Попытка краткого биографического очерка

ИВАН ЖИЛИН

Данное сочинение лишь отчасти носит компилятивный характер, так как предпринимается попытка самостоятельной обработки источников информации.

Иван Жилин, один из героев произведений АБС из цикла Полудня.
Иван Жилин, для некоторых читателей - один из любимых героев произведений АБС.
Иван Жилин появляется в трёх повестях АБС, это повести “Путь на Амальтею” (1960 г.), “Стажёры” (1962 г.), “Хищные вещи века” (1965 г.).
Кроме того, Иван Жилин, или светлый образ его, остаётся с нами и в произведениях других авторов.
Но об этом – позже.

Вопрос: -Что мы знаем об Иване Жилине?
Ответ: -Об Иване Жилине мы знаем только то, что о нём рассказали АБС в повестях.

Иван Жилин, выпускник Высшей Школы Космогации, для прохождения стажировки направлен сменным борт-инженером на фотонный планетолёт “Тахмасиб”, который идёт оверсаном к Юпитеру, а точнее на его спутник Амальтею.
На борту планетолёта находится груз продовольствия для исследователей системы Юпитера.
Этот груз надо доставить срочно.

Командует планетолётом капитан А.П. Быков.
Штурман планетолёта М.А. Крутиков.
Кроме них, на борту планетолёта находятся планетолётчики-исследователи В.С. Юрковский и Г.И. Дауге, радиооптик Ш. Моллар и мимикродон по кличке Варечка.

Имена Быкова, Юрковского, Крутикова и Дауге известны читателям по повести АБС “Страна багровых туч”.

В любой биографии невозможно обойтись без датировок событий или этапов жизни объекта биографии.

Попытаемся разобраться с датами.

Для этого придётся пройти, цитируя АБС, “кривыми глухими окольными тропами” по страницам повестей.

Сначала попробуем определить в каком году состоялся первый межпланетный полёт борт-инженера Жилина.

В повести “Путь на Амальтею” есть упоминание о том, что в позапрошлом году Дауге исследовал бомбозондами атмосферу Урана.

В повести “Стажёры” Юрковский, поправляя воспоминания Крутикова, говорит о том, что исследование аморфного пятна на Северном Полюсе Урана было проведено в 1999 году.

Заметим, что это большая удача – обнаружить в текстах АБС ссылки на конкретную датировку событий.

Таким образом можно предположить, что рассматриваемый полёт к Амальтее состоялся в 2001 году.

Что ещё можно “выжать” из текста, не прибегая к значительным допущениям?

Известно, что на стажировку Жилина направляют по окончании Пятого курса ВШК.

Предположив, что обучение на каждом курсе ВШК занимает один год, и проделав незамысловатые вычисления, определим год поступления Жилиным в ВШК.
И это будет 1996 год.

Возможно ли определить, в каком возрасте в Мире Полудня заканчивали обучение в Школах?

Попытаемся это сделать.

В повести “Стажёры” появляется герой – Ю.М. Бородин.

Юре Бородину 18 лет, по специальности он вакуум-сварщик, и направлен на работу в космос от коллектива Вяземского завода металлоконструкций.

По логике вещей, Бородин закончил Школу (и вероятно не восемь классов), после чего приобрёл специальность вакуум-сварщика (и вероятно не в ПТУ), после чего он должен был какое-то время поработать на упомянутом заводе металлоконструкций, показать себя в работе, и уж потом…

По прочтении рассказа “Злоумышленники” из повести АБС “Полдень ХХII век. /Возвращение/" появляется ощущение, что Школу заканчивали в 16 лет.

Если это так, то можно допустить, что Иван Жилин поступил на первый курс ВШК в 16 -17 лет, сразу после окончания Школы.

Тогда наш герой, предположительно, родился в 1979 или 1980 году.

Что ещё можно узнать о Жилине?

Если предположить, что “Рассказ о гигантской флюктуации” из повести “Стажёры” рассказан Иваном Жилиным с использованием воспоминаний своего детства, то получается, что он родился и вырос в городе на берегу моря.

Как называется это море?

Из рассказа Жилина может показаться, что это было какое-то южное море, вроде Чёрного и Каспийского.

Но, скорее всего, это было Балтийское море.

В “Стажёрах” Жилин вспоминает каникулы, на которые он приезжает из Школы в город.

По логике, это тот город где он родился.
 
По логике АБС было проще и приятнее поселить своего героя в тот город, в котором они жили сами.

И город этот – Ленинград.

Это город, в котором есть Большой Парк, белые статуи, а летом – белые ночи.

В этом городе живёт девушка, которую Жилин любил.

Девушку звали Валя, и Жилина она не любила.

Жилин переживал из-за несчастной любви, но к концу пятого курса всё прошло.

Итак, в 2001 году Жилин участвует в экспедиции на Амальтею.

Во время экспедиции планетолёт чуть не погиб, “провалившись” в Юпитер.

Но нашим героям удалось спастись, благодаря мужеству и умению капитана Быкова и борт-инженера, стажёра, Жилина.

В следующий полёте, о котором рассказывают АБС, Генеральный Инспектор МУКСа Юрковский совершает инспекционную поездку в Солнечной системе по маршруту: Земля-Марс-Эйномия-Бамберга-Диона-Сатурн-Земля.

В этот раз в экипаже кроме капитана Быкова, штурмана Крутикова, борт-инженера Жилина, Генерального Инспектора Юрковского, включен уже упомянутый выше Юра Бородин, в качестве стажёра-пассажира.

Судя по тексту, борт-инженер Жилин успел поучаствовать в достаточном количестве межпланетных экспедиций.

Достаточным для того, чтобы они ему не то, чтобы совсем уж надоели, но достаточными для того чтобы понять, что главное для Ивана Жилина не в космосе, а на Земле.

Оказывается, что Жилин принимает активнейшее участие в общественной жизни.

В частности, он явно сотрудничает со “Штабом патрулей порядка” на международном космодроме Мирза-Чарле в пустыне Кара-Кум.

Определить дату помогут слова, которые Жилин сказал Юре Бородину: -Я уже десять лет хожу в повелителях…

То есть Жилин уже десять лет состоит в должности борт-инженера фотонного космолёта “Тахмасиб”.

Таким образом, мы вычислили, что рейс в Систему Сатурна состоялся в 2011 году.

Вероятно, улетали они в конце августа месяца, а вернулись не раньше декабря.

Сие заключение сделано на основании описания дней отлёта и прилёта.

Рассчитанная длительность полёта подтверждается словами Юры Бородина, когда в разговоре на Дионе с Кравцом, он говорит последнему, что знаком с Юрковским месяц.

Понятно, что рейс туда-обратно занял, как раз, около трёх месяцев.

Определение даты полёта, позволяет привязать ещё несколько событий, упомянутых в повести.

А именно…

Г.И. Дауге запретили летать в космос в 2010 году.
Компания “Спэйс Перл”, разрабатывающая шахту на Бамберге, образована в 2003 году.

Кстати, словами радиста на Бамберге: -Кто же продаёт “Спэйс Перл” в конце года? подтверждается соображение о времени полёта в интервале конец августа-декабрь месяц.

Поход учителей в Вашингтон состоялся в 2009 году.
Физическая станция по исследованию гравитации существует на Эйномии с 2008 года.
Старая База на Марсе (Тёплый Сырт) построена в 1996 году.
А первая высадка человека на Марс состоялась в 1981 году.
Если первопоселение Нортона считать первой высадкой человека на Марс, то первая экспедиция с участием Юрковского прибыла на Марс в 1983 году.

Ну, а IV Всемирный Конгресс планетологов в Конакри состоялся 20.12.2002 года.
Это и так понятно, для тех, кто читал “Стажёров”.

В 2011 году погибают В.С. Юрковский и М.А. Крутиков.

А для Ивана Жилина этот полёт, в 2011 году, судя по всему, оказался последним рейсом в качестве борт-инженера.

Жилин считает, что главное – на Земле.
И он уходит из Космоса.

Ещё раз Иван Жилин у АБС появляется в повести “Хищные вещи века”.

Он приезжает осенью на три дня в город у тёплого моря в качестве агента-сотрудника Совета Безопасности, вероятно Совбеза ООН.

В этом городе Жилин узнаёт, что из себя представляет “слег” и откуда он взялся.

Но этого мало, Жилин понимает, что борьба с Миром Потребителей только начинается.

Жилин приезжает в город у тёплого моря осенью.

Но в каком году состоялась эта поездка определить не удаётся.

Зато установлено, что надпись на цоколе памятника Юрковскому, на площади напротив отеля “Олимпик”: 5 декабря Год Весов, означает 5 декабря 1999 года.

После исследования Аморфного пятна на Уране, Юрковский в сентябре месяце 1999 года прибыл на Планету.

А в декабре 1999 года, по каким-то делам, он прибыл в город, в котором ни о чём не надо думать.

Где 5 числа он сорвал банк при игре в электронную рулетку.

Поражённые обыватели по этому поводу поставили ему памятник.

Вот всё, что АБС хотели рассказать нам об Иване Жилине.

Дальнейшую его судьбу взялись описывать Ученики АБС.

При желании читатель может самостоятельно проверить хронологию событий, приведенную выше, и узнать, что было дальше с Жилиным от Учеников.

Для меня Иван Жилин совершенно неожиданно материализовался в повести А. Максимушкина “Красный реванш”.


Рецензии
В этом смысле творчество братьев довольно уникально: почти все их произведения выстраиваются в хронику некоего созданного авторами мира. Это интересно читателям и это облегчало жизнь авторам... до той поры, когда творческие задачи у них изменились настолько, что изначально созданный мир стал для них уже обузой.
Мое впечатление. Может быть, я не прав.

Александр Скрыпник   24.10.2015 23:35     Заявить о нарушении
С АБС приключился метаморфоз (М).
Примем за наглядный пример М. по типу гусеница, кокон, бабочка.
Внешний наблюдатель-читатель, в зависимости от собственной гражданской позиции, либо будет приветствовать сравнение Мира Раннего Полудня с гусеницей, либо примет таковое сравнение в багинеты... Но не суть.

Занятнее определить с какого момента началась вторая фаза М.

Представляется что это 1962 год, выставка в Манеже. Спусковой крючок - фраза Первого лица "Выставка гумно, а художники 3,14дорасы..."
И вот уже ПОПЫТКА К БЕГСТВУ, ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ, УЛИТКА НА СКЛОНЕ. Это начало стадии кокона.

1968 год, Пражская Весна, то, сё, ГАДКИЕ ЛЕБЕДИ, стадия бабочки.

1985 год, т.н. Перестройка, ОТЯГОЩЁННЫЕ ЗЛОМ, бабочки умирают между оконными рамами, скоро Зима.

С уважением,

Краузе Фердинанд Терентьевич   25.10.2015 09:32   Заявить о нарушении
Достаточно убедительно, Фердинанд. Впрочем, возможно, такой генезис объясняется внутренней логикой творческого процесса авторов.

Александр Скрыпник   25.10.2015 09:42   Заявить о нарушении
“… Стеклянные этажи над вершинами сосен внезапно кончились; гигантская глыба серого гранита выросла впереди. Кондратьев поднялся. На вершине глыбы, вытянув руку над городом, весь подавшись вперёд, стоял Ленин – такой же, какой когда-то стоял, да и сейчас, наверное, стоит на площади перед Финляндским вокзалом в Ленинграде. Ленин протягивал руку над этим городом и над этим миром, над сияющим и прекрасным миром, который он видел два столетия назад … Кондратьев стоял и смотрел, как громадный монумент уходит в голубую дымку над стеклянными крышами …”
(АБС, ПОЛДЕНЬ. ХХII век /ВОЗВРАЩЕНИЕ/, М., Детская литература, 1967 год)

===========================================================================

Господи, да где же слова-то, мысли мои где? Он с размаху ударил себя полураскрытым кулаком по лицу. Ведь за всю жизнь ни одной мысли у меня не было! Подожди, Кирилл ведь что-то говорил такое… Кирилл! Он лихорадочно копался в воспоминаниях, всплывали какие-то слова, знакомые и полузнакомые, но все это было не то, потому что не слова остались от Кирилла – остались какие-то смутные картины, очень добрые, но ведь совершенно неправдоподобные…
Подлость, подлость… И здесь они меня обвели, без языка оставили, гады… Шпана. Как был шпаной, так шпаной и состарился… Вот этого не должно быть! Ты, слышишь? Чтобы на будущее это раз и навсегда было запрещено! Человек рожден, чтобы мыслить (вот он, Кирилл, наконец-то!..). Только ведь я в это не верю. И раньше не верил, и сейчас не верю, и для чего человек рожден – не знаю. Родился – вот и рожден. Кормятся кто во что горазд. Пусть мы все будем здоровы, а они пускай все подохнут. Кто это – мы? Кто – они? Ничего же не понять. Мне хорошо – Барбриджу плохо, Барбриджу хорошо – Очкарику плохо, Хрипатому хорошо – всем плохо, и самому Хрипатому плохо, только он, дурак, воображает, будто сумеет как-нибудь вовремя изгильнуться… Господи, это ж каша, каша! Я всю жизнь с капитаном Квотербладом воюю, а он всю жизнь с Хрипатым воевал и от меня, обалдуя, только одного лишь хотел – чтобы я сталкерство бросил. Но как же мне было сталкерство бросить, когда семью кормить надо? Работать идти? А не хочу я на вас работать, тошнит меня от вашей работы, можете вы это понять? Если человек работает, он всегда на кого-то работает, раб он – и больше ничего, а я всегда хотел сам, сам хотел быть, чтобы на всех поплевывать, на тоску ихнюю и скуку…

«Я животное, ты же видишь, я животное. У меня нет слов, меня не научили словам, я не умею думать, эти гады не дали мне научиться думать. Но если ты на самом деле такой… всемогущий, всесильный, всепонимающий… разберись! Загляни в мою душу, я знаю – там есть все, что тебе надо. Должно быть. Душу-то ведь я никогда и никому не продавал! Она моя, человеческая! Вытяни из меня сам, чего же я хочу, – ведь не может же быть, чтобы я хотел плохого!.. Будь оно все проклято, ведь я ничего не могу придумать, кроме этих его слов – СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ, ДАРОМ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЕТ ОБИЖЕННЫЙ!» (АБС, ПИКНИК НА ОБОЧИНЕ)

===============================================================================

Что здесь от внутренней логики, а что от коньюктуры?... Это я не полемически задорно, а грустно и обречённо...

Краузе Фердинанд Терентьевич   25.10.2015 09:59   Заявить о нарушении
Думаю, что нет коньюктуры, Фердинанд - есть развитие понимания мира авторами, я об этом и говорю.

Александр Скрыпник   25.10.2015 22:29   Заявить о нарушении
Ой, ну чего Вы так категорично?

И, конкретно, что Вы считаете в их творчестве макулатурой?

Не знаю, как-кто, но я их считал лучшими в Секции Фантастики.

К тому же, даже количество созданных ими повестей вызывает почтение.

Краузе Фердинанд Терентьевич   12.05.2016 17:25   Заявить о нарушении
1. Изначально примите мои уверения в уважении Вашего мнения.

2. Я не могу выступать в роли рецензента (тем более критика) произведений, написанных АБС, по причине отсутствия как специального литературного образования, так и качеств, присущих писателю (в настоящем смысле этого слова).

3. Осмелюсь выступить только в роли читателя (непосредственного потребителя писательской продукции) АБС.

Исходя из этих постулатов, постараюсь Вам ответить (не оставляя надежду на конструктивный диалог).

Обсуждаемые нами цитаты взяты из повестей, написанных АБС в разные периоды времени их жизни в СССР.

Первая цитата взята из повести АБС, ПОЛДЕНЬ. ХХII век /ВОЗВРАЩЕНИЕ/, М., Детская литература, 1967 год.

