Мистическое сияние разума

ПРОИСХОЖДЕНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ.
2. Мистическое сияние разума.


Разумно мыслить – значит, мыслить мистически, полагая за явлениями природы некую скрытую от глаз таинственную сущность.

С пробуждением разума, с появлением у человека первых разумных представлений о мире, в котором он живёт, начинает реализоваться новая возможность регулировать человеческое поведение – не только посредством прямого внешнего физического принуждения, но и с помощью образа мира, возникающего в человеческом сознании. Сама внешняя физическая сила теперь осмысливается разумом человека как проявление таинственной сущности, скрывающейся за природными явлениями. Возникающие в сознании человека осмысленные (мистические) представления о внешнем мире формируют нормы общения с ним, складывающиеся со временем в систему поведения.
Поведение животного определяет природа, поведение человека – его разум.

Разум изначально, по своей природе, мистичен. Появившись в теле животного, разум не мог не перенять от животного сознания животное представление о мире – животное видит природный мир живым во всех его проявлениях. И разум изначально, вслед за животным сознанием, представляет мир живым в целом и в частностях, полагая жизнь в каждом явлении природы: от фантастических представлений о земле, на которой живёт (изображая землю то в виде гигантской рыбы, то – черепахи, и так далее), до погодной непредсказуемости. Просыпающийся разум видит жизнь в каждом событии, предмете и явлении, поэтому разумное отношение человека к миру изначально мистическое. Разумно мыслить – значит, мыслить мистически, полагая за явлениями природы некую скрытую от глаз таинственную сущность.

Что всегда ограничивает желание человека стать «полностью свободным»? – Представления о том, как следует жить, как нужно вести себя в мире и обществе.
Откуда появляются подобные представления, накладывающие на желания человека нравственную узду? Эти ограничения и регламентации поведения проявляются уже в животном царстве, когда животные соблюдают определённые нормы взаимоотношений в стае. Эта животная регламентация отношений есть природная (естественная) система поведения, в которой животный предок человека постепенно, по мере пробуждения разума, превращался в «человека разумного».
Нормы поведения животного в стаде, присущие изначально древнему человеку,  стали постепенно дополняться первыми осмысленными представлениями древнего человека о мире и своём месте в этом мире. Естественно, что эти представления имели с самого начала процесса выделения человека из животного царства мистический характер в силу невозможности первобытного человека иначе объяснять окружающую его природу. Так как человеческий разум с самого начала своего появления на свет не мог ещё обладать научными знаниями об окружающей действительности, он вынужден был мистически осмысливать эту действительность, по большей части, придумывая фантастические объяснения явлениям.
Первые мистические, то есть, по сути, религиозные представления появлялись одновременно с первыми опытами по разумному осмыслению действительности. Поэтому естественно, что и нормы поведения человека изначально сочетались с первыми мистическими (религиозными) представлениями. Постепенно мистически осмысленные факты складывались в мистические системы, из которых формировались первые, необходимо религиозные, картины мира. Появившаяся, в конце концов, система взглядов на человека и его место в мире была, таким образом, неразрывно связана первыми религиозными представлениями человека.

Религиозные представления неизбежно появляются у каждого народа земли потому, что мистические представления возникают у каждого родившегося ребёнка, поскольку все дети воспринимают внешний мир ещё во многом как животные – исключительно мистически.
Мистические представления появляются одновременно с пробуждением разума у любого родившегося человека на протяжении всей истории человечества, в том числе и в наше время. Любой современный малыш воспринимает окружающий мир точно так же, как его воспринимали малыши любого периода истории человечества, как воспринимают его все животные – живым во всех своих проявлениях. Все дети мира в определённом возрасте, когда разум уже «проснулся», боятся темноты потому, что видят в ней непонятную, тайную, но явную жизнь – так просыпающийся у ребёнка разум, ещё во многом «как животное», воспринимает окружающую действительность.
Почему все дети любят слушать сказки? Да потому, что они так  думают! Сознание ребёнка ближе к сознанию животного по своему восприятию внешнего мира, чем к сознанию взрослого человека. Только что родившийся ребёнок воспринимает мир живым в целом и в частностях, «как животное». Повзрослевший ребёнок (пробудившийся разум) начинает видеть в нём нечто мистическое, тайное, непознаваемое, скрытое.
Вот почему глаза детей так поражают нас, взрослых, своим исходящим из них чистым наивным мистическим сиянием разума, не замутнённого ещё рационализмом. Дети видят сказочность мира, его мистичность, и детский разум объясняет для себя окружающий мир исключительно мистически, сказочно.

