Письмо 127. Ветхий Завет жесток?

16 ноября 2012 года

Здравствуйте, дорогой во Христе Николай Павлович!
 
Я тут, если честно, впал в некоторое искушение. По своей неосторожности.
Заинтересовался историей из Книги судей - про левита, который отдал свою наложницу насильникам, а после разрезал её на 12 частей. Не вполне понял духовный подсмысл этого отрывка. Поразила эта история, если честно - муж, добровольно отдающий жену насильникам, и ложащийся спать. И эта расчлененка - тоже попахивает ненормальностью.
 
Пытаясь разобраться в этом, стал читать книгу Иисуса Навина. И опять неприятно царапнуло по душе. Там сплошные убийства и зверские сражения с полнейшим геноцидом народов, завоёванных Израилем. И это всё, выходит, с подачи Господа? Одного царя убивают мечём в живот, потом Иисус Навин выкашивает население городов под корень - никого не остаётся. И вроде он осуществляет повеление Божье. Все эти зверства - убийства младенцев, женщин, детей - не вяжутся в моей душе со смиренным Господом нашим Иисусом Христом. Ну да, племена, которые там проживали, как я вчера прочитал в Интернете, практиковали детские жертвоприношения, сексуально-религиозные оргии и прочие мерзости. Но Христос говорит "сынам громовым": "Не знаете, какого вы духа". Да какими бы не были те люди, это "не наш метод", на мой взгляд.
А Раав-блудница? В книге она - как положительный персонаж. Но с точки зрения своего народа - она предательница. Жили люди спокойно, тут приходят какие-то степные персонажи, с намерением выбить всё население Иерихона, и она утаивает их разведчиков. Да, возможно, там были такие нравы, что Раав сразу почувствовала, что Божий народ ей по сердцу, но всё-таки... Или убйство Ахана, который утаил из заклятого... Он же покаялся, сказал: "точно, я согрешил пред Господом". Но его всё равно убивают камнями, "после сего утихла ярость гнева Господня". Или вот ещё, глава 8: "Господь сказал Иисусу...Сделай с Гаем и царём его то же, что сделал ты с Иерихоном и царём его".
То есть, убийства Ветхого Завета - они часто делались по просьбе Бога? Царь Давид и вовсе под пилы какие-то клал побеждённых, между тем - Псалтырь бесподобен, никогда не скажешь, что написавший его человек способен на такие зверства...
 
В общем так - впал я в искушение, никак не могу сопоставить в душе Господа, которые посылает людей выбивать чужие города вместе с грудничками под корень со смиренным и любящим Господом Иисусом Христом, который "льна курящегося не погасит" и подставляет вторую щёку бьющему. Ищу в Интернете материалы, но все они, в основном, касаются того, что все эти амореи и филистимляне, мол, заслужили смерть, ибо наполнили чашу терпения Бога. Да, не исключаю это, но такое объяснение не удовлетворяет сердце.
 
Видимо, нам трудно понять душевное состояние людей Ветхого Завета - они какие-то озверелые были, что ли? И Бог с ними общался, исходя из уровня развития... Но и такое объяснение не удовлетворяет...
 
 
В общем, буду очень благодарны, если развеете этот морок в душе.
Знаю, что сам виноват - зачем-то полез читать Ветхий Завет (из какого-то недоброго любопытства).
 
С любовью во Христе,
 
Саша

19 ноября 2012 года

Cаша, дорогой, здравствуй!

Вопрос этот никогда раньше не вызывал у меня никаких проблем. Бог есть бесконечное добро. Все, что будет противно Его всеблагой воли, будет неизбежно приводить ко злу, т.е. к разрушению - к ситуации еще более худшей, чем она была до принятия такого решения. Как о бесконечности, о решениях Бога конечное тварное не может делать никаких оценок, кроме смиренного послушания из смиренной любви к Его бездонному милосердию и неограниченной мудрости. Потому я никогда не задумывался раньше над тем, как выяснить кому-либо этот вопрос логикой человека, верующего в бесконечность божественной любви и милосердия. В любом случае можно сказать: "Какие бы ты, добрый человек, ни приводил доводы и силлогизмы, неужели ты думаешь, что будешь добрее и жалостивее Самого Бога?".  Даже если допустить некий силлогизм, т.е. логический вывод из сложившейся ситуации, описываемой в Ветхом Завете, с Божественными заповедями и Его бездонным милосердием, им противоречащий, то как тогда ответить на вопрос:  "Почему всеведущий Бог, зная о страшных грехах этих людей и о том, к чему они могут привести в дальнейшем других невинных людей, все-таки решил и за них пролить Свою Кровь и принять такие страшные страдания и Крестную Смерть? Зачем? - когда грехи их превзошли уже всякое, даже Божественное, долготерпение? С точки зрения логики - это совершенно бессмысленно. Но всеблагий Бог добровольно жертвует Себя и за тех, кто по собственной воле уже отрекся от Него. Почему???

Дорогой мой, дай мне время, чтобы обдумать форму выражения для наиболее удобного осмысления того, в чем ты увидел противоречие.

Привет Ю. с детками А. и О.

С любовью во Христе Иисусе, Господе нашем,
НПК

3 декабря 2012 года

Саша, дорогой, здравствуй!

