Школа - этимология

И увидела жена, что дерево хорошо для пищи,
и что оно приятно для глаз и вожделенно,
потому что дает знание (ЛЕХА+СКИЛ);
и взяла плодов его и ела; и дала
также мужу своему, и он ел

Бытие3:6


Школа – учреждение для обучения и воспитания детей, где происходит процесс приобретения общих или специальных знаний, в основном теоретическая передача социального опыта от поколения к поколению. Обычная школа предусматривает системное образование (знания систематизированы), ученик получает начальные сведения о большинстве наук и искусств. В  большинстве европейских языков понятие «школа» выражено одинаковым буквосочетанием, в восточном регионе  – Ш.К.Л., в западном – S.C.H.L., с некоторыми изменениями в огласовках, они тождественны по содержанию, графике и фонетике (разные методы транслитерации).
 
1) Античная система образования

а) Греция и Рим

В Греции трехступенчатая система образования сложилась в III в. до н.э., а в Рим перешла в I веке до н.э., школы греческих городов были заведениями городского типа, предназначались для обеспеченного населения и никогда не обслуживали всех, сельское население вообще не имело образовательной системы. В начальной школе обучали чтению, счету и письму; вторая ступень – грамматическая школа, изучение доступной классики; третья – риторские школы, овладение искусством красноречия. Вся система образования готовила учеников  к политической карьере, невозможной без ораторского искусства и была доступна немногим.

Нам необходимо уяснить, что греко-римская античная система образования базировалась на чтении текста-произведения. Римское произведение (лат. opus  произведение, сочинение) – целостность, имеет начало, середину и конец, к нему ничего нельзя добавить, разве что написать новое произведение. У греков (Аристотель) это идеальное литературное произведение – целое, автономное, оно закончено. В данном случае восприятие текста читателем основано на согласии или несогласии с мыслями автора заключенными в текст и никого и ничему не обязывает.

Статус  библейских текстов принципиально иной, ученик заведомо поставлен в условия, когда он не может отрицать слово Бога, но должен уметь его объяснить (бесконечность толкований, исследований). Текст рассчитан не на просто прочитывание, а на изучение и восприятие  идей Библии в сугубо дидактической (поучительной), учительской форме (в большинстве – алгоритм). Обучаемые должны вникнуть в суть библейских понятий через систему: учения (восприятия), повторения и дополнительного разъяснения (единственный способ запомнить – повторение). Конечным итогом обучения в еврейской системе образования  является способность ученика интерпретировать тексты Писания перед аудиторией – прочитать проповедь, когда такой обязательности нет при прочтении любого греко-римского языческого произведения. Основа христианского образования - изучение библейских текстов, естественно и методика обучения Писанию имела еврейскую систему организации учебного процесса.

б) Еврейское общее образование

Система еврейского образования - древнейшая (3000 лет), она сохранила  многие элементы до нашего времени и сыграла решающую роль в оформлении еврейской, а также и европейской культуры; одно из имен Божьих – ивр. ЭЛЬ ДЕОТ Бог познания (1 Царств 2:3). Согласно традиции в райском саду Бог вырастил два дерева - "дерево жизни" и "дерево познания добра и зла", тема "дерева жизни" встречается в эпосе многих народов, а вот "дерево познания" чисто еврейская идея, её смысл – за счет "познания" научить человека управлять природными и социальными процессами.

Любое общество создаёт свою элиту – группу людей, которые воплощают в жизнь её ценности, и создаёт инновации. В еврейской традиции аристократическую группу составляли ученые, каждый еврей стремился влиться в эту прослойку общества. На протяжении всей истории еврейское общество управлялось образованными людьми, из ученых выбирали руководителей общин и представителей, защищавших интересы населения, доступ в этот круг был открыт всякому обладавшему способностями к  деятельности на духовном и общественном поприще. Открытый доступ в элиту стал мощным стимулом к развитию талантов, высокий уровень образования и нравственный стандарт превратили евреев средневековья в самую образованную часть населения всех стран. Там, где школа была основой в передаче опыта выраженного в общественных законах и религиозно-литературной традиции, там существовала преемственность в концентрации, переработке, развитии и передаче информации.

