Челобитные яицких казаков царю Михаилу Фёдоровичу

"По официальной версии, отражающей только один из истоков яицких казаков, - пишет неизвестный автор на форуме Яик. ру, - в 1585 году последний "великий атаман" Сибири Матвей Мещеряк и атаман Барабоша, поняв, что более на Волге прежней вольной жизни не будет (из - за построенных на Волге русских крепостей), решили увести своих казаков на восток. На территории Большой Ногайской Орды, на реке Яик рядом с устьем реки Илек на острове Кош - Яик, около 700 человек в течении лета построили крепость. Ногайский князь Урус осадил крепость, но потерпел поражение. Так образовалось Яицкое казацкое войско. Основными занятиями яицких казаков были рыболовство, добыча соли, охота. Войско управлялось кругом, который собирался в Яицком городке. Правительство привлекало яицких казаков для охраны юго - восточных границ и военной колонизации, разрешая им приём беглых". Однако, последнее вызывает большое сомнение не только у меня лично, но и у многих историков прошлого. Как царское правительство могло разрешать яицким казакам "приём беглых"? Это же, нонсенс. Хотя, надо признать, что "беглые" в Яицком войске всё же были. Так, что здесь правда, а что вымысел? Попробуем разобраться в этом историческом казусе.

До наших дней сохранилась Челобитная яицкого казака Трофима Афонасьева сына Ратова о назначении его подьячим в новый город Козлов (ныне - город Мичуринск Тамбовской области), относящаяся к документам первой половины XVII столетия и слегка приоткрывающая некоторые "тайны" Яицкого войска той поры:

"Государю... Михаилу Феодоровичу... бьёт челом кормовой казак яицкий Трофим Афонасьев сын Ратов. Бродил я, холоп твой, и за твоё государево поле. И по твоему государеву указу прислано к нам... твоя государева грамота. Да велено нам... тебе государю крест целовать и итти на твою государеву службу под Смоленск [примеч. - речь идёт о военной компании 1632 - 1634 годов в ходе русско - польской войны за Смоленск]. И я... дорадовался твоего государева жалованья крест тебе целовал и был на твоей государевой службе под Смоленском, с прихода и до отхода тебе государю служил и кровь проливал за тебя государь. И двои дня я... на твоей государевой службе ранен, прострелена у меня... рука из мушкета, да левый глаз выстрелен.

И ныне я... твоей государевой службой изувечен, и я... прислал к тебе на Москву двух языков... Милосердный государь, царь и великий князь Михайло Феодорович всея Русии пожалуй меня... за мои службы и за кровь, и за раны, и за приводные языки вели государь меня отпустить на Козлов в подьячие быть у твоих государевых дел в приказе. И своего государева жалования в мой оклад, что бы мне... волочить меж двор вконец не погибнуть... Государь, смилуйся пожалуй".

Весной 1632 года царь Михаил Фёдорович, а также его отец и патриарх Всея Руси Филарет потребовали от донских казаков целования креста на верность как им, так и царевичу Алексею Михайловичу "по записи"; надо было посчитать всех казаков и идти им под Смоленск против польского короля. Донское войско отказалось "целовать крест" (т. е. присягать на верность московскому царю); на Дону "целование креста" случилось, лишь, в 1671 году, после разгрома восстания Степана Разина. Яицкие же, казаки и "крест целовали" и под Смоленск ходили.

Перепись яицких казаков была осуществлена в 1632 году полковником Богданом Змеевым (в некоторых источниках - Змиевым). В списке № 7, в котором записаны "казаки же крест целовали в Володимере", числится казак Трофимко Офонасьев Темниковец. Вероятно, это и есть автор челобитной "кормовой казак яицкий Трофим Афонасьев сын Ратов". Про него можно сказать, что родом он был из города Темникова. Кроме него, в списках записаны ещё 18 яицких казаков с таким же прозвищем "Темниковец" и 2 человека - с прозвищем "Темник". Если Трофим Ратов просит государя отпустить его с военной службы в подьячие, значит он был ранее принят на государеву службу и получал "корм", как служилый казак. Вероятно, он был поверстан в казаки из "детей боярских", раз он просился в подьячие, т. е. на "административную" службу. Не служилые "сыны боярские", как правило, лишались "поместного" оклада и влачили жалкое состояние, превращаясь в нищих и бродяг. Многие, из них, становились "боевыми холопами" богатых бояр и князей.

