Поклитару, Доннеллан и Шекспир

В 2003 году руководство Большого театра России впервые приглашает Раду Поклитару ставить балет, и это - «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева. Идея постановки  принадлежала английскому режиссеру-шекспиристу Деклану Доннеллану. Кандидатуру хореографа дружно избрали критики Москвы. Вот так настала историческая дата 13 декабря 2003 года – день премьеры «Ромео и Джульетты» в Большом театре, открывший «Первый Малый Московский период» в биографии Поклитару, включивший также постановки «Отелло» и «Палаты N6».
    Союз Поклитару, Шекспира и Доннеллана оказался настолько ярким и важным, что он возымел продолжение и во второй премьере  балета «Гамлет» на музыку Дмитрия Шостаковича Большого театра 11 марта 2015 года. Спустя 11 лет Большой театр второй раз приглашает Поклитару в качестве постановщика, обозначив «Второй Московский период» в творчестве хореографа. «Самый мощный проект, который мне предложили в последнее время – это балет «Гамлет» на музыку Дмитрия Шостаковича в Большом театре России, - отмечает Поклитару. - Автор идеи – Сергей Юрьевич Филин – художественный руководитель Большого театра. Ставим мы в той же команде, что и «Ромео и Джульетту» Прокофьева в 2003 году. Вместе с известным постановщиком Шекспира - английским режиссером Декланом Доннелланом. Сценография и костюмы - Николаса Ормерода».
   А надо сказать, что в 1969 году уже был создан фильм-балет «Гамлет» на музыку Д. Шостаковича в жанре «хореографическая сюита» с участием труппы Большого театра России, где в главной партии снимался Марис Лиепа. В 1971 году вышел еще один фильм-балет «Гамлет»  уже на музыку П. Чайковского с участием Никиты Долгушина.  В 2008 году балет «Гамлет» в двух действиях на музыку Дмитрия Шостаковича по одноименной трагедии Уильяма Шекспира и либретто Николая Оганесова был поставлен в Ростовском Государственном музыкальном театре.
   Раду Поклитару ставил балеты в Минске, Кишиневе, Москве, Киеве, Риге, Одессе, Перми. Он удостоен наград на международных балетных конкурсах и фестивалях в Италии, Беларуси, Болгарии, Украине, России, Румынии. Количество поставленных им балетов перевалило за 40-значный рубеж. Участвовал он и в постановочном процессе «Зимней Олимпиалы-2014» в Сочи. Раду - желанный гость и член жюри на самый престижных хореографических конкурсах и теле-проектах.
      Хореограф Поклитару давно известен своей шекспирианой: московский «Ромео» стал лишь первой версией веронского мифа. Была и вторая - по увертюре-фантазии П.Чайковского «Ромео и Юлия» по инициативе литовского дирижера Гинтараса Ринкявичюса. Так возник «па-де-катр» с четырьмя танцорами на фоне оркестра. И был «День рождения Отелло» на музыку 7-ой симфонии Прокофьева в 2004 году в исполнении Русского камерного балета «Москва». Наконец, самый интересный рассказ Поклитару о судьбе Ромео и Джульетты - это хореографическая драма «Веронский миф: Шекспирименты» (2007) на музыку эпохи Ренессанса, Генделя и Чайковского. Сложный «двойной балет», создавший мост между реальным временем существования героев и днем сегодняшним.
    Известный английский режиссер Деклан Доннеллан, лауреат «Золотой Маски» и «Хрустальной Турандот», не впервые работал с российскими актерами. В сезоне 2013-2014 он поставил шекспировскую пьесу «Мера за меру» в Театре Пушкина.  Деклан Доннеллан обычно выстраивает спектакли с математической строгостью и логичностью шахматной партии. И новая постановка была задумана с филигранно точным распределением балетных партий.
    «Наш спектакль в первую очередь о потере, о том, что не совсем удачно создан человек. Ведь все мы с большим трудом, неумело и болезненно, переживаем потери — прежде всего уход близких. Во все времена это нелегко, - отмечает Раду Поклитару. - Даже не готов сказать, что увиденный нами Гамлет — герой нашего времени. Он такой, каким мы его мыслим. Точно не невротик, каким часто делают принца, потому что невротик не интересен, с точки зрения психологизма и сопереживания персонажу. Скорее, это человек с параличом действия. Он знает, что ему надо совершить, но почему-то решиться на это не может. Наш Гамлет очень сильно меняется: вначале мы видим одного человека, во втором акте — он совершенно другой, в финале — третий.
    Мы работали  три с половиной года. Сергей Филин предложил поставить «Гамлета» — пьесу, согласитесь, весьма интеллектуальную. Что применительно к балету комплимент сомнительный. Главное — раскрыть душевный путь героя, от «а» до «я». История рассказывается глазами Гамлета. Это не самый балетный балет в мире по количеству хореографии и ее насыщенности…
