Глава 10-я. Строительство железной дороги

     В середине XIX-го века Россия вела военные действия по завоеванию территорий Средней Азии и Казахстана.  Царским правительством была даже утверждена медаль  «За походы в Средней Азии».

     В 1868 году эта война успешно завершилась, и над этим краем был установлен протекторат России, а Бухарский эмират попал в вассальскую зависимость.

     Согласно положению об управлении краем, в 1888 году  арендованные земли были закреплены за работавшими на них дехканами. Более интенсивно стали развиваться такие отрасли сельского хозяйства как хлопководство, виноградарство, садоводство, шелководство и каракулеводство. Развитие хлопководства привело к росту товарности сельского хозяйства. 

     Финансирование хлопководства привело к открытию в Средней Азии банков игравших важную роль в экономической жизни края. В 1913 г. в Средней Азии было 50 отделений Российского государственного банка.

     Российские власти стремились быстрее связать новые земли с центром империи современными торговыми путями. Самыми  правильным решением этой задачи являлось строительство железных дорог.

     Чтобы вывозить  сырье из новых территорий  Царское Правительство приступило к строительству Закаспийской железной дороги, связавшей Среднюю Азию с Россией. Строительство дороги от берегов Каспийского моря – из Красноводска через Ашхабад, Мерв (Мары), Чарджоу, Бухару, Самарканд до Ташкента продолжалось около 15 лет и завершилось в 1899 году. В 1900 - 1905 гг. была построена Оренбургско - Ташкентская дорога, которая соединилась с Закаспийской. Железнодорожное строительство имело  огромное  значение и для развития производительных сил в Средней Азии.

     Интересно, что при строительстве железной дороги, бухарский эмир не позволил строить её через Бухару, не желая,  чтобы шум поездов его тревожил. Тогда было принято решение  железную дорогу провести через небольшой посёлок, расположенный в 12 километрах от Бухары.

     Этот посёлок изначально планировался как  Новая Бухара для  работников железной дороги.   

     Построенный в 1888 году  для обслуживания станций и путей на Закаспийской железной дороге, поселок со временем стал также своеобразным городом-посольством. В те времена земельные участки для строительства жилых домов продавались от бухарского правительства, по цене около 50 коп. (Три бухарских тенги) за квадратный сажень. Помимо жилых домов сотрудников железной дороги в нём расположилось специальное  учреждение, управляющее дипломатическими отношениями между Российской империей и Бухарским эмиратом.

     В 1890 году в посёлке было уже несколько транспортных контор, несколько магазинов и лавок, почтово-телеграфная контора; В 1892 году возникла православная церковь, было открыто приходское училище и учрежден мировой суд.  В 1894 году  начало функционировать отделение государственного банка и затем таможня. В 1910 году в посёлке начал работать маслозавод. 

     Чуть позже к Бухаре построили узкоколейную дорогу, по которой вагон перемещала упряжка лошадей. Уже после революции и победы над Бухарским Эмиратом, эта колея была разобрана и построена обычная ж.д. ветка, по которой в Бухару стали доставляться грузы товарными поездами. Для перевозки пассажиров были организованы автобусные маршруты.   

     В годы установления советской власти в Средней Азии и Туркестане Новая Бухара оказывается в центре бурных революционных событий. Войска гарнизона Новой Бухары принимают активное участие в захвате Бухары, где находились основные силы противника. Группа войск, возглавляемая М.В.Фрунзе, переходит в наступление и 2 сентября 1920 года выполняет поставленную задачу.Поселок, находящийся на высоте 235 м над уровнем моря, вскоре становится городком европейского типа. А с 1935 г  Новая Бухара стала называться городом Каган. 

     Уже в советское время, 23 мая 1961 года приказом руководства Главного управления газовой промышленности при Совете Министров СССР  № 123,  в городе была организована дирекция газопровода «Бухара-Урал». Со временем город Каган стал крупным железнодорожным узлом, связывающим Ташкент с Ашхабадом.

     А для офицеров  службы ракетного вооружения группы Главного инженера Чарджоуской бригады ЗРВ этот город стал воротами при возвращении домой в Чарджоу к семьям из командировок в Бухарские дивизионы. Более подробно об этом в следующих главах.

                Александр Зубков.


Рецензии
Здравствуйте, Александр! Интересно Вы рассказали о появлении города Каган, ставшего со временем крупным железнодорожным узлом, прекрасные иллюстрации дополняют рассказ, делая его более полным и насыщенным.

Спасибо, до новых встреч, с наилучшими пожеланями и уважением!!!

Наталья Федотова 2   21.04.2016 23:16     Заявить о нарушении
Спасибо, Наталья, за отзыв. С уважением,

Александр Зубков 2   22.04.2016 12:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.