Казак Зиновий Павлов сын Лапоша, которого считали умершим во время похода с Яика в Москву осенью 1632 года, вдруг, объявился живым. "Зиновий Павлов, - писал Богдан Змеев, - у смотру и у денежной раздачи про него сказали, что он умер, а Зиновко бьёт челом государю, что он остался от войска на дороге и лежал в Красной слободе и как обмоччило приехал к Москве. Осматривал здоров".

"Царю Государю и Великому Князю Михаилу Феодоровичу всея Русии бьёт челом холоп твой Терский казак Онисимовой станицы Иванова, Зеновка Павлов сын Лапоша, служу я, холоп твой, тебе, государю, в твоей государевой вотчине на Дону и на Терке и на Яике всякия твои государевы службы одиннадцать лет и как по твоему Государеву указу велено нас холопей твоих и к тебе, Государь, к Москве с Терка и с Яика на твою Государеву службу против твоих государевых недругов польских и литовских людей и прислан к нам на Яик Богдан Семенович Змеев и я холоп твой тебе, государю, крест целовал на том тебе, государю, служить и бредя к Москве на твою государеву службу о дву конь и грехом своим как нам придти в Красную Слободу и я холоп твой от той поры на дороге занемог и те государь кони мои всякую служилую рухлядь братья мои и товарищи взяли с собою, а ныне я, холоп твой, после помощи приволокся к тебе, государю, к Москве, а атаману государь и моей братьи казакам дано твое государево денежное жалованье и с Москвы посланы на твою государеву службу под Смоленск, а я, холоп твой, скитаюся на Москве, а твое государево жалованье мне не дано. Милосердный государь, Царь и Великий Князь Михаил Феодорович всея Русии пожалуй меня, холопа своего, вели государь мне по своему государеву указу свою государеву службу служить с атаманы и вряд с моею братиею с казаки пожалуй меня холопа своего своим царским денежным жалованьем и поденным кормом против моей братьи, чтоб мне холопу твоему твоей государевой службы не отбыть и впредь перед своею братьею в конец не погинуть, царь государь смилуйся. На обороте написано рукою дьяка: "выписать из списка Богдана Змеева и что про него у смотру сказали" (список № 9).

Станичный атаман Онисим Иванов записан в списке № 11, который озаглавлен так:

"141 (1633 г.) генваря в 8 день по сему списку давал государево жалованье Ефим Самарин да подьячий Евсей Юрьев Яицким атаманам и ясаулам и казакам кормовые деньги на генварь месяц и в полки под Смоленск послать список с секунчем (вестник, гонец, тоже что курьер. - прим. Авт.).

Список Яицких атаманов и ясаулов и казаков дачи им государева жалованья на корм, на муку на генварь атаманам по 2 алтына, ясаулам по 10 денег, казакам по 8 денег на день человеку".

Возглавлял список № 11 Войсковой атаман Микифор Прокофьев, вероятно отец атамана Тимофея Микифорова (Попа), указанного во главе списка № 1:

"Яицкие казаки в списку, каков прислал Богдан Змеев с Саратова с прибылым Аристовым написаны, а у смотру и у денежныя раздачи сказали про них, что они пошли с Саратова на Самару с атаманом с Тимофеем Попом, а к Москве они пришли генваря в 5 день (1633 г.).

И по Государеву указу дати им Государева жалованья: атаману 15 рублей, камка добрая, сукноаглинское доброе, казакам по 10 р.

Атаман Тимофей Микифоров (Поп)..." и с ним записаны 30 казаков.

О дальнейшей судьбе казака Зиновия Павлова сына Лапоши сказано в последнем списке № 20 переписи Богдана Змеева:

"Яицкие же казаки, которые пристали к атаману к Тимофею Попу, а крест целовали на Москве и Государево жалованье дано им против товарищей.

Казаки эти переименованы в списке № 8 и обозначены звёздочкой и кроме того приписаны новые, а именно:

Васка Бочманов
Осипко Петров Воронов
Зиновка Павлов
Офонка Михайлов
Ивашко Федоров Черноярец".

