МЧА организация черкесов?

(начало здесь - Единая черкесская дорожная карта бита?http://www.proza.ru/2015/09/22/726)

При всем уважении к старшему поколению, так кто же выигрывает сегодня от потери авторитете МЧА и утраты ею общепризнанной роли мировой черкесской организации? Похоже, что никто…
Что же тогда происходит? Ответ, как уже говорилось, заключается в том, что на МЧА возложена одна главная задача – удержание процессов в адыгском мировом сообществе подальше от решения политических вопросов.

Напомню на всякий случай, что к таковым относятся, в первую очередь, вопросы связанные с властью. На первый взгляд возникает парадокс, ведь сама задача, решаемая МЧА, по сути явно политическая. Но, дело в том, что решается она не самой МЧА, а теми, кто использует её в качестве всего лишь инструмента. Кем? Соответствующим кругом политиков и бизнесменов, что, впрочем, в современной России зачастую одно и то же.

Вроде бы ничего нового, однако, это напоминание дает возможность осознать, что требовать от МЧА исполнения каких-то функций прямо противоположных её нынешнему предназначению это наивность, если не сказать жестче.
Да, как уже отмечалось, был период в начале 90-х годов, когда МЧА играла совершенно другую роль, она влияла на события в области реальной политики. Этот период был связан не только с тем, что тогда её возглавляли люди уровня Юрия Калмыкова, но и с тем, что сами институты власти, да и бизнес, были в процессе ломки и переустройства.
 
По мере того, как стабилизировались или формировались новые институты официальной власти, а заодно структурировался бизнес, МЧА, как и другие подобного типа этно-национальные организации, была вытеснена из политической сферы.
 
Окончательно этот процесс был довершен законодательно запретом партий и политических объединений, в том числе на национальной или религиозной основе –
Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ
"О политических партиях" статья 9., п.3,
(http://www.rg.ru/2001/07/11/partii-dok.html).

Однако, по сей день частью адыгов предпринимаются усилия сделать из МЧА инструмент по решению вопросов связанных с этно-политикой. А это объективно ведет к современному национализму, который есть "совпадение этнической и политической единиц" (Э.Геллнер), со всеми вытекающими из этого последствиями, в том числе правовыми. Это мы и видим в последние годы…
 
Что из этого следует? Начну с того, что я умышленно, по возможности, старался избегать слова «черкесы», а говорил «адыги», поскольку, как это ни странно кому-то покажется, из того как задумывалась МЧА вначале, под «черкесами» понимались не только адыги, а все народы Черкесского мира – адыги и абаза (современные абазины и абхазы).

Следы этого периода остались лишь в Уставе МЧА, где и сегодня можно прочесть -
"1.9. Официальными языками МЧА являются русский, черкесский, английский.
1.10. Краткое наименование МЧА:
на черкесском языке – «Дуней Адыгэ-Абаза Хасэ»
на русском языке - Международная Черкесская Ассоциация – МЧА
на английском языке – International Circassian Association"
То есть, на черкесском языке МЧА это – «Дуней Адыгэ-Абаза Хасэ»". Это выписка из Устава МЧА на официальном сайте -
http://intercircass.org/?p=215

А теперь взгляните как она вопреки Уставу называется сегодня на бланках, баннерах и т.д.– «Дунейпсо Адыгэ-Хасэ». Что изменилось? «Дуней» и «Дунейпсо» («Мировая – Всемирная»)? Да, но не это главное. Главное - исчезло слово «Абаза». Кто-то может возразить, мол, у абхазов и абазин есть свои организации, даже «Международная ассоциация Абхазо-Абазинского (абаза) народа (МАААН)». Да, есть. Но я не буду здесь анализировать, когда, как и для чего это произошло, это тема для отдельного разговора. Скажу только, что это было создание еще одного инструмента для решения ОБЩИХ черкесских проблем.
 
В нашем случае важно другое, название МЧА на черкесском языке де-факто адаптировано и отражает то, чем и занимается МЧА с начала 2000-х годов как организация адыгов. Кстати говоря, международная организация абазов занимается в последние годы примерно тем же самым.
 
Есть ли политические проблемы, которые не решаются официальной властью и МЧА? Безусловно есть. Именно из-за этого и возникают трения вокруг МЧА. Но, объективности ради, надо признать, что от организации требуют невозможного.

Вот тут и открывается суть еще одного предназначения нынешней МЧА – быть «мальчиком для битья» или громоотводом для чиновников, которые не решают те проблемы, которые волнуют адыгов. Технология до смешного простая, из МЧА делается прослойка между народом и властью, и она «гасит» те проблемы, которые либо не хотят, либо не способны понять и решать представители власти из числа своих соплеменников.

Те, для кого выгодно нынешнее положение дел либо для работы, либо как своего рода «психотерапия», могут и дальше кружить этот «хоровод». Одно только при этом не учитывается ни местной, ни федеральной властью, что всё это однажды может плохо закончиться. Отчасти это уже происходит, но решается чисто силовыми методами. А значит, по сути, не решается…

Что делать? Умнеть всем нам потихоньку, смотреть правде в глаза, и создавать адекватную времени структуру, которая сможет предлагать КОНСТРУКТИВНЫЕ  пути решения этно-политических проблем.


Рецензии