Детский разум производит исключительно мистическое представление о мире – вот почему религиозные взгляды (необходимо языческие – в силу слабости юного разума) постоянно автоматически возрождаются с каждым новым поколением людей.
Религию язычества не надо выдумывать специально – она есть естественный результат мистического освоения действительности просыпающимся разумом. Языческая религия – это первое естественное системное разумное осмысление окружающего мира. И только много позже в истории человечества окрепший разум постепенно поднимается до возможности понимания единобожия. Так и в жизни каждого ребёнка: постепенно, по мере взросления, его детское мистическое восприятие мира замещается «взрослым» пониманием, различным на каждой ступени исторического развития человечества –  от языческих представлений до единобожия и научного атеизма.


Рецензии
Здравствуйте, Юрий!

С восхищением прочитал несколько Ваших публикаций. И чувствую в размышлении: ВОТ человек мысли, что близко мне, и вот где, действительно, "пути неисследимы и судьбы непостижимы"...

Мне очень близок образ мысли, что Вами выражается в текстах.
И вот приведу вопрошание апостола Павла, которое философски подходит к Вашей формулировке мысли:

"Разумно мыслить – значит, мыслить мистически, полагая за явлениями природы некую скрытую от глаз таинственную сущность..." (Юрий Кубасов).

"Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?.." (Рим. 11;34).

Юрий, вот ниже приведу некоторые замечания и размышления по данному тексту, а сейчас задам Вам вопрос, что касается Вашей истории жизни или что пересекается с Вашей жизненной историей.

На своей лицевой страничке Вы пишите о себе:
"В 1985 году закончил философский факультет Уральского Государственного Университета им. А. М. Горького по специальности «философ, преподаватель философии». С тех пор работал в системе Среднего образования учителем истории, преподавателем политэкономии, этики и эстетики..." (Юрий Кубасов).

И вот вопрос: Юрий, Вы знаете или во всяком случае должны были пересекаться с таким человеком, как Александр Федорович Управителев. Если не помните, то вот:

"Управителев Александр Федорович (24.01.1961 - 11.04.2007) -
Специалист по религиозной философии и философской антропологии. Родился в селе Загайново Троицкого района Алтайского края. Окончил Уральский государственный университет, философский факультет (1986), аспирантуру кафедры истории русской философии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (1991). Работал ассистентом, доцентом, в настоящее время - профессор кафедры философии Алтайского государственного аграрного университета, профессор кафедры религиоведения и теологии Алтайского государственного университета. Кандидатская диссертация - "Философские основания религиозного миросозерцания П.А. Флоренского" (МГУ, 1992). Докторская диссертация - "Конструирование субъектности в антропологии С.Н. Булгакова" (Уральский государственный университет, 2002)..."
(Статья опубликована в энциклопедическом словаре: Алексеев П.В. Философы России начала 21 столетия: Биографии, идеи, труды. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2009. - С. 597).

И еще вот:
"...Теперь был сделан окончательный выбор: Александр Федорович поехал в Свердловск (ныне Екатеринбург) и в августе 1981 г. стал студентом дневного отделения философского факультета Уральского государственного университета. Здесь он оказался в своей стихии. На факультете преподавало и училось множество ярких, талантливых людей, по-настоящему увлеченных философией. Казалось, философские споры не прекращались ни днем, ни ночью, начинаясь в студенческой аудитории и продолжаясь в комнатах общежития. Активно работали научные студенческие общества, проходили факультетские семинары, на которых студенты и преподаватели обсуждали новые философские книги и статьи. Александр Федорович был с головой погружен в этот кипучий философский процесс, который давал колоссальные возможности для творческого и личностного роста...
Оренбургский период длился недолго. В июне 1985г. мы навсегда расстались с Оренбургом и переехали в Магнитогорск...
В 1986 г. Александр Федорович окончил университет. Его дипломная работа, написанная под руководством Н.В.Бряник, была посвящена философии Н.А.Бердяева: "Критика оснований абстрактного гуманизма Н.Бердяева"...
Пролетели два года. В 1988 г. Александр Федорович поступил в аспирантуру философского факультета МГУ на кафедру истории русской философии (тогда - истории философии народов СССР). Через год я последовала по его стопам, семья воссоединилась..." (Л.М.Управителева "В моей жизни всё было настоящим..." / "Онтология / антология движения: А.Ф. Управителев" (Барнаул, 2010)).

Почему я спрашиваю Вас о А.Ф.? Просто мне посчастливилось в жизни быть учеником А.Ф.Управителева, который был научным руководителем мне по курсовым и дипломной работам. И если Вы знали и общались с А.Ф., то мне бы чрезвычайно удивительно услышать от Вас про тот интереснейший период студенческой жизни, в котором вращался-жил и А.Ф..

