Письма к Белозерской

Письма Рогозовской Татьяны Абрамовны  к Л.Е.Белозерской.

1.(Ф562 Картон 71 ед.х.21.Л 55) 31.8.1984 Киев.
 Дорогая Любовь Евгеньевна! В газете «Литературная Украина» была напечатана статья «Булгаковские адреса», её я тоже Вам посылаю. У меня к Вам есть вопрос – известны ли Вам среди произведений М.А.Булгакова, переводившихся на другие языки, какие-то переводы на Украинский язык? Мне кажется, что таких переводов не было и пока нет, но, надеемся, что появятся. В издательстве «Мистецтво» в будущем году выходит «Мольер», тоже на русском языке. Ну вот, пока все новости и представления.
До свидания, дорогая Любовь Евгеньевна.
Надеюсь, что Вы не откажите нам и, по возможности, ответите на наши вопросы.
Кажется, оказия уже объявилась и довольно скорая. В Москву на той неделе собирается А.П.Кончаковский, так что он может даже опередить письмо. Но мы запишимся в клуб «Бегемот» и Вы нам не откажете в приёме?
               Пожалуйста будьте здоровы. До свидания. Татьяна.


2.(Ф562 Картон 71 ед.х. 21) 28.10.1985 Киев.
Добрый день, дорогая Любовь Евгеньевна!
У нас сегодня холодно, солнца нет, а в Ленинграде и вовсе наводнение было … Но мне почему-то кажется, что ещё будут дни потеплее. Листья ещё немного задержались на деревьях, совершенно золотые.
А пишу я Вам из-за Ирочки, Ирины Евгеньевны Гавриленко, что была у Вас. Мне очень хочется, если Вы ещё ей не писали, как собирались, чтоб Вы её не только обласкали, но и пожурили. Постараюсь объяснить в чём дело.
С Ирой я познакомилась 5,5 лет назад, на 15 – летии «Таганки». Для меня этот театр, как и для многих людей моего поколения – это очень большое явление. Для Ирины – это чуть не вся жизнь. Адрес я Вам её написала – Карелия. Это не совсем та южная Карелия, которая «долго будет сниться», хоть я в тех местах и не была. Ира попала туда, как молодой специалист, лет 17 назад. Она уже даже звание «ветерана труда», но до сих пор, несмотря на свою постоянную прописку, живёт в гостинице. У неё до пенсии осталось не так много, но и не мало, а положение с квартирой – безвыходное. И, если бы она потратила на себя хоть одну тысяную той энергии, которую тратит на театр, то у неё был бы уже дворец собственный, ей-богу. Всем своим друзьям и доброжелателям Ира обещает заняться своими квартирными делами – но «воз и ныне там».
Любовь Евгеньевна, я Вас очень прошу, если будете ей писать – два слова напишите об этом, чтоб она помнила о себе, т.е. опять же о своих друзьях, коих она даже в гости звать не может – там какие-то сложности с оформлением допуска и т.д. Мне кажется, что уж Вас она послушает. Она ушла от Вас в таком состоянии потрясения Вами, что до сих пор, кажется, ещё не отошла.
Любовь Евгеньевна, вы ведь умеете «влавствовать» не только над собой, но и обладаете магическими и магнетическими свойствами воздействия на людей, ведь Вы же знаете это, правда?
Я очень рада, что Вам понравился А.С.Ершов – Сашенька очень обаятельный, немного кокетливый только. Если бы Вы могли его послушать в автобусе – в Киеве – я думаю, это доставило бы Вам немалое удовольствие. Ведь это именно Саша предложил сделать экскурсию, посвящённую М.А. И хотя до нас были уже попытки, но всё-таки мы это, можно сказать, сделали. Только Саша очень скрытный. Он мне сказал, что получил от Вас письмо, где Вы передаёте привет коллеге Н.козий. Мне он говорил, что был у Вас с братом своим, а у Вас в письме почему-то «кацапка», я не поняла к кому это относится, неужто к брату? Так что это, может, не брат, а братова сестра? Но это просто я сплетничаю чуть-чуть. Сашу я не просто люблю, а очень, очень, почти обожаю и очень уважаю, хоть иногда закатываю сцены ревности не из-за себя лично, а из-за М.А., когда мне кажется, что Саша уделяет ему недостаточно внимания. Саша очень хороший экскурсовод, ну и обаятелен, как Вы уже успели заметить. Но я рада – уже писала, кажется, что пришли к Вам семь москвичек, наших коллег. Наверное, одна из них была у Саши на экскурсии. И ко мне тоже приходили – ездили в Киев в командировку. У меня были тогда самые первые и не самые удачные экскурсии.
Я очень волновалась, да и сейчас волнуюсь, как будут воспринимать «Киев в жизни М.А.Булгакова». Я немного сбилась со счёта, но в 13 раз у меня получилось очень плохо, группа совершенно не подготовленная, второй раз – почти очень хорошо – внимательно слушали и даже подарили книгу Давлет Гиреева, который у меня не было. Всё-таки первая самая книга …
И ещё – завтра пойду получать – пришла из Риги бандероль, очевидно это «Мастер и Маргарита» на латышском языке, с предисловием Л.М.Яновской. Завтра же мне надо непременно подписать поездку в Москву, на конец ноября. Как я хочу увидеть, услышать, а главное, чтобы Вы уже были в полной «двуногой форме».
Милая Любовь Евгеньевна, пожалуйста, поскорее вставайте.
 До свидания. Ваша Татьяна.
Утром солнышко, тепло, получила от Рижан бандероль с «Мастером и Маргаритой». Пишу в трамвае, не обидетесь? Привет всем кошкам! И Саше! Я думаю, он, общаясь с Вами, должен обладать большим запасом чувства юмора и тоже не обидется. С кошками мы немного, ведь, знакомы лично, а с Сашей – только заочно.
                Татьяна.


Рецензии