Шекспир. Сонет 152. Последний сонет возлюбленной

Сонет 152

Тебя люблю, но отрекаюсь, зная,
Что дважды чувства предала мои:
Со мной обет постели расторгая
Зароком злобе вслед другой любви.
Но почему виню в двух клятв разрыве,
Коль двадцать рву? Я ложь являл весьма,
Ведь клятвы все –  мои ошибки злые,
Где веры ты и правды лишена,
Ведь клялся в доброте твоей глубокой,
В твоей любви и верной чистоте,
Заставив против вида клясться око,
Отдавши ясность взора слепоте:
     Я клялся, ты – светла, не чаще глаз,
     Что в грязной лжи клялись так каждый раз.


Сонет 152. Оригинальный текст
In loving thee thou know'st I am forsworn,
But thou art twice forsworn, to me love swearing:
In act thy bed-vow broke, and new faith torn
In vowing new hate after new love bearing.
But why of two oaths' breach do I accuse thee,
When I break twenty? I am perjured most,
For all my vows are oaths but to misuse thee,
And all my honest faith in thee is lost,
For I have sworn deep oaths of thy deep kindness,
Oaths of thy love, thy truth, thy constancy,
And to enlighten thee gave eyes to blindness,
Or made them swear against the thing they see:
For I have sworn thee fair, more perjured eye,
To swear against the truth so foul a lie.


Сонет 152. Последний сонет возлюбленной.
«Мужской» сонет 120 завершал вторую любовную историю для друга. «Женский» сонет 152 завершает эту же историю для возлюбленной. Эти сонеты написаны последовательно, сначала сонет 120, потом сонет 152. Можно было догадаться и раньше, что трудно в один и тот же день встречаться и с другом, и с возлюбленной, и передавать им сонеты, и вести разговоры о дружбе и любви, но в «параллельных» сонетах указаний на это не было до стыка сонетов 151-120-152. Поэтому, имея такое указание, тем более можно утверждать, что каждые два сонета, «мужской» и «женский», создавались последовательно-параллельно с разницей в 2-4 дня в течение очередной недели.
В сонете 152 резко меняется настроение, также как в сонете 120. Прошу заметить, что речь – об одинаковой смене, а не об одном настроении. Сонет 152 содержит ответы на вопросы, поставленные сонетом 120. В день передачи возлюбленной сонета 151 поэт получил от неё всю информацию о положении любовных дел возлюбленной, друга и своих. Друга он обвинил (а ведь только что сам оправдывался в сонетах 117-119) в том старом таком же, как свой, грехе, за который теперь друг расплачивается. Но почему грех – такой же? Разве поэт добивался возлюбленной друга, нанося ему этим «адские муки»? Ведь не поэт соблазнил возлюбленную друга, а ровно наоборот, друг соблазнил возлюбленную поэта, сделал то же самое второй раз, как в первой любовной истории. Но теперь поэт, зная об интересном положении возлюбленной и её планах выхода замуж за друга поэта, сознательно уступает дорогу другу, не настаивает ни на своём праве, ни на своей обиде. Более того, поэт винит себя, что был помехой двум влюблённым, в чём, видимо, и заключён смысл определения «такой же». Но в сонете 120 об этом можно было только догадываться. Подтверждение такого расклада мы видим в сонете 152, когда поэт обвиняет возлюбленную в «поруке другой любви».
Но заметим, что недовольство этим поэт высказывает только возлюбленной, т.к. понимает, что теперь, действительно, все отношения с ней закончились. В сонете 152 нет, присущей всегда ранее Шекспиру, деликатности к адресату. Даже, как будто, обвиняя себя во втором катрене, Шекспир высказывает по сути обидное утверждение. Третий катрен и замок – том же духе: никакой деликатности, но без грубости. Долго же ему пришлось бы оправдываться, захоти он продолжать отношения. Но Шекспир знает, что продолжения не будет.      
Сонет 152 стал последним сонетом возлюбленной. Но не на этом сонете всё заканчивается. После него будут написаны ещё сонеты 121-126. Поэтому, чтобы вспомнить, что произошло дальше, надо к ним вернуться и взглянуть на комментарии уже с высоты всей известной информации.


Рецензии