Погоня

М.М.Пахомов

ПОГОНЯ
(Маленькая экспедиционная история)

Каких только курьёзных случаев не бывает  в дальних походах и экспедициях.  И они по прошествии времени всплывают в памяти порой совсем неожиданно.  И люди, и обстоятельства случая видятся  очень ясно, словно было это только что.  Вот один из них.

Это было в начале семидесятых годов. Мы направлялись на Памир на полевые работы, туда, где уже находились наши коллеги-геологи. Нужно было довести кое-какое недостающее снаряжение и провиант для всего отряда. До Памира было ещё далеко. Доехали до Ферганской долины. Июль. Стояло знойное азиатское лето. Температура воздуха поднялась до тридцати пяти-сорока градусов. Дорожный асфальт под горячими лучами солнца раскалился так, что стал мягким и, глядя на дорогу вдаль уходящей ленты, было видно, как от асфальта поднималось горячее волнистое марево. Жара!

За рулём сидел московский шофёр, мужик лет сорока. Мы звали его Фёдором, без отчества, он так просил. Фёдор раньше никогда не был в горах, но решил поработать в экспедиции, завербовался на летний сезон, захотел повидать настоящие горы, отвлечься от Москвы. В кузове под тентом расположились два молодых бородатых геолога. Это  я и мой друг Алексей. Мы разделись до плавок (было очень уж жарко!), и врывавшийся под тент горячий воздух как бы слегка снижал ощущение жары.

Уже в самом начале, как только машина въехала в долину, её остановил шлагбаум. Это был карантинный пост. Милицейский лейтенант, вышедший из-под тента, где ещё сидели двое его сослуживцев и ветеринарный врач, подошёл к машине, проверил документы у шофёра, заглянул в кузов и объяснил, что по всей долине объявлен карантин на ящур. Это болезнь скота, которая может переноситься с дорожной пылью. За шлагбаумом  в небольшом понижении были навалены толстым слоем опилки, пропитанные какой-то пахучей жидкостью. Лейтенант объяснил, что машина должна проехать по этим опилкам, продезинфицировать шины, а пассажиры в своей обуви  тоже должны пройти по этим  же опилкам. Так надо по инструкции ветеринаров. Сказано – сделано.

Мы с Алексеем, быстро надев на босу ногу горные ботинки, вылезли из машины через задний борт и прошли по этим мокрым от раствора неприятно пахнущим опилкам. Фёдор медленно проехал по опилкам и остановил машину, дожидаясь нас. В общем, проделали всё так, как приказал лейтенант. Когда мы снова уселись в машину, дали сигнал Фёдору, что мы на месте, можно ехать. Проехав  десять – пятнадцать километров, мы снова увидели такой же шлагбаум и милицейский пост. Всё повторилось. Оказалось, что карантинные посты стояли примерно равномерно по всей долине.

У очередного шлагбаума к машине также подошёл молодой милиционер лейтенант и дал указание проделать то, что мы уже проделывали ранее. Алексей спросил постового:
-Товарищ капитан,  можно ли нам, пассажирам, не повторять эту процедуру? Наши ботинки уже явно хорошо продезинфицировались на предыдущих постах? - И добавил, - Мы слезать не будем.

Лейтенант улыбнулся на подхалимаж Алексея, назвавшего его капитаном, но своим жезлом утвердительно  указал, что надо всё равно выйти и снова пройти по опилкам. Повинуясь этому, мы,  молча, через задний борт слезли с машины и медленно пошли  исполнять указание «капитана».  Машина впереди нас, как и ранее, тихим ходом проехала по опилкам, но в этот раз, на наше удивление, на той стороне ямы …не останавливаясь, а стала набирать скорость. Мы медленно прошли по опилкам и явно с опозданием догадались, что нас покидают.  Начали громко кричать вдогонку Фёдору, чтобы он остановился. Но, видимо,  за шумом мотора машины он нас не услышал, и машина быстро скрылся из виду. Фёдор, конечно, слышал, как мы сказали «капитану», что не будем выходить из машины, но не видел приказного жеста лейтенанта – «выходите, выходите». Будучи уверенным, что мы остались в кузове машины,  Фёдор дал газу и…был таков.

Милицейская бригада, что расположилась под тентом, до этого  спокойно пила зелёный чай, утолявший жажду,  но увидев возникшую картинку, весело  рассмеялась, и было от чего. - Два бородатых геолога, обутые в тяжёлые горные ботинки, а на себе – только плавки (выходили-то из машины на минутку!), от  внезапно возникшей тревожной для них, но комичной ситуации,  стояли посреди дороги с вытянутыми, растерянными  лицами. Что же делать? – Вечный вопрос. А в кузове, однако, остались их полевые сумки с документами, без которых они – никто, фотоаппараты, в планшетах топографические карты, за которые они строго отвечают, да и мало ли чего в кузове! Бригада весёлых ребят, что укрылись от жары под тентом, повеселилась, посмеялась и успокоилась.

К нам подошёл лейтенант, и мы все вместе начали искать выход из возникшей ситуации. А выход был только один. - Когда по трассе будет проезжать какая-либо легковая машина, нужно будет остановить её,  попросить водителя подобрать этих странных бородатых «пловцов» и пуститься в погоню за убежавшей от них экспедиционной ГАЗ 66. Стали ждать. Прошло какое-то время, и к шлагбауму подъехали  Жигули. Водитель – молодой узбек. Лейтенант объяснил ему, что к чему. Водитель выслушал лейтенанта, посмотрел  на легкомысленно выглядевших бородачей, улыбнулся и великодушно  – открыл заднюю дверь, - садитесь. Мы уселись, и – началась погоня.

