Христианские притчи

       Большинство из приведённых здесь притч я взяла из различных открытых источников /ссылки в конце/, но некоторые я чуть сократила. Несколько притч были рассказаны мне, и я просто записала их по памяти.
       Я полагаю, что притчи не обязательно строго привязывать к определённой  религии, ведь всех нас – Своих детей – наставляет Один Отец.


       КУСОК  ГЛИНЫ

       Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
       – Что ещё слепить тебе? – спросил Бог?
       – Слепи мне счастье! – попросил человек.
       Ничего не ответил Бог, только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.


       ДВА  АНГЕЛА

       В раю было два Ангела. Один всегда отдыхал на облаке, а другой летал от земли к Богу.
       Отдыхающий Ангел решил спросить другого:
       – Что же ты летаешь туда-сюда?
       – Я ношу Богу послания, которые начинаются со слов «Помоги, Господи...». А почему ты всегда отдыхаешь?
       – Я должен носить Господу послания, которые начинаются со слов «Благодарю Тебя, Господи...».


       ПЕРЕПРАВА

       Из монастыря шли два монаха. Когда они подошли к реке, то встретили девушку, которая попросила их переправить её на тот берег.
       Монахам обеты запрещали прикасаться к женщинам, но, тем не менее, один из монахов посадил её себе на плечи и перенёс на другой берег. Затем монахи продолжили своё путешествие, а девушка – своё.
       Через час один из монахов не выдержал и спросил другого:
       – Зачем ты это сделал, ведь наши обеты запрещают прикасаться к женщинам?
       На что второй монах ответил:
       – Я перенёс её час назад, а ты продолжаешь её нести до сих пор.
       Отпустите прошлое – его больше нет.


       В  ЛАВКЕ  У  БОГА

       Однажды женщине приснился сон, что за прилавком магазина стоял Господь Бог.
       — Господи! Это Ты? — воскликнула она с радостью.
       — Да, это Я, — ответил Бог.
       — А что у Тебя можно купить? — спросила женщина.
       — У меня можно купить всё, — прозвучал ответ.
       — В таком случае дай мне, пожалуйста, здоровья, счастья, любви, успеха и много денег.
       Бог доброжелательно улыбнулся и ушёл в подсобное помещение за заказанным товаром. Через некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой.
       — И это всё?! — воскликнула удивлённая и разочарованная женщина.
       — Да, это всё, — ответил Бог. — Разве ты не знала, что в моём магазине продаются только семена?


       БУДЬ  СЧАСТЛИВ!

       У дороги стоял нищий и просил подаяния. Всадник, проезжавший мимо, ударил нищего по лицу плетью.
       Тот, глядя вслед удаляющемуся всаднику, сказал:
       — Будь счастлив.
       Крестьянин, видевший происшедшее, услышав эти слова, спросил:
       — Неужто ты такой смиренный?
       — Нет, — ответил нищий, — просто если бы всадник был счастлив, он бы не стал бить меня по лицу.


       ВСТАНЬ  НА  МЕСТО

       Однажды Марк Фраческий, пробывший в пустыне более 90 лет, беседовал с одним подвижником о вере.
       — Если ты будешь иметь веру, — объяснял Марк, — и скажешь горе «Сдвинься!», то она сдвинется.
       И гора, находящаяся неподалёку от них, на самом деле начала сдвигаться. Тогда преподобный Марк сказал горе:
       — Я не тебе говорю, встань на место.
       Гора встала на место.


       МАЛЕНЬКИЙ  СЫН

       Некий человек спросил у одного старца:
       — Скажите, батюшка, как это Вы не только не гневаетесь на тех, кто о Вас нехорошо говорит, но и продолжаете любить их?
       Старец долго смеялся и ответил:
       — Скажи, человече, у тебя был маленький сын?
       — Был.
       — Сердился ли ты на него, если он что-либо не так делал или говорил?
       — Нет.
       — Не старался ли ты, напротив, как-нибудь покрывать его недостатки, чтобы он не расстраивался?
       — Старался.
       — Так и я: не гневаюсь и продолжаю любить.


       ИЗ-ЗА  СВОЕГО  СТРАХА

       Жители одного города погрязли в грехах, и Бог решил их наказать за такое поведение. Он призвал ангела смерти и приказал ему отправиться в этот город и умертвить сотню грешников, а их души принести Ему.
       Прошло немного времени, на протяжении которого жителей города поразила эпидемия страшной болезни.
       Ангел смерти предстал перед Всевышним, принеся с собой души грешников. Но число их было не одна сотня, как приказал Бог, а несколько тысяч.
       Бог попросил ангела объяснить его ослушание. И ангел ответил:
       — Я в точности выполнил Твой приказ. Я умертвил только одну сотню горожан этого грешного города.
       — Каким же образом сюда попали остальные? — спросил Господь?
       — Остальные оставили земной мир из-за своего страха.


       СВЯТОЙ

       Как-то распустили слух об одном монахе, что он святой. И все даже в глаза говорили ему это. А он всё называл себя грешным и при этом смиренно кланялся всем. Но вот однажды он кому-то по обыкновению своему сказал:
       — Я грешный.
       А тот ему в ответ:
       — Знаю, что ты грешный.
       Он так и встрепенулся:
       — Как? Разве ты что-нибудь про меня слышал?


       НЕ  СТЫДНО  ЛИ  БУДЕТ?

       Однажды авва Ефрем шёл по городу, когда к нему по чьему-то наущению подошла блудница, чтобы обольстить его на постыдное соединение, а если не так, то привести его в гнев, так как ещё никто никогда не видел его гневающимся. Ефрем проговорил ей:
       — Иди за мной!
       Приблизившись к месту, где много толпилось людей, авва Ефрем сказал ей:
       — Здесь делай то, что ты хотела делать.
       Блудница же, увидев множество людей, воскликнула:
       — Как можно это делать нам в присутствии такого количество народа? Не стыдно ли будет?
       — Но если мы стыдимся людей, то тем более должны стыдиться Бога, Который видит всё, — ответил ей старец.


       ЭТО  АНГЕЛ,  КОТОРОГО  ГОСПОДЬ  ПОСЛАЛ  ТЕБЕ

       Старец Макарий Оптинский переписывался со многими мирянами. Однажды пишет Макарию петербургский купец, что от него ушла прислуга и знакомые рекомендуют ему одну деревенскую девушку.
       — Следует ли мне её нанять? — спрашивает купец.
       — Да, — отвечает ему старец.
       Через некоторое время купец посылает новое письмо.
       — Отче, — пишет он, — позвольте мне её уволить, это сущий бес. С той минуты, как она появилась в моём доме, я непрерывно злюсь и потерял всякое самообладание.
       — Ни в коем случае не выгоняй её, — ответил старец. — Это ангел, которого Господь послал тебе, чтобы ты смог увидеть, сколько в тебе таилось злобы, которую предыдущая служанка не сумела раскрыть в тебе.


