Женщина-муза. Глава 7. Хохлома и Палех

         

    Очень интересно было наблюдать, как Виктория Ивановна воспитывает, как формирует личность каждого своего воспитанника. У неё не было коммунистического воспитания, зато она всё внимание уделяла воспитанию нравственности, гуманности. Она понимала каждого своего воспитанника и много внимания уделяла общему развитию.

  Даже когда она просто что-нибудь рассказывала детям, это было необычайно интересно, так как рассказчицей она была великолепной. Но у неё всегда была, как теперь говорят, креатура. То есть её воспитанники постоянно были заняты интересными делами. У неё самой было много увлечений. И она умела увлечь этим других.

  Это с её лёгкой руки вокруг школьных зданий были устроены клумбы и высажены цветы. Вот почему, когда мы впервые приехали в школу, нам показалось, что здания плывут в море цветов. А как радовались воспитанники Виктории Ивановны, любуясь астрами, которые расцвели к их возвращению после летних каникул.
 
  Среди первых её воспитанников была тихая, скромная девочка Надя Бахчеван. Она училась очень слабо, зато была трудолюбивой, не боялась никакой работы. У Виктории Ивановны на цветниках она была первой помощницей. После уроков она приходила домой к Виктории Ивановне, открывала сарайчик, брала сапку и грабли и работала на цветнике, пока её не звали на  самоподготовку делать уроки. Когда же по субботам подводились итоги соревнования, в рапорте всегда звучало имя Нади. Ей торжественно объявляли благодарность за самый красивый цветник.
 
   Сама Виктория Ивановна всю жизнь любила цветы и не жалела сил для их выращивания. По её совету директор привёз из питомника около сотни кустов роз, и в центре территории был разбит розарий. Ухаживать за этими прекрасными цветами, естественно, поручили группе Виктории Ивановны.
 
   В каждый свой отпуск Виктория Ивановна обязательно ездила в Москву. Там у неё была подруга юности Людмила, были друзья- журналисты.
   Однажды она купила в Москве и привезла из отпуска деревянные расписные чашки, миски и ложки, замечательные дорогостоящие лаковые шкатулки, два больших, красивых подноса и несколько глиняных фигурок: петушков и кукол-барышень. Мы  уже тогда жили рядом, дверь в дверь, и она первым делом позвала меня к себе, чтобы показать всё это великолепие.

- Представляете, - увлечённо говорила она, - у нас в группе будет музей народно-прикладного искусства! Вот эти золотистые миски и ложки делают в Хохломе, а эти шкатулки из Палеха и Мстёры.
- Как Вы их отличаете? – спросила я, - Они, мне кажется, одинаково прекрасны.
- А вот обратите внимание, на шкатулке из Палеха расписные кони нарисованы на чёрном фоне, а на шкатулке из Мстёры фон золотистый. Всё это будут знать мои дети, и они об этой красоте будут рассказывать другим.

- А эти глиняные  куколки откуда?
- Это дымковская игрушка. Есть в Кировской области Дымковская слобода, и там издавна делали такие игрушки: свистульки и куколки, - Виктория Ивановна озорно свистнула в глиняную уточку и рассмеялась.

   После нашего разговора прошло два месяца. За это время Виктория Ивановна подготовила своих воспитанников, теперь уже восьмиклассников, так что они стали настоящими экскурсоводами музея народно-прикладного искусства.

    В один из вечеров учащиеся 7-8 классов собрались в «комнате берёзок». Была у нас в спальном корпусе такая большая комната, на стенах которой трафаретом были нанесены нежные берёзки. В этой комнате обычно проводились по выходным дням игры с массовиком-затейником или с вожатой.
 
  В тот вечер в центре комнаты были составлены в один ряд столы, накрытые скатертями. На каждом столе красовались сокровища нового музея.  Изделия из Хохломы даже не поместились на одном столе. Впереди были разложены таблички, на которых чёрной тушью Володя Шуляк  аккуратно написал нужные названия: «Хохлома», «Палех», «Мстёра», «Жёстов», «Дымковская игрушка». Эти названия так и запечатлелись в моей памяти. Конечно, они запомнились и многим ребятам.