Машина ГАЗ 66 с московским не очень лихим шофёром далеко уехать не могла. Через некоторое время мы стали настигать беглеца. Я попросил благородного владельца Жигулей на километра два-три обогнать нашу машину. Тот понял мои намерения  и пошёл на обгон. Мы с Алексеем слегка пригнулись к сидению. Было видно, что Федя беззаботно вертел баранку и что-то напевал. Когда экспедиционная машина осталась позади, мы поблагодарили водителя Жигулей и остались на дороге. Жигули скрылись, а наша машина ещё не показалась из-за поворота. Было тихо и знойно. Кругом только выгоревшая от горячего солнца трава,  сухие кустарники и монотонный звон цикад.

Вот показалась вдалеке наша ГАЗ 66. Мы приготовились к встрече с Фёдором. С демонстративно-угрожающими лицами встали посреди дороги и  проголосовали. По мере приближения машины певший перед этим наш дорогой водитель начал медленно закрывать рот,  и песня умолкла.  Фёдор упорно и с удивлением смотрел на нас, и  было видно, как он побледнел.  Машина остановилась, Фёдор сразу рванулся заглянуть в кузов. Но нас там не было. Он обернулся к нам, и мы медленно стали приближаться к нему. Бледность с лица Фёдора сошла и, напротив, лицо вдруг залила краска. И тут состоялся такой диалог.

- Фёдор, ты раньше бывал в экспедициях?
- Нет.
- А в Москве ты кем работаешь?
- На поливалке, умываю улицы.
- Ну, инструктаж перед поездкой в такой дальний край, как Памир, ты проходил? Ты же в маршруте несёшь ответственность и за груз, и за  пассажиров
- Да, проходил. Всё понял.
- Так как же ты уехал от нас после последнего шлагбаума и не спросил, на месте ли мы?
- Но вы же сказали постовому, что сходить не будете.
- Мы-то сказали, но всё равно нужно было убедиться, на месте ли мы?
- Простите, братцы, виноват.
- Эх, Федя, Федя. «Виноват», это не всё.
Алексей сделал  паузу, глядя укоризненно на Фёдора, и продолжил.
- Вот к вечеру, когда мы подъедим в предгорья Алая, ты должен будешь накрыть нам «стол», короче – угостить. В конце сегодняшнего маршрута около горной речушки Гульчи мы найдём хорошую лужайку, где переночуем. Там и угостишь нас. Иначе по приезде из экспедиции мы составим на тебя рапорт о том, что ты не раз во время поездки нарушал технику безопасности. Порой ставил нас в очень трудное положение. За всё это ты можешь лишиться премиальных. Вот так, Федя. Понял?
- Согласен. Какие могут быть разговоры?! Но и вы виноваты, потому что, молча, покинули кузов машины. Тоже нужно было крикнуть, - «мы сходим».

Федя помолчал, но почему-то странно улыбался. Затем он как-то по-особому, смело взглянул на нас и спросил:
- А вот представьте себе, дорогие умники, что бы вы делали, если бы я, не доехав до вас, свернул бы на просёлочную дорогу.  Заехал бы в соседний кишлак, намереваясь купить там что-нибудь, фруктов, свежих лепёшек (мало ли чего?), но, раздумав о покупках,  выехал бы на основную трассу подальше от того места, где вас оставили Жигули. Что бы вы делали? Вы ведь были без документов, без денег,  в плавках,   на босу ногу одетых тяжёлых горных ботинках. За кого бы вас приняли люди? На снежного человека никто из вас не тянет, потому что на вас мало шерсти и …вы в горных ботинках! Снежные  люди, как я понимаю, ботинок и плавок не носят. Про милицию я уж и не говорю: сидели бы в кутузке. Короче, угощение пополам, - заключил Федор.

Бородачи посмотрели на Фёдора. Такого вопроса и такого монолога от московского поливальщика они не ожидали. А ведь могло бы и такое случиться. Пришлось бы второй раз догонять машину. Стало ясно, что не только Фёдор сплоховал, но и сами пострадавшие бородачи.

Вечером мы доехали до предгорий Алая. Около чистой горной речушки Гульчи на луговой травке был постелен брезент. Мы с Алексеем оделись, так как в предгорьях было уже довольно прохладно. Расстелили спальные мешки, сделали небольшой костёр, вскипятили чай. Приятно закусили, посмеялись над дневной неожиданно возникшей маленькой историей. Обсудили завтрашний путь. Затем укутались в свои спальные мешки и, после долгой знойной дороги и переживших волнений, крепко уснули.  Хорошо выспались на спустившемся с гор свежем воздухе, а ранним утром, быстро собравшись  в дорогу, начали подъём в горы. Утреннее солнце косыми лучами освещало ещё далёкие от нас красивые снежные вершины  Алайского хребта, преддверие величественного Памира.

================================================


Рецензии
Михаил!

Между прочим, я именно об этом и подумала, что Федор куда-нибудь свернет, что нельзя было отпускать милиционера, пока не покажется машина. Хорошо, что всё хорошо закончилось! Спасибо за интересные воспоминания!
И Вам подарочек:

http://www.proza.ru/2012/05/27/344

Пыжьянова Татьяна   09.07.2018 13:11     Заявить о нарушении
Татьяна, спасибо за визит.Успехов. М.П.

Михаил Пахомов   10.07.2018 12:42   Заявить о нарушении
В Средней Азии много ядовитых змей. Вы их не боялись, когда спали на земле?

Людмила Юрьевна Орлова   13.10.2019 23:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.