К 90-летию Аркадия Стругацкого. Часть-15

Продолжение:

Но, все же, то, что я говорил в предыдущей части – это довольно поверхностное суждение о «Сталкере» Андрея Тарковского. Как всякий истинный творец он имел право на риск в поиске истины, и он на него пошел. Как я узнал много лет спустя после того просмотра завершающего советского фильма Тарковского, над этим шедевром он бился целых три года  и положил на него немереное количество времени и сил. Причем, считается, что первая пленка с наполовину отснятым фильмом была испорчена при проявлении на Мосфильме (есть версия, что Тарковский сам испортил пленку, чтобы заново все отснять). И Андрею Тарковскому пришлось начинать все с начала.

Вообще-то говоря, он, как режиссер, не только делал слишком много дублей,  многое снимал заново, но и заставлял фантастов Стругацких по ходу съемок все время корректировать и переписывать сценарий. В результате его фильм «по мотивам» их повести  неизбежно превращался в нечто весьма и весьма отличное от  «Пикника на обочине». В нем уже не оставалось ничего фантастического. Хотя, с другой стороны, сам Тарковский говорил, что именно в этом фильме ему удалось по-настоящему прикоснуться к чему-то трансцендентальному.

Сегодня, уже задним числом понимаю, что в 1980 г.  я поступил разумно, когда не поддался  настроению толпы и, все-таки,  досмотрел «Сталкера» до конца.  Да и вообще один просмотр в одном кинотеатре еще не делает фильм успешным или не успешным. Ведь, по большому счету, Тарковский собрал сильнейшую актерскую команду. В роли Сталкера  у него снимался «восходящая звезда» советского кинематографа Александр Кайдановский. Вместе с ним других  героев фильма  играли Анатолий Солоницын и Николай Гринько, тоже превосходные актеры. Внесла свою лепту в колорит этой картины и Алиса Фрейндлих – жена Сталкера. Большим плюсом «Сталкера» Андрея Тарковского стало то, что он, в отличие от более ранних его фильмов, почему-то не подвергся цензуре (возможно дело в его философском содержании, так и не понятом цензурой и, отчасти, зрителем) и ушел в прокат в абсолютно «невырезанном» виде.

Помимо великолепной игры актеров, «Сталкер» имеет и другие сильные стороны. Андрей Тарковский в целом неплохо передает в нем зловещую и загадочную обстановку «Зоны», образовавшейся (по замыслу Стругацких) в результате какого-то «соприкосновения» нашей земной цивилизации и более могущественной , но "не человеческой" цивилизации космоса. Стругацкие в своем «Пикнике на обочине) намекали на то, что некая оставшаяся неизвестной сверхцивилизация, похоже, посетила в какой-то момент Землю и устроила здесь свой «пикник», после которого она неосторожно (или намеренно) оставила у нас  немало опасных и одновременно притягательных своей загадочностью артефактов. Учитывая многочисленные случаи гибели в этой «Зоне» людей, власти обнесли ее колючей проволокой и заблокировали военными патрулями.  Вход туда был объявлен вне закона. Но у Стругацких, писавших эту повесть в научно-фантастическом ключе,  и сама Зона,  и ее артефакты, и пробирающиеся в запретное место сталкеры  достаточно  зримы и осязаемы. Есть там и конкретная цель – некий «золотой шар» (в разных вариантах повести это трактуется  Стругацкими по-разному)исполняющий самые затаенные и сильные желания человека.

Однако в фильме Андрея Тарковского, все намного сложней и загадочней. Там зрителю дается полная свобода игры воображения, поскольку внешние средства для демонстрации тех или иных идей сознательно уменьшены режиссером до сверхминимума. Интересно, что Зона  в «Сталкере»  выглядит еще более зловеще, чем та же самая «Зона» в повести Стругацких, поскольку мы не видим, как работают ее смертельные ловушки (хотя одной только сцены с погибшей, ржавой  военной техникой и скелетами солдат достаточно, чтобы понять, насколько это место опасно  для людей).

Два «отчаянных клиента» идут по Зоне Тарковского, благодаря опыту и невероятному чутью своего  проводника – Сталкера. Втроем они благополучно  минуют все смертельные ловушки и доходят до «загадочной комнаты», якобы способной исполнить любое человеческое желание, но так и не решаются о чем-либо этот артефакт попросить.

Единственная по-настоящему внешне драматическая ситуация в финале картины, это драка, возникающая в тот момент, когда «физик»  достает из рюкзака свою ядерную бомбу мощностью в 20 килотонн, чтобы раз и навсегда уничтожить Зону и все опасные для человечества артефакты.

Но тут возникает общая драка всех участников нелегального похода, а бомба так и остается не взорванной… В самом конце фильма уставший морально и физически Сталкер возвращается  домой к своей больной дочери и уставшей от жизни жене, разочарованный в Зоне и в людях. Но, тем не менее, сама по себе эта картина не является апофеозом духовного упадка, а, наоборот обращает наше внимание на более философские проблемы, чем опасные приключения и поиски «того, сам не знаю чего».

В целом судьба этого фильма сложилась достаточно благополучно. Он оставил глубокий след в культуре. Так, например, знаменитая кинокомедия «Кин-Дза-Дза» явно была подражанием «Сталкеру».

Критика отнеслась к новому произведению режиссера Андрея Тарковского, как к его очередному шедевру, хотя и пыталась  какое-то время то замолчать этот успех, то вывернуть наизнанку. К сожалению, в советском кинематографе этот фильм мастера стал последним. Были в результате и награды: Специальная премия экуменического жюри для внеконкурсного фильма на МКФ в Каннах в 1980 г., и Специальный приз «Лукино Висконти» национальной итальянской кинопремии «Давид Донателло».
В 1980 г.  Андрей Тарковский получил звание «народного артиста» и  эмигрировал за границу. Однако там его режиссерская судьба не заладилась. Да и прожил-то  он там до своей роковой болезни и смерти не долго, всего 6 лет.

Что же касается самих Стругацких, то они, естественно, были рады даже рады пообщаться с таким мэтром кинематографии, как Андрей Тарковский (хотя он их и порядочно выматывал бесконечными переделками сценария), но получившееся в результате этого  творческого союза новое произведение  "Сталкер" настолько далеко ушло от их первоначальной идеи "Пикника на обочине", что между ними осталось очень мало общего.


Предыдущая часть  http://www.proza.ru/2015/09/27/1144

Продолжение http://www.proza.ru/2015/10/04/89

Рисунок - коллаж автора.


Другие мои произведения на этом сайте:

Студенты и машина времени - фантастика-повесть (34) http://www.proza.ru/2014/01/16/1482

Тоннель - фантастика - мини-повесть (16)  http://www.proza.ru/2014/09/27/109


Рецензии
Фильм оказался "сильно по мотивам"...и стал самостоятельным явлением. Удивили другим. Не знал что повесть существует в нескольких вариантах. Спасибо, с уважением,

Иван Таратинский   29.09.2015 14:35     Заявить о нарушении
Иван! Спасибо за рецензию. А насчет вариантов "Пикника на обочине" все не совсем так. Просто некоторые эпизоды Стругацкие переделывали, особенно эпизод с "золотым шаром".

Александр Зинковский   29.09.2015 18:39   Заявить о нарушении
Ну уж коль это кульминация, стало быть и финал менял смысл, пусть и некоторым образом. С уважением,

Иван Таратинский   29.09.2015 18:44   Заявить о нарушении