Глава 2. В Карибах между двух Америк

                Глава2. ПОРТУГАЛЬЦЫ


   В 2013 году правительства и парламенты Испании и Португалии приняли решение о возвращении гражданства потомкам некогда изгнанных из страны евреев. Скорее, это носит декларативный характер, да и немного найдется желающих в  спешном порядке подтверждать свои испано-португальские корни. Но сам факт отраден и говорит о раскаянии или, по крайней мере, о признании того горя, которое причинили монархи двух держав части своих граждан. Жаль, что это осознание пришло спустя 500 лет.

   Наибольшее количество сефардских беженцев переместилось в соседнюю Португалию. Историки называют разные числа, но большая часть авторитетных специалистов считает, что на территорию Португалии попало около 100000 тысяч евреев, преимущественно марранов. Освоившись на новом месте, многие  конверсо начинают возвращаться к вере предков.

Коренные жители, так же, как и испанцы, ненавидели новохристиан больше, чем иудеев, считая их безбожниками и еретиками. Несмотря на то, что бывшие испанцы стали называть себя «португальцами», вражда к ним только усиливалась (как раз в этот период и появилось презрительное прозвище «женти ди насаон» - люди «известной» национальности). Реакция не заставила себя ждать. И снова начинаются погромы.

В Лиссабоне за один день убивают 2000 марранов и иудеев. В канун Пасхи 1497 года монахи и, возбуждённая ими, толпа силой уводят еврейских детей от родителей и тащат их к купелям. Впоследствии таких детей, а их были десятки тысяч, в еврейской среде стали называть «тинок ше нишба». Свидетель тех событий епископ Альгарвский позже писал:  «Я видел, как  людей за волосы тащили к купелям… Я собственными глазами видел, что с евреями делали ещё более ужасные вещи…»
Перевод с иврита не даёт точного представления о смысле словосочетания «тинок ше нишба». Религиозные евреи подразумевают под этим понятием: «ребенок, попавший в плен» или «оторванный от веры». Около 2000 таких детей в возрасте от двух до десяти лет по приказу короля Мануэля I были депортированы на острова Сан-Томе и Принсипи (В Гвинейском заливе, у берегов Африки). Большая часть из них (около 1500) погибла в течении первого года.

В 1505 году в Португалии вспыхнула сильнейшая эпидемия чумы. Виновников эпидемии нашли быстро. Всего за два дня в Лиссабоне было убито более 3000 марранов, причём 600 из них были сожжены живьём. Женщин насиловали, детей убивали на глазах родителей. Справедливости ради следует сказать, что 50 погромщиков по приказу короля были четвертованы сразу после этой вакханалии.

  Через год, 19 апреля 1506 года очередная волна ненависти уносит жизни ещё нескольких тысяч лиссабонских марранов и снова, как это уже бывало, события разворачиваются во время празднования Пасхи.

  С учреждением в Португалии Святой Инквизиции жизнь лиссабонских марранов превращается в ужасное ожидание доноса и неминуемого ареста. В этом смысле показательна судьба капитана конной гвардии Мануэля да-Вилла Реаль Фернандеса, тайно соблюдавшего иудейские традиции. Однако тайное становится явным. В 1652 году он был схвачен Инквизицией. После жесточайших пыток капитана сожгли на костре, несмотря на то, что он был лично отмечен королем за героизм и назначен послом в Париже.

  Последующие годы превратились для португальских евреев в череду непрекращающихся гонений. Перемещаясь из одной страны в другую, они ищут спасения там, куда ещё не добрались «Божьи псы» (domini canes) инквизиции.
К концу XVI века таким островом безопасности стал Амстердам. Сюда потянулись евреи из Фламандии и южных областей Франции, с берегов Рейна, и, конечно же, «португальцы».

  Португальские евреи-беженцы более всех прочих пытались сохранить веру предков. Возможно поэтому, во многих европейских странах в XVI-XVII в.в. слово «португалец» стало употребляться, как иронично-презрительное прозвище для обозначения евреев.

Амстердамские «португальцы» сразу обособились от прочих эмигрантов и образовали свою общину со своей синагогой и школой при ней.  Образование еврейской общины Амстердама связано с именем Яакова Тирадо.  Он родился в семье португальских марранов. В раннем детстве, потеряв отца, попал в католический монастырь. Один из монахов, оказавшийся его родным дядей (тоже марран), тайно воспитал племянника в еврейских традициях и помог бежать из монастыря. Мечтая найти страну, где он мог бы свободно исповедовать иудаизм,  Лопес да-Коста (его христианское имя) поступил на службу в королевский флот. И, уже будучи капитаном, с группой лиссабонских марранов он бежит из Португалии. В 1593 году их судно бросило якорь на пристани в Амстердаме. Открытая им вскоре синагога, после смерти была названа в его честь. Помимо глубокого изучения иудаизма, ученики этой синагоги преобретали основательные знания по математике, иностранным языкам и астрономии. Эти знания давали возможность найти в дальнейшем своё применение в коммерческой деятельности  и  на  флоте.

