О честном слове

    Мой дед по-национальности поляк, но родным языком его был латышский. Однако родился он в Витебской губернии и жил с семейством на хуторе. И мои первые воспоминания именно с тем хутором и были связаны. В Резекне, близ которого находился дедов хутор, в советские времена можно было попасть, не оформляя виз и не пересекая границ. Несмотря на малолетство, я запомнил лошадь с повозкой, на которой мы добирались от станции, огромный обеденный стол с большим чугунком посередине, многочисленное семейство, крепкое дворовое хозяйство с кузницей. Все были при деле, и не было какой-то вольницы с беспутными играми и шалостями. Было как-то всё серьёзно, но не скучно.
   Эта поездка запомнилась, а потом какая-то пропасть в несколько лет. Нас, детей, каждый год возили отдыхать с далёкого севера и на Тамбовщину, и в Молдавию, и на Чёрное море. Но это было позже и не оставило таких ярких воспоминаний. Тот хутор был как бы из другой страны, или из сказки с теремами и высокими заборами. И с лесом дремучим. Мы, малолетки, ехали на скрипучей повозке через лес, озирались на вековые чудо-деревья и прижимались с опаской к своим родителям. Родители тоже молчали. Похоже, и им это было в диковинку. Российская обычная жизнь не знала такого окружения и такого уклада.
   Но я решился повести разговор о честном слове.
   Откуда у меня, человека, родившегося на севере в послесталинские времена и никогда деда не видевшего, эта болезненная страсть к тому времени и к тому образу жизни, когда слово ни у кого не вызывало сомнения, и всё было построено на доверии и неукоснительном исполнении обещания? И боль, когда не удаётся или нет возможности честное слово соблюсти? Я всё больше и больше ухожу из того мира, где можно доверять и можно на кого-то опираться. И ищу любую возможность, чтобы приблизить ощущения того времени, когда можно верить словам. Меня огорчали и друзья, с которыми давно расстался, и новые люди, с которыми начинали налаживаться доверительные отношения... Иногда возникает ощущение полного краха.
   Не по этой ли причине у меня появились поздние дети, которые если не спасут ситуацию, то дадут надежду на исправление положения хотя бы в ближайшем окружении? Самая младшая дочь ещё не сказала ни одного слова кроме "агу"...
                26 августа 2011 года


Рецензии
Хорошо помню: "честное пионерское", "честное комсомольское", потом
"честное партийное", "даю слово офицера!" ценились высоко. Такие
слова произносились всерьёз и нарушение их грозило позором.
Нынче крепко держать честное слово многим мешает сила денег - для
одних привлекательная, для других беспощадная.

Юрий Шварёв   30.09.2015 01:08     Заявить о нарушении
Спасибо, печально...

Юрий Абрамицкий 1   30.09.2015 07:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.