Француз. Часть V. Глава II

                Часть V. Глава II.

     Посидев с полчасика в теньке, мы отправляемся обратно в город.
     В лесу возле закрытого железнодорожного шлагбаума приходится остановиться.  Скоро должен пройти поезд. Пути здесь вспомогательные, только для грузовых составов, и они не электрифицированы. Состав будет тащить тепловоз, может даже два тепловоза, спаренные вместе. Всё будет окутано дымом, и ещё от них будет идти специфический запах, запах пропитанных шпал. Я помню его с детства. Когда-то давно у нас в Почепе на железнодорожной станции работал маневровый паровоз. Он собирал в состав гружёные и пустые вагоны. Паровозик был чёрным, а дым из его трубы всегда валил белый, потому что работал он на дровах. И свистел он  всегда мелодично и притягательно. Жена моя говорит, что паровоз – это одно из красивейших созданий рук человеческих. Он будто живой. Сам вроде из железа, но с характером.
     Я смотрю на громаду проносящегося мимо гружёного состава и вспоминаю маневровый паровоз моего детства. При этом я автоматически считаю вагоны. Я всегда так делаю.  Сорок, пятьдесят, шестьдесят... шестьдесят восемь, вот и пролетел состав, и последний вагон скрылся за деревьями.  Шлагбаум медленно поднимается, и мы аккуратно переезжаем через рельсы. Я смотрю на часы.
     Они показывают без пятнадцати три. Снова время пролетело стремительно и совсем незаметно. Опять моя мама будет волноваться, что «мой француз целый день не евши». И потом ещё попеняет мне,  что я не напоил его чудодейственным её настоем из дубовой коры.  Ирван уже давно не кашляет, но пить этот настой обязан. Он его ещё получит в дорогу и возьмёт как миленький.
     Дома нас ждёт всё та же приятная глазу картина – стол накрыт, и запах от приготовленных блюд сногсшибательный.  Но француз в этот раз почему-то морщится, водит носом из стороны в сторону и  волнуется. Кажется, он хочет нам что-то сказать.
   - Говори, не стесняйся, - поддерживает его Боря, - тут все свои. 
     Набрав  воздуха, Ирван выдаёт:               
   - Знаете,  без чего французы никогда не садятся за стол?
     Мы пожимаем плечами.
   - Без сливочного масла, - выдыхает он, - даже самые бедные фермеры едят его каждый день, а у вас что, дома его нет?
   - Есть, - отвечаю я, -  и мы тоже его едим почти каждый день. Но мы подумали, что для европейцев это вредный продукт, в нём много холестерина, и решили тебе его не давать. Подумали, что ты будешь налегать на овощи…
   - Зря вы так подумали, - вздыхает Ирван, - мы тоже часто едим то, что вкусно, а не то, что полезно.
   - Не переживай, - примирительно говорю я и лезу в холодильник.
     Из него я вытаскиваю порядочный брусок сливочного масла и подаю его французу на красивом блюде с конусообразной прозрачной крышкой.
   - Масло это настоящее, - говорю я, - сделанное по ГОСТу. В нём восемьдесят два процента жирности, и холестерина достаточное количество…
     Могу тебе и квасу налить? - прибавляю я, - ты на рыбалке его уже пробовал. Хотя я слышал, французы его не пьют.
   - Наливай, - отвечает Ирван, намазывая кусок булки маслом, - ты прав, французы квас не пьют, но я уже не совсем француз, мне можно.  Мои русские друзья во Франции этот напиток уважают. Его и моя жена пробовала. Однажды мы гостили в одной русской семье, - продолжает он, - было жарко, что в Бретани бывает нечасто, и моей  жене захотелось пить. Спиртного она у меня не употребляет, а русские  друзья уверили, что квас – это безалкогольный напиток. Жена взяла и выпила полбутылки, он ей так понравился. Только потом смотрю, весёленькая стала, песни пытается  петь.  Я на следующий день в Интернете посмотрел, есть, оказывается, в этом напитке градусы.
   - Это не градусы, а ерунда, - успокаиваю его я, - по нашим меркам они не алкогольные. У нас градусами считаются только те, которые в водке, а в квасе или даже в пиве не считаются… смех один.
   - Когда русским смех, нам французам и прочим разным немцам…, - Ирван смеётся.
   - Эт-т-т точно, - говорю я словами товарища Сухова из «Белого солнца пустыни»…
   - У нас во Франции многие увлекаются Россией, - продолжает повеселевший от сливочного масла Ирван, меняя тему разговора, - могу и я так говорить? - уточняет он.
   - Лучше не надо, - я качаю головой.
   - А если скажу, что я сильно увлекаюсь Россией?
   - И этого не надо. Если ты так скажешь, а русские люди будут сидеть с тобой за одним столом и выпивать, эффект может оказаться обратным. Скажи им просто: я люблю Россию. Этого будет достаточно. Увлекаться можно спортом, или рыбалкой…
     И даже потом за рюмкой водки, если ты станешь нести им чепуху, они поймут тебя правильно.
   - Где моя тетрадь? – спрашивает Ирван, - мне в неё ещё записывать и записывать…
     После его отъезда, я вдруг вспомню про красную икру, которой мы его так и не накормим.  А ведь иностранцы знают, что это исконно русский продукт.
     Что ж, мой друг, не обижайся, приезжай к нам в следующий раз, накормим тебя обязательно. Хотя, может быть, москвичи догадаются это сделать и сейчас. Они в таких вопросах умнее нас, провинциалов…

http://www.proza.ru/2015/10/04/1491


Рецензии
"Наливай, - отвечает Ирван, намазывая кусок булки маслом, - ты прав, французы квас не пьют, но я уже не совсем француз, мне можно."- прелестно, браво, Эрваныч! :)
«Это не градусы, а ерунда, - успокаиваю его я, - по нашим меркам они не алкогольные. У нас градусами считаются только те, которые в водке, а в квасе или в пиве не считаются… смех один».«Когда русским смех, нам французам и прочим разным немцам…», - Ирван смеётся."- бесподобно, Витя! :)))
Если не ошибаюсь москвичи именно так и сделали! :)
Молодец! Что я ещё могу сказать?! Написано превосходно!

Натали Бизанс   07.10.2015 13:01     Заявить о нарушении
Это он с Борисом про масло долго обсуждал, мне не решился про это сказать. Эрван очень тактичный человек. Спасибо, что ты нас с ним познакомила.
И спасибо за высокую оценку моей работы. Я действительно скрупулёзно и тщательно работал, не мог оторваться ни в субботу, ни в воскресенье. Как сказал бы мой сэнсэй, взял на себя обет сделать всё по совести...
С уважением, Виктор Решетнев.

Виктор Решетнев   07.10.2015 15:57   Заявить о нарушении