Кстати, в школе при этой синагоге учился человек, который оставил яркий след в истории Российского (да, да, не удивляйтесь) государства. Арон Виерра, сын обедневшего амстердамского купца бежавшего от погромов из Португалии, после смерти отца нанялся юнгой на флот. Десять лет он каперствовал на судах Вест-Индской компании, пока его не приметил Петр I. Смотр, устроенный по случаю посещения Российским царем Амстердама, в корне изменил жизнь молодого моряка. Приметив    и оценив морские навыки «португальца», Петр пригласил его в Россию. Приняв православие  и новое имя, он стал одним из самых приближенных и обласканным русским царем подданных. Успешная карьера графа Антона Дивьера, таково было новое имя «португальца», вызывала зависть и козни менее удачливых царедворцев.  После смерти Петра он был лишен должности генерал-полицмейстера столицы, всех званий и регалий и отправлен в ссылку. Биографы этого выдающегося российского деятеля отметили, что после смерти с его могилой случилась такая же история, как и с могилой одного из самых известных Карибских пиратов Генри Моргана. Могилы этих по-своему выдающихся и никак не связанных друг с другом людей были уничтожены стихией. Захоронение одного из них на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры было смыто в Неву во время сильнейшего наводнения,  могилу другого постигла таже участь - мощное цунами, обрушившееся на ямайское побережье, унесло останки прославленного пирата в Карибское море.

   Голландия, обладая мощнейшим каперским флотом, старалась наравне с другими европейскими державами урвать кусок побольше от аппетитного «карибского пирога».  Ежедневно к берегам Америки отправляются суда Вест-Индской компании. Своим количеством торговых и каперских судов Компания успешно конкурирует на Карибах с такими державами, как Англия и Франция. А участие «португальцев»  в этой экспансии настолько впечатлительно,  что само это слово (с известной каннотацией) стремительно распространяется в колониях Нового Света.

  Лично у меня не вызывает никакого сомнения истинное происхождение пирата Бартоломью Португальца – личность которого была хорошо известна в 1660-е годы среди французских и английских пиратов Ямайки.
Жизнь его состояла из великого множества самых авантюрных приключений, среди которых: и чудесное спасение после кораблекрушения, и годы рабства, и морской разбой, и невероятное спасение от виселицы и многое другое…
По данным «Американского Меркурия» его настоящее имя – Бартоломе де ла Куэва. У тех, кто знаком с темой трагедии испанского еврейства и сефардских беженцев не вызовет сомнения еврейское происхождение этого семейства, бежавшего впоследствии в Португалию.

  Ещё один «португалец» стал едва ли не единственным капером, кто осмелился бросить вызов самому Генри Моргану. Это Мануэль Риверо Пардаль.  Не берусь утверждать, но осмелюсь, однако, предположить, что он был потомком сефардских беженцев. Мне приходилось беседовать с человеком, который много лет занимается темой португальских евреев. Он сообщил мне, что представители этого семейства были хорошо известны в Португалии и многие из них вернулись там к вере своих предков.

Как бы там ни было, но он единственный, кто откликнулся на призыв колониальных властей Испании ко всем, кто желает получить испанский каперский патент и сразиться с самим Генри Морганом. В1670 году, получив каперское свидетельство, на корабле «Сан Педро» капитан Мануэль Пардаль отправился к берегам Ямайки. Вскоре  Г. Морган получил следующее сообщение: «…На двух кораблях с двадцатью пушками я приплыл, чтобы встретиться с генералом Морганом…».  Адмирал проигнорировал вызов дерзкого «португальца», так как был занят организацией очередного нападения на испанскую колонию. Не солоно хлебавши, Пардаль ушёл к берегам Кубы. Там его повстречал английский капер Джон Моррис. Кровопролитная абордажная схватка закончилась победой британца, Мануэль Риверо Пардаль был убит.

  Обосновавшиеся на Карибах «поругальцы» нередко становились жертвами Святой Инквизиции, которая и сюда дотянула свои щупальцы.
В  этом смысле очень показательна судьба Луиса Карвахаля  де ла Куэва. Он родился в семье португальских марранов, о чём, кстати, не догадывался (родители умерли рано). Занимался работорговлей. Наделав долгов, женился на представительнице богатой марранской семьи и с многочисленной новоприобретённой роднёй переселился в Новый Свет. По всей видимости, часть родственников записал матросами, остальным купил настоящие или поддельные limpieza de sander – свидетельства о чистоте крови. Уже будучи губернатором Нуэво Леон и основателем города Монтерей, дон Карвахаль был арестован, как тайный иудей. Следует признать, что таковым он не был, хотя родня со стороны жены и предпринимала попытки вернуть его к вере предков.

