Королева Арбата

               


Пятидесятые годы, Москва, последние школьные  каникулы перед выпускным  классом. После  длительного периферийного проживания в отдалённом закрытом северном городке – гарнизоне подводников, я с восторгом окунулся в атмосферу, как мне казалось, необыкновенно счастливой послевоенной жизни жителей столицы.

За относительно короткое время я успел несколько раз побывать в Третьяковской галерее, на футбольном матче с участием кумира всех мальчишек – вратаря Алексея Хомича, посмотреть в театре «Эрмитаж» очередную программу Леонида Утёсова, оркестр Эдди Рознера в летнем театре ЦПКО им. Горького.

 В этом же парке пользовался большой популярностью аттракцион «Гонки на мотоциклах по вертикали». Впервые попав на представление, я поразился смелостью, мужеством двух мотогонщиков, выполняющих невероятно крутые и рискованные, пересекающиеся виражи по вертикальной стене круглого деревянного сооружения.

 Вторым мотоциклом управляла молодая, потрясающе красивая женщина – Наталья Андросова. С чувством восхищения  и восторга смотрел я на эту сказочную красавицу, легко исполняющую сложные и опасные трюки. Невозможно было не влюбиться  в эту яркую амазонку.

 Ещё несколько раз я приходил на представления, чтобы только ещё и ёщё взглянуть на неё. Но, увы, праздник заканчивался, пора было возвращаться к серым будням начавшихся школьных занятий.

 Значительно позже я узнал о необычной судьбе легендарной мотогонщицы. Её дед был внуком Николая первого, и после скандальной любовной истории его разжаловали и перевели в Ташкент, где он занимался строительством ирригационной системы. В знак глубокого уважения за свой полезный труд деда прозвали Искандером, что значит Великий.

 Искандер – теперь была его новая фамилия и титул, который он передал по наследству сыновьям Артемию и Александру – отцу Натальи. Вскоре Александр Николаевич женился на матери Натальи, происходившей из древнейшего польского дворянского рода.

 В 1915 году у них родился сын Кирилл, а в 1917 году дочь Наталья. Во время революции отец Натальи воевал на стороне белых и ушёл с её отступающими частями за границу. Наталья с братом и мамой осталась жить во дворце деда, откуда в 1922 году переехала в Москву.

 Вскоре их мать повторно вышла замуж за Николая Андросова, который записал детей, как своих, дав им отчество и фамилию, избавив тем от многих неприятностей.

 Наталья росла отважной, рискованной и активной девушкой. Занимаясь в спортивном клубе «Динамо», она увлеклась мотоциклами и мотогонками, а в 1939 году начала работать на аттракционе  «Гонки по вертикали» в парке им. Горького. Во время войны осталась в Москве, работала на грузовике.

 Жила Андросова с братом и мамой в подвале на Арбате, увлекалась поэзией, имела широкий круг друзей среди известных поэтов и писателей. С довоенных лет в неё был влюблён поэт и драматург Александр Галич.

 Были ли его чувства взаимны история умалчивает, но именно он в августе 1953 года впервые познакомил Наталью Андросову с писателем Юрием Нагибиным, о чём Юрий Маркович подробно вспоминает в своём опубликованном дневнике:


«В один из душных, раскалённых дней, в восьмом часу вечера раздался телефонный звонок.
- Юрушка, ты что делаешь? – послышался вкрадчивый голос Саши.
- Ничего. Я один. Все уехали на дачу.
- Хочешь видеть меня с двумя очаровательными дамами?
- Но мне нечем принять настоящих дам. В доме шаром покати. Кажется, есть кофе.
- Мы всё привезём. Берём такси и едем. – Саша сразу положил трубку.


Мне вспомнилось наставление Драгунского:  никогда не поддавайся, если товарищ  напрашивается к тебе с двумя дамами, вторая обязательно окажется крокодилом. Я пожалел о своём опрометчивом согласии, но отменить его не было возможности. Я едва успел прибрать в комнате, помыть рюмки и бокалы, когда восторженный лай эрделя Лёшки возвестил о приходе гостей.

 Я открыл дверь и пережил одно из самых сильных потрясений в моей жизни. Как будто цветы внесли под звуки тарантеллы в убогую квартирёнку. Она наполнилась благоуханьем, светом, звенью молодой великолепной жизни. И не скажешь, какая из двух красивей, настолько они разные.

Одна – нордического типа: высокая, стройная, с развёрнутыми плечами, пепельноволосая, с матовыми серыми глазами, другая Дина Дурбин – один к одному.  С гордостью принца – консорта Саша представил нордическую красавицу, назвав полным, хоть и утраченным титулом, затем её подругу, артистку эстрады, работавшую в номере знаменитого эксцентрика.

 Меня ошеломили королевское происхождение и спортивная слава Княжны, но сразила меня не она, а Дина Дурбин, что весьма обрадовало Сашу.  Оказывается, они с княжной были знакомы ещё до войны, но как-то не угадали друг друга, а сейчас пришло отнюдь не запоздалое прозрение.

 Вот такой странный ход придумала судьба, чтобы перевернуть мою жизнь: в скором времени Дина Дурбин стала моей женой. Не было у меня ничего прекраснее той поры «парных» романов. Мы старались не разлучаться.

 Ходили вместе на выставки, в кино, на концерты, часами простаивали в деревянном павильоне, который Княжна сотрясала чудовищным громом своего ревущего, плюющегося голубым дымом мотоцикла, обедали и ужинали в ресторанах, где возникла какая-то домашняя, доброжелательная атмосфера. И стучали в висок пронзительно и волнующе, как свановская нота в сонате Вентейля:  «Сталин сдох!..Сталин сдох!..»