Теперь же, что касаемо Вашего текста.

С одной стороны, в данном тексте Ваш образ мысли мне очень интересен в сопоставлениях, как, например:
"...Детский разум производит исключительно мистическое представление о мире... Вот почему глаза детей так поражают нас, взрослых, своим исходящим из них чистым наивным мистическим сиянием разума, не замутнённого ещё рационализмом. Дети видят сказочность мира, его мистичность, и детский разум объясняет для себя окружающий мир исключительно мистически, сказочно..." (Юрий Кубасов).

Возможно, потому в Евангелии сказано: "будьте как дети", что глаза детей излучаются чистым "мистическим сиянием разума" (с добавлением), как исходящего из глубины чистого сияния сердца.

И, по-моему, в целом по тексту Ваш образ мысли согласуется с философским положением русских мыслителей, для которых мышление человека непосредственно СВЯЗАНО с его существованием и восприятием Бытия мира, как нечто ЦЕЛОЕ.

Бармин Виктор   14.12.2015 21:17     Заявить о нарушении
Но у меня есть и некоторые замечания по тексту.

Так, с другой стороны, по-моему, в Вашем тексте есть некоторые "изъяны" и противоречия. Например, логика мысли в вашем тексте направлена в сторону объяснения явлений в ключе "эволюционного движения". Как в сопоставлениях: сознание "ребенка", "повзрослевшего ребенка" и "взрослого" человека - языческие религии с непосредственным мистическим восприятием, религии единобожия и атеистическое восприятие мира.

"...Так и в жизни каждого ребёнка: постепенно, по мере взросления, его детское мистическое восприятие мира замещается «взрослым» пониманием, различным на каждой ступени исторического развития человечества – от языческих представлений до единобожия и научного атеизма" (Юрий Кубасов).

Т.е. получается, что высшая ступень человека разумного есть восприятие мира в системе научного атеизма. Но мы же знаем, что научный атеизм отрицает всяческие восприятия мира, что связаны с мистическим в более глубоко религиозно-философском понимании. То есть так называемая "высшая ступень" развития рациональности человека превращается в свою противоположность и оказывается на периферии развития, как лишь одна из переходных ступеней в развитии человека. Поэтому схематическое сопоставление, как "ребенок"-"подросток"-"взрослый", касательно мистического восприятия мира, честно говоря, хромает. Почему? А вот зададимся другим вопросом: а разве мистическое восприятие присутствует лишь и только у ребенка в детском возрасте, разве у взрослого человека, у которого вполне развито разумное мышление, отсутствует мистическое восприятие мира и личного существования? Многочисленный религиозный опыт свидетельствует, что мистическое восприятие у взрослого не просто присутствует, но присутствует качественно углубленно и масштабно от восприятия детского. Возникает вопрос: разве современному взрослому человеку с религиозным сознанием чуждо мистическое восприятие, которое выражалось-отражалось в диалогах и вопрошаниях, например, библейских пророков, царя Давида, пустынников-отшельников и вплоть до религиозных мыслителей. Другой вопрос: разве с фантастическим развитием современной технической цивилизации сам человек и Мир в целом утратили ли свою непостижимость и таинственность для разумного сознания?.. По-моему, нисколько не утратили, даже наоборот, чем больше научных открытий в области антропологии и мира физического, тем больше возникает "детских вопросов", которые заводят ученых в тупик и на которые они не находят ответов.
Т.е. в плане глобального развития человека получается совершенно иная ситуация, которая описывается в размышлениях русских мыслителей (например, как у С.Л.Франка и Б.П.Вышеславцева): чем выше человек возвышается по ступеням развития разума, тем более в нем осознания непостижимости мира и присутствия Непостижимого во всем живом и разумном. И что самое смешное, что к таковому высшему осознанию приходили разные люди в разных исторически-временных точках и в совершенно разных культурах. Поэтому, логическое направление в построении схемы "эволюционного движения" несколько качественно хромает. Т.к. есть множество свидетельств подтверждающих, что современная наука в своей меняющейся картине мира лишь подступает к тому, что уже было открыто и известно древним.

