Рецензия на Апокалипсис Мела Гибсона

            Рецензия на «Апокалипсис» Мела Гибсона.
    Иногда… ночью… во сне… услышишь далекий и страшный в своей неистовой жестокости клич языческого жреца, грохочущий над непролазными дебрями пьяных джунглей: «Ку-куль-к-а-а-а-а-н!!!» - и кровь стынет в жилах! И тело то бросает в жар, то бьет ознобом! И так ясно, так отчетливо ясно понимаешь радость средневекового моряка-европейца, который после кораблекрушения попадает на незнакомый, пустынный берег и, увидав виселицу (увидав даже виселицу, а не колокольню!), радуется: «Слава тебе, Господи! Я спасен! Я в Христианской стране!»
                -//-
      Вне всякого сомнения, наиболее «достоверные» дикари-язычники получились у Питера Джексона в его последнем ремейке «Кинг-Конга». Да, именно такими, как у Питера Джексона, дикари-язычники и были на самом деле. Но и у Мела Гибсона – тоже пойдет. Тоже страшненько и тоже… жутковато…
    Главная заслуга Мела Гибсона именно в том, что он в своем фильме дает понять: Цивилизация Цивилизации - рознь! Цивилизация «сама по себе» – не всегда хорошо. Тут важно понимать и помнить - какая это Цивилизация?! Если речь идет о языческой Цивилизации – то просто дикари-язычники, вообще безо всякой языческой Цивилизации, ей-богу, гораздо лучше!
                -//-      
    Как же мне было погано в тот день! Вы себе просто представить не можете. Это сейчас я почти привык к своему одиночеству и почти смирился с ним. А тогда, несколько лет назад, когда на большие экраны вышел «Апокалипсис» Мела Гибсона, тогда я был в полном отчаянье. Моя депрессия впервые овладела мною окончательно и бесповоротно.  И чтобы хоть как-то отвлечься я решил сходить в кино.
    Каюсь, я не запомнил, какое было время года, какой месяц, какой день недели. Был ли это утренний сеанс или вечерний я тоже, увы, не помню. Но вот сам фильм, и сам фильм и мою на него реакцию я помню очень, очень хорошо.
    Красивая сказка про «доколумбову» Америку. Что может быть лучше, чтобы отвлечься от ран, нанесенных тебе самыми близкими, самыми родными, самыми любимыми людьми? Что может быть лучше, чтобы забыть, что вся твоя жизнь – полная Безнадега? И не просто Безнадега, а Безнадега в кубе!
    Милая индейская деревенька у самого синего моря-океана, населенная милыми непосредственными дикарями, добродушие которых даже слегка преувеличено.  Что, впрочем, не очень и раздражает, так как не очень режет глаз. Слава Богу, в изображении дикарей нет никакого пафоса. Люди, как люди. Вместе охотятся, вместе делят убитого кабана, шутят друг над другом, ругаются. Персонаж колоритной тещи одного из героев, которая постоянно пилит своего зятя за то, что у нее нет внуков, не дает возможности зрителю обольщаться: отсутствие цивилизации не избавляет от вредных и  надоедливых  … тещ. Так и хочется сказать: так и живем! От столетия к столетию!
    Что меняется от столетия к столетию, так это численность племени, которая варьируется от нескольких человек до десятков миллионов. Вечером вместе ужинаем и рассказываем на сон грядущий друг другу сказки, чтобы мирно уснуть и завтра встретить новый, мирный день…
    … Вот только завтрашнего мирного дня … не будет! А ведь вас, черт побери, предупреждали!  А ведь вас всех предупредили во время нечаянной вчерашней встречи во время охоты! Во время встречи с другим племенем, которое бежало через ваши земли от какой-то страшной, неведомой беды!
    Бараны! Вы хоть караульных на ночь вокруг своего становища могли поставить?! В хороших, качественных фильмах именно такие «недоделки» очень, очень раздражают. Пожалуй, это единственный минус фильма: отсутствие караульных вокруг становища. Караульных надо было поставить просто для порядку, так как наличие караульных все равно бы ничего не изменило:  все равно маленькое племя было бы разорено высокоорганизованными отрядами более развитых дикарей майя, у которых уже появилась … цивилизация! Но что это за цивилизация? Цивилизация цивилизации рознь, между прочим!
