Усадьба - этимология

Да помощию божиею и пребудет вечно
российскому дворянству отличаться
качествами,  блистающими   к   начальству

Екатерина II, «Жалованная грамота дворянству»


Термин «усадьба», в привычном для современного человека понимании его,  ассоциируется (связь) с дворянским образом жизни; указывает на часть более общего понятия – «имение», земельных владений  дворянина-помещика. Усадьба – жильё  дворянина   XVII – начала XX вв., имеющая европейский вид; отличается от других строений в сельской местности архитектурой и применяемыми в строительстве материалами (обычно каменный дом). По В. Далю – «господский дом  на земле, со всеми ухожами (хозяйственные постройки), садом, огородом и прочим». Исследователи считают, что после  «Жалованной грамоты дворянству» (1785 г.)  Екатерины II,  усадьба нового европейского типа входит в дворянский быт.

1) Существующая этимология

а) Викисловарь

Корень: -усадьб-; окончание: -а. Значение: совокупность строений (включая жилой дом, надворные постройки) и примыкающих угодий (сада, огорода и т. п.), представляющих отдельное хозяйство (преимущественно в сельской местности); истор. помещичий дом; земельный участок отдельного хозяйства,  земельный участок около дома, занятый садом, огородом и т. п. Этимология – нет.

б) Этимологический словарь Крылова

Усадьба. Это название дворянского владения восходит к той же основе, что и глагол садить ("сажать").

2) Применение термина в русском языке

а) Словарь Академии Российской  1789 года не  фиксирует термин «усадьба».

б) Словарь церковнославянский и русского языка 1847 г.

* Усада. То же, что усадьба. (Акты юридические).

* Усадевка. Ум. слова усадьба.

* Усадьба. 1) Дом со всеми надворными службами. (Отвести землю под усадьбу). 2)  Господский дом с принадлежащими  к оному строениями в деревне или селе.

* Усадьбенный. То же, что усадебный.

в) Национальный корпус русского языка (НКРЯ)

График  использования слова, опубликованный  в НКРЯ, фиксирует термин «усадьба» в русской литературе примерно с середины  с 1806 г., пик применения  приходится на 1886 г. Далее следует тенденция к снижению употребления слова;  в настоящее время  в литературе  встречается  редко, на уровне 1820 года.

Период  1870-90 гг. в России  - завершающий этап промышленной революции, перестройка всей экономической структуры общества,  экономика дворянско-помещичьего хозяйства отходит на второй план. Отмена крепостного права (1861) и развитие капитализма в России  подорвали  идеологический «фундамент» дворянской усадьбы, лишила её  рабочей силы и логики развития (в каждом деле есть своя логика). 

* Иван Лепехин. Дневные записки (1768-1769): «Станицей у донских казаков называется усадьба, где они, известная часть казаков, жительствуют».

* М.Е. Салтыков-Щедрин. Сборник (1875-1879): «Усадьба у него оказалась очень хорошенькая, и, судя по его рассказам, он серьезно намеревался устроить из нее нечто вроде «виллы» и с этою целью треть всей земли обратить под сад».

* Г.И. Успенский. Из биографии искателя теплых мест (1879): «Среди этой прекрасной растительности, оставленной без присмотра, помещалась господская усадьба, с старинным барским деревянным домом дикого цвета, с пристройками, людскими, банями, погребами и проч.».

3) Обобщение и вывод

В 1762 году в России произошел дворцовый переворот, Екатерина II при помощи гвардейских полков (недовольных действиями Петра III) свергла своего мужа, в ходе которого  Петр III был убит. В Манифесте по этому событию основанием для смещения Петра III было указано, что тот намеревался изменить государственную религию и заключить мир с Пруссией.  Екатерина II так оценивала состояние Российской империи на тот период: финансы истощены, армия не получала жалования 3 месяца, военное ведомство в долгах, церковь недовольна отнятием земель, правосудие совершалось по желанию сильного и т.д.

Опорой  Екатерины были армия и флот, офицерский корпус которых состоял в основном из дворян (были и разночинцы), пожалованные  им за службу  поместья  (земли, деревни) приходили в упадок.  В ходе беспрерывных войн XVIII века хозяин имения постоянно отсутствовал по делам военной или государственной службы, в своих владениях был лишь наездами. Управление имением осуществлялась посредством письменных или устных (через других лиц) распоряжений старостам  и  управляющим. Исторические документы свидетельствуют, что именно так управлял своей вотчиной генералиссимус А.В. Суворов, отписывая старосте или бургомистру, как и куда, продать дрова и получить от этой операции прибыль и сколько надо засолить огурцов и наварить пива.