И вот еще одно замечание.
Вы часто в тексте делаете такое сравнение, как "сознание" и "мистическое восприятие" ребенка в сопоставлении "КАК ЖИВОТНОЕ". Например, у того же Франка и у Вышеславцева можно привести множество аргументов, которые опровергают таковое сопоставление. Но у меня есть другой вопрос: неужели, например, Иисус в Евангелии побуждает учеников своих, обращая внимание на детей, побуждает быть "КАК ЖИВОТНОЕ"? Безусловно, что нет и не так, что речь идет совсем о другом. Это как раз к вопросу проблематичности Вашего очерка, когда тема касается вопроса "происхождение нравственности".

Например:
"Мистические представления появляются одновременно с пробуждением разума у любого родившегося человека на протяжении всей истории человечества, в том числе и в наше время. Любой современный малыш воспринимает окружающий мир точно так же, как его воспринимали малыши любого периода истории человечества, как воспринимают его все животные – живым во всех своих проявлениях...
Религиозные представления неизбежно появляются у каждого народа земли потому, что мистические представления возникают у каждого родившегося ребёнка, поскольку все дети воспринимают внешний мир ещё во многом как животные – исключительно мистически..." (Юрий Кубасов).

Возникает вопрос: значит мистическое восприятие мира взрослого человека - это восприятие мира, что относится к низшей ступени развития человека разумного?..

По-моему, ошибка в Вашем тексте заключается, когда Вы совершаете сопоставление как "мистическое восприятие" - "как животное"; и вот это сопоставление переносите на эволюционную схему развития, т.е. что относится к низшей иль к "младенческой" ступени развития человека. Но ведь это есть, по терминологии Вышеславцева, смещение аксиологически-онтологических категорий, ибо высшее не отрицает низшего, а непосредственно включает в себя, но уже на совершенно ином высшем категориальном уровне. В этом и состоит принцип аксиологически-онтологической лестницы ступеней, о которой уже ведали древние и которую лишь вновь открывают для себя современники.

Поэтому, уважаемый Юрий, Ваш замечательный постулат, как "Разумно мыслить – значит, мыслить мистически", по-моему, не совсем совпадает по логике мысли с содержанием текста, по крайней мере, есть так скажем "проколы" в некоторых частях текста. Ну а в целом, тема очень интересная, увлекательная и перспективная в возможностях для углубленного размышления.

С уважением,

Бармин Виктор   14.12.2015 21:18   Заявить о нарушении
Спасибо за ваши тёплые слова в мой адрес!
Нет, к сожалению, я не был знаком с вашим учителем лично, хотя, возможно, наши пути пересекались.

Юрий Кубасов   15.12.2015 04:26   Заявить о нарушении
Полностью разделяю ваше мнение, что "мистическое восприятие у взрослого не просто присутствует, но присутствует качественно углубленно и масштабно от восприятия детского". Только моя поспешность не позволила мне более качественно и подробно изложить эту точку зрения.

Юрий Кубасов   15.12.2015 04:35   Заявить о нарушении
Относительно мистического восприятия. Я ни в коей мере не рассматриваю атеизм как высший этап развития познания человека. Мне кажется, что вообще нельзя говорить о "ступенях развития человека разумного". Какие ступени? Сознание человека не изменилось со времени пробуждения разума. Современный разум так же мистичен, каким он был тысячи лет назад. Религиозные представления постоянно генерируются в человеке, потому что разум мистичен изначально. Без всяких "ступеней" и "высших этапов"!

Юрий Кубасов   15.12.2015 04:52   Заявить о нарушении
Юрий, спасибо за ответы.
Для меня все равно удивительно вдвойне, когда, ознакомившись с Вашими работами, понимаешь, что Лариса Михайловна в своих воспоминаниях говорила и о Вас в том числе, как о человеке, вращающегося в том же научно-философском мире:

"На факультете преподавало и училось множество ярких, талантливых людей, по-настоящему увлеченных философией..." (Л.М.Управителева "В моей жизни всё было настоящим...").

Касательно Вашего последнего ответа, то, наверное, я не так четко изъяснил свою мысль, а Вы возможно не так меня поняли, потому как я вполне солидарен с Вашими размышлениями в ответе.
Что касается "ступеней", то здесь речь идет, конечно, об отдельном человеке, касаемо его сознания, а не разума вообще, т.е. безусловно, я говорю о ступенях иль уровнях сознания в бытии отдельного человека, не имея в виду проекций в горизонте исторического развития. Ибо в целом я говорил про то, что Вы заключили, как:
"Сознание человека не изменилось со времени пробуждения разума. Современный разум так же мистичен, каким он был тысячи лет назад. Религиозные представления постоянно генерируются в человеке, потому что разум мистичен изначально...".

Юрий, благодарю за интересное общение и до встречи в новых рецензиях.
С уважением,

Бармин Виктор   16.12.2015 20:02   Заявить о нарушении