       ДАР  ЧУДЕС

       В древние времена жил один святой человек. Каждый день его жизни можно было определить двумя словами: он благотворил и прощал. Святости его удивлялись даже ангелы и сказали они Богу:
       — Господи, даруй ему дар чудес!
       — Я согласен, — ответил Бог. — Спросите у него, чего он хочет.
       И спросили у него ангелы:
       — Желаешь ли ты прикосновением своих рук давать больным здоровье?
       — Нет, — отвечал святой. — Пусть лучше Сам Господь творит это.
       — Не желаешь ли ты иметь такой дар слова, силою которого ты обращал бы грешников на путь истины и добра?
       — Нет, — отвечал святой. — Это дело ангелов, а не слабого человека. Я молюсь об обращении грешников, а не обращаю.
       Но ангелы продолжали настаивать:
       — Всё-таки нужно, чтобы ты попросил себе дар чудес.
       — Хорошо, — согласился святой, — я хочу творить добро так, чтобы самому о том не ведать.


       ТАК  И  ВЫУЧИЛСЯ

       Как-то раз один монах спрашивает у другого:
       — Скажи, кто тебя обучил Иисусовой молитве?
       — Бесы, — отвечает тот.
       — Да как же так? — удивился монах.
       — Да вот так: они всё беспокоят меня помыслами греховными, а я всё творю молитву и творю. Так и выучился.


       НАС  УЧИЛИ

       Пришёл как-то раз авва Исаак к авве Пимену и увидел, как тот поливает воду на свои ноги. Удивившись, он назидательно проговорил ему:
       — Как же так! Другие в строгости живут и томят своё тело, а ты что делаешь?
       — Нас учили не тело умерщвлять, но страсти, — спокойно ответил старец.


       КТО  СЕБЯ  ЗНАЕТ

       Как-то раз спросил монах одного старца:
       — Скажи, отче, отчего я непрестанно осуждаю братьев моих?
       — Оттого, — ответил старец, — что ещё не познал ты самого себя. Кто себя знает, на дела других не смотрит.


       АХ  ВОТ  ЧТО!

       Как-то раз к одному православному священнику пришла за советом старушка и сказала:
       — Батюшка, я молюсь непрерывно почти четырнадцать лет, но у меня никогда не было чувства Божьего присутствия.
       Священник посмотрел внимательно на женщину и спросил:
       — Скажите, а давали ли вы Ему вставить слово?
       — Ах вот что, я как-то об этом и думала! — воскликнула она. — Нет, я всё время говорила сама.


       ПО  МОЕМУ ЖЕЛАНИЮ

       Один добрый человек встретил на церковной паперти нищего старца. Измождённое тело его покрывало рубище, и он весь был в ранах.
       — Добрый день тебе, старец! — сказал нищему в приветствие человек.
       — Не помню, чтобы день был когда-нибудь недобрым для меня, мил человек, — отвечал нищий.
       — Я желаю тебе счастья, — продолжал человек.
       — Несчастливым я никогда не бывал.
       Удивился человек и, подумав. что нищий не вслушался в его слова, присовокупил:
       — Я желаю, чтобы ты был благополучным.
       — Я никогда злополучным не бывал.
       — Неужели ты один счастливец между всеми людьми, — в совершенном недоумении спросил человек, — когда земная жизнь полна скорбей и лишений?
       — Несчастлив тот, кто ищет счастья, — промолвил назидательно старец. — А на земле нет иного счастья, как во всём полагаться на волю Божью: приятное и противное, горькое и сладкое в жизни я принимаю от Бога всегда с любовью и покорностью и желаю только того, что угодно Богу. А потому всё случается по моему желанию.


       ИМУЩЕСТВО  В  ВЕРХНЕМ  ДОМЕ

       К одному из отшельников ночью пробрался вор. Не найдя у него ничего ценного, вор спросил:
       — Послушай, где же всё твоё имущество?
       — Я всё припрятал в верхнем доме, — ответил отшельник, показывая на небо.


       ЛЮБИТЕ  ЛИ  ВЫ  БОГА?

       Однажды пригласили старца Германа, жившего на Аляске, на фрегат, пришедший из Санкт-Петербурга.
       — Любите ли вы Бога? — спросил старец у офицеров корабля.
       — Конечно, — отвечали все, — мы любим Бога. Как не любить Его?
       — А я, грешный, более сорока лет стараюсь любить Бога и не могу сказать, что совершенно люблю Его, — возразил им отец Герман.
       И продолжил:
       — Если мы любим кого, мы всегда поминает того, стараемся угодить тому, день и ночь наше сердце занято тем предметом. Так же ли вы, господа, любите Бога? Часто ли обращаетесь к Нему и исполняете Его святые заповеди?
       В ответ было лишь молчание.

       КТО  Я,  ЧТОБЫ  ОСУЖДАТЬ

       Однажды авва Макарий Египетский увидел монаха, совершающего тяжкий грех.
       — Если Бог Творец его, — сказал он сам себе, — терпит грех, когда мог бы сжечь его огнём, то кто я, чтобы мог осуждать его?


       СТАРЕЦ  И  МОЛОДОЙ  СВЯЩЕННИК

       Однажды старец хотел поцеловать руку только что рукоположенного священника, но тот по смирению своему не давал этого сделать.
       — Если ты хочешь, чтобы рука была твоей собственностью, — промолвил старец, — то тебе не надо было становиться священником.


       ДВЕ  КАРТИНКИ

       Как-то один монах спросил у аввы Пимена:
       — Скажи, авва, как можно достичь того, чтобы не говорить плохо о ближнем?
Мы и братья наши — как бы две картинки, — отвечал старец. — Если человек, смотря на себя, находит в себе недостатки, то в брате своём он видит совершенства. А когда сам себе он кажется совершенным, тогда, сравнивая с собою брата, находит у него отрицательные качества.


       КАК  НЕ  ГНЕВАТЬСЯ?

       Однажды спросили одного старца:
       — Скажи, авва, как достигнуть того, чтобы не гневаться, когда тебя унижают и злословят другие?
       Он ответил:
       — Кто в сердце своём считает себя ничтожнейшим, тот никаким унижениям уже не возмущается.


       ПОСАДКА  КАПУСТЫ

       К одному старцу пришло пять учеников проситься в монастырь. Посмотрел он на них внимательно и дал им задание: послал сажать капусту корнями верх, а листьями в землю.
       Пришли они в поле и начали работать. Двое стали сажать, как он велел, а трое — по-своему, как они считали, по-правильному, корнями в землю.
       Старец пришёл посмотреть, как они делают дело, и тех, которые по его указанию сажали корнями вверх, а листьями в землю — взял в монастырь, а других — не принял.


       ТО  ДЕРЕВО

       Однажды старец Оптиной пустыни Иосиф гулял по лесу, и ему сказали, что в одном женском монастыре есть затворницы. Старец проговорил:
       — Это путь опасный — в уединении страсти растут, а на народе полезнее. Вот смотрите, где ходят люди, на дороге, там и трава не растёт, а где не ходят, там она густая. Они и в уединение уходят от нетерпения. А нам полезно, когда нас толкают. То дерево, которое ветер больше качает, больше корнями укрепляется, а которое в тишине, то так сразу и валится.


       ОБИЛЬНЫЙ  УРОЖАЙ

       У одного старца однажды спросили:
       — Скажи, авва, кому подобен человек, похваляющийся своими добрыми делами?
       — Открывающий и разглашающий добрые дела свои подобен сеющему на поверхности земли: прилетают птицы небесные и склёвывают семя, — ответил им старец. — А скрывающий житие свое подобен сеющему на бороздах пашни: он пожнёт обильный урожай.


       КАК  ЖЕ  НЕ ЧИСТЫ  ВАШИ  СЕРДЦА!

       Один из отцов пустыни однажды выходил с учениками из ворот Александрии. По дороге навстречу им приближалась женщина прекрасной внешности. Ученики быстро покрыли свои лица плащами-мантиями, чтобы не впасть в искушение. Но любопытство берёт верх, и они из-под плащей-мантий стали наблюдать за своим наставником. С возмущённым изумлением они увидели, что тот во все глаза рассматривает женщину.
Когда она вошла в город, ученики опустили свои мантии и спросили у него:
       — Авва, как же ты поддался искушению смотреть на эту женщину?
       И тот печально ответил:
       — Как же нечисты ваши сердца! Вы увидели в ней только предмет искушения, а я увидел чудесное творение Божье.


       РЫБА  ГНИЁТ  С  ГОЛОВЫ

       Однажды отца Кондрата пришёл навестить игумен одного монастыря.
       — Где старец? — спросил игумен одного из монахов.
       — Он внизу в кладовой, — ответил тот.
       В тот день там солили сардины — делали запас на год. И, по обыкновению, старец был первым на работе.
       — Старче, ты здесь? — спросил игумен, спускаясь в погреб.
       — А как же, брат мой! — ответил отец Кондрат. — Ты же сам знаешь, рыба гниёт с головы.


       НАМ  БЫ  ТОЛЬКО  СДЕЛАТЬ  ДОЛЖНОЕ

       Услышал как-то монах Оптиной пустыни Варлаам, что есть в одной деревне крестьянин-боголюбец, проводивший жизнь духовную. Отыскал он этого крестьянина и, поговоривши с ним какое-то время, сказал:
       — А как бы умудриться привлечь к себе благодать и милость Божию?
       — Эх, отец, — отвечал простодушный крестьянин, — нам бы только сделать должное, а за Богом-то дело не постоит.


       ПРОПАСТЬ

       Однажды по дороге шла толпа людей. Каждый нёс на плече свой крест. Одному человеку казалось, что его крест очень тяжёлый. Он был очень хитрым. Приотстав от всех, он зашёл в лес и отпилил часть креста. Довольный, что обхитрил всех, он их догнал и пошёл дальше.
       Вдруг на пути появилась пропасть. Все положили свои кресты и перешли. Хитрый человек остался на этой стороне, так как его крест оказался коротким.


       ЗИМНИЕ  БРЮКИ  СЫНУ

       Летним вечером молодая женщина сидела возле дома и шила брюки своему сыну, слушая голоса детей, которые играли в саду. Пришёл с работы муж, подсел к ней.      Женщина тяжело вздохнула и сказала:
       — Что будет с нами зимой? Мы летом едва сводим концы с концами, а придёт зима... Где нам взять деньги на топливо, тёплую одежду и другие нужды?
       Муж спокойно спросил её:
       — Скажи, пожалуйста, дорогая, что ты шьёшь?
       — Я шью брюки нашему сыну на зиму, — ответила она.
       — А знает ли он об этом?
       Нет, конечно. Слышишь, как весело он гуляет в саду с детьми!
       — Может лучше сказать нашему сыну, чтобы он не переживал о зимних брюках?
       — Неужели ты думаешь, что этот вопрос заботит нашего сына?
       — Ну так что же ты переживаешь о зиме? — задал вопрос муж. — Если мы заботимся о нашем сыне, то и о нас позаботится наш Отец.


       БЫТЬ  НЕ  ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНЫМ,  А  КРУГЛЫМ

       Как-то один монах спросил у аввы Матоя:
       — Скажи, авва, что мне делать? Меня беспокоит язык мой. Когда я бываю с людьми, не могу удержать его, но осуждаю и обличаю их во всяком даже добром деле.
       — Если не можешь удержать себя, то беги в уединение, ибо это помощь, — сказал в ответ старец. — Кто живёт с братьями, тот должен быть не четырёхугольным, а круглым, чтобы мог катиться ко всем.
       — И я живу в уединении, — присовокупил старец, — не по крепости духа, но по немощи. А сильные живут и среди людей.


       ТВОЙ  КРЕСТ

       Одному человеку казалось, что он живёт очень тяжело. И пошёл он однажды к Богу, рассказал о своих несчастьях и попросил у Него: «Можно я выберу себе иной крест?» Посмотрел Бог на человека с улыбкой, завёл его в хранилище, где были кресты, и говорит: «Выбирай».
       Зашёл человек в хранилище, посмотрел и удивился: «Каких только здесь нет крестов — и маленькие, и большие, и средние, и тяжёлые, и лёгкие». Долго ходил человек по хранилищу, выискивая самый малый и лёгкий крест, и наконец, нашёл маленький-маленький, лёгенький-лёгенький крестик, подошёл к Богу и говорит: «Боже, можно мне взять этот?» «Можно, — ответил Бог. — Это твой собственный и есть».


       ВЕЛИКИЙ  ПОДВИГ

       К одному старцу пришёл ученик и сказал:
       — Авва, я духовными очами вижу Ангелов.
       — Это не подвиг, мой дорогой, — ответил ему старец. — Вот когда духовными очами ты увидишь бездну своих грехов, как морской песок, вот тогда это будет великий подвиг.


       ПОВЕРЬ!

       Однажды атеист прогуливался вдоль обрыва, поскользнулся и упал вниз. Падая, ему удалось схватиться за ветку маленького дерева, росшего из расщелины в скале. Вися на ветке, раскачиваясь на холодном ветру, он понял всю безнадёжность своего положения: внизу были замшелые валуны, а способа подняться наверх не было. Его руки, держащиеся за ветку, ослабели.
       «Ну, — подумал он, — только один Бог может спасти меня сейчас. Я никогда не верил в Бога, но я, должно быть, ошибался. Что я теряю?» Поэтому он позвал: «Боже! Если ты существуешь, спаси меня, и я буду верить в тебя!» Ответа не было.
Он позвал снова: «Пожалуйста, Боже! Я никогда не верил в тебя, но если ты спасёшь меня сейчас, я с сего момента буду верить в тебя».
       Вдруг Великий Глас раздался с облаков: «О нет, ты не будешь! Я знаю таких, как ты!»
       Человек так удивился, что чуть было не выпустил ветку. «Пожалуйста, Боже! Ты ошибаешься! Я на самом деле думаю так! Я буду верить!» — «О нет, ты не будешь! Все вы так говорите!» Человек умолял и убеждал.
       Наконец Бог сказал: «Ну хорошо. Я спасу тебя… Отпусти ветку». «Отпустить ветку?! — воскликнул человек. — Не думаешь ли ты, что я сумасшедший?»


       НА  НЕОБИТАЕМОМ  ОСТРОВЕ

       Однажды корабль попал в шторм и разбился о скалы необитаемого острова. Те, кто спаслись, начали новую жизнь, так как при кораблекрушении у всех нарушилась память, проявлением чего явилось также и то, что они забыли точные слова ежедневной молитвы.
       Через несколько лет на остров приплыли христианские миссионеры. Расспросив у обитателей острова об их жизни, они научили их молиться правильно. И когда миссионеры отплыли от этого острова, через некоторое время они заметили людей с острова, идущих за ними по воде. Оказалось, что те опять забыли слова молитвы и хотели заново их узнать.
       Миссионеры, увидев такое явление, как хождение по воде, ответили:
       — Молитесь, как молились до нас. Так вы, наверное, ближе к Богу.


       ЧЕРЕНОК  ОТ  ЗАСТУПА

       Тысячу лет назад в одной русской деревне жил человек. Этот человек с детства не мог двигаться, и потому единственное, что было ему под силу, — лежать на печке. И пролежал он так около тридцати лет. Вероятно, на этой же печи и закончилась бы его жизнь, если бы через деревню не проходил однажды старец. Путник зашёл как раз в ту избу, в которой лежал и молил о смерти молодой человек, и попросил воды.
       Больной заплакал и сказал, что не в силах помочь, потому что за всю свою жизнь не сделал ещё ни одного шага без помощи. Старец спросил:
       — А давно ли ты пробовал сделать этот шаг?
       Оказалось, что очень давно — больной и не помнил даже, сколько лет назад.     Тогда старец сказал:
       — Вот тебе волшебный посох, обопрись на него и сходи за водой.
       Больной был словно во сне. Он сполз с печи, обхватил руками посох и… встал! Он заплакал снова, но на этот раз уже от счастья.
       — Как мне отблагодарить тебя и что за чудесный посох дал ты мне?! — воскликнул молодой человек.
       — Этот посох — обычный черенок от заступа, который я подобрал у тебя на крыльце, — отвечал старец. — В нём нет ничего волшебного, как не было на самом деле твоей болезни. Ты смог встать, потому что забыл о своей слабости. А благодарить меня не надо, вместо этого ты найди человека, который так же несчастен, как был совсем недавно несчастен ты сам, и помоги ему!


       РЕБЁНОК

       В одном городе случилась засуха. Лето было в разгаре, и городской священник созвал всех утром в храм молиться о дожде. Пришёл весь город, и весь город смеялся над одним ребёнком. Ребёнок пришёл с зонтиком.
И каждый смеялся и говорил:
       — Дурачок, зачем ты притащил зонтик? Потеряешь. Дождя не будет.
       Ребёнок сказал:
       — А я думал, что если вы помолитесь, дождь пойдёт.


       И  ЧТО  ЖЕ  ДАЛЬШЕ?

       Молодой жизнерадостный человек пришёл к отцу и говорит:
       — Отец, порадуйся со мной, я поступил в университет. Я буду юристом! Наконец-то я нашёл своё счастье!
       — Очень хорошо, сын мой, — ответил отец, — значит, ты хочешь теперь усердно учиться. Ну а что потом?
       — Через четыре года я защищу на отлично диплом и покину университет.
       — И что же дальше? — не отступал отец.
       — Потом я буду изо всех сил работать, чтобы как можно скорее стать самостоятельным адвокатом.
       — А дальше?
       — А потом я женюсь, создам свою семью, буду растить и воспитывать детей, помогу им выучиться и получить хорошую профессию.
       — А дальше?
       — А потом я пойду на заслуженный отдых — буду радоваться счастью своих детей и покоиться в доброй старости.
       — Что же будет потом?
       — Потом? — юноша на минуту задумался. — Да, вечно никто на этой земле не живёт. Потом мне нужно будет, наверное, как и всем людям, умереть.
       — А что потом? — спросил старый отец. — Дорогой сын, что же будет потом? — дрожащим голосом проговорил отец.
       Сын ещё больше задумался и сказал неуверенно:
       — Благодарю тебя, отец. Я понял. Я забыл главное…


       УРОЖАЙ

       Один зажиточный крестьянин имел много полей с хорошей землёй. Он работал усердно, но зерно всё же не росло так хорошо, как на поле бедного крестьянина, находившегося рядом с его полем. Богатый крестьянин дивился этому и спросил у своего бедного соседа, что тот делает, чтобы на его песчаной земле всё так хорошо росло, каким способом он обрабатывает землю? Бедный крестьянин ответил:
       — Любезный сосед, разница только в том, что ты иначе сеешь, чем я.
       — А как ты делаешь?
       — С молитвой, — ответил набожный крестьянин, — в моём амбаре я склоняюсь на колени и молю, чтобы Бог, Творец всей Вселенной, многократно умножил мой посев. Поэтому земля, удобренная молитвой, самая лучшая.


       ВРАТА  БОГА

       Однажды некий греческий философ приказал одному из своих учеников в течение трёх лет раздавать серебро тем, кто будет его поносить. По окончании испытания учитель сказал:
       — Теперь ты можешь отправляться в Афины для обучения мудрости.
       При входе в Афины ученик увидел сидевшего у городских ворот мудреца, поносившего всех проходящих мимо. Так же он поступил и с учеником. Тот разразился смехом.
       — Почему ты смеёшься, когда я тебя оскорбляю? — спросил мудрец.
       — Потому что в течение трёх лет я платил поносившим меня, ты же делаешь это даром.
       — Войди в город, он принадлежит тебе, — ответил мудрец.


       БЕДНОСТЬ

       Однажды бедному человеку, который всем жаловался на свой крест, на свою бедность, представилось во сне, будто он находится в просторной комнате, которая вся уставлена разной величины крестами, и все эти кресты покрыты покрывалами.  Тайный голос говорил бедняку: «Ты жалуешься на свой крест, на свою бедность: выбирай же себе другой любой крест».
       Бедняк начал выбирать. Взялся за первый крест, этого не поднял; другой хотя и приподнял, но и он не по силам, — очень тяжёл; третий крест и нетяжёлым показался ему, но углами своими больно резал плечи.
       Так он перебрал все кресты, но ни одного не нашёл по своим силам. Оставался в углу ещё один крест, которого бедняк не испытывал, потому что этот крест казался ему больше и тяжелее других. Приподняв этот крест, бедняк радостно закричал:
       — Вот этот крест я возьму на себя: он хотя и велик, но легче других!
       Сняли покрывало с этого креста, и на нём была надпись — «бедность».


       ОТЕЦ,  СЫН  И  ДУХ  СВЯТОЙ

       Однажды магометанские или сарацинские учёные спросили святого Кирилла, брата святого Мефодия, кои братья были просветителями славян и изобретателями славянской азбуки — кириллицы:
       — Как вы, христиане, единого Бога разделяете на три Бога? У вас есть Отец, Сын и Дух Святой?
       — Не злословьте против пресвятой Троицы, — отвечал святой Кирилл. — Отец, и Сын, и Дух Святой суть три Лица — Существо же едино. Посмотрите на солнце, от Бога в образе святой Троицы на небе поставленное; в нём три вещи: круг, сияние и теплота; также и в пресвятой Троице — Отец, Сын и Дух Святой. Солнечный круг есть подобие Бога Отца, ибо как круг не имеет ни начала, ни конца, так и Бог есть безначален; и как от круга солнечного происходит сияние и теплота, так и от Бога Отца рождается Сын и исходит Дух Святой. Сияние — подобие Бога Сына, от Отца рождённого и весь мир Евангелием просветившего; а теплота солнечная, происходящая от того же круга вместе с сиянием, есть подобие Бога Духа Святого, который от того же Отца исходит предвечно.


       МИЛОСЕРДНЫЙ  БОГ

       Некий солдат спросил однажды одного из старцев, дарует ли Бог прощение грешникам. И старец ответил:
       — Скажи мне, возлюбленный, если плащ твой порвался, ты выбрасываешь его?
       Солдат ответил:
       — Нет. Я его чиню и продолжаю носить.
       Старец заключил:
       — Если ты заботишься о своём плаще, неужели же Бог не будет милосердным к своему собственному образу?


       ВЕЛЬМОЖА  И  НИЩИЙ  В  ОДНОМ  ЛИЦЕ

       Однажды монахи разговаривали о смирении. Один из знатных граждан города Газы, слыша слова, что чем более кто приближается к Богу, тем более видит себя грешным, удивлялся и говорил:
       — Как это может быть?
       Один монах сказал ему:
       — Именитый господин, скажи мне, кем ты считаешь себя в своём городе?
       Он отвечал:
       — Считаю себя великим и первым в городе.
       — Если же ты пойдёшь в Кесарию, то кем будешь считать себя там?
       — Последним из тамошних вельмож.
       — Если же ты отправишься в Антиохию, кем ты будешь там себя считать?
       — Там буду считать себя одним из простолюдинов.
       — Если же пойдёшь в Константинополь и приблизишься к царю, то там кем ты станешь считать себя?
       — Почти нищим.
       — Вот так и святые, — сказал монах, — чем больше приближаются к Богу, тем более видят себя грешными. Ибо Авраам, когда увидел Господа, назвал себя землёю и пеплом.


       ЛУЧШИЙ  И  ХУДШИЙ

       Одного пустынника выбрали архиереем. Он долго отказывался, но братья настояли. Тогда он и подумал: «Я не знал, что я достоин, верно есть у меня что-то хорошее». В это время явился ему Ангел и говорит:
       — Рядовой монах, что ты возносишься! Там люди нагрешили, и им нужно наказание, вот оттого тебя и выбрали, что хуже никого не нашлось.


       НЕ  ЗАБЛУЖДАЙСЯ!

       Однажды в Китае был большой праздник, на котором собралось много народа. Там был колодец без всякого ограждения, и в него упал человек. Он очень громко кричал, но праздник был такой большой, стоял такой шум, что никто его не слышал. В это время один бхикшу, буддийский монах, подошёл к колодцу — он хотел пить. Монах посмотрел вниз и обнаружил человека, который кричал, плакал и говорил: «Пожалей меня, спаси поскорее!»
       А бхикшу в ответ: «Никто не может спасти кого-нибудь другого — это то, о чём говорил Будда: «Будь сам себе светом!» Никто не может никого спасти — это невозможно. Не жди этого! И более того, Будда сказал, что каждый человек должен пережить свою карму. Ты, должно быть, совершил какие-то грехи в прошлом и теперь должен страдать — так и страдай спокойно. И нечего кричать и поднимать столько шуму — крича и плача, ты нарабатываешь себе новую карму».
       Человек сказал ему: «Сначала спаси меня, а затем я с удовольствием послушаю твою проповедь. Сейчас я просто не в состоянии слушать тебя!»
       Но бхикша пошёл дальше, потому что Будда сказал: «Не вмешивайся в чужую карму».
       Затем подошёл монах-конфуцианец. Он заглянул в колодец, и человек снова закричал: «Спаси меня! Я умираю, а никто, кажется, меня не слышит!» Монах ответил: «Конфуций был прав: он сказал, что каждый колодец должен быть окружён стеной. И не волнуйся, пожалуйста, мы создадим огромное движение! Мы изменим всё общество, мы заставим правительство сделать стену вокруг каждого колодца! Не беспокойся!»
       Человек из колодца ответил: «Да к тому времени я уже концы отдам! И какая мне от этого польза, если я уже упал!»
       Конфуцианец сказал: «Это не имеет большого значения, личность вообще не имеет большого значения. Личности приходят и уходят — весь вопрос только в обществе. Но ты можешь умереть, утешая себя тем, что больше такого ни с кем не повторится! О, Конфуций — это великий социальный реформатор!»
       Затем к колодцу подошёл христианский миссионер. Он тоже заглянул в колодец — и ещё до того, как человек опять хоть что-то закричал, он открыл свою сумку, и там оказалось ведро с верёвкой, ибо христианский миссионер готов служить человеку ещё задолго до того, как тот что-либо произнёс, а тот и в самом деле уже устал и думал: «Всё, это мой конец; и это религиозные люди!»
       Христианский миссионер кинул ему верёвку с ведром и крикнул: «Лови! Я тебя вытащу!»
       О, как этот человек был благодарен ему! Выбравшись, он сказал: «Ты, воистину, единственный религиозный человек!»
       А христианский миссионер ответил: «Не заблуждайся! У нас сказано: пока не станешь слугой самому последнему из вас, не достигнешь Царства Божьего! Поэтому запомни хорошенько: снова и снова падай в колодец, и детей своих научи падать в колодец, тогда мы сможем снова и снова спасать вас, потому что — как же мы попадём в рай, если вы перестанете падать?»