Еврейская система обучения, позволяла отбирать и воспитывать духовную "аристократию": "в период правления царицы Саломеи-Александры (76-67 гг. до н. э.), когда фарисеи управляли страной, их духовный руководитель Шимон б. Шетах объявил о введении обязательного начального образования для мальчиков" (КЕЭ, т. 6, с. 5). В Иерусалиме школы при 480 синагогах существовали  в начале II века н. э.

Образование предусматривало несколько ступеней: начальное (около 5 лет), "бейт микра" – дом чтения, где учили читать и писать; "бейт мишне" (дом повторения) – углубленное изучение грамоты. В "бейт мидраш" (дом толкования),  обучали приёмам интерпретации текстов Танаха, с 15 лет наиболее способные ученики проходили обучение в йешивах, высших талмудических школах. При "Бейт мидраш" (высшая школа)  существовали месячные "курсы переподготовки" Мудрецов, где происходили совместные обсуждения какого-либо трактата. Считалось правилом знакомить слушателей при ежедневном посещении Бейт мидраш с какой-нибудь новой идеей; термин заимствовали арабы, у которых школа "мадраса" (медресе).
Высшей научной  организацией был "Дом главного собрания", здесь обсуждались самые различные проблемы жизни и определялись методы изучения Торы. Обстановка была свободной - всем разрешалось возражать, однако споры в Бейт мидраш не подлежали разглашению, учебная информация как правило состояла из конкретных судебных примеров и затрагивала интересы людей. После окончания высшего талмудического заведения присваивались титулы: "Молодой среди Мудрецов", "Один из Мудрецов"; титул Рабби и права давать разъяснения и отвечать на вопросы – присваивался главами йешив. Понятие раввин (рав), обозначающее духовного наставника общины, закрепилось в Европе около X века, с XII века получило широкое распространение.

Еврейские школы были рассчитаны на всех детей: "Феномен Ilui (Илия), раннего развития  умственных способностей, хорошо известен в иудаизме в течение веков",  ивр. ИЛУИ молодой человек с выдающимися способностями. Пророки и последующие законоучители считали, что там, где изгоняют или пренебрежительно относится к ученым невозможно развитие, а общества приходят к самоуничтожению. Закон обязывал отца и каждое поселение заботиться об образовании подрастающего поколения. Высказанная в Талмуде мысль характеризует обстановку в еврейской системе образования: "Тысяча приходит учить Тору, сто – Мишну, десять Гемару, и один из них способен обучать".

Общая еврейская школа не предусматривала изучения греческой культуры и языка, греческое понятие schole (школа) в I в. до н. э. понимали как  - досуг, отдых, место встречи учителя и учеников (скамейки на площади). В подобном слове у евреев заложен другой смысл – школа = ивр. САХАЛ, ИСКИЛ, УСКАЛ ум, разум, поступать умно, становиться образованным; позд. ивр. ГАСКАЛА просвещение, образование. В одной системе иудеохристианской идеологии центральное понятие "школа", соответственно и сама система образования, очевидно,  заимствованы  у евреев.

2) Существующая этимология

а) Викисловарь

Корень: -школ-; окончание: -а. Значение: начальное или среднее учебное заведение, система образования, совокупность учреждений для его получения; перен. опыт, выучка и т.д.

Этимология по Максу Фасмеру

Происходит от лат. schola, от др.-греч. scholi «досуг; задержка, занятие в свободные часы, чтение, лекция, школа», из праиндоевр. *segh- «держать, обладать, иметь». Исходным значением было «досуг», позже «непринуждённая беседа», а затем уже «место для беседы». Ср. также: англ. school, нем. Schule, русск., укр. школа, белор. школа, чешск., словацк. skola, польск. szkola и т. п. Др.-русск. школа «училище» — начиная с 1388 г., заимств. через польск.

