Рецензия на «Попытка краткого биографического очерка» (Краузе Фердинанд Терентьевич)

В этом смысле творчество братьев довольно уникально: почти все их произведения выстраиваются в хронику некоего созданного авторами мира. Это интересно читателям и это облегчало жизнь авторам... до той поры, когда творческие задачи у них изменились настолько, что изначально созданный мир стал для них уже обузой.
Мое впечатление. Может быть, я не прав.

Александр Скрыпник   24.10.2015 23:35     Заявить о нарушении
С АБС приключился метаморфоз (М).
Примем за наглядный пример М. по типу гусеница, кокон, бабочка.
Внешний наблюдатель-читатель, в зависимости от собственной гражданской позиции, либо будет приветствовать сравнение Мира Раннего Полудня с гусеницей, либо примет таковое сравнение в багинеты... Но не суть.

Занятнее определить с какого момента началась вторая фаза М.

Представляется что это 1962 год, выставка в Манеже. Спусковой крючок - фраза Первого лица "Выставка гумно, а художники 3,14дорасы..."
И вот уже ПОПЫТКА К БЕГСТВУ, ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ, УЛИТКА НА СКЛОНЕ. Это начало стадии кокона.

1968 год, Пражская Весна, то, сё, ГАДКИЕ ЛЕБЕДИ, стадия бабочки.

1985 год, т.н. Перестройка, ОТЯГОЩЁННЫЕ ЗЛОМ, бабочки умирают между оконными рамами, скоро Зима.

С уважением,

Краузе Фердинанд Терентьевич   25.10.2015 09:32   Заявить о нарушении
Достаточно убедительно, Фердинанд. Впрочем, возможно, такой генезис объясняется внутренней логикой творческого процесса авторов.

Александр Скрыпник   25.10.2015 09:42   Заявить о нарушении
“… Стеклянные этажи над вершинами сосен внезапно кончились; гигантская глыба серого гранита выросла впереди. Кондратьев поднялся. На вершине глыбы, вытянув руку над городом, весь подавшись вперёд, стоял Ленин – такой же, какой когда-то стоял, да и сейчас, наверное, стоит на площади перед Финляндским вокзалом в Ленинграде. Ленин протягивал руку над этим городом и над этим миром, над сияющим и прекрасным миром, который он видел два столетия назад … Кондратьев стоял и смотрел, как громадный монумент уходит в голубую дымку над стеклянными крышами …”
(АБС, ПОЛДЕНЬ. ХХII век /ВОЗВРАЩЕНИЕ/, М., Детская литература, 1967 год)

===========================================================================

Господи, да где же слова-то, мысли мои где? Он с размаху ударил себя полураскрытым кулаком по лицу. Ведь за всю жизнь ни одной мысли у меня не было! Подожди, Кирилл ведь что-то говорил такое… Кирилл! Он лихорадочно копался в воспоминаниях, всплывали какие-то слова, знакомые и полузнакомые, но все это было не то, потому что не слова остались от Кирилла – остались какие-то смутные картины, очень добрые, но ведь совершенно неправдоподобные…
Подлость, подлость… И здесь они меня обвели, без языка оставили, гады… Шпана. Как был шпаной, так шпаной и состарился… Вот этого не должно быть! Ты, слышишь? Чтобы на будущее это раз и навсегда было запрещено! Человек рожден, чтобы мыслить (вот он, Кирилл, наконец-то!..). Только ведь я в это не верю. И раньше не верил, и сейчас не верю, и для чего человек рожден – не знаю. Родился – вот и рожден. Кормятся кто во что горазд. Пусть мы все будем здоровы, а они пускай все подохнут. Кто это – мы? Кто – они? Ничего же не понять. Мне хорошо – Барбриджу плохо, Барбриджу хорошо – Очкарику плохо, Хрипатому хорошо – всем плохо, и самому Хрипатому плохо, только он, дурак, воображает, будто сумеет как-нибудь вовремя изгильнуться… Господи, это ж каша, каша! Я всю жизнь с капитаном Квотербладом воюю, а он всю жизнь с Хрипатым воевал и от меня, обалдуя, только одного лишь хотел – чтобы я сталкерство бросил. Но как же мне было сталкерство бросить, когда семью кормить надо? Работать идти? А не хочу я на вас работать, тошнит меня от вашей работы, можете вы это понять? Если человек работает, он всегда на кого-то работает, раб он – и больше ничего, а я всегда хотел сам, сам хотел быть, чтобы на всех поплевывать, на тоску ихнюю и скуку…

«Я животное, ты же видишь, я животное. У меня нет слов, меня не научили словам, я не умею думать, эти гады не дали мне научиться думать. Но если ты на самом деле такой… всемогущий, всесильный, всепонимающий… разберись! Загляни в мою душу, я знаю – там есть все, что тебе надо. Должно быть. Душу-то ведь я никогда и никому не продавал! Она моя, человеческая! Вытяни из меня сам, чего же я хочу, – ведь не может же быть, чтобы я хотел плохого!.. Будь оно все проклято, ведь я ничего не могу придумать, кроме этих его слов – СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ, ДАРОМ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЕТ ОБИЖЕННЫЙ!» (АБС, ПИКНИК НА ОБОЧИНЕ)

===============================================================================

Что здесь от внутренней логики, а что от коньюктуры?... Это я не полемически задорно, а грустно и обречённо...