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что на Яике большинство казаков были "служилые". Если и были отдельные "воровские" казаки, то их сажали в тюрьмы или же, казнили по приговору казачьего Круга. Термин "воровские" означал тогда, что казаки не подчиняются приказам вышестоящих начальников, не более того. Между прочим, "Москва" часто применяла этот термин к казакам, чтобы не конфликтовать с соседними государствами, территории которых подвергались военным набегам со стороны России. Московским царям было удобно перекладывать вину за нападения на заморские города или иноземные суда, то на "ослушников", то на "воровских" казаков. Такой "порядок вещей" был установлен, ещё в эпоху Ивана Грозного. И, вероятно, он всех устраивал. "Служилые" люди понимали, что так угодно Государю и беспрекословно выполняли тайные приказы Москвы. Из тех же челобитных казаков видно, что служили они там, куда их посылал царь: с Дона на Терек, с Терека на Яик и т. д. Тот же, Зиновий Павлов подчеркивает, что служил в "государевой вотчине и на Дону и на Терке и на Яике". То есть ни о какой "казацкой вольнице" в тех краях и речи не велось. В XVII столетии было множество "служилых" людей, поэтому в приёме в казаки "беглых" крепостных крестьян не было нужды. Например, зачем нужно было на Яике принимать в казаки "беглого крестьянина от сохи", когда туда направлялись периодически казаки с Дона или Терека, а также стрельцы из российских городов. Однако, вопрос о "беглых" всё же возникал. Казакам требовались работники по хозяйству, которых они сманивали обещаниями "вольной" жизни на Яике, будучи в городах и весях России. Однако, этих "беглецов" в казаки не принимали, а использовали как дармовую рабочую силу в личном хозяйстве, как правило "отставные" казаки. Вместе с казаками на Яике служили и "боевые холопы" богатых московских бояр, которые отбыв здесь положенный срок службы, не желали возвращаться назад к своему хозяину. Такие случаи были. Например, "от января - марта 1637 года до нас дошла челобитная и расспросные речи яицкого есаула Ивана Поленова".

Его история такова. Иван Поленов служил в "вольных" казаках ещё в 10 - е гг. XVII в. Вероятно, было это как раз в Смутное время, когда шла война с Польшей. После заключения Деулинского перемирия с Польшей его "похолопил" боярин В. П. Морозов. Чтобы было лучше понять о чем дальше пойдёт речь, необходимо вначале коротко рассказать о Деулинском перемирии, о боярине В. П. Морозове, а также несколько слов сказать о "боевых холопах".

Деулинское перемирие - соглашение, заключенное в селе Деулино близ Троице - Сергиевого монастыря 1 (11) декабря 1618 года между Русским царством и Речью Посполитой на 14,5 лет. Перемирие завершило войну, длившуюся с 1609 года за территории современных России, Украины и Белоруссии. Срок данного перемирия устанавливался с 25 декабря 1618 года (4 января 1619 г.) по 25 июня (5 июля) 1633 года. Россия уступила Польше города: Смоленск, Рославль, Дорогобуж и другие.Речь Посполитая возвращала России города: Козельск, Вязьма, Мещевск и др. Перемирие было досрочно нарушено Россией в 1632 году с началом Смоленской войны. По её итогам было ликвидировано одно из самых позорных для России условий Деулинского перемирия - польский королевич Владислав отказался от прав на царский трон. Окончательно условия перемирия были закреплены Вечным миром 1634 года.

Василий Петрович Морозов - русский военный и государственный деятель, окольничий (1601), боярин (1608), входил в Боярскую думу, сподвижник князя Д. М. Пожарского. Дом боярина В. П. Морозова стоял на кремлёвской площади Заруба. Вотчины располагались возле Москвы. Родительское сельцо Морозовых - Воронина. Боярин Василий Петрович, единственный из рода Морозовых, который проявил себя на военной службе. В 1598 году во время отражения набега крымского хана Казы - Гирея он служил головой и есаулом в Царском полку; затем, командовал полками в походах против Лжедмитрия I и Ивана Болотникова. При царе Василии Шуйском в 1609 - 1611 гг. служил воеводой в Казани. Как полководец, он сыграл видную роль в ополчении К. Минина и Д. Пожарского. Последней крупной победой боярина В. П. Морозова стала успешная оборона Пскова от шведов в 1616 году, не в последнюю очередь поспособствовавшая заключению Столбовского мира. Его сын, Иван Васильевич, управлял Казанью в 1636 - 1638 гг. Умер боярин В. П. Морозов в 1631 году.