б) Коллинз словарь английского языка - Полный и Несокращенный 2012 Digital Edition

Слово Происхождение и история для школы (перевод Гугл)
http://dictionary.reference.com/browse/school

«"Место обучения", Старый Английский Scol, от латинского школа находится "антракта работы, досуга для обучения; узнал разговора, дискуссии; лекции; место встречи для преподавателей и студентов, место обучения; ученики учителя, тела последователей, секта, "от греческого skhole" свободное время, отдых, легкость отдыха; безделья, то, в котором используется досуга; узнал обсуждение; " Также "место для проведения лекций, школьных;" Первоначально "холдинговой назад, в ведение ясно," от skhein ", чтобы получить" (от PIE корня * segh- "держать, держать в своей власти, чтобы иметь;" см схему. (п)) + -ole по аналогии с Боле "бросок", украл "наряд" и т.д.
 
Оригинальный понятие "досуг", который прошел в "праздный обсуждение" (в Афинах или Риме любимой или правильное использование свободного времени для), а затем "место для такого обсуждения. " Латинское слово широко заимствовали, ср. Старый французский escole, французский ecole, испанский Эскуэла, итальянский Scuola, Старый Высокий немецкий Scuola, немецкий Schule, шведский Skola, гэльский sgiol, валлийский Исгол, русский школа. Перевод в Старом английском языке, как larhus, буквально "краеведческий дом", но это, кажется, было глоссарий слово только. Значение "студентов, обучающихся в школе» на английском языке свидетельствует от c. 1300; чувство "здания школы" впервые записал 1590. Чувство "людей, объединенных общей схожести принципов и методов" от 1610 s; следовательно, школа мысли. (1864)».

в) Этимологический словарь. Семенов А.В., Школа

Латинское – schola (отдых от физического труда, досуг). Слово «школа» получило широкое распространение довольно поздно – в XVI–XVII вв., хотя известно было и раньше, но до этого времени его заменяли синонимом – словом «училище». Слово школа происходит от древнегреческого корня scholazo, что значит «отдыхать от работы». Древние греки в свободное от работы время предпочитали посещать беседы философов и таким образом пополнять объем знаний. Благодаря этому появилось слово школа – «место, где можно получить образование».

г) Тихомирова Е.Е., История греческого и старославянского
http://prepod.nspu.ru/mod/resource/view.php?id=9100

«Не менее интересная история слова школа, от греческого «scholi»  [схоли]. Исходное его значение – досуг, отдых, праздность, бездействие. Древнегреческий философ Платон использовал в несколько ином смысле – занятие на досуге, учебная беседа. А позже  Плутарх употреблял слово  scholi в значении – учебное занятие, упражнение, лекция, школа философов. В русский язык это слово попало из польского языка, а польский заимствовал его из латыни».

Какого Плутарха имела в виду исследователь Тихомирова Е.Е.  не ясно.

* Плутарх, древнегреческий философ-моралист, историк и биограф (46-127 гг.), не был оригинальным писателем, собирал и обрабатывал то, что другие философы написали до него.

* Плутарх Афинский (350-432 гг.), философ-неоплатоник, основатель Афинской школы неоплатонизма (назв. Академия).

3) Применение термина в русском языке

а) Стрезневский И.И. Материалы для словаря древне-русского языка по письменнымъ памятникамъ. Санктпетербург, 1896 г.
 
См. http://etymolog.ruslang.ru/doc/sreznevskijT-Ja.pdf

Школа – училище; - Тежъ, естли бы хто как на школу Жидовскую металъ, тот маетЪ старосте  нашему заплатити два фунты перцу. Жал. Грамота 1388 г. И маетъ присягати передъ школой у двереи.
 
