Неизвестный Колчак, или История с географией Белог

Призрачно все в этом мире бушующем,
Есть только миг, за него и держись,
Есть только миг между прошлым и будущим,
Именно он называется жизнь…

Вместо предисловия
За годы Советской власти канули в небытиё много имен выдающихся российских деятелей XIX-XX веков,  истинных её патриотов, ставших опорой самодержавия и  потому, огульно объявленных врагами русского народа. Так, и легендарному «белому адмиралу» Александру Васильевичу Колчаку,  возглавившим в годы гражданской войны     Белую армию, для многих поколений  соотечественников, суждено было оставаться на долгое время лишь «злейшим врагом советской власти» да «кровавым душителем революции». Поднимая из забвения истинную историю России,  было бы справедливо более подробно рассказать о незаурядной личности великого адмирала, не останавливаясь  только на его военной и политической карьере.  Ведь есть ещё, почти неизвестный  нам, А.В.Колчак – отважный арктический путешественник, географ, гидрограф, участник многих полярных экспедиций, выдающийся исследователь русского севера, один из создателей ледокольного флота России,  а не только, воин, и кровавый диктатор!
Так давайте же ещё раз, совершим краткий экскурс в биографию великого российского гражданина, и,  попробуем взглянуть на жизнь этого  щедро одаренного Богом человека, не для строгого ее разбора, а просто выбрав другой, менее привычный ракурс.
Итак, начнем, как водится, с самого начала…

Пролог.

Родился Александр Васильевич в семье потомственных военных. Первым известным представителем рода был Илиас Колчак-паша – османский военачальник. В конце XVIII века потомки турецкого паши переселились в Россию. Отец самого Александра Васильевича был штабс-капитаном морской артиллерии и всю жизнь имел репутацию человека прямого и крайне щепетильного. Ту же отцовскую бескомпромиссность мы будем и далее наблюдать неоднократно у его сына как в делах гражданских, так и на военной службе, и в политике Верховного Правителя России.
А пока в метрической книге 1874 года Троицкой церкви Александровского уезда Санкт-Петербургской губернии была сделана запись: «Под номером 50 показано: Морской артиллерии штабс-капитана Василия Ивановича Колчак и законной жены его Ольги Ильиной, обоих православных и первобрачных, сын Александр родился 4 ноября, а крещен был 15 декабря 1874 года». Начальное образование Саша получал дома, а затем обучался в 6-ой Санкт-Петербургской гимназии, в 1894 году закончил Морской кадетский корпус и был назначен на крейсер «Рюрик».

Часть I.

Вечный покой, сердце вряд ли обрадует,
Вечный покой – для седых пирамид…

Молодой мичман Колчак отбыл на Дальний Восток, уже тогда он всерьез увлекся океанографией и гидрологией, а спустя пять лет, вернувшись в Кронштадт уже лейтенантом, опубликовал свою первую научную статью «Наблюдение за температурами и удельными весами морской воды». И вскоре получил предложение из Академии Наук от барона Толля принять участие в экспедиции по Ледовитому океану и руководить гидрологическими работами на его шхуне «Заря». Барон Эдуард Толль, известный полярный географ и геолог, всю свою жизнь посвятил поиску легендарной «Земли Санникова». Об этой таинственной земле знали со слов Якова Санникова – путешественника, торговца и охотника, который в самом начале XIX века увидел в архипелаге Новосибирских островов далекие горные вершины. Помните культовый фильм всех романтиков 70-х?! Кто бы мог тогда связать с этой приключенческой кинолентой действительную историю из жизни белого адмирала? Не только барон Толль мечтал отыскать ту загадочную землю, идеей увидеть ее были буквально одержимы все участники экспедиции. В очередной раз Толль отправился туда на своей шхуне «Заря», проводя по дороге научные изыскания на побережье Ледовитого океана и его островов. Молодой лейтенант-гидрограф стал одним из самых деятельных участников экспедиции. Он с честью выдержал испытание двумя зимовками и заслужил всеобщее уважение за трудолюбие и храбрость у членов экипажа «Зари». В благодарность за ведение активной работы Толль увековечил имя Александра Колчака, назвав им остров и мыс в Карском море.
Летом 1903 года Эдуард Толль с тремя спутниками отправился в последний поход к своей несбыточной мечте – недостижимой Земле Санникова, из которого никто уже не вернулся. Ненадолго возвратившись в Петербург, Александр Колчак делает доклад в Академии Наук о проделанной экспедицией Толля работе и о последнем предприятии барона, от которого до сих пор нет известий. В кратчайшие сроки лейтенант Колчак собирает добровольцев-единомышленников и отправляется на поиски барона Толля по дрейфующим льдинам на вельботе – большой тяжелой шлюпке.
Экспедиция эта была невероятно трудной. «Колчаковцы» пробивались через ломаные льды, крутые волны, прорубали себе ходы топорами в ледяных глыбах торосов, сами впрягались в упряжки, чтобы помочь обессилевшим собакам тащить вельбот. В Петербурге мало кто верил, что этот молодой, похожий на подростка лейтенант дойдет до цели. На острове Беннета Александр Васильевич нашел только следы пребывