Рецензия на «Мистическое сияние разума» (Юрий Кубасов)

Здравствуйте, Юрий!

С восхищением прочитал несколько Ваших публикаций. И чувствую в размышлении: ВОТ человек мысли, что близко мне, и вот где, действительно, "пути неисследимы и судьбы непостижимы"...

Мне очень близок образ мысли, что Вами выражается в текстах.
И вот приведу вопрошание апостола Павла, которое философски подходит к Вашей формулировке мысли:

"Разумно мыслить – значит, мыслить мистически, полагая за явлениями природы некую скрытую от глаз таинственную сущность..." (Юрий Кубасов).

"Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?.." (Рим. 11;34).

Юрий, вот ниже приведу некоторые замечания и размышления по данному тексту, а сейчас задам Вам вопрос, что касается Вашей истории жизни или что пересекается с Вашей жизненной историей.

На своей лицевой страничке Вы пишите о себе:
"В 1985 году закончил философский факультет Уральского Государственного Университета им. А. М. Горького по специальности «философ, преподаватель философии». С тех пор работал в системе Среднего образования учителем истории, преподавателем политэкономии, этики и эстетики..." (Юрий Кубасов).

И вот вопрос: Юрий, Вы знаете или во всяком случае должны были пересекаться с таким человеком, как Александр Федорович Управителев. Если не помните, то вот:

"Управителев Александр Федорович (24.01.1961 - 11.04.2007) -
Специалист по религиозной философии и философской антропологии. Родился в селе Загайново Троицкого района Алтайского края. Окончил Уральский государственный университет, философский факультет (1986), аспирантуру кафедры истории русской философии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (1991). Работал ассистентом, доцентом, в настоящее время - профессор кафедры философии Алтайского государственного аграрного университета, профессор кафедры религиоведения и теологии Алтайского государственного университета. Кандидатская диссертация - "Философские основания религиозного миросозерцания П.А. Флоренского" (МГУ, 1992). Докторская диссертация - "Конструирование субъектности в антропологии С.Н. Булгакова" (Уральский государственный университет, 2002)..."
(Статья опубликована в энциклопедическом словаре: Алексеев П.В. Философы России начала 21 столетия: Биографии, идеи, труды. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2009. - С. 597).

И еще вот:
"...Теперь был сделан окончательный выбор: Александр Федорович поехал в Свердловск (ныне Екатеринбург) и в августе 1981 г. стал студентом дневного отделения философского факультета Уральского государственного университета. Здесь он оказался в своей стихии. На факультете преподавало и училось множество ярких, талантливых людей, по-настоящему увлеченных философией. Казалось, философские споры не прекращались ни днем, ни ночью, начинаясь в студенческой аудитории и продолжаясь в комнатах общежития. Активно работали научные студенческие общества, проходили факультетские семинары, на которых студенты и преподаватели обсуждали новые философские книги и статьи. Александр Федорович был с головой погружен в этот кипучий философский процесс, который давал колоссальные возможности для творческого и личностного роста...
Оренбургский период длился недолго. В июне 1985г. мы навсегда расстались с Оренбургом и переехали в Магнитогорск...
В 1986 г. Александр Федорович окончил университет. Его дипломная работа, написанная под руководством Н.В.Бряник, была посвящена философии Н.А.Бердяева: "Критика оснований абстрактного гуманизма Н.Бердяева"...
Пролетели два года. В 1988 г. Александр Федорович поступил в аспирантуру философского факультета МГУ на кафедру истории русской философии (тогда - истории философии народов СССР). Через год я последовала по его стопам, семья воссоединилась..." (Л.М.Управителева "В моей жизни всё было настоящим..." / "Онтология / антология движения: А.Ф. Управителев" (Барнаул, 2010)).

Почему я спрашиваю Вас о А.Ф.? Просто мне посчастливилось в жизни быть учеником А.Ф.Управителева, который был научным руководителем мне по курсовым и дипломной работам. И если Вы знали и общались с А.Ф., то мне бы чрезвычайно удивительно услышать от Вас про тот интереснейший период студенческой жизни, в котором вращался-жил и А.Ф..

Теперь же, что касаемо Вашего текста.

С одной стороны, в данном тексте Ваш образ мысли мне очень интересен в сопоставлениях, как, например:
"...Детский разум производит исключительно мистическое представление о мире... Вот почему глаза детей так поражают нас, взрослых, своим исходящим из них чистым наивным мистическим сиянием разума, не замутнённого ещё рационализмом. Дети видят сказочность мира, его мистичность, и детский разум объясняет для себя окружающий мир исключительно мистически, сказочно..." (Юрий Кубасов).

Возможно, потому в Евангелии сказано: "будьте как дети", что глаза детей излучаются чистым "мистическим сиянием разума" (с добавлением), как исходящего из глубины чистого сияния сердца.

И, по-моему, в целом по тексту Ваш образ мысли согласуется с философским положением русских мыслителей, для которых мышление человека непосредственно СВЯЗАНО с его существованием и восприятием Бытия мира, как нечто ЦЕЛОЕ.

Бармин Виктор   14.12.2015 21:17     Заявить о нарушении
Но у меня есть и некоторые замечания по тексту.

Так, с другой стороны, по-моему, в Вашем тексте есть некоторые "изъяны" и противоречия. Например, логика мысли в вашем тексте направлена в сторону объяснения явлений в ключе "эволюционного движения". Как в сопоставлениях: сознание "ребенка", "повзрослевшего ребенка" и "взрослого" человека - языческие религии с непосредственным мистическим восприятием, религии единобожия и атеистическое восприятие мира.

"...Так и в жизни каждого ребёнка: постепенно, по мере взросления, его детское мистическое восприятие мира замещается «взрослым» пониманием, различным на каждой ступени исторического развития человечества – от языческих представлений до единобожия и научного атеизма" (Юрий Кубасов).

Т.е. получается, что высшая ступень человека разумного есть восприятие мира в системе научного атеизма. Но мы же знаем, что научный атеизм отрицает всяческие восприятия мира, что связаны с мистическим в более глубоко религиозно-философском понимании. То есть так называемая "высшая ступень" развития рациональности человека превращается в свою противоположность и оказывается на периферии развития, как лишь одна из переходных ступеней в развитии человека. Поэтому схематическое сопоставление, как "ребенок"-"подросток"-"взрослый", касательно мистического восприятия мира, честно говоря, хромает. Почему? А вот зададимся другим вопросом: а разве мистическое восприятие присутствует лишь и только у ребенка в детском возрасте, разве у взрослого человека, у которого вполне развито разумное мышление, отсутствует мистическое восприятие мира и личного существования? Многочисленный религиозный опыт свидетельствует, что мистическое восприятие у взрослого не просто присутствует, но присутствует качественно углубленно и масштабно от восприятия детского. Возникает вопрос: разве современному взрослому человеку с религиозным сознанием чуждо мистическое восприятие, которое выражалось-отражалось в диалогах и вопрошаниях, например, библейских пророков, царя Давида, пустынников-отшельников и вплоть до религиозных мыслителей. Другой вопрос: разве с фантастическим развитием современной технической цивилизации сам человек и Мир в целом утратили ли свою непостижимость и таинственность для разумного сознания?.. По-моему, нисколько не утратили, даже наоборот, чем больше научных открытий в области антропологии и мира физического, тем больше возникает "детских вопросов", которые заводят ученых в тупик и на которые они не находят ответов.
Т.е. в плане глобального развития человека получается совершенно иная ситуация, которая описывается в размышлениях русских мыслителей (например, как у С.Л.Франка и Б.П.Вышеславцева): чем выше человек возвышается по ступеням развития разума, тем более в нем осознания непостижимости мира и присутствия Непостижимого во всем живом и разумном. И что самое смешное, что к таковому высшему осознанию приходили разные люди в разных исторически-временных точках и в совершенно разных культурах. Поэтому, логическое направление в построении схемы "эволюционного движения" несколько качественно хромает. Т.к. есть множество свидетельств подтверждающих, что современная наука в своей меняющейся картине мира лишь подступает к тому, что уже было открыто и известно древним.

И вот еще одно замечание.
Вы часто в тексте делаете такое сравнение, как "сознание" и "мистическое восприятие" ребенка в сопоставлении "КАК ЖИВОТНОЕ". Например, у того же Франка и у Вышеславцева можно привести множество аргументов, которые опровергают таковое сопоставление. Но у меня есть другой вопрос: неужели, например, Иисус в Евангелии побуждает учеников своих, обращая внимание на детей, побуждает быть "КАК ЖИВОТНОЕ"? Безусловно, что нет и не так, что речь идет совсем о другом. Это как раз к вопросу проблематичности Вашего очерка, когда тема касается вопроса "происхождение нравственности".