Ты сам пишешь, что впал "в некоторое искушение. По своей неосторожности". Ну, так, если ты это осознаешь, то в чем же дело? - спокойно оставь эти сомнения: вот и все.
Ведь в чем, собственно, твои сомнения?  Думаю, что ты не сомневаешься в Божьем милосердии, ведь Он доказал его тем, что отдал Самого Себя и за этих вот людей, которые были истреблены в этих жестоких кровопролитиях.
Бог создал нас для вечности. Человек же в своих рассуждениях ограничивается лишь временем краткой земной жизни: т.е.рассуждает так, как-бы кроме этого краткого момента земной жизни больше ничего не существовало. Но казус то весь именно в этом! - наша земная жизнь, которой мы уделяем такое особенное внимание, есть всего лишь краткий момент перед жизнью, которой не будет конца. Если мы порой об этом забываем, то милосердный Бог - нет. Он хочет нашего счастья, а счастье не прерывается этой жизнью. Мог бы ли человек надеяться на счастье в вечности без спасения им Иисусом Христом? Нет. И вот Бог через Свою Собственную Смерть и Воскресение дает ему возможность вечного счастья. Есть однако и вечная смерть. Это вечное пребывание в состоянии отделенности от Бога. Это состояние дьявольское и существует оно лишь только в полной самостоятельности собственного выбора. Бог не хочет этого для человека. Человек однако, располагая свободной волей, не располагает сверхинтеллектом дьявола. Поэтому люди, принимая иногда какое-то свое земное решение,  "не знают, что делают" (Лк.23,34). Думаю, что именно в этой невозможности для человека осознать до конца последствия своего выбора определенного решения и находится для него возможность быть вырванным из жерла смерти силою Крестной Жертвы Спасителя. Думаю, что именно эта мольба Спасителя : "Отче! прости им, ибо  не знают, что делают" (Лк.23,34)  на Кресте в Своей страшной предсмертной агонии, позволила св. отцам Церкви говорить об ограниченности ада. Здесь, возможно, находится и логический довод на решение Бога прервать жизнь некоторого множества людей, потому что "грехи их превысили меру" - превысили меру, по которой они в виду своего неведения при принятии жизненных решений могут находится в аде ограниченное время. Надо хорошенько понимать, что Бог все, что ни делает, делает то из любви, а это значит, что пребывание в мучениях ада после земной жизни отвергающих Его допускается по Его милосердию, - иначе было бы еще хуже. Что ж тут необычного, если Господь, понуждаемый милосердием, желает прервать земную жизнь данного народа, чтобы тот до конца не потратил возможности своего избавления от вечной смерти ради пролитой за него на Кресте Крови Спасителя?
Почему Господь хотел прервать земную жизнь некоторых руками других? Ведь Он мог это сделать через болезни, голод, эпидемию или природный катаклизм! А посмотри, всегда ли так поступал Господь? Нет. Когда Он решил прервать земное существование городов Содома и Гоморры, Он не предложил соучаствовать в этом  Аврааму, но сделал это Сам. Почему? Потому что на тот момент племени Авраама это бы не было полезным. А потом? А потом это было для них не только полезным, но и необходимым. Т.о. Бог, прерывая земную жизнь одних рукам других, обоим дает шанс к спасению: одним - за гробом, другим - в этой жизни. Каким образом за гробом? Этого мы не знаем. Возможно - посредством страданий. Ну а разве в этой жизни мы усовершенствуемся не посредством страданий? - именно только лишь ими и усовершенствуемся. К этому пришла даже наука (психология развития человеческой психики): психика человека совершенствуется посредством прохождения человеком жизненных кризисов. К сожалению, эта область психологии в нашей стране не развивалась, поэтому, подобных работ на русском языке  я не знаю.
Так что, Господь творит возмездие? Нет.  Подобное соединяется с подобным: это положено в основу нашего существования - человек создан, как образ и подобие Бога. А потому невозможно возлюбить добро, не отвратившись от зла. Лишь воспитав в себе отвращение ко злу, мы в состоянии перейти полностью на сторону добра. В этом-то и весь парадокс человека: он решил некогда, что сможет жить на земле, пользуясь и добром и злом по своему усмотрению, т.е. примирить в себе самоотрицание. Потому не Бог, а человек повинен в следствиях, пожинаемых человеком. И более того: Бог, уподобив Себя человеку, предал Себя вместо него, чтобы ликвидировать последствия неверных выборов человека, предоставив ему вновь свободно выбрать  рай.

Мы сейчас насыщены идеями гуманизма. Индивидуально каждый указывает на гуманное отношение не только к каждому человеку, но и к каждой твари. Теперь ведь, как никогда, существуют огромные прибежища для животных, на которые тратятся немалые средства. А человек? Что при этом на деле есть человек в социальном его видении? Никогда в истории не уничтожалось человечество в таких количествах.

Думаю, что твое недоумение при чтении Ветхого Завета связано с собственным допущением рассматривать в одной плоскости понятия человеческие со словом Самого Бога, "Отца милосердия и Бога всякого утешения"..

Привет Ю. с детками А. и О.

С любовью во Христе Иисусе, Господе нашем,
НПК

В начало: http://www.proza.ru/2010/09/06/698
Продолжение: http://www.proza.ru/2015/09/17/1316


Рецензии
Новый завет не уступает ветхому по угрозам к насилию. Вот некоторые примеры: От Матфея; Предтече Иоан 3: 10, 12; Сравнивая людей с деревьями, он предлагает срубать негодные и пророчествует, что осуществлять это будет Иисус. И Иисус это подтверждает: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков. Я пришел их исполнять! 5: 17; Следовательно он согласен со всеми преступными поступками иудейского Бога. Отсюда вытекают диктаторские призывы к разрушению семейных связей. НЕ думайте, что я пришел принести мир на землю, Я принес меч. Я пришел разделить человека с отцом его и дочь с матерью. И враги человеку домашние его. 10: 34, 35; Во всех четырех евангелиях около пятидесяти угроз и аморальных призывов.

Радиомир Уткин   17.09.2015 19:45     Заявить о нарушении