Краузе Фердинанд Терентьевич   25.10.2015 09:59   Заявить о нарушении
Думаю, что нет коньюктуры, Фердинанд - есть развитие понимания мира авторами, я об этом и говорю.

Александр Скрыпник   25.10.2015 22:29   Заявить о нарушении
Ой, ну чего Вы так категорично?

И, конкретно, что Вы считаете в их творчестве макулатурой?

Не знаю, как-кто, но я их считал лучшими в Секции Фантастики.

К тому же, даже количество созданных ими повестей вызывает почтение.

Краузе Фердинанд Терентьевич   12.05.2016 17:25   Заявить о нарушении
1. Изначально примите мои уверения в уважении Вашего мнения.

2. Я не могу выступать в роли рецензента (тем более критика) произведений, написанных АБС, по причине отсутствия как специального литературного образования, так и качеств, присущих писателю (в настоящем смысле этого слова).

3. Осмелюсь выступить только в роли читателя (непосредственного потребителя писательской продукции) АБС.

Исходя из этих постулатов, постараюсь Вам ответить (не оставляя надежду на конструктивный диалог).

Обсуждаемые нами цитаты взяты из повестей, написанных АБС в разные периоды времени их жизни в СССР.

Первая цитата взята из повести АБС, ПОЛДЕНЬ. ХХII век /ВОЗВРАЩЕНИЕ/, М., Детская литература, 1967 год.

Она же (почти слово в слово) присутствовала в издании ВОЗВРАЩЕНИЕ (ПОЛДЕНЬ. 22 ВЕК), М., Детгиз, 1963 год.

Что характерно, из публикуемых ныне в Сети текстов повести эта цитата исчезла.

Кто её убрал из авторского текста?

На то нет указаний.

По этому поводу вспоминается (из ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ):

– Ты, сынок, главное, не сомневайся. Поверь, главное. Раз власти поступают – значит, знают, что делают…

Но, не суть…

Первоначально я приводил эту цитату как пример разительного изменения мировоззрения АБС, произошедшего со временем.

Но эта цитата не звучит диссонансом со всем остальным текстом повести ПОЛДЕНЬ.
ХХII век, входящий в светлый и радостный цикл повестей и рассказов о коммунистическом будущем страны.

Считайте меня ортодоксом, но для меня в этих повестях ничего не “засушено и задушено”.

Занятно, но примерно в том же обвиняли великого Ивана Ефремова (за его цикл ТУМАННОСТЬ АНДРОМЕДЫ, СЕРДЕ ЗМЕИ и ЧАС БЫКА)…

Вторая цитата взята из повести ПИКНИК НА ОБОЧИНЕ, изданной в 1972 году.

Повесть явно создана АБС в другом творческом настроении.
Почему? Что-то произошло в промежутке между 1963-1972 годами в мировоззрении АБС.

Вероятно, это ввод советских войск в Чехословакию (1968 год).

Я что-то пытался разъяснить в “Хронология Мира Раннего Полудня” и в “Хронология Мира Высокого и Позднего Полудня” (если сочтёте необходимым бросить взгляд).

И эта, вторая цитата, абсолютно соответствует настроению героя повести, настроению повести АБС, да и настроению читателя.

Простите, если ответил сумбурно.

С уважением,

Краузе Фердинанд Терентьевич   12.05.2016 21:29   Заявить о нарушении
Я попытаюсь сформулировать.

Через день-два (так получается по жизни).

С учетом, конечно, что я не Виссарион Григорьевич (и даже не однофамилец)))

Хотя это будет не просто.

Помните?

"Это все равно что стакан кому-нибудь описывать или, не дай бог, рюмку: только пальцами шевелишь и чертыхаешься от полного бессилия." (С)


Краузе Фердинанд Терентьевич   13.05.2016 23:29   Заявить о нарушении
Начну этот текст с цитаты:

“Ты создал мир, в котором живут, страдают и умирают.”(*)

Вы поняли, что мне нравится в текстах АБС?

Я – понял.

Не сразу, но – понял.

АБС умели создавать миры в которых живут, страдают и умирают герои рассказов и повестей.

И АБС умели делать так, что читатель тоже хотел жить в мире, созданном ими.

Правда, потом они поставили под сомнение возможность существования этого мира.

Цитата:

“ Изящно. Очень красивая теория. Но, к сожалению, абсолютно не реализуемая на практике. Мир не может быть построен так, как вы мне сейчас рассказали. Такой мир может быть только придуман. Боюсь, друг мой, вы живете в мире, который кто-то придумал – до вас и без вас, – а вы не догадываетесь об этом...”

Этот Мир в произведениях АБС принято называть Миром Полудня.

АБС постарались уверить нас, что этот мир выдуман.

Но этот Мир существует и будет существовать в сознании читателей.

Вопреки.

Или благодаря.

[(*) – здесь отсутствуют ссылки на произведение АБС, откуда эти ссылки взяты. Мотивами такого отсутствия, помимо лени возиться со ссылками: каждый читатель-любитель должен знать матчасть без ссылок на первоисточник.]

Краузе Фердинанд Терентьевич   15.05.2016 20:31   Заявить о нарушении
Перефразируя АБС:

– Я уже давно выбрал себе излюбленный Мир. Остальные для меня давно уже не существуют.

Краузе Фердинанд Терентьевич   15.05.2016 21:56   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Краузе Фердинанд Терентьевич
Перейти к списку рецензий, написанных автором Александр Скрыпник
Перейти к списку рецензий по разделу за 24.10.2015