"Боевые холопы" несли военную службу вместе с дворянами, были тем боевым отрядом, который "служилые люди по отечеству" обязаны были приводить с собой в соответствии с пожалованными им поместными окладами. Термин "служилые люди" объединял всех, кто нёс "государеву службу", под которой понималась служба "ратная" (военная) и "приказная" (административная). Под понятие "служилый человек" попадал и бывший удельный князь, возводящий свой род к Рюрику, и мелкопоместный дворянин. При царе Борисе Годунове, в начале XVII века, феодальный землевладелец обязан был выставлять в поход по два боевых холопа (одного конного и одного пешего с пищалями) с каждых 100 четвертей земли поместного оклада. Многие разорившиеся "дети боярские", даже, себя не могли снарядить в военный поход. Ратника мог снарядить состоятельный землевладелец, ссудивший ему деньги под кабалу. Уложение 1597 г. закрепило кабалу, отменив за неё выкуп. Вместе с тем ввело принцип обязательного освобождения кабального после смерти господина. Если Иван Поленов поступил на кабальную военную службу к боярину В. П. Морозову, то после его смерти в 1631 году, он мог просить царя об освобождении из "добровольной" кабалы.

"Не хотя быть в боярском дворе", Поленов был послан служить царю в город Терки (ныне, территория Дагестана, окрестности г. Кизляр), где был пятидесятником конных стрельцов. Во время несения "государевой службы", он попал в плен на территории современного Дагестана, но затем был освобождён по требованию персидского воеводы г. Дербента. Для "боевого холопа" очень "странный" способ освобождения из плена. Позднее, из Терков Поленов был прислан к Москве с отписками терского воеводы, но здесь был "схвачен" боярином В. П. Морозовым. Тут термин "схвачен" может означать и обыкновенное пребывание на "боярском дворе". Затем Поленов отправился к казакам на Яик. Из его пребывания на этой реке известны лишь последние эпизоды.

Весной 1636 года более 500 яицких казаков ходило в поход на Каспийское море, захватив и разграбив персидский город Фарабат. В этом походе И. Поленов был есаулом. Чуть позже казакам стало известно, что по Волге "идёт в Кызылбаскую землю... немецкий корабль с товары". Казаки решили "погромить" и его...

Мероприятие планировали на весну 1637 года, а осенью 1636 года с Яика на Дон было отправлено 50 казаков (в том числе и Поленов) с целью созывать "втайне ис казачьих донских городков запорожские черкас и донских казаков для тех... терских и астраханских бус и немецких кораблей". В январе 1637 года с данными "вестями" Иван Поленов выехал с Дона в Воронеж, а затем был прислан к Москве с этим, как он пишет в своей челобитной, "государевым тайным делом". Услуга, оказанная Поленовым, была оценена в Москве, и он действительно был освобождён из холопской зависимости, а затем определен для службы в станицу казаков атамана Кругового.

Надо отметить, что в первой половине XVII века вопрос о "беглых" в казачьей среде не стоял так остро, как в последующее время. Термин "С Дона выдачи нет" возник после принятия Соборного уложения 1649 года. Новый царь Алексей Михайлович принял его для окончательного закрепощения крестьян. Закон о наследственном (для феодалов) и потомственном (для крепостных) прикреплении крестьян с вытекающим отсюда правом бессрочного сыска беглых являлся наиболее крупной и радикальной нормой Уложения 1649 года. Закон был распространен на все категории крестьян и бобылей, включая черносошных. Казаков же, в частности Яицких, более всего касалась глава XX, названная "Суд о холопех", состоящая из 119 статей. Уже первые три статьи этой главы дают возможность понять, кто и как попадал в "холопы":

"1. Которые дети боярские неверстаны, и у розбору и в служилых списках и ни в какой государеве службе нигде не объявилися, и поместных и вотчинных дачь за ними нет, а ныне они по кабалам в боярских дворех, а били челом они в боярския дворы в прошлых годех, до нынешняго государева указу, и тем детям боярским неверстанным и впередь быти в боярских дворех попрежнему.