    Высокоорганизованные отряды более развитых дикарей майя рано утром нападают на становище дикарей менее развитых и разоряют его. Всех, кто оказывает упорное сопротивление, они убивают, убивают и насилуют женщин, детей. Всех же, кого удается оглушить и связать, всех тех, кто представляет для них какой-то свой, непонятный интерес, всех тех, кто уже не ребенок и не очень при этом стар, они связывают и уводят с собой в джунгли, в глубину полуострова Юкатан...
    Зачем им нужны пленники? Ну, разумеется, это будущие рабы. Но не все так просто. Несколько самых сильных, самых крепких мужчин должны быть принесены в жертву языческому идолищу поганому  «Кукулькану Кетцалькоатлювичу»...
    Главного героя повествования, пленного сына погибшего вождя погибшего племени «мирных», «добрых» дикарей, приводят в город майя и принуждают подняться на самый верх огромной пирамиды. Внизу, вокруг пирамиды, в религиозном экстазе беснуются  толпа майя, предвкушая красочное зрелище человеческого жертвоприношения…
    Вот, перед глазами главного героя жрец «Кукулькана Кетцалькоатлювича» приносит в жертву другого пленника, отрубая последнему голову, вырывая из его груди трепещущее сердце и сбрасывая и тело, и голову пленника вниз по ступенькам пирамиды…
    Вот, на жертвенник возлагают самого главного героя… Но ему нельзя умирать! Там, в джунглях, остались его молодая жена на сносях и пятилетний сынишка! Они сидят в пересыхающем во время сезона засухи колодце, где спрятались во время облавы и из которого без посторонней помощи выбраться просто не смогут. И главный герой знает об этом…
    Что делать-то?! Делать-то что?!  Острый нож возносится над трепещущей жертвой, как символ Безнадеги во всей ее неотвратимости, возносится и сверкает на Солнце … и тут … Солнце меркнет! Солнечное затмение.
    Ай да Мел наш Гибсон! Ай да собачий сын! Угодил! Право – угодил! Просто нет слов!
    Первый шаг к спасению сделан: из-за солнечного затмения жертвоприношение отменяется. Но как спасти главного героя, как спасти главного героя и его семью, не превратив при этом фильм в фантастический боевик с гостями из будущего, которые прилетают с Венеры и все разгуливают с помощью ультрасовременного лазерного оружия? Вот в чем вопрос!
    Да, майя отменили данное жертвоприношение. Но при этом они и не думают просто так отпускать своих пленников. Майя решили поохотиться. Еще до просмотра этого фильма я знал, что европейские цивилизованные язычники-спартанцы почти точно так же раз в год  охотились на своих рабов-илотов.  Еще до просмотра фильма я знал, что языческие, римские гладиаторские бои на самом деле были формой человеческого жертвоприношения, а уже потом превратились в забаву, хотя изначального своего смысла так и не потеряли. Вот и майя, оказалось, мыслили «туда же», в том же, так сказать, направлении. Похоже, что эта проблема всех языческих Цивилизаций, не знающих о Христе и Его Евангелии.
    Майя решили проявить благородство и развязать своим пленным руки. А потом они сказали пленникам: бегите! Кто убежит – тот спасется. Достаточно перебежать вытоптанное поле, за которым – джунгли. И ты спасен!
    И главный герой фильма, представьте себе, умудряется перебежать это вытоптанное поле. В его спину летят копья, стрелы и метательные камни, его ранят, его братья по несчастью падают мертвыми то тут, то там. Но он все же перебегает поле и скрывается в джунглях, заодно зачем-то убивая сына предводителя боевого отряда воинов майя. Что, нельзя было просто оглушить?  Эх! Дураков, как говориться, не сеют, не пашут…   Взбешенный предводитель отряда пускается со всем своим отрядом в погоню…
    Что стало с остальными пленниками - история умалчивает. Судя по свирепо-звериному поведению воинов майя, прочих пленных перед погоней за главным героем они просто убивают. На месте. Всех до одного.
    Не знаю как было на самом деле. Не знаю какими были майя на самом деле, но… Перед дальнейшим описанием фильма надобно сказать, что воины майя Мела Гибсона какие-то неуверенные в себе, что ли. Нет, они, конечно, уверены в своей физической силе и в своем боевом, военном искусстве. Но вот в своем мировоззрении, в культе своих кровожадных богов, для умилостивления которых нужны горы человеческих трупов  они вряд ли стопроцентно уверенны. Во всяком случае – мне так показалось.
    Просматривая этот фильм, понимаешь, что их языческая цивилизация деградирует, и то что они, эти воины майя, знают об этом … тоже понимаешь. В их цивилизации нет ни Суда, ни Милости, ни Веры, что наш Христос называет, между прочим, самым главным…
    Между тем, главный герой бежит по джунглям в сторону своей разоренной деревни, спасаясь от преследования. Он бежит, а Безнадега следует за ним по пятам, не желая ни на секунду оставить его в покое…
    Чудесным образом удалось спастись с жертвенника… Чудесным образом удалось не погибнуть на вытоптанном поле… Чудесным образом удалось избежать когтей огромного ягуара… Чудесным образом  удалось перебраться чрез бушующую реку… При всем при этом невольно вспоминаешь, что плененную тещу другого главного героя из «доброго», «мирного» племени, майя отпустили. Просто так. На все четыре стороны.  Ну, не важно…
    Главный герой уже добрался до своего леса, его преследователи гибнут один за другим и тут … начинается тропический ливень! И тут в колодце у жены главного героя начинаются предродовые схватки, а сам колодец быстро начинает заполнять дождевая вода, грозя утопить семейство главного героя. Преследователей еще очень, очень много. Как Мел Гибсон обойдется без элементов фантастики?!  Как?!
   Страсти все более и более накаляются. Не знаю как главному герою, но мне лично все хуже и хуже. Неужели и это очередной фильм о … неотвратимости Безнадеги? Ай да Мел Гибсон! Ай да собачий сын!
    Главному герою удается убить и самого злобного воина из своих преследователей,  и предводителя отряда преследователей тоже удается убить. Но остаются еще два преследователя – целехоньких и полных сил, и полных решимости убить главного героя. Между тем, жена главного героя рожает в заполняемом водою колодце ребенка. А у главного героя уже нет сил. Нет сил ни сопротивляться, ни убегать. Он изнемог и выдохся. Он выбегает на пустынное побережье, и в потоках ливня падает на колени,  устремляя свой взор, полный отчаянья, в сторону океана. Его преследователи медленно подходят сзади, чтобы нанести последний удар. Но вдруг главный герой поднимается с колен. Очевидно, что он увидел что-то столь примечательное, что вообще всякий страх потерял. Его преследователи тоже устремляют свой взгляд к океану и тут же забывают о своем пленнике, что принес им столько хлопот.  Они не трогают главного героя, обходят его с двух сторон и направляются в сторону океана…
    Но что же там?! Неужели и взаправду - инопланетяне?! Похоже, что только их появление и может спасти и главного героя, и его семью от неминуемой гибели. Камера медленно поворачивается в сторону океана, и онемевший зритель видит несколько испанских каравелл, на борту которых через потоки дождя можно разглядеть моряков, солдат и, конечно же, Христианского священника,  который держит в руках крест и почти такую же, как у меня, Библию…
    Увидав Христианского священника, я не выдерживаю, вскакиваю со своего места и в порыве безудержного восторга кричу на весь кинозал:
    -Ура!!! Наши приплыли!!! Аллилуйя!!!
    p.s.
    Современное население Мексики на 60% состоит из потомков майя и ацтеков, которые сегодня в основной массе своей считают своим родным языком испанский язык и являются добрыми Христианами-католиками.


Рецензии
Прочитал с интересом.Тем более, что тоже смотрел фильм - http://proza.ru/2007/05/16-162

Сергей Горцев   08.03.2022 15:28     Заявить о нарушении
Большое спасибо за рецензии...

Прусов Николай Сергеевич   08.03.2022 21:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.