Апельсиновое сознание

Как-то на одной из научных конференций я встретил знакомую из Москвы, с которой когда-то опубликовал совместную статью по почвоведению. На обеденный перерыв она с двумя подругами отправилась в кафе, а я к ним присоединился. У нас была пара часов свободного времени. Пообедав, мы заказали вина и разговаривали на разные темы. Одна из женщин, совершенно не помню по какому поводу, сказала, что "вот это она бы никогда не смогла сделать". Другая же ей возразила, что нет в этом ничего зазорного, и она "совершенно спокойно бы могла это сделать". А моя знакомая, вступив в разговор, сказала, что в её жизни "вообще одно другому никогда не мешает". Я спросил её, что она имеет под этим ввиду, на что она сообщила, что у неё семья, родственники, спорт, научная работа, секс, искусство, развлечения - всё это друг с другом "железно" не связано. Когда она занята какой-то одной из сторон жизни, то всё остальное куда-то исчезает, становится малозаметным и неопределяющим.

Подруги моей знакомой озадаченно на неё посмотрели, молча переваривая выданную ею сложную психологическую концепцию, а у меня как-то самим собой сразу вырвалось: "У тебя, дорогая, апельсиновое сознание!" Теперь уже все трое непонимающе уставились на меня, а я объяснил свою мысль тем, что в сознании моей знакомой отдельные состояния её психической жизни и различные компартменты субъективного переживания событий внешнего мира упакованы отдельно, как дольки апельсина под общей кожурой. Одна из подруг моей знакомой сказала, что в ней что-то есть от "апельсинового сознания", в то время как другая решительно отреклась от самой возможности целиком сосредоточиться на одной стороне жизненной активности, пусть даже временно разорвав прямую связь с другими облигатными составляющими своей жизни.

Мы ещё немного пообсуждали затронутую тему и разошлись, больше никогда не встретившись. А мне этот придуманный мною термин "апельсиновое сознание" запомнился на всю жизнь. Мне не раз приходилось наблюдать, как у людей одна из "долек психики" становилась неравной остальным, росла, разбухала, разрывая "кожуру жизни". Любовь, честолюбивые планы, позывы к творческой деятельности, пристрастие к алкогольным напиткам и наркотикам, увлечение каким-то специфическим видом деятельности, желание испытать острые ощущения, тяга к власти и т.п. резко меняют плавные гармонические очертания "апельсина психики" у тех, у кого психика устроена в виде отделённых друг от друга долек. И до сих пор я так и не понял, что лучше "апельсиновое сознание" или же гомогенная субстанция из "сока и мякоти сознания" под кожурой, обнимающей и отчуждающей психику индивидуальности.

"Гомогенную субстанцию" можно считать гармоничной психикой, но "апельсиновое сознание" во многих случаях имеет свои преимущества. Мне кажется, что преимущественно люди с "апельсиновым сознанием" способны на подвиг любого масштаба. С другой стороны - "апельсиновое сознания" самый прямой путь к развитию психопатологии. 


Рецензии
так ведь все по теме - маленькие ростом психопатические личности добиваются в жизни всего....

Николай Чечёткин   02.10.2015 17:10     Заявить о нарушении