Самосознание нации II - Россия

начало - http://www.proza.ru/2015/08/27/554

Известно, что Россия многонациональная страна. Факт, что у каждого живущего в ней народа и даже национальных групп, есть свои этно-национальные представления о себе и свои интересы. Насколько они осознанные, это вопрос отдельный и зависит от многих факторов, например, уровня работы национально-культурных и других законных общественных и научных учреждений, а также уровня культуры и образованности этно-национальных элит или тех людей, которые выдают себя за национальных лидеров.

Возникает вопрос, в какой мере совпадают интересы национальностей и интересы гражданской нации? Ровно в той, в какой интересы гражданской нации в лице государства включают в себя интересы национальностей, в первую очередь общие для них всех. А они, безусловно, есть, например, в области военной и экологической безопасности, а также экономики и многих других. Любые этно-национальные интересы одного или нескольких народов, несущие угрозы общим интересам других народов или интересам национальной безопасности государства, всегда будут вызывать негативную реакцию и противодействие.

Другой вопрос из серии «а судьи кто?». То есть очень многое зависит как от уровня политической культуры высших эшелонов политической элиты, так и от того, какого рода эксперты привлекаются для выработки принимаемых решений.

Сумма общих этнических интересов, дополненная интересами национально-государственной элиты, и составляет то, что называется национальными интересами государства, которые призвана охранять система национальной безопасности страны. И здесь имеется еще одна зона проблем.

Если с общими этно-национальными интересами всё относительно прозрачно, то с интересами национально-государственной элиты не всё так однозначно. Кто её составляет, как она формируется, насколько личные интересы её участников соответствуют государственным интересам народов и граждан России? Это, опять же, тема для отдельного разговора.

Учет этих факторов позволяет понять многие политические явления и трудности, а также различного рода недочеты (хитрости?) политиков.

Подчеркнем еще раз, что обычно этно-национальные проблемы используются политиками лишь для выхода на уровень национально-государственной элиты. А здесь с ними происходят удивительные метаморфозы, которые могут наблюдать их избиратели, поскольку на этом уровне работают совершенно иные правила.
 
При этом этно-национальные лидеры, не прошедшие по каким либо причинам в государственную элиту, остаются в роли несистемной оппозиции, которая, с одной стороны, несет в себе угрозу национальным интересам государства, а с другой, в лице части чиновничества и силовиков, выгодна ему. Она дает работу очень многим представителям государственного аппарата, а так же тем политикам, журналистам и иным специалистам, которые благодаря им зарабатывают себе на хлеб насущный.

Эти реалии дают также ключ и к пониманию, например, политического феномена Жириновского. Будучи в эшелоне национально-государственном, этот политик делает всё от него зависящее, чтобы «костерок» этно-национальных проблем никогда не затухал. Для этого, правда, очень избирательно и дозированно, используется декларирование этно-национальных интересов русского народа.

Особенно «неблагодарная» роль достается национально-государственной элите регионального уровня. Балансируя, что говорится, на грани фола, они вынуждены, с одной стороны, блюсти интересы государства, а с другой, поддерживать необходимый уровень этно-национальной напряженности, для борьбы с которой они вроде бы и предназначены. Отсюда их обычно не афишируемая лояльность к кое-кому из оппонентов из числа этнонационалистов, а так же обслуживающих эти интересы владельцев «националистических» сайтов и изданий.
    
Если «больной» окончательно выздоровеет, то зачем тогда «врач»? – эта дилемма лежит в основе ответов на очень многие явления в нашей жизни – от лукавого сантехника, до лукавого политика.

Но важнейшей проблемой, от решения которой зависит судьба России, это состояние и перспективы развития особого, отличного от других российских народов самосознания Русского народа. В чем же его специфика?

(продолжение - http://www.proza.ru/2015/09/03/834


Рецензии