2. А впередь детей боярских верстанных и неверстанных никому в холопи не принимати, и в Холопье приказе на них, без государева имянного указу, кабал не давати.

3. А будет которые дети боярские после сего государева указу бьют челом кому в холопство, и по государеву указу и по боярскому приговору ис холопства они будут свобожены, и велят им государеву службу служити в городом и они воровством, не хотя государевы службы служити, учнут бити челом в ыные в боярские дворы, и всяких чинов людем, и тех детей боярских отдавати в холопи тем людем, у кого они прежде того в холопстве были" [Рос. законодательство 1985, с. 208].

Как видим, холопами бояр становились "дети боярские", которые по сути являлись "служилыми людьми по отечеству". Уложение 1649 года дало им возможность выйти из холопства и поступить на "государеву службу". Однако, это была единичная "акция". Тем, кто не воспользовался ей во время, пришлось "и впередь быти в боярских дворех попрежнему". Вероятно, "боевые холопы", служившие в казаках и не подавшие челобитную царю, как Иван Поленов, не смогли воспользоваться такой "льготой". Опять же, стоило казаков из "холопов" обвинить в "воровстве", и они навсегда оставались "у кого они преже того в холопстве были".

Яков Васильев был выбран войсковым атаманом Яицких казаков в 1683 году. От имени войскового круга в 1684 году он заявил, что беглых стрельцов Тиги и Гоги у них нет, хотя присутствующие посланцы Москвы видели их на этом же круге среди казаков. Этим Я. Васильев показал себя сторонником старинного обычая - "беглых не выдавать", он воспользовался старым казачьим приёмом - не на все указания Москвы обращать внимание (По Трегубову). Однако, здесь как и в случае с "боевыми холопами", речь идёт о "служилых людях" - стрельцах.

В начале 1698 года яицкий старейшина Иван Белоусов во главе станицы был послан на Дон выяснить, что делать с беглыми на Яике, т. к. пришёл жесткий приказ из Москвы, о выдаче всех пришедших на Яик после 1695 года. Весной 1698 года И. Белоусов привёз войсковому кругу известие, что беглых с Дона начали выдавать. На этом же круге его избрали войсковым атаманом, но 18 июня 1698 года он был смещен простыми казаками. Белоусова обвинили в измене казачеству, приговорили к смерти и казнили. Впоследствии многие казаки поплатились головой за своё активное участие в этом приговоре (По Трегубову). После этого трагического случая на Яике, казаки, по сути, разделились на две непримиримые партии: "казачью" и "старшинскую", которые писали, уже, "коллективные" Челобитные русским царям, вплоть до начала Пугачевского бунта в 1773 году.               


Источники:

Донские дела. Кн. 1. СПб., 1898. Стб. 549 - 554, 555 - 558. 921.

И пыль веков от хартий отряхнув... Хрестоматия по истории Тамбовского края/Редакторы: Т. Авдеева, В. Катыщев, Ю. Мизис, Л. Протасов. - Тамбов. Изд. центр ТГПИ, 1993.

Карпов А. Б. Уральцы. Исторический очерк. Ч. 1. Уральск, 1911. Приложение 1, с. 1 - 16.

Книги разрядные. - СПб., 1853. Т. 1, с. 62 - 69.

Котошихин Г. О России в царствование Алексея Михайловича. СПб., 1906.

Маньков А. Г. Уложение 1649 года. Кодекс феодального права России/Отв. ред. К. Н. Сербина. - Л., 1980.

Новосельский А. А. Крестьяне и холопы//Очерки истории СССР. Период феодализма XVII в. - М., 1955.

От Гугни до Толстова/Сост. А. Г. Трегубов. - Уральск, 2006.

Российское законодательство X - XX веков. Т. 3. Акты Земских соборов. - М., 1985.         


Рецензии
Очень интересный труд Николай! Спасибо!

Владимир Темляков   18.09.2015 11:34     Заявить о нарушении
Спасибо!

Николай Панов   18.09.2015 18:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.