды. Стремя было изобретено в Индии во II веке до нашей эры. На Дону казаки издревле пользовались стременем, оно позволяло наносить точные удары саблей, а также служило подставкой для транспортировки пики.
   
    Далее на подиуме представлены: подлинный кузнечный мех XIX века и инструменты кузнеца. Это разновидности щипцов и клещей, а также штангенциркуль. Щипцы и клещи используют для захвата, поддержания и поворота заготовок во время ковки, а также для транспортирования их из горна на наковальню. Штангенциркуль используются  кузнецом для контроля размеров и формы заготовки. 

    Кузнечный мех — это устройство для нагнетания воздуха, представляет собой мешок различной формы с клапанами и регуляторами. Кузнечный мех применялся с древнейших времён, например в Египте сохранились наскальные рисунки II тысячелетия до нашей эры, где изображён   кузнец и мальчик, раздувающий огонь с помощью меха. В кузнечном деле меха применялись вплоть до начала ХХ века.

    В седьмом зале, посвящённом  торговле на Дону, представлен интерьер торговой лавки XIX века. В интерьере показаны различные товары  того периода, которые можно было купить в станице Старочеркасской. Это ткани, кружево, пуговицы, нитки, посуда, самовар, блюда, столовые приборы, поднос, коробочки для флакона одеколона, коробочки для зубного порошка, сигар, конфет, румян и рекламные листки.

    Среди представленных предметов в интерьере торговой лавки наибольший интерес представляет железный поднос середины  XVIII века с росписью в стиле ландшафтного мотива голландских художников. Такие подносы стали изготавливать на Урале в Нижнем Тагиле на заводах Демидова. Большие пластические возможности Демидовского листового железа позволяли мастерам придать подносу самую сложную и причудливую форму. Яркая многокрасочная роспись подносов надолго закрепилась в Нижнем Тагиле. В России металлические расписные подносы как модные предметы интерьера появились в XVIII в. Одной из причин появления в русской жизни железных подносов, украшенных  росписью, было распространение традиции чаепития, которая со временем утвердилась в качестве русского национального обычая.

    Кроме подносов главным атрибутом чаепития был тульский самовар. Его старалась иметь каждая казачья семья. Очень часто казачки получали его в приданое. Стоил самовар довольно дорого. Например, в то время когда лошадь стоила 3 рубля, самовар можно было купить за 25. Самовары были разных размеров. Самые маленькие на одну чашку, самые большие – трактирные 30-ти литровые.

    В седьмом зале представлено много интересных экспонатов, но самым запоминающимся является графинчик с чёртиком внутри.  Такие графинчики казачки выставляли на стол перед засидевшимися гостями, тем самым показывая им, что они «допились до чёртиков», и им пора идти домой. Стеклянную посуду на Дон первоначально привозили из России. В XIX веке в станице Аксайской открылся первый на Дону стекольный завод. На этом заводе делали разнообразные стеклянные изделия, в том числе и графинчики с фигурками зверей внутри, но самым популярным и покупаемым  из посуды стал графинчик с чёртиком внутри.

    В восьмом зале, посвящённом донской жилой архитектуре, представлены интерьеры казачьего дома-куреня. Очень интересен  макет  казачьего  дома  XIX  века. На Дону такие дома называются – «курень», что в переводе означает «круглый». Печь в таком доме ставилась в центре, а все комнаты располагались по кругу, вокруг печи, которая не имела лежанки и строилась по типу голландских печей. Ежегодные  разливы реки Дон наложили отпечаток на жилую архитектуру.  Курень строился в полутора или два этажа с четырехскатной крышей. Крыша крылась камышом. Первый этаж строился всегда только из камня. Здесь хранили кухонную утварь и сельхозинвентарь.  Второй этаж был  чаще деревянным, каменным только у богатых казаков.  Семья жила на втором этаже.  По междуэтажному уровню шел узкий балкончик, который назывался «балясник». Балкон называется рундук. На нем семья в летнее время пила чай или кофе.

    В девятом зале, посвященном военной службе казаков, демонстрируется   огнестрельное и холодное оружие XIX века, которое казаки использовали не только во время военных походов, но и во время  парадов. Уникальным экспонатом  является подлинный клинок сабли, врученный казаку Ракову  в 1774 году с надписью «за верные службы».

    В десятом зале, демонстрируется аптекарская   посуда. Она найдена в станице Старочеркасской во время археологических работ. Здесь же представлена керамическая и стеклянная посуда XIX века. Например,  для молока – посуда была с широким горлышком, а для вина - с узким. Казаки в поле брали с собой воду или квас, наливая их в  сосуды в форме  бочонка с небольшим отверстием на боку. Наибольший интерес  представляет керамическая посуда для кваса XIX века, выполненная в виде фигур животных: в форме медведя и  барашка. 

    В одиннадцатом зале, посвящённом различным религиям и вероисповеданиям жителей области Войска Донского,   демонстрируются предметы культа XIX века,  характеризующие разные конфессии: православие, старообрядчество, буддизм, ислам, католицизм. Это православные иконы и складни, это старообрядческие лестовки, это статуя Будды и фотография буддийского ламы, это молитвенная восточная чаша, это железный католический крест. Основная часть населения Дона придерживалась православной веры. Но с уважением относились к людям другой веры.   В городе Черкасске проживали татары, которые исповедовали ислам. Калмыки, которые исповедовали буддизм, европейские купцы, которые были  католиками.

    В двенадцатом зале,  посвященном образованию на Дону, представлена школьная парта. Это самый популярный экспонат среди туристов, ведь многие учились за такими партами. Также в зале демонстрируется школьная форма XIX века. Обычно ученики носили тёмно-синий или тёмно-серый однобортный мундир, такого же цвета брюки и фуражку. В зимнее время надевали шинель, по армейскому образцу, и шапку.  Девочки стали носить форменное платье только в 1896 году. Она представляла собой коричневое закрытое платье самого простого покроя. К нему полагался черный шерстяной фартук, для каждодневного ношения и белый  для праздничных дней. Интересна пелерина, которую одевали по праздникам, и она служила украшением для воспитанниц.  У каждого учебного заведения цветовая гамма платья была разной.

    В тринадцатом зале, посвящённом светской жизни жителей станицы Старочеркасской начала ХХ века представлена городская женская одежда: костюм и платье. Костюм для визитов из чёрной ткани состоит из длинной юбки и кофты с длинными рукавами.  Тут же  демонстрируется  женская бисерная сумочка, ручной работы. Такие сумочки были очень модны в начале ХХ века, ведь она не только выполняла свои функции - хранение мелких предметов, но  являлась дополнительным украшением к женскому образу.

    В тринадцатом зале, демонстрируется комплект одежды приказчика начала ХХ века. Комплект состоит из пиджака, узких клетчатых брюк, тонкого галстука, зимнего пальто с котиковым воротником. Комплекты одежды, представленные в тринадцатом зале были приобретёны у потомков ростовского купца Трегубова.

    Конечно это не все экспонаты, представленные на выставке «История донских казаков». Предлагаю посетить нашу выставку, она работает без выходных и перерыва каждый день, кроме 1 января.


Рецензии
Очень интересно-столько важной и полезной информации!Спасибо.

Мила Наумович   07.04.2017 08:49     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.