б) Устав Львовской братской школы, 1586 г., Порядок школьный
http://lib4all.ru/base/B3284/B3284Part30-52.php

«9. В школе мают быти дети розделены на трое: едны которые ся будут учити слов познавати и складати, другии который ся будут учити читати и на памят многих ся речий учити, третий ся будут учити читаючи выкладати, розсужати и розумети; рече бо Павел святый: егда бех младенец, младенческая мудрствовах и смышлях, егдаж достигох в муж совершен, млека не потребую».

в) Национальный корпус русского языка

* Путешествие стольника П. А. Толстого по Европе. 1697–1699 (1699): «Такая ж есть школа в Венецы и у греческой церкви, которую держит греческой митрополит на своей плате; и учат греки греческих студентов на греческом, и на латинском и на италиянском языке до филозофии и до теологии».

* В. Н. Татищев. Разговор дву приятелей о пользе науки и училищах (1733): «Ежели вы сии училища, академии, гимназии, школы не достаточными полагаете тем, что во оных законов божественных, народных и гражданских научиться неудобно, прежде же сказали, что законоучение и мафематика части суть филозофии, а понеже в Москве Спаская школа особливо для высших сих наук, реторики, филозофии и богословии учреждены, и слышу, что каждогодно по нескольку, филозофию окончав, во услуги определяются, то мне мнится, сие есть лучшее училище».

4) Обобщение и вывод

* Время появление в русской литературе термина «школа» - 1388 г., далее слово фиксируется в Уставе Львовской братской школы, 1586 год; судя по тексту, термин был понятен всем: патриарху Иоакиму, учителю, школяру и  родителям учеников.

* Википедия. Справка,  Патриарх Иоаким V Дау
 
«Епископ Антиохийской православной церкви, патриарх Антиохийский (1581-1592). Предпринял путешествие по славянскому востоку с целью сбора пожертвований для уплаты огромных долгов своего престола. Имел поручение от Константинопольского патриарха Иеремии II исследовать состояние Киевской митрополии. В 1586 году побывал во Львове, утвердил новый устав Львовского братства, дал ему широкие права и полномочия, ограничив власть епископа, содействовал созданию братской школы. Встреча патриарха в России была пышной в отличие от «никакой» в Польше и Западной Руси. По приказу из Москвы, смоленскому воеводе велено было встречать патриарха «честно», доставить ему все удобства, продовольствие, и с почётной охраной сопровождать до Москвы. 17 июня 1586 года прибыл в Москву. Приезд Иоакима в Москву произвёл огромное впечатление на москвичей, впервые принимавших православного Патриарха. Иоаким был первым, с кем правительство Феодора Иоанновича вступило в переговоры о введении в Москве Патриаршества. Внес значительный вклад в учреждение Патриаршества на Руси».

* Греческий термин «scholi» в Библии применяется только один раз в Деяниях 19:9 (на греч. языке): «Но как некоторые ожесточились и не верили, злословя путь Господень перед народом, то он, оставив их, отделил учеников, и ежедневно проповедывал в училище  (scholi)  некоего Тиранна».
 
До сих пор наука не знает, на каком языке писались книги Нового Завета, одни исследователи считают, что на греческом языке, другие – на иврите, а затем переводились на греческий язык.  Считают, что в первом веке новой эры, в Израиле евреи молились на иврите, в общении применяли арамейский и греческий языки, вероятно, некоторая  часть населения могла общаться и на латыни. Подтверждение использования трех языков можно найти в  Новом Завете, в Евангелии от Иоанна 19:19-20.

«19. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. 20. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски».

* Существует устойчивое мнение, что термин «школа» заимствован из древнегреческого языка, но ведь не греки придумали еврейского Бога и его терминологию, они, как и все европейские народы лишь присвоили Его.  Исследователи отмечают, что первоначально основные значения гр. «skhole» (СХОЛИ): свободное время, отдых, легкость отдыха, безделье, досуг, обсуждение и подобные. С понятием «школа», тяжелый умственный труд, мало общего, лишь гораздо позднее термин стали использовать в значении: школа, училище (Деяния, примерно 60-80 г. 1 в.).
 