       БЕС  И  ЛЮДИ

       Один раз сидел бес в образе человека и болтал ногами. Видевший это духовными очами спросил его:
       — Что же ты ничего не делаешь?
       Бес отвечал:
       — Да мне ничего теперь не остаётся делать, как только ногами болтать: люди всё делают лучше меня.


      БОГ  ЗНАЕТ,  ЧТО — ДОБРО

       Брат спросил старца:
       — Какое бы мне делать доброе дело и жить с ним.
       Старец отвечал:
       — Бог знает, что — добро. Я слышал, что некто из старцев спрашивая авву Нестероя: «Какое бы доброе дело сделать мне?» Авва отвечал ему: «Не все ли дела равны?»
       Писание говорит: «Авраам был страннолюбив, — и Бог был с ним; Илия любил безмолвие, — и Бог был с ним; Давид был кроток, и Бог был с ним».
       Итак, смотри, чего желает по Богу душа твоя, то делай и блюди сердце твоё.


       ПОЧЕМУ  МЫ  КРИЧИМ  ДРУГ  НА  ДРУГА?

       Ученик спросил у Учителя:
       — Почему мы кричим друг на друга, когда раздражены?
       Учитель в ответ спрашивает:
       — А как ты разговариваешь с любимым человеком?
       — Тихо.
       — Это потому, что ваши сердца соприкасаются! А когда вы сердитесь, сердца ваши отдаляются друг от друга, и вам кажется, что вас уже не слышат! Любящим людям иногда и слова не нужны, они всё понимают и по взглядам.


        ДОЛЖНИКИ

       Ездили по Сибири в древности купцы. И был среди них один, который, когда человеку нечем было заплатить, давал тому в долг. Он говорил:
       — Вот, смотри, я твоё имя в книгу пишу. В следующий раз я приеду и возьму с тебя долг.
       Если же в следующий его приезд у должника тоже нечем было платить, купец говорил так:
       — Ну хорошо, сейчас я с тебя ничего не возьму, но смотри, я напротив твоего имени в книге крестик ставлю, так что я ничего не забыл и в следующий раз обязательно взыщу с тебя долг.
       Так же и в следующий раз, если у должника не было денег, купец ставил ещё один крестик.
       А уж в третий раз он говорил так:
       — Всё, я прощаю тебе долг. Видишь, я зачеркиваю твоё имя, зачеркиваю крестики. Пусть с тебя Бог взыщет.


       КАК  СПАСТИСЬ

       Некий брат спросил авву Макария:
       — Как мне спастись?
       Сказал старец ему:
       — Будь как труп и не считайся ни с презрением людей, ни с их уважением.


       ПЬЯНСТВО

       В Египте жил один пустынник-монах. И вот бес, после многолетней борьбы с ним пообещал ему, что не будет его больше угнетать никакими искушениями, только бы он совершил один какой-либо грех из трёх. Он предложил следующие три греха: убийство, блуд и пьянство.
       — Соверши, — говорил он, — какой-либо один из них: или человека убей, или соблуди, или один раз упейся — и дальше ты пребудешь в мире, и после этого я уже не буду тебя искушать.
       Пустынник же тот подумал про себя так: «Человека убить — страшно, ибо это есть и само по себе большое зло, и заслуживает смертной казни как по божьему суду, так и по гражданскому. Совершить блуд стыдно, жаль погубить хранимую до того чистоту. Упиться же один раз, кажется, небольшой грех, ибо человек скоро протрезвляется сном. Итак, пойду я, упьюсь, чтобы бес больше не угнетал меня, и мирно я буду жить в пустыне». И вот, взяв своё рукоделие, он пошёл в город и, продав его, вошёл в корчму и упился.
       По сатанинскому действию случилось ему беседовать с некоей бесстыдной и прелюбодейной женщиной. Будучи прельщён, он пал с нею. Когда он совершал с ней грех, пришёл муж той женщины и, застав грешащего с женой, начал его бить, а он, оправившись, начал драться с тем мужем и, одолев его, убил.
       Таким образом, тот пустынник совершил все три греха: блуд и убийство, начав с пьянства. Каких грехов он трезвый боялся и гнушался, те он смело совершил пьяный и через это погубил свои многолетние труды.


       СИЛА  КРЕСТА

       Три девушки шли по железнодорожным путям и оказались между двумя встречными поездами, но все трое остались живы. Рядом стояли бесы и горячо спорили:
       — Ты что не скинул первую под поезд? — кричали они одному, — её душа была бы нашей!
       — Я не мог: на ней надет крестик!
       — А ты почему промедлил? Вторая-то без креста! — кричали они другому.
       — Она хоть и без креста, но осенила себя крестным знамением.
       — Ну, а ты чего зевал? Третья-то совсем неверующая!
       — Так-то оно так, да её мать перекрестила на дорогу и сказала: «Иди с Богом!»


       СЛЕДЫ  НА  ПЕСКЕ

       Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним — Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну — от его ног, другую — от ног Господа.
       Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни.
       Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа:
       — Не Ты ли говорил мне: если последую путём Твоим, Ты не оставишь меня? Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе?
       Господь отвечал:
       — Моё милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена Я нёс тебя на руках.