Она же (почти слово в слово) присутствовала в издании ВОЗВРАЩЕНИЕ (ПОЛДЕНЬ. 22 ВЕК), М., Детгиз, 1963 год.

Что характерно, из публикуемых ныне в Сети текстов повести эта цитата исчезла.

Кто её убрал из авторского текста?

На то нет указаний.

По этому поводу вспоминается (из ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ):

– Ты, сынок, главное, не сомневайся. Поверь, главное. Раз власти поступают – значит, знают, что делают…

Но, не суть…

Первоначально я приводил эту цитату как пример разительного изменения мировоззрения АБС, произошедшего со временем.

Но эта цитата не звучит диссонансом со всем остальным текстом повести ПОЛДЕНЬ.
ХХII век, входящий в светлый и радостный цикл повестей и рассказов о коммунистическом будущем страны.

Считайте меня ортодоксом, но для меня в этих повестях ничего не “засушено и задушено”.

Занятно, но примерно в том же обвиняли великого Ивана Ефремова (за его цикл ТУМАННОСТЬ АНДРОМЕДЫ, СЕРДЕ ЗМЕИ и ЧАС БЫКА)…

Вторая цитата взята из повести ПИКНИК НА ОБОЧИНЕ, изданной в 1972 году.

Повесть явно создана АБС в другом творческом настроении.
Почему? Что-то произошло в промежутке между 1963-1972 годами в мировоззрении АБС.

Вероятно, это ввод советских войск в Чехословакию (1968 год).

Я что-то пытался разъяснить в “Хронология Мира Раннего Полудня” и в “Хронология Мира Высокого и Позднего Полудня” (если сочтёте необходимым бросить взгляд).

И эта, вторая цитата, абсолютно соответствует настроению героя повести, настроению повести АБС, да и настроению читателя.

Простите, если ответил сумбурно.

С уважением,

Краузе Фердинанд Терентьевич   12.05.2016 21:29   Заявить о нарушении
Я попытаюсь сформулировать.

Через день-два (так получается по жизни).

С учетом, конечно, что я не Виссарион Григорьевич (и даже не однофамилец)))

Хотя это будет не просто.

Помните?

"Это все равно что стакан кому-нибудь описывать или, не дай бог, рюмку: только пальцами шевелишь и чертыхаешься от полного бессилия." (С)


Краузе Фердинанд Терентьевич   13.05.2016 23:29   Заявить о нарушении
Начну этот текст с цитаты:

“Ты создал мир, в котором живут, страдают и умирают.”(*)

Вы поняли, что мне нравится в текстах АБС?

Я – понял.

Не сразу, но – понял.

АБС умели создавать миры в которых живут, страдают и умирают герои рассказов и повестей.

И АБС умели делать так, что читатель тоже хотел жить в мире, созданном ими.

Правда, потом они поставили под сомнение возможность существования этого мира.

Цитата:

“ Изящно. Очень красивая теория. Но, к сожалению, абсолютно не реализуемая на практике. Мир не может быть построен так, как вы мне сейчас рассказали. Такой мир может быть только придуман. Боюсь, друг мой, вы живете в мире, который кто-то придумал – до вас и без вас, – а вы не догадываетесь об этом...”

Этот Мир в произведениях АБС принято называть Миром Полудня.

АБС постарались уверить нас, что этот мир выдуман.

Но этот Мир существует и будет существовать в сознании читателей.

Вопреки.

Или благодаря.

[(*) – здесь отсутствуют ссылки на произведение АБС, откуда эти ссылки взяты. Мотивами такого отсутствия, помимо лени возиться со ссылками: каждый читатель-любитель должен знать матчасть без ссылок на первоисточник.]

Краузе Фердинанд Терентьевич   15.05.2016 20:31   Заявить о нарушении
Перефразируя АБС:

– Я уже давно выбрал себе излюбленный Мир. Остальные для меня давно уже не существуют.

Краузе Фердинанд Терентьевич   15.05.2016 21:56   Заявить о нарушении