Все четыре года  заключения дона Карвахаля  люто пытали, и он умер в тюрьме Мехико-Сити, успев «заложить» 116 своих родственников. То, что он выдал всю свою родню – не удивительно, поражает другое: как человек смог выдержать целых четыре года? Инквизиторы зря своё жалованье не получали и были большими мастерами пыток.
8 декабря 1596 года на центральной площади Мехико-Сити выездной сессией Инквизиции (практически, как выездная «тройка» в 1937-1938 г.г.) были сожжены 20 членов семьи, в числе которых были: сестра дона Луиса де Карвахаля – донья Франсиска и четверо её детей (двух младших дочерей сожгли в другое время по другим процессам). Луис Карвахаль Младший, любимый племянник губернатора, так потряс своим мужеством сопровождавшего его на костёр монаха, что тот впоследствии признался: «Если бы Л. Карвахаль родился на 2000 лет раньше, то несомненно, стал бы одним из героев Ветхого Завета». Действительно, юноша стойко вынес все пытки, отказавшись отречься от иудаизма, и гордо взошёл на костёр, отклонив предложение быть гарротированным (предварительное удушение перед сожжением).
               
   Многие из «португальцев» нажили немалый капитал, благодаря нещадной эксплуатации местного населения и привозных рабов на своих плантациях, шахтах и рудниках. Ну, а тема участия «португальцев» в работорговле до сих пор является одним из главных аргументов против евреев на многих антисемитских сайтах. Что ж, несмотря на то, что работорговлей в те времена занимались все, независимо от национальной принадлежности и вероисповедания, включая Католическую церковь, участие евреев в этом позорном промысле не уменьшает их вину.
 
  Справедливости ради следует сказать, что участие «португальцев» не ограничивалось пиратской деятельностью и работорговлей. Если говорить об освоении колоний Нового Света, то без них невозможно даже представить жизнь Карибского региона в XVI-XVIII в.в.  Многие из них становились первооткрывателями и первопроходцами. Справедливо было бы упомянуть в этой связи имя ещё одного «португальца». Это Якоб (Яаков) Лемер (1585-1616).  В 1615 году он занимал должность главы одного из филиалов Ост-Индской компании в Антверпене. Его отец – Исаак Лемер – богатый амстердамский купец «португальской национальности» на свои деньги снарядил экспедицию и назначил сына  ее начальником. Якоб Лемер вместе с известным голландским мореплавателем Виллемом Схаутеном на двух судах совершили крайне тяжелый переход из Атлантического океана в Тихий, потеряв при этом одно судно. Этот морской поход длился шестнадцать с половиной месяцев(!), на обратном пути из Индии в Амстердам  Якоб Лемер умер, но упорство и смелость мореплавателей были вознаграждены  –  они  открыли новый пролив, мыс Горн и  несколько  островов. А открытый ими  пролив  до  настоящего  времени  носит  название  «Пролив Лемера».

  Коль скоро я упомянул Якоба Лемера, то было бы несправедливо не вспомнить ещё несколько имён. Имена этих «португальцев» известны лишь специалистам, но, благодаря этим людям,  стали возможны дальние плавания и открытия новых земель.
Мореплаватели того времени пользовались астрономическими таблицами и усовершенствованными новигационными приборами разработанными и изготовленными астрономами Аврахамом Закутой и Хозе Вецинго вместе с математиком Мозесом. Ну а как не вспомнить других великих «португальцев» - отца и сына Крескес? Аврахам Крескес, более известный под прозвищем «еврей-Крескес» - автор знаменитого атласа, которым почти сто лет пользовались мореходы. А его сын, насильно крещённый в 1391 году и получивший имя Жакомо де Майорка, стал основателем португальской школы картографии.

ЧИТАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ. http://www.proza.ru/2015/08/31/1336


Рецензии
Бросить вызов самому Генри Моргану, это круто.

Кстати, после прочтения главы узнал, что Мануэль Риверо Пардаль все же порешил помощника Моргана, некого Бернарда Клаесена Спейрдайка.

С уважением,

Евгений Садков   17.01.2023 15:47     Заявить о нарушении
Привет, Евгений! Про помощника Моргана не знал. Писал, когда интернет был самом зачатке, что-то откопать было крайне сложно.
С благодарностью,

Владимир Пастернак   17.01.2023 21:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.