Избавь меня, Боже, от препода рожи

"Лечить и учить умеет каждый". " Мы все учились понемногу..". " Стыда нет- иди в мед, ума нет- иди в пед". Есть масса цитат и крылатых выражений о школе и учителях.
И все мы родом из школы...
Помним в деталях хорошее и плохое, кого-то из учителей вспоминаем добрым словом, другим до сих пор не можем простить обиду.
Мы волнуемся, отправляя своих детей на учёбу. Ведь это так важно, с какими людьми ребёнок проведёт десять лет своей жизни. И так хочется, чтобы его полюбили, оценили и никогда не обижали...

За тридцать лет моей работы на педагогическом поприще сменилось не одно поколение, изменилась страна, изменилось отношение к педагогам, но почему-то до сих пор многие считают, что настоящая учительница должна сидеть по вечерам за столом, обложенная детскими тетрадями, и проверять их при свете зелёной лампы под тиканье будильника "Слава".
Стены её дома должны быть заклеены фотографиями всех её сорока выпусков.
Учительница нет-нет, да и встанет, чтобы поразмять намозоленные ручкой ладони, пройдётся по периметру, погладит детские лица на фотографиях и поцелует изображение физрука, в которого она была влюблена 35 лет назад...
Тогда ей, молоденькой девчонке, не помог даже костюм джерси, за который она отдала на барахолке две зарплаты. Мускулистый физрук влюбился не в неё, умную и воспитанную, а отдал своё сердце развязной и нахальной поварихе из школьной столовой...
Многие до сих пор думают, что настоящий учитель должен жить только своими учениками, и у него не должно быть личной жизни.

В первой части "мемуаров" под названием " Тра-ля-ля" и мазь от вшей" я поведала о своей жизни в деревне, о первых шагах на педагогическом поприще, а теперь я продолжу свою "повесть"... 

...Вернувшись к цивилизованной жизни, я снова стала и сытой и довольной.
Но желание отдаваться педагогической деятельности у пропало у меня окончательно.
Тем не менее, по закону я обязана была отработать ещё два года, поэтому была вынуждена устроиться в близлежащую школу и продолжить работу.
Головокружительная карьера переводчика - синхрониста зачахла на корню, а международные конференции и интервью с Мирей Матье остались где-то далеко в мечтах.

Звонит телефон. 11 часов вечера..
-Вы не видели на третьей парте расчёсочку такую, серенькую. Надюшка её в кабинете оставила. Поищите завтра и отнесите ей.
Очень хочется ответить "Есть! " и отжаться 20 раз...

-Коля говорит, что он не обедал, а Вы ему четыре лишних дня в табель приписали.
У Коли растущий организм и отменный аппетит. Он не пропустил ни одного обеда.
И я плачУ за Колю, потому что разбираться и доказывать, что выпускник поел даром, противно. Его так дома научили...

Звонок в полночь.
-Как там моя Иришка?
 Не размыкая век, предлагаю встретиться в субботу в учительской.
-Нет, в субботу мне неудобно, мы на шашлыки уезжаем, давайте сейчас побеседуем"...

Школа - это целый мир, и люди в нём разные, и дети и учителя.
Я пришла сюда на пару лет и осталась здесь на долгие годы.
Опыт и мастерство приходили постепенно.
Может показаться странным, но классным руководителем, я старалась быть "от противного". Мне даже отдалённо не хотелось напоминать свою собственную классную. Воспоминания о ней не покидают меня до сих пор и вызывают у меня отнюдь не добрые чувства.

Я не знаю, что привело её в школу. Она была абсолютно равнодушным человеком.
Правда, ей удалось обучить нас русскому языку, хотя сама она говорила " деУшка", " лабоЛатория", "что это за перепЕтии у вас в кАлуарах", " что ты надо мной наДсмехаешься" , "тУбАретка" т.п.
Зато воспитателем она была никаким. Она сознательно разделяла нас. И мы слушали её, ведь нам было тогда по 10-11 лет.
На перемене она объявляла: "Сливки класса, останьтесь на беседу!" И мы оставались, потому что считали себя этими "сливками", хотя на самом деле она растила из нас спесивых зазнаек.
Мы были очень активны. Посещали всякие кружки и выпускали настоящую газету с очерками, репортажами, зарисовками. Каждый раз мы вывешивали свежий выпуск на самом видном месте, но разу не дождались от неё похвалы. Она просто делала вид, что не замечает.
Разве можно не похвалить детей за их труд? Тем более, что она вела у нас литературу. Eй удивительно повезло с нами. Мы ВСЁ делали сами. С 5-го по десятый класс. Она же ни разу не осталась с нами после уроков, чтобы подготовить какой-нибудь праздник. Мы никогда не выезжали на природу. Наверное, поэтому наш класс был совсем не дружным...

К родительскому собранию классная делала на голове "кукурузу" и надевала на пальцы 5-6 огромных золотых колец с янтарями и яхонтами. Таким способом она рассчитывала заработать авторитет у родителей.
Я не припомню ни одного поступка, за который мы были бы ей благодарны.

Как-то раз перед ботаникой, которую преподавала нам суровая полька Ядвига Габриэльевна, классная подошла к нам с подружкой и предложила съездить в магазин за мандаринами. Ей захотелось кисленького.
В то время цитрусовые были дефицитным товаром, и достать их можно было только по блату.
Мы с воодушевлением набросили пальтишки и радостно побежали на троллейбуссную остановку.(Если сейчас учитель вздумает куда-нибудь отправить школьников во время уроков без сопровождения взрослых, да ещё на общественном транспорте, самое малое, что ему светит - это публичная головомойка, а то и хуже: прокурорская проверка (по жалобе родителей), выговор и т.д.)
Мы рады были прогулять урок и быстренько зайцами доехали до овощного. Обратившись к заведующей, мы сообщили ей, что у учительницы свадьба, и ей нужны мандарины, 3 кило ( классной было тогда 48 лет).
Продавец живо откликнулась на нашу просьбу. Она думала, что мы очень любим свою наставницу.
Уже к следующему уроку мы вернулись и с гордостью вручили учительнице авоську с фруктами. Правда, "спасибо" мы не услышали.
Позже, на перемене, довольные приключением, мы болтали о чём-то и вспоминали , как лихо нам удалось купить три кило дефицита. В этот момент в класс ворвалась разъярённая биологичка. Она бросилась к нам с воплем: "Вы почему пропустили урок?!! Кто позволил?!!"
Классная сидела за столом и клеила нам в дневники листочки из жёлтой бумаги с надписями: "Принести цветную бумагу, заплатить за обеды..".
(мы глумливо называли её записки "жёлтыми билетами", т.к.основная часть моих подружек уже ознакомилась с содержанием романа Куприна "Яма", который я разрешала брать домой только на три дня).
Мы ожидали, что наша руководительница всё объяснит и защитит нас.
Но она даже не пошевелилась и продолжала спокойно заниматься своим делом.
Это было настоящим предательством...

Мне до сих пор непонятно, как она смогла так долго проработать с учениками, которые не любили её, не уважали, а в старших классах просто насмехались над ней.
Когда в 7-м классе нас за активную работу наградили путёвками в Севастополь, она поехала с нами, и мы были очень недовольны такой несправедливостью. Ведь она совсем не помогала нам заработать эту награду.
Родители отдали ей деньги за каждого из нас, чтобы она организовала питание в поезде и выдавала нам рубли на покупку фруктов.
Нетрудно догадаться, что мы не получили ни еды ни денег. На обратном пути в течение трёх дней мы промышляли воровством пустых бутылок у проводницы.(помню, что бутылки были со смешной надписью "Куяльник"). Сдав их в вагон-ресторан, мы покупали на станциях картошечку у бабушек. А наш педагог три раза в день посещала ресторан и возвращалась оттуда с лоснящимися от жира губами.
Правда, один раз мадам купила нам на станции ведро абрикосов, которые мы моментально съели, а потом толкались у туалета, мучаясь животами.
В славном городе Севастополе мы обнаружили, что начальница - большая любительница пива. Каждый раз по дороге на пляж наш пионерский отряд останавливался у бочки с хмельным напитком и терпеливо ждал, когда воспитательница сделает последний глоток из поллитровой кружки. Допив брагу, она громко "гыкала" и профессиональным жестом алкоголика шлёпала тару дном об стол.

Я могла бы вспомнить и других персонажей которые стали моими антигероями.
Например, в четвёртом классе у нас была настоящая "Снежана Денисовна".
Она таскала у нас молоко и завтраки, которые "забывала" раздать нам на большой перемене.
Наша "вторая мать" уходила домой, согнувшись под тяжестью баулов. Розовые головы колбасных батонов задорно торчали из раздувшейся сумки, а молоко мерно поплёскивало в трёхлитровых банках.
Учительница крала у нас из портфелей дефицитные шариковые ручки и редкие детские книги.
Однажды она объявила, что завтра мы идём в поход.
Мы были счастливы. С вечера наварили яичек, нарезали сыра и намыли огурцов.
Утром мы собрались на крыльце и, с рюкзаками на спине, весело отправились в путь.
Дорога лежала в дендрарий, стена которого граничила со школьным стадионом.
В саду каждому из нас выделили по две грядки, которые мы добросовестно пропололи. Потом учительница сбегала в контору и вернулась очень довольная, крепко зажав в потной руке пополневший кошелёк. Она попрощалась с нами и велела идти по домам.
Мы поели сосисок с огурцами на берегу садового пруда с уточками и поплелись обратно.
Поход удался...

На день рождения классного руководителя каждый обязан был принести рубль.
Помню, как меня срамили перед всем классом за то, что я забыла принести эти злосчастные деньги. Мне было приказано идти на работу к родителям и принести необходимую сумму.
Я, десятилетняя школьница, сумела преодолеть пропускную систему режимного предприятия и проникнуть на секретную территорию.
Вернувшись, я протянула воспитательнице два полтинника. Она строго взглянула на меня и велела: "Сходи в магазин и поменяй на бумажную купюру". Я сгоняла в булочную и отдала ей бумажный рубль. Она аккуратно поместила его в портмоне и пошла укладывать в сумку наши котлеты и горошницу...

Среди учителей-предметников было много профессионалов. Однако встречались и откровенные пофигисты. Наш физик, лысый дядька, весь урок сидел за кафедрой и причёсывался, глядя в зеркальце. А я в это время вязала, разглядывала журналы, делала уроки на завтра.

Французский нам преподавала очень сильный педагог, а "англичанка" на своих уроках читала вслух детективы на русском и разгадывала кроссоворды.
Вот так мы учились в то время.
Вспоминая об этом сейчас, я думаю, что все эти истории помогли мне в дальнейшем лучше понимать своих учеников. Мне совсем не хотелось, чтобы они испытали те же горькие чувства, что и я когда-то.

Сегодня персонажи, подобные тем, о которых я рассказала, не останутся в школе надолго. Требования к учителю гораздо выше, чем прежде.
Раньше учитель был призван сеять разумное, доброе, вечное.
Сегодня он обязан "оказывать образовательные услуги". Работая в школе, я не раз ощущала себя педикюршей или кондуктором.
Мы с моей коллегой мечтали, что было бы здорово, если бы классными руководителями работали специальные педагоги-воспитатели, а предметники занимались бы только своей дисциплиной. К сожалению, в нынешней ситуации это утопия.
Я очень тепло вспоминаю о тех, с кем работала. Мне довелось работать под руководством потрясающего директора, Человека и Педагога. Среди моих коллег я встретила профессионалов высочайшего класса.

Что до меня, я думаю, что была отнюдь не идеальным учителем. Было всякое...

В 6-й класс ко мне на французский пришёл мальчик-второгодник, которого я очень пугалась.
Он кого-то зарезал во время летних каникул, и почему-то продолжал учёбу в нашей школе.
Думаю, что изучение французского языка вряд ли было целью его жизни.
Я обращалась с ним очень нежно и говорила ему: "Ты посиди, порисуй, Вася".  Он устраивался за первой партой прямо перед моим столом и весь урок очень талантливо рисовал мужские гениталии с какими-то прожилками и пушком. Надо отметить, что это было очень натуралистично. Он ждал от меня реакции, но я делала вид, что не замечаю. Однажды нарисовав очередной пенис, он протянул мне тетрадь и спросил: "Правда, здорово". Я не нашла ничего лучшего и брякнула "Кто тебе позировал? Или это автопортрет?". Не знаю, как он отнёсся к моим словам, но впоследствии его темой стали динозавры и кони. Думаю, что у него был талант.
Возвращаясь домой вечером в темноте, я думала: А что, если я была с ним недостаточно ласкова, и он рубанёт мне молотком по голове, а потом подбросит меня, бездыханную, на школьное крыльцо? Такие дети бывают очень мстительными.
К счастью, обошлось. А в следующей четверти он уже не появлялся. Говорили, что  кого-то задушил.
Наверное, я должна была любить его, ведь он был ребёнком.
Но любить всех у меня не получалось. Некоторых мне просто не хотелось видеть, поэтому я с облегчением вздохнула, когда второгодник ушёл в колонию.

У меня всегда складывались хорошие отношения с пятиклашками.

С учениками 7-х-8х классов взаимопонимание приходило не сразу. Наверное, из-за их переходного возраста и ещё потому, что я умела быть язвой.. Обычно к 9-му классу отношения налаживались, и к выпускному мы уже становились друзьями.

Случались и ситуации, когда сложно было найти верное решение.

Что делать, когда в подарок на 8-е марта приносят постельное бельё?

Как не обидеть детей, которые приходят к тебе на перемене и настойчиво вручают тебе бутылку шампанского в связи с твоей очередной годовщиной (где они узнали? я никогда не афишировала)?
"Давайте выпьем за Вас. Мы и рюмочки принесли".
Я деликатно отказываюсь, а они уходят оскорблённые и потом долго дуются на меня.

Однажды мальчик-второклассник обиделся на меня и заявил "Вы не Марина Яковлевна, а Марина Какалевна". А потом испугался и заплакал. Но я не обиделась, мне было весело. Встретила его потом на просторах Гороно и спросила помнит ли он об этом. Но он стал важным и сделал вид, что забыл.

В 6-м классе обсуждаем тему "Моральные качества". Начинаем всегда с хорошего, поэтому я предложила ребятне похвалить друг друга и сделать комплименты. Прошло на ура.
"А теперь займёмся критикой. Делаем замечания, говорим о недостатках. Разрешается предъявлять претензии учителю".
Мальчуган Женя, умненький, воспитанный, пытливый, поднял руку и произнёс : Vous ;tes bavarde et m;chante".( "Вы болтливая и злая"). А затем он выдохнул и сел.
Я стала вспоминать, чем обидела его. Нет. Всегда хвалила и уважала. А потом я поняла, что он сердится на меня из-за своего приятеля, к которому я , по правде сказать, иногда придиралась. Женя оказался настоящим другом и таким образом встал на защиту товарища. Конечно, я его похвалила и поставила ему пятёрку.
Вот так мы учимся иногда у детей настоящему...

Я точно знаю, что мои уроки не были скучными, но как быть, если приходит мама ребёнка и говорит: "Ну не ХОТИТ мой Колька учить Ваш французский. НА КОЙ он ему?". А я думаю: "И правда, на кой?". Однако пытаюсь убедить, что это необходимо. А спустя месяц эта мамаша, пьяная в стельку, встречает меня на остановке и объявляет : " Я тебя щас на рельсы полОжу, слышь ты, Хранцуженка? Как там мой Колька?". Я козьим голосом рассказываю ей , что Коля-хороший мальчик, но ленится. "Сама-то веришь, что несёшь",- дышит мне в лицо "выхлопом" родительница. На моё счастье подходит трамвай, и мамаша переключается на какого-то дядьку с авоськой пустых бутылок. В надежде на то, что у них всё наладилось, я думаю : "Бедный Коля..Чему его научит такая мама? А он ведь действительно хороший мальчик. Только ленится.."

Как действовать, когда родители бронируют места на базе отдыха, привозят тебя с детьми на два дня и уезжают, оставив пять ящиков пива. "Пусть отдохнут после экзаменов".
Спрашиваю у мальчика с девочкой, поселившихся в номере за стенкой: "Вы зачем  мне всю ночь дым в номер пускали, курильщики?"
"А мы думали, что это Вы нас обкуриваете".
Не станешь ведь им объяснять, что я гоняла курить на другой конец турбазы. Хотя. разве от них скроешься?..

Сколько было таких историй в моей жизни..

Семиклассница из хулиганского класса совсем перестала учиться. Я терзала её у доски неправильными глаголами. А спустя три месяца её одноклассники сообщили мне, что она родила малыша.
"Почему вы не сказали мне раньше, я бы её не трогала и не звала к доске, ей же нельзя было волноваться?". " Мы боялись." (не заслужила я их доверия).
Однако, после этого разговора они стали относиться ко мне по-другому и даже принесли мне три тюбика крема для рук "Вы всё время после мела руки мажете ."
Этот простенький крем был мне дороже самых ценных подарков. Презент был от души. Ребята сделали его от чистого сердца.
Дети тоже воспитывают нас.

В своей работе я старалась придерживаться нескольких правил:
- что бы ни пообещал, выполнять обязательно, иначе тебе не будут верить
- не быть равнодушным, дети это очень чувствуют, пример - моя классная
- избегать двоек, бесполезно забрасывать ими ребёнка, он перестаёт на них реагировать
- быть старшим товарищем, но не позволять детям переходить некую черту, которая
граничит с панибратством
- обязательно хвалить, поощрять, не пропускать даже самый незначительный успех
- не халтурить, хотя при 34 часах в неделю это очень трудно, но если сам не "делаешь уроки", нечего дёргать детей
- понимать, что в выпускных классах нагрузка зашкаливает, и не долбать своим французским тех, кто будет поступать на физмат
- не обижаться без причины, не терять чувства юмора
( когда школьники, как в фильме "Розыгрыш" пытались убедить меня, что я им Это не задавала, я никогда не злилась, потому что сама когда-то БЫЛА ГОРАЗДА и подставляла себе в журнал четвёрки по математике, чтобы не испортить аттестат) "Обмануть хотите бабушку? Считайте, что вам удалос-с, но в следующий раз даже не думайте!"
Не всегда у меня получалось следовать этим правилам, но я старалась.

О школе можно писать бесконечно.
Я надеюсь, что мои ученики вспоминают меня добрым словом, хотя есть и те, кого я обидела. Надеюсь, что они меня простили...

Иногда я встречаю на улице своих любимцев( они есть у каждого учителя).
Недавно меня окликнули на улице " Здравствуйте, М.Я".
Навстречу мне шагали два роскошных красавца, мои ученики, которые вернулись из армии.
У нас была взаимная любовь. Они всегда были порядочными, честными, чистыми, с тонкой душевной организацией. Они так красиво читали на французском Верлена и Рембо. Так чудесно играли свои роли в отрывке из "Графа Монте-Кристо".

Я не поверила, когда узнала, что они по собственному желанию ушли в армию. "Надо отдать долг Родине".
"Здравствуйте, я так рада вас видеть.".
Я обнимала их за талию( выше мне было не дотянуться) и благодарила Бога за то, что они вернулись.

Сейчас я работаю со взрослыми. Это легче, потому что у людей есть мотивация, это интересней, потому что уровень значительно выше школьного.
Но я не жалею, что не стала синхронным переводчиком( ну, может быть, совсем чуть-чуть) и бесконечно благодарна судьбе за мои "школьные годы".


Рецензии
Уж очень много внимания Вы уделили бывшей классной руководительнице. Простили и забыли. Помнить надо хорошее. А так ничего местами.

Николай Киселев-Полянский   23.11.2019 21:19     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Николай. Я конвертировала Ваши замечания в мудрость)

Марина Штульмахер   25.11.2019 15:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.