См. стронг


Нам известно, что в древнегреческом языке для обозначения  «школ» существовали термины:  «палестра»,  где обучались юноши с 12 лет  -  место для физических  упражнений;  обучение  чтению, письму и счету происходило у частного учителя. Юноши с 18 лет проходили обучение в  «гимнасий»:  физические упражнения,  грамматика, риторика, арифметика, геометрия, музыка.   Связь термина «skhole» (СХОЛИ) со школой - учебным заведением, в древнегреческом языке обнаружить не удалось; школу (гимнасий) Платона называли – Академией, школу (гимнасий) Аристотеля – Ликей.

Вывод

Целесообразно рассмотреть термин в связи с терминологией и образами сакрального языка иудеохристианства – ивритом, тем более что исследователи не используют язык иврит для определения этимологии слова.
 
5) Терминология иврита и библейские образы

а) Терминология

* ШКОЛА = ивр. САХАЛ становиться образованным, быть разумным, поступать умно; производные  – ИСКИЛ умнеть, быть умным; УСКАЛЬ  получил образование.

* ШКОЛА = ивр. СЕХЕЛ ум, разум, интеллект; позд. ивр. ГАСКАЛА просвещение, образование.

См. стронг: http://lexiconcordance.com/hebrew/7922.html

* Справка

В иврите буква КАФ несет два звука, в одной позиции это Х (без точки), в другой К (с точкой. См. ст. Алфавит сравнительный, ЕЭБЕ, при транслитерации имен на русский язык: «К и Х одинаково передаются через Х: Халев, Ханаан, Иссахар, и через К: Кармил, Кир. Каф с dagesch forte образует кх: Сокхоф, Закхей».

Буква иврита ШИН (ш) и СИН (с), как считают авторы этой статьи,  передавалась русской буквой С, хотя авторы подчеркивают: «значительно видоизменились также звуки небные, губные, язычные и шипящие»; каких- либо однообразных привил не существовало до сер. XIX века. Итак,  еврейский корень С.Х.Л. мог быть транслитерирован  как  Ш.К.Л. (ШКОЛА).
 
б) Библейский образ

* 1 Царств 18:15: «И Саул видел, что он очень благоразумен (МАСКИЛ, учен, от корня  С.Х.Л.), и боялся его».

* Псалтырь 44:1: «Начальнику хора. На музыкальном орудии Шошан. Учение (МАСКИЛ, поучение, наставление, от корня С.Х.Л.). Сынов Кореевых. Песнь любви».

* Второзаконие 32:29: «О, если бы они рассудили, подумали (С.Х.Л. проникать умом, разуметь) о сем, уразумели, что с ними будет!».

* Притчи 21:11: «Когда наказывается кощунник, простой делается мудрым; и когда вразумляется (С.Х.Л) мудрый, то он приобретает знание».

* Неемия 8:13: «На другой день собрались главы поколений от всего народа, священники и левиты к книжнику Ездре, чтобы он изъяснял (ЛЕХА-СКИЛ, от САХАЛ, обучил) им слова закона».

* Иов 34:35: «Иов не умно говорит, и слова его не со смыслом (С.Х.Л.)».

Таким образом, понятие «ШКОЛА»  -  скорее всего, транслитерация еврейского термина САХАЛ (ИСКИЛ) становиться образованным, мудрым, благоразумным, умнеть. Значения еврейского термина соответствуют целям и задачам школы – дать образование (знания, мудрость, разум) новому поколению людей.

Устав Львовской братской школы, 1586 г. Порядок школьный
«Богатый над убогим в школе нечим вышшии не мают быти, только самою наукою, плотиюже равно вси, все бо есми о христе братия».


Рецензии