  Я смотрю на потемневшую от времени фотографию, снятую в тот вечер, и вспоминаю, с каким увлечением рассказывали о хохломской росписи деревянной посуды сёстры Катя и Галя Чехоцкие. Как интересно было слушать Вову Шуляка, который всё знал о лаковой росписи шкатулок и уверенно объяснял зрителям, чем отличаются палехские шкатулки от сделанных в Мстёре!
 
  Вспоминается, как Алёша Остапец держит в руках яркий жёстовский поднос, разрисованный цветами, и заверяет зрителей, что поднос этот будет служить вечно:
- Мастера в Жёстове знают секрет лака, которым покрывают подносы. И лак этот никогда не сотрётся.
 Действительно, прошло более сорока лет, а поднос сохранился, как новый.
 
  Больше всего зрителей толпилось у стола с дымковской игрушкой. Экскурсоводы ничего не разрешали трогать руками, но сами с удовольствием демонстрировали, какой звук издают свистульки- петушки и уточки, объясняли, как делают и раскрашивают барыню в нарядном кокошнике.

  Эта экскурсия в музей народно-прикладного искусства так понравилась детям, а также администрации школы, что в «комнате берёзок» потом побывали все классы. А в следующий свой отпуск Виктория Ивановна съездила в Коломыю и привезла оттуда чудесные деревянные «писанки».
 
   Отдельной комнаты для музея не было. Все экспонаты хранились у неё дома, на полках в книжном шкафу. Два книжных шкафа с открытыми полками Виктория Ивановна купила сразу же, как только ей дали отдельную квартиру. Теперь ей пришлось заказать для книг специальный стеллаж, который уютно разместился за дверью в комнату. Книги перекочевали туда, а их место заняли шкатулки,  дымковские игрушки, чашки, ложки и миски с «писанками».  Позже появились у Виктории Ивановны яркие вышитые скатерти с геометрическим орнаментом. Одну такую скатерть она подарила мне ко дню рождения.
   
  Была ещё поездка в подмосковный городок Гусь Хрустальный на фабрику цветного стекла. Там Виктория Ивановна купила очень красивые разноцветные рюмки, бокалы и фужеры. Когда   мы приходили в октябре к ней на день рождения, то пили из этих бокалов за её здоровье. А её новые воспитанники становились экскурсоводами замечательного музея.
 
  Прошло более сорока лет. Однажды в конце мая в школьное здание вошёл невысокий смуглый человек с большой фотографией в руках. Дежурным детям он сообщил, что окончил эту школу сорок лет назад, и для убедительности своих слов показал виньетку «Выпуск 1973 года». Это был воспитанник Виктории Ивановны Витя Гербей. Мы встретились в школьном музее, рассматривали фотографии той далёкой поры и вспоминали, вспоминали.

 - Если Вы помните, - сказал Виктор, - я был у Виктории Ивановны главным в музее. У меня была хорошая память, о каждой вещице я знал всё. Виктория Ивановна мне доверяла даже стеклянные бокалы. Мы приходили к ней домой и несли всю эту красоту в школу: миски, ложки,  шкатулки, деревянные яйца, глиняные игрушки. Наш класс проводил экскурсии для всей школы.               

               


Рецензии
И правда, эта женщина - Муза!
Удивляюсь её интеллектуальному и творческому потенциалу.
С огромным уважением к героине и автору,

Марина Клименченко   18.08.2019 13:35     Заявить о нарушении
Дорогая Марина! Только сейчас увидела этот Ваш прекрасный отзыв!
Большое спасибо за прочтение и добрые слова!
С теплом души, Рита

Рита Аксельруд   15.05.2023 14:32   Заявить о нарушении