Например:
"Мистические представления появляются одновременно с пробуждением разума у любого родившегося человека на протяжении всей истории человечества, в том числе и в наше время. Любой современный малыш воспринимает окружающий мир точно так же, как его воспринимали малыши любого периода истории человечества, как воспринимают его все животные – живым во всех своих проявлениях...
Религиозные представления неизбежно появляются у каждого народа земли потому, что мистические представления возникают у каждого родившегося ребёнка, поскольку все дети воспринимают внешний мир ещё во многом как животные – исключительно мистически..." (Юрий Кубасов).

Возникает вопрос: значит мистическое восприятие мира взрослого человека - это восприятие мира, что относится к низшей ступени развития человека разумного?..

По-моему, ошибка в Вашем тексте заключается, когда Вы совершаете сопоставление как "мистическое восприятие" - "как животное"; и вот это сопоставление переносите на эволюционную схему развития, т.е. что относится к низшей иль к "младенческой" ступени развития человека. Но ведь это есть, по терминологии Вышеславцева, смещение аксиологически-онтологических категорий, ибо высшее не отрицает низшего, а непосредственно включает в себя, но уже на совершенно ином высшем категориальном уровне. В этом и состоит принцип аксиологически-онтологической лестницы ступеней, о которой уже ведали древние и которую лишь вновь открывают для себя современники.

Поэтому, уважаемый Юрий, Ваш замечательный постулат, как "Разумно мыслить – значит, мыслить мистически", по-моему, не совсем совпадает по логике мысли с содержанием текста, по крайней мере, есть так скажем "проколы" в некоторых частях текста. Ну а в целом, тема очень интересная, увлекательная и перспективная в возможностях для углубленного размышления.

С уважением,

Бармин Виктор   14.12.2015 21:18   Заявить о нарушении
Спасибо за ваши тёплые слова в мой адрес!
Нет, к сожалению, я не был знаком с вашим учителем лично, хотя, возможно, наши пути пересекались.

Юрий Кубасов   15.12.2015 04:26   Заявить о нарушении
Полностью разделяю ваше мнение, что "мистическое восприятие у взрослого не просто присутствует, но присутствует качественно углубленно и масштабно от восприятия детского". Только моя поспешность не позволила мне более качественно и подробно изложить эту точку зрения.

Юрий Кубасов   15.12.2015 04:35   Заявить о нарушении
Относительно мистического восприятия. Я ни в коей мере не рассматриваю атеизм как высший этап развития познания человека. Мне кажется, что вообще нельзя говорить о "ступенях развития человека разумного". Какие ступени? Сознание человека не изменилось со времени пробуждения разума. Современный разум так же мистичен, каким он был тысячи лет назад. Религиозные представления постоянно генерируются в человеке, потому что разум мистичен изначально. Без всяких "ступеней" и "высших этапов"!

Юрий Кубасов   15.12.2015 04:52   Заявить о нарушении
Юрий, спасибо за ответы.
Для меня все равно удивительно вдвойне, когда, ознакомившись с Вашими работами, понимаешь, что Лариса Михайловна в своих воспоминаниях говорила и о Вас в том числе, как о человеке, вращающегося в том же научно-философском мире:

"На факультете преподавало и училось множество ярких, талантливых людей, по-настоящему увлеченных философией..." (Л.М.Управителева "В моей жизни всё было настоящим...").

Касательно Вашего последнего ответа, то, наверное, я не так четко изъяснил свою мысль, а Вы возможно не так меня поняли, потому как я вполне солидарен с Вашими размышлениями в ответе.
Что касается "ступеней", то здесь речь идет, конечно, об отдельном человеке, касаемо его сознания, а не разума вообще, т.е. безусловно, я говорю о ступенях иль уровнях сознания в бытии отдельного человека, не имея в виду проекций в горизонте исторического развития. Ибо в целом я говорил про то, что Вы заключили, как:
"Сознание человека не изменилось со времени пробуждения разума. Современный разум так же мистичен, каким он был тысячи лет назад. Религиозные представления постоянно генерируются в человеке, потому что разум мистичен изначально...".

Юрий, благодарю за интересное общение и до встречи в новых рецензиях.
С уважением,

Бармин Виктор   16.12.2015 20:02   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Юрий Кубасов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Бармин Виктор
Перейти к списку рецензий по разделу за 14.12.2015