Функциональная инерция социальных структур как при

Функциональная инерция социальных структур как причина социальной слепоты

Любая социальная структура - семья, частная и общественная организация, армия, учебное заведение, шайка грабителей, государство и т.д. - обладает инерционным запасом функционирования. Это означает, что если такая структура вдруг по каким-то причинам лишится руководства, то некоторое время в зависимости от характера и природы такой структуры она будет способна функционировать совершенно нормально. Хорошо известны случаи, когда в качестве мэров небольших поселений избирались коты, собаки и дети, и при наличии таких чисто символических "руководителей" поселенческая жизнь протекала в обычном нормальном режиме. Подобная функциональная инерция социальных структур является причиной всё ярче проявляющейся в наше время социальной слепоты и функциональной неэффективности.

Невозможно переоценить актуальность социологического, психологического, философского анализа этого феномена. Дело в том, что ни одна социальная структура не способна функционировать без необходимого и достаточного предварительного обеспечения её функций. Семья организуется на основе любви, взаимной душевной и физической притягательности, психологической совместимости, совместного пользования имуществом, уверенности в постоянстве отношений и т.д. Если один из членов семьи проявил неверность, начал тратить часть заработка на наркотики и выпивку и т.п., то понятно, что семья прекратит своё существование не сразу, не в один день. Функциональная инерция семьи будет зависеть от количестве прожитых лет, числа потомков, объёма совместно нажитого имущества...

Армейское подразделение, способное к выполнению возложенных на него задач, возникает не в один день. Для того, чтобы оно чётко функционировало, необходимо время на обеспечение его соответствующим вооружением, обучение его использованию, дисциплинизацию, подбор руководителей низших звеньев, психологическую и операциональную совместимость... Если по каким-то причинам командиром подразделения назначат человека не только ничего не понимающего в военном деле, но и вообще неспособного командовать, то, тем не менее, армейское подразделение не сразу потеряет свою боеспособность. Скажется инерционность того фундамента, который составлял структурную и фунциональную основу боеспособности.

Если руководитель государственной, общественной или частной организации вдруг начнёт устраивать на руководящие посты своих родственников, соучеников или друзей по национальному признаку, не обладающих необходимыми рабочими качествами, то может пройти порой значительное время пока не станет ясно, что организация на прежнем уровне эффективности функционировать уже не может и для восстановления её функциональной способности понадобится заметно бОльшее время, чем даже требовалось в процессе её создании с нуля. Всё это время псевдоруководитель и его протеже будут выглядеть "как настоящие" в глазах большей части работников и брюзжание наиболее прозорливых из них будет осознаваться именно как брюзжание. Когда основная часть работников прозреет, то вред, нанесённый функциональной инерцией организации, надолго наложит отпечаток на характер её деятельности.

Когда руководителем успешно функционирующего государства выбирается популист, трепло и проходимец, неспособный ничего довести до ума,  то государство может даже некоторое время демонстрировать экономические, дипломатические и политические успехи. Но это будет всего лишь инерция хорошо организованной государственной структуры, основу которой составляет Конституция, адекватное разделение властей, этнопсихологический фундамент. И поскольку на недоразумение, оказавшееся на вершине власти, работают сотни спичрайтеров, экспертов, советников, психологов и т.п., население страны может увидеть это недоразумение во всём его ничтожестве не сразу, а спустя один-полтора срока руководства. А если ничтожеству во власти захочется предпринять шаги к тому, чтобы после окончания срока имитации руководства государством его не именовали по его "заслугам", то он будет применять ряд приёмов, для реализации которых нет необходимости обладать повышенным умом.

Универсальным подходом к решению подобных проблем является возможность плевать на мнение руководимых. Но возможность реализации подобного подхода кардинальным образом отличается для различных социальных структур, для различных государств. Можно сразу или постепенно захватить власть и "назначить" правильный взгляд на понимание эффективности. Так функционировала советская власть и продолжает функционировать власть потомков советской власти. Не все люди способны кататься по белу свету и организовывать себе гнёздышки там, где принято расплачиваться нерублями. Остальные вынуждены украшать себя духовными скрепами, чтобы их не задерживали на перекрёстках жизни. Так функционирует Северная Корея, где любимые руководители лучше всех знают, что такое хорошо, а что такое плохо.

А что касается цивилизованных стран, где пока ещё не рубят руки ворам, то здесь универсальным подходом являются усилия по снижению умственных способностей населения за счёт иммиграции подметальщиков улиц или тотальной лжи с помощью телеящика. В этом случае функциональная инерция социальных структур безгранично усиливает слепоту народа, который будет во всё большей степени рождать и воспитывать слепое и полуслепое потомство. Это потомство уже не будет сомневаться в том, что всенародный гомосексуализм, борьба с глобальным потеплением и всеобщая справедливость бездельников являются именно тем, что выведет человечество в светлое будущее. Главное, чтобы народ поменьше думал и побольше верил. Неважно во что: во всеобщую справедливость, для веры в которую необходимо отсутствие ума, в славоправие или православие, в ислам или вуду, в светлое коммунистическое послезавтра или в то, что именно их государство является родиной слонов. Религия сегодня превратилась в эффективный инструмент недоносков в их неодолимом стремлении удержаться там, где тепло, не дует и можно, ничего не делая, иметь всё. 

Есть единственное решение устранения функциональной инерции социальных структур. Это - лишение избирательного права неэффективных членов социума. Эта проблема была успешно решена в Афинском полисе V-IVвв до н.э., что подробно было описано Аристотелем (IV век до н. э) в его труде "Афинская полития". Решение этой проблемы называлось Афинской демократией, в основе которой лежало лишение права голоса и гражданских прав слабоумных, несостоятельных, необразованных, неорганизованных и т.д. Афинскую демократию кастрировали те, которым она мешала прорываться к власти и назвали этого евнуха просто "демократия".


Рецензии