    Когда речь заходит о «Гамлете», то возникает сразу пара: Шекспир и Шостакович. Дмитрий Дмитриевич писал музыку к «Гамлету» дважды — к фильму Григория Козинцева и к спектаклю Вахтанговского театра. И оказалось, что симфония № 5 и симфония № 15, если взять ее без первой части, идеально соответствуют нашему либретто.
    В сравнении с 2004 годом, когда мы ставили «Ромео и Джульетту», у артистов исчез страх перед современным танцем. Солистов — восемь, в кордебалете 30 артистов, среди которых всего шесть девочек».
    Дарья Хохлова, исполнительница партии Офелии: «Гамлет не является ни слабым человеком, ни неврастеником. Он «заблокирован», думает только об одном, что должен сделать, а именно — отомстить за смерть отца. По-настоящему он начинает любить жизнь, лишь всерьез задумавшись о смерти. В конце концов, его убьют именно в тот момент, когда он страстно захочет жить. Офелия — самая несчастная и печальная героиня у Шекспира. Ее грех — послушание. Ни одна другая героиня (например, Джульетта или Дездемона) таким грехом не страдала. Все они поступали наперекор запретам, а что касается Офелии, она смиряется — и гибнет».
   Что же объединило двух разных мастеров одном спектакле? Мощность, сила, графически-жесткий язык, смелость и умение создавать свою мифологию. Доннелан - англичанин, он старше, мыслит четко, обобщенно без лишней детализации. Поклитару моложе, виртуознее, любит завихривать действие - ну он все-таки молдаванин! В том и особенность  постановки, что это разные художники, с разными темпераментами и стилистикой самовыражения. Поклитару отметил, что Доннелан требовал сократить динамику движения до необходимого минимума выразительности.И это так странно для Раду.
    Поклитару силен в Шекспириане, этого «его поле», но он творит Шекспира как южный человек с присущей ему изощренностью и темпераментом. Импульсивная перекрученность и своего рода ритурнельность стилистики Поклитару я бы назвала «барочным постемодернизмом». Доннелану проще - он говорит с Шекспиром на родном английском, и он скорее «классик модернизма». Раду добавляет непредсказуемую пряность, столь яркую в творческом процессе. Деклан ясно видит цель и создает жестко-лаконичный рисунок сценографии. Но «Гамлет» сам противоречив, и такой симбиоз противоречий нормален! Другой вопрос, почему Большому театру России понадобилось аж 11 лет, чтобы вернуть на Новую сцену столь яркий постановочный дуэт?
    Во-первых, это несогласие Фонда С.Прокофьева с излишне смелой трактовкой балета «Ромео и Джульетта», за которым последовал запрет не только на «Ромео» в Москве, но и на «Золушку» от Поклитару в Риге. Премьера «Ромео» имела колоссальный резонанс! В 2003 году Большой театр впервые рискнул на масштабный проект столь яркий и дерзкий. Но гастроли в Англии прошли неудачно. Хотя режиссер был англичанин, и все должно было сойтись. Вот в этой неподготовленности аудитории к прорыву в области современного балета мне видится вторая причина недолгой жизни первого балета Поклитару в Большом.
    Молдова опередила время и произвела на свет Раду Поклитару, чтобы заставить двигаться вперед тяжеловатый «балетный театр стран СНГ». Таким он оказался в России, самой Молдове и в Украине. Не все было воспринято и на Западе. Но времена изменились - и «шоковая терапия» в театре балета стала привычной. Потому и возник «Гамлет-2015».   
     А для желающих вспомнить первую постановку Поклитару-Донеланна в Москве, фрагмент  из моей книги «Раду Поклитару. Свободный танец» (2012 год).
 «Ромео и Джульетта» - блистательно яркий спектакль, а какие глаза у танцоров, как все горит и плавится! Это настоящий Прокофьев: жесткий, ироничный, концептуальный. Именно такой Прокофьев нужен сегодня. И заслуга Раду Поклитару заключается не только в деромантизации балетной эстетики, лишившейся самой изящной детали – пуантов. Поклитару максимально приблизил балетное действие к искусству драмы, переосмыслив саму балетную жанровость из дивертисментной в подлинно-драматическую.
      Критики нападали, а Раду гордился: "Я первый, кто снял пуанты с балерин Большого театра". Но он снял не только пуанты, он заставил их кричать и плакать, и забыть о том, что балет - это искусство красивых линий". Красивый-некрасивый - это не те категории, с которыми он работает. И через это, через изломанные руки и искривленные стопы, через движения на полусогнутых ногах, через поцелуй влюбленных на фоне безмолвного траурного рева вы слышите ритм жизни...


Рецензии
Писатель-историк Константин Ковалев–Случевский, Москва:

"Сейчас мало людей, которые могут и умеют об этом писать! Вы молодец!"

Елена Узун   18.11.2015 19:45     Заявить о нарушении
Спасибо, Константин. Это, на самом деле, интересно и меняет мое восприятие жизни и искусства

Елена Узун   10.10.2016 18:33   Заявить о нарушении