       ПУГОВИЦА

       Жил один человек и жил не очень хорошо, путано. Решил он взяться за ум, делать добрые дела, спасти душу. Делал их, делал, а особенного изменения к лучшему в себе не замечал.
       Как-то шёл он по улице, видит: у одной старушки пуговица с пальто оборвалась и упала на землю. Думает человек: «Да чего там! Пуговиц у неё ещё хватит. Не поднимать же! Ерунда какая!» Но всё-таки, кряхтя, поднял он пуговицу, догнал старушку, отдал ей её пуговицу и забыл об этом.
       Потом он умер и видит весы: слева — его зло лежит, тянет вниз, а справа — ничего нет, пусто! И зло перетягивает! «Эх, — говорит себе человек, — и здесь не повезло!» Но вдруг ангелы на правую чашу пуговицу кладут... И чаша с добрыми делами перевесила.
       «Неужели одна эта пуговица все мои злые дела перетянула? — удивился человек. — Сколько добрых дел я сделал, а их и не видно!»
       И услышал, как ангел говорит ему:
       — Из-за того, что ты гордился своими добрыми делами, они и пропали! А вот именно этой пуговицы, о которой ты забыл, хватило, чтобы ты от гибели спасся!


       НЕВОЗМУТИМОСТЬ  СТАТУИ

       Авва Пимен, авва Анув и прочие братья их (всего пятеро сыновей одной матери), приняли монашество в скиту. Однажды на них напало варварское племя и разорило хижины монахов, умертвив при этом многих из отцов. Пимен и его братья спаслись бегством. Они пришли в место, называемое Ференуф, и все семь остановились там на время в опустевшем идольском храме с намерением обсудить избрание места для постоянного жительства. При этом авва Анув сказал авве Пимену:
       — Сделай милость, ты и братья, исполните мою просьбу — в течение этой недели будем жить каждый отдельно в молчании, не сходясь для беседы.
       Авва Пимен отвечал:
       — Сделаем по желанию твоему.
       Они так и поступили. В храме стояла каменная статуя. Анув, вставая ежедневно рано утром, бросал камнями в лицо статуи, а вечером подходил к ней и просил прощения. Так делал он в течение всей недели. В субботу братья сошлись вместе.
       Авва Пимен спросил авву Анува:
       — Видел я, авва, что ты в течение этой недели бросал камни в лицо статуи, а потом поклонялся ей и просил у неё прощения. Но верующий во Христа не должен кланяться идолу!
       Старец отвечал:
       — Сделал я это для вас. Когда, как вы видели, я бросал камнями в лицо статуи, произнесла ли она хотя бы что-то? Разве рассердилась она?
       Авва Пимен отвечал:
       — Нет.
       Анув:
       — Опять, когда я просил у неё прощения, смутилась ли она? Сказала ли: «Не прощаю»?
       Авва Пимен отвечал:
       — Нет.
       Авва Анув сказал на это:
       — Так и мы, семь братьев, если желаем проводить жительство вместе, будем подобны этой статуе, которая от оскорблений, нанесённых ей, не возмущается гневом, а при смирении, оказываемом пред нею, не тщеславится и не становится надменной. Если же вы не хотите вести себя таким образом, вот четверо врат у этого храма: пусть каждый идёт, куда хочет, и выбирает себе место для жительства, какое хочет.
       Братья пали ниц пред аввою Анувом, дали обещание поступать по его совету и пребыли вместе в великом смирении и терпении многие годы, с одною целью — стремления к христианскому совершенству.


       ЧТО  ТАКОЕ  ГРУСТЬ

       Одного старца спросили:
       — Отче, а что такое грусть?
       — Быть грустным — это значит все время думать о самом себе, — ответил он кратко.


       СЕРДЦЕ  В  ЧИСТОТЕ

       Исаака Сирина спросили:
       — Каким образом узнает человек, что сердце его достигло чистоты?
       Старец ответил:
       — Когда считает всех людей добрыми, и никто не кажется ему нечистым и осквернённым. Тогда он поистине чист сердцем.


       НИ  СЛОВА  О  БОГЕ

       Один хозяин нанял себе работника, но с условием, чтобы тот ни слова не говорил ему о Боге, так как сам хозяин был неверующим, а про этого человека он слышал, что тот ходит в церковь.
       Работник охотно согласился, и хозяин вскоре убедился, что нанятый им оказался умелым и спорым в делах. Он не воровал и никого не обманывал, и выполнял все поручения даже лучше, чем другие работники, такие же атеисты, как и сам хозяин. Присмотрелся хозяин повнимательней: и в семье у нового работника был лад, тогда как они с хозяйкой то и дело ругались, да и дети у них частенько ссорились и болели, а у работника этого вся семья была здорова и улыбчива.
       И подумал хозяин: может, и впрямь помогает работнику его Бог? Подошёл он к нему и спрашивает:
       — Вот по мне — всё не так, а ты всем доволен — почему?
       И отвечает работник:
      — Просто я знаю, мил человек, что Бог всё делает мне во благо, а ты ещё этого не знаешь, потому и ропщешь.
       Тогда хозяин тихо подсел к работнику и, немного смущаясь, попросил его:
— Расскажи мне о своём Боге...


       ДВЕ  СИЛЫ

       Жили в монастыре два монаха: один всё время печалился, а другой — радовался. И спросил однажды печальный брат весёлого:
       — Как ты можешь всё время радоваться? Я постоянно молюсь, но бесы не дремлют, и чем больше я молюсь, тем сильнее они нападают на меня, и нет им числа, а сила их так велика, что невозможно с ними справиться!
       Улыбнулся тот в ответ и предложил:
       — Давай, брат, поднимемся с тобой на рассвете на крышу нашего монастыря!
       Поднялись они, и грустный, обращая взор на запад, говорит испуганно:
       — Смотри: видишь у горизонта ту огромную чёрную тучу — это армия тьмы неумолимо наступает на нас!
       — А ты оглянись на восток, брат, — услышал он в ответ.
       И увидели оба в зареве восходящего солнца несметные полчища сияющих белоснежных Ангелов, покрывающих весь горизонт.
       — Теперь ты убедился, что светлых сил гораздо больше, чем тёмных? Просто ты смотрел не туда.


       О  РАЕ  И  АДЕ

       Правоверный пришёл к пророку Илье с просьбой показать ему Рай и Ад.
       Они зашли в большой зал, где вокруг огромного котла с кипящим супом теснилось множество народа. У каждого в руках была ложка с очень длинной ручкой. Худые, злые, голодные люди жадно совали свои ложки в котёл, с трудом вынимая оттуда суп, и безуспешно пытались дотянуться ртом до кончика ложки. При этом они обжигались, ругались, дрались.
       Пророк сказал: «Это Ад», — и повёл в другой зал.
       Там было тихо, такой же котёл, такие же ложки. Но почти все люди были сыты и довольны. Потому что они разбились на пары и попеременно кормили друг друга.
       Пророк сказал: «Это Рай».


       ИСПОЛЬЗУЙ  ПРЯМО  СЕЙЧАС

       — Святой отец, — обратился новичок к отцу-настоятелю, — моё сердце заполнено любовью к миру, и оно очищено от искушений дьявола. Каким будет следующий шаг?
       Падре попросил ученика сходить вместе с ним к больному человеку, который нуждался в исповеди. После того, как священник утешил семью, он обратил внимание на сундук в углу комнаты.
       — Что находится в этом сундуке? — спросил он.
       — Одежда, которую мой дядя никогда не носил, — сказала его племянница. — Он всегда думал, что нужен какой-нибудь особый повод, чтобы надеть эти вещи, в результате они гниют в сундуке.
       — Помни о сундуке, — сказал настоятель ученику, когда они ушли. — Если в твоём сердце есть сокровища, используй их прямо сейчас. Иначе они сгниют.


       ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ  ПАДЕНИЕ

       Злой человек умер и в воротах Ада встретил ангела. Ангел сказал ему:
       — Для тебя достаточно припомнить один хороший поступок в твоей жизни, и это поможет тебе. Подумай хорошенько.
       Человек вспомнил, что однажды, когда он проходил по лесу, он увидел паука на своём пути и обошёл его так, чтобы не раздавить. Ангел улыбнулся, и с неба спустилась паутина, позволяющая человеку подняться в Рай.
       Другие осуждённые на Ад, стоящие близко к паутине, тоже начали подниматься по ней. Но человек увидел это и стал скидывать их в страхе, что паутина оборвётся. В этот момент она действительно оборвалась, и человек снова вернулся в Ад.
       — Какая жалость, — сказал ангел. — Твоё беспокойство за себя превратило во зло тот единственный хороший поступок, который ты когда-либо сделал.



       КРАТКИЕ  ПОЯСНЕНИЯ:


       ХРИСТИАНСТВО — религия, положившая начало современного летоисчисления в большинстве стран мира.
       Центром христианского учения является личность Иисуса Христа, родившегося в начале нашей эры и распятого, по преданию, около 33 г. н. э. Его жизнь, недолгая деятельность и Его учение описаны в Евангелиях, Деяниях Апостолов, Посланиях апостольских и Апокалипсисе. Существует четыре канонических Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. У Иисуса Христа было двенадцать близких Ему учеников, позже названных Апостолами: Симон (Пётр), брат его Андрей («Первозванный»), Иаков Заведеев, его брат Иоанн (Богослов), Филипп, Варфоломей (в Евангелии от Иоанна — Нафанаил), Фома, Матфей, Иаков Алфеев, Иуда Леввей (Фаддей), Симон Кананит и Иуда Искариот.
       После тысячелетия единого существования, хотя христианство Востока и христианство Запада различались уже на протяжении многих веков, в 1054 г. христианство официально раскололось на католицизм и православие. В конце XV и начале XVI вв. в католицизме началась протестантская реформация, которая привела к возникновению протестантизма. В православии существует пятнадцать автокефальных (самостоятельных) церквей и несколько автономных. Протестантизм включает три основных течения — лютеранство, кальвинизм, англиканство — и большое число сект, из которых многие превратились в самостоятельные церкви: баптисты, методисты, адвентисты и др.
       Доля христианства среди мировых религий — 33% (наибольшее по численности), из всех христиан православные составляют 12% (по данным сайтов http:// way2god.chat.ru/worldrel.htm и http:// internetsobor.org).
       В основе христианства (от греч. Христос — Помазанник, Мессия) — вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение 2-го лица триединого Божества (Троица). Приобщение верующих к Божественной благодати происходит через участие в таинствах.
       Согласно христианскому вероучению, человек создан по образу и подобию Божьему. Грехопадение, т. е. первый акт непослушания Богу, совершённый первыми людьми, разрушило богоподобие человека — в этом весомость т. н. первородного греха. Самые почитаемые христианские святые считали себя великими грешниками, и с точки зрения христианства они были правы. Поэтому самое желательное с точки зрения христианства состояние человека в этой жизни — не спокойная безболезненность стоического мудреца или буддийского «просветлённого», но напряжение борьбы с собой и страдания за всех; лишь «принимая свой крест», человек, по христианскому пониманию, может побеждать зло в самом себе и вокруг себя.
       Важнейшие из христианских таинств — крещение (инициация, вводящая в христианскую жизнь и пресекающая, по учению христианства, действие инерции первородного греха) и Евхаристия, или причащение (вкушение хлеба и вина, по церковной вере незримо пресуществленных в Тело и Кровь Христа ради сущностного соединения верующего со Христом, чтобы Христос «жил в нём»).
       В Нагорной проповеди Иисус обосновал моральные принципы (Заповеди), которые стали основой мировоззрения новой эры: не убивай, не кради, не лги, не прелюбодействуй, не делай другому того, чего не хочешь получить сам. А главные Заповеди, которые принёс людям Иисус — это Заповеди Любви: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37).
       Главной идеей учения о загробной жизни в христианстве является идея о существовании рая и ада. Рай — это место блаженства, ад — место мучений. Античные христиане считали, что рай находится на небе (отсюда синонимом рая стало выражение «царство небесное»), а ад — во внутренностях земли.



       СПИСОК  ИСТОЧНИКОВ  ЗАИМСТВОВАНИЯ:

       «Притчи человечества» (т. 1, 2, 3), сост. В.В. Лавский, Ростов н/Д, «Феникс», 2012.
       «Моделирование будущего», Виталий Гиберт, СПб, «Весь», 2013.
       «Отцы-пустынники», 101 притча. М., «Никея», 2012

       Сайты в Интернете:

       http://elims.org.ua/pritchi/spisok-pritch
       http://way2god.chat.ru/worldrel.htm
       http://internetsobor.org
       http://www.epwr.ru/pritchi/txt_80.php
              http://azbyka.ru/xristianskie-pritchi#part_23331
      



2017


Рецензии
Только надо с умом применять эти притчи.

Александра Казакова 2   08.11.2021 20:42     Заявить о нарушении
Я согласна с Вами, Александра!
Каждому читателю притчи открываются согласно его уровню понимания в данный момент.

Наталия Богомолова 2   08.11.2021 23:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.