Эту историю мне хочется продолжить из сегодняшнего дня. Я никак не мог отыскать нужную мне улицу возле метро «Молодёжная». В двух шагах от большой магистрали никто и слыхом о ней не слыхал. Но я всё же отыскал эту унылую новостроечную улицу и как-то высчитал дом, проехав его, поскольку на нём не было номера. Когда я разворачивался, в машине что-то заело, и сигнал завыл сиреной.

 Я никак не мог унять истошный вой, захлопали окна, на мою голову обрушилась злая и справедливая ругань. Наконец вой стих, я развернулся и подкатил к подъезду, увидел сидящих на завалинке старух и узнал её раньше, чем она поднялась, опираясь на костыли



- Ну, здравствуй.
- Здравствуй.
Мы поцеловались, встретившись через жизнь.
- Ты не знаешь, что за сволочь там гудела?
- Знаю. Это я.


  Она засмеялась, и я сразу увидел её такой, какой она была тридцать пять лет назад. Это окружающие старухи отбрасывали на неё свой тускло-тленный отсвет да костыли сбивали глаз с цели. А теперь я видел: загорелое лицо с крепкими высокими скулами, чудесные серые глаза, пепельные волосы, благородная стать, а в жилах Наташи текла царская кровь.

 Правда, её отец Романов, белая ворона в державной семье, был лишён великокняжеского сана за мезальянс – женился на женщине незнатного происхождения. Таким образом, Наташа оказалась не великой, а простой княжной, но крестила её греческая королева. Этого было более чем достаточно, чтобы испортить жизнь.

 Дальше семилетки её не пустили, Наташа пробавлялась то шитьём, то черчением, то спортом, то шоферила. И от всей этой жизни полезла на стену – в буквальном смысле слова, вошла в номер мотоциклиста Смирнова: гонки по вертикальной стене. Кто из старых москвичей не помнит легендарную Наталью Андросову, сотрясавшую деревянный павильон в ЦПКО своим бешеным мотоциклом?

 Бесстрашная  красавица стала королевой старого Арбата, где жила в полуподвале, лишь с приходом Булата Окуджавы началось двоецарствие Межиров и Вознесенский посвящали ей стихи, Юрий Казаков сделал героиней рассказа.

 Случалось, Наташа падала, ломала кости, попадала в больницу. Но, подлечившись, снова входила в свой смертельный номер. Для Наташи её спортивная страда обернулась костылями. Измолотые хрящи срослись намертво, каждое неосторожное движение оборачивается скрутом боли.

 Костыли не вздыбили ей плечи, не испортили фигуры,упираясь сильными руками в перекладины, она подвешивает своё по-прежнему  безукоризненно стройное тело. Так же стройны её длинные ноги, только не могут сами ступать.

 Мы поднялись на лифте. Дверь квартиры была нараспашку.
- Доверчиво живёшь!
- Да кто ко мне полезет?  Что у меня взять?
Взять и правда нечего. Разве только тринадцатилетнюю маленькую дворняжку с седой мордочкой.

 Стол, шкаф, два-три стула, узкая лежанка, полка с книгами, несколько фотографий. Среди них карточка подростка с нежным, добрым, благородным лицом. Это Наташин кузен Алёша – наследник русского престола, расстрелянный вместе со всей семьёй в екатеринбургском подвале.
Наташа протянула мне листок бумаги со стихами, я ещё издали узнал чёткий Сашин почерк. По-моему, стихи эти не были опубликованы. Вот они:

                НАТАШЕНЬКЕ.

                Буду ждать привета, слова, вести,
                Где бы жить теперь не довелось
                Если уж нельзя быть вместе, вместе
                Будем жить, покуда, вместе – врозь!
                Ну а там – кто знает! К счастью, на дом
                Нам за жизнь не присылают счёт!
                Может, мы ещё и будем рядом,
                Всё, как кем-то сказано, течёт!
                И ведь должен, должен быть порядок –
                Чувствам, судьбам, времени предел …
                Этот август…как он пролетел,
                Как он был, почти безбожно, краток.

                Август  1953 г.


Прошло немало лет, сменилась эпоха и, как сказал поэт «одних уж нет, а те далече». Случилось так, что после крайнего севера один из московских переулков Арбата стал основным местом моего постоянного проживания.

 Все москвичи, как в пору моих школьных дней, уже не кажутся необыкновенно счастливыми людьми. Вместе с ними в очередной раз выхожу из метро, и в потоке праздно гуляющей публики возвращаюсь домой по улице старого Арбата, ставшей пешеходной. У дома № 30 замедляю шаги, именно здесь жила в полуподвале королева Арбата Наталья Андросова – предмет восхищения моей юности, а в соседнем доме – писатель Юрий Казаков.

 Невольно вспоминаю его слова, посвящённые ей: «Она была богиня, мотогонщица и амазонка. Все  ребята с Арбата и из переулков знали её красный с никелем «Индиан – Скаут», у каждого в душе, как сияющий образ горели неугасимо её нечеловечески красивое лицо и летящая фигурка в мужской ковбойке или в жакетке, прекрасные ноги в бриджах и крагах, нежно сжимающие ревущий, звероподобный «Индиан-Скаут». Это было страшно и прекрасно, лицо её  бледнело, глаза расширялись, и длинные рыжеватые локоны её развивались сзади, оставляя за собой золотой след".


Рецензии
Герман Андреевич, чувствуется в Вас Северный ветер, просматривается

Северное Полярное Сияние , виден Заполярный Круг !

Бывал, бывал в Ваших Краях, в частности возможно в Вашем городе

подводников Полярный !

Александр Вершинин   28.03.2017 15:57     Заявить о нарушении
На это произведение написано 30 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.