«Жалованная грамота дворянству» (1785 г.)  освобождала дворян от обязательной военной (государственной) службы  и давала  право неограниченно распоряжаться поместьем. Часть дворянства (в основном средне и мелкопоместного) осела на землю  в своих имениях, и занялось их конкретным руководством, производством продукта  на продажу  и благоустройством. В этот период  и фиксируется в литературе  термин «усадьба» -  как место жительства владельца земли; дворянина-помещика постоянно проживающего на периферии (вне города), в сельской местности и занимающегося сельским хозяйством.

* Дворянство по Екатерине II (Жалованная грамота дворянству)

«Когда   знатнейшее   и  благороднейшее российское дворянство,  входя в службы военную или гражданскую, проходит все степени чиноначалия и от юности своей внижних  узнает  основание службы,  привыкает к трудам и сии нести твердо   и   терпеливо;   а   научась   послушанию,   тем   самым приуготовляется к вышнему начальству».

«Сему   свидетельства   подлинныя   находятся  в древнейших  поколениях  родов  нашего  вернолюбезнаго  подданнаго российскаго дворянства,  которое ежечасно, быв готово подвизатися за веру и отечество, и нести всякое бремя наиважнейшаго империи и монарху служения,  потом, кровию и жизнию приобретало поместья, с оных  имело  свое  содержание,  а  умножая  заслуги,  получало  в награждение  от  самодержавной  власти  поместья  в  вотчины себе потомственно».

«Ст. 23: Наследственное имение да не конфискуется за преступление.
Благороднаго   наследственное   имение   в случае осуждения   и    по     важнейшему  преступлению,   да   отдастся  законному  его наследнику или наследникам».

«Ст. 28. Благородным дозволяется  иметь  фабрики  и   заводы по деревням».

Кроме этого, дворянство получило право на торговлю,  леса, недра, обустройство ярмарок, освобождение от личных податей и на  дворянское самоуправление.


* А. С. Пушкин. Евгений Онегин

Зато читал Адама Смита
И был глубокой эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.

Итак, с  этого момента дворянское имение (в т.ч. и усадьба) превращалась в  не отчуждаемое ни при каких условиях  наследственное владение – родовое гнездо, отчий дом. Вероятно, в понятиях «отчий/я  дом, земля» необходимо искать значение и связь с графикой термина «усадьба».

Практика дешифровки (поиск значения) русской терминологии (и не только русской) показывает, что при обнаружении в русском слове корня иврита, оно принимает осмысленный вид (ясен смысл), слово  можно помыслить.

Вывод

Значение и связь с графикой  термина «усадьба» надо искать именно в наследственном праве дворянина на «землю». Так как термин не объясняется средствами русского языка, целесообразно обратиться к сакральному языку иудеохристианства – ивриту.


4) Терминология иврита и библейский образ

а) Терминология

Приведем термин в форму приближенную к грамматике иврита и выделим корни  УСАДЬБА = У+САДЬ+БА.  У нас моментально выявляется два термина  иврита, соответствующие содержанию понятия,  усадьба – родовое гнездо, отчая земля; земля, переданная по наследству.

* У – русская приставка, выражает статус или место объекта (укрытие,  убежище, уезд).

* САДЬ = ивр. САДЕ в различных значениях – поле; поле, на котором также  растут и деревья, плантация,  а также – земля, сельская местность, территория.
 
* БА = прочитано наоборот – арам. АБА (в иврите АВ) отец, предок, прародитель; термин употребляется в Новом Завете (Марк 14:36, Римлянам 8:15 и др.).

См.
Общий вид

УСАДЬБА = У + САДЬ + БА = У приставка + ивр. САДЕ в различных значениях – поле; поле, на котором также  растут и деревья, плантация; а также земля  +  АБА (БА) отец, батюшка (арам.).

* Числа 33:54: «и разделите землю по жребию на уделы племенам вашим: многочисленному дайте удел более, а малочисленному дай удел менее; кому где выйдет жребий, там ему и будет удел; по коленам отцов (АВ) ваших возьмите себе уделы».

б) Библейский образ

* Бытие 25:27: «Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей (САДЕ); а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах.

* Бытие 39:5: «И с того времени, как он поставил его над домом своим и над всем, что имел, Господь благословил дом Египтянина ради Иосифа, и было благословение Господне на всем, что имел он в доме и в поле (САДЕ)».

* Второзаконие 28:3: «Благословен ты в городе и благословен на поле (САДЕ)».

Таким образом, русский термин У+САДЬ+БА  составлен  из двух терминов иврита (арам.) – САДЕ = земля и АБА = отец, т.е. земля принадлежащая отцу, предкам, родовая территория. Транслитерация, передача терминов средствами другого алфавита.


Рецензии