О русском самосознании IV. Русские - кто это?
Отвечая на вопрос о наличии выхода из угроз, которые несут «цивилизационные матрешки» в русском национальном самосознании, хотелось бы сразу оптимистично ответить – «Да, он есть»! Но, такой ответ из моих уст был бы, как минимум, упрощением, если ни сказать жестче. Ответ должны давать сами русские – не россияне, к которым отношусь и я сам, а именно русские, как представители этноса-нации.
Скажу откровенно, безусловно, не претендуя на всеохватность, что всё то, что знакомо мне из философской литературы и современной публицистики содержит в себе, с моей точки зрения, много противоречий. Причем не столько культурологических или просто логических, сколько жизненных.
Обозначим лишь одно из них. Например, относительно наиболее распространенного и довольно популярного, о том, что русские это «народ-богоносец». В чем это проявлено? Особой религиозности народа, особо одухотворенном и праведном православном клире - священниках? Конечно, есть как простые миряне, так и отдельные священники соответствующие этому определению на личностном уровне, но сказать так обо всех или хотя бы о большинстве, значит грешить против истины.
Что же представляет тогда собой русский человек и русский народ? Что лежит в основе русского национального самосознания?
Православная вера? Но мало того, что православие, как христианская конфессия, НАДнациональна, так многие русские вообще не исповедуют никакой веры, а есть и представители не христианских религий – буддизма, ислама, протестантских учений.
Русский язык? Так на нем говорят сотни тысяч, миллионы представителей других народов, которые от этого никак русскими не стали.
Русская культура? Но и она никогда не была чисто «этнической», и в её создании, как известно, приняли участие представители разных национальностей.
Особое государство? Так оно устроено как и сотни других.
Получается, основ НЕТ, а народ ЕСТЬ! Парадокс?
Позволю себе высказать здесь свою субъективную точку зрения.
Занимаясь в начале 90-х годов написанием диссертации по теме «Религиозное и историческое в национальном самосознании (По материалам Северного Кавказа)» - мною был сделан вывод, что наряду с тем, что ядро ЛЮБОГО национального самосознания составляет «автоэтноним» и «осознанные интересы», религия в него НЕ входит.
Роль религии в национальном самосознании определяется тем, КАКОЕ МЕСТО занимает она в ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ НАРОДА. Особенность же исторической памяти заключается в том, что она включает в себя фактор ВРЕМЕНИ в его социальном измерении. Это когда, например, значимые события многолетней давности могут восприниматься народом так, как будто они были вчера, а то и длятся ещё и сегодня.
Именно историческая память определяет как содержание автоэтнонима – собственного имени любого народа, так и его интересы, степень и уровень их осознанности, отношение к себе, соседям многое другое.
Одно можно сказать с уверенностью - то, ЧТО представляет собой народ определяется не теорией, пусть даже и научной, а ДЕЛАМИ, которые вершит этот народ. Тем, как воспринимают их сами представители народа, а так же те, кто живут вместе или рядом с ним.
Надеюсь, что что-то из сказанного здесь и ранее, будет полезно всем, и в первую очередь для пытливых русских умов, ищущих ответ на вопрос - «Русские – КТО ЭТО?»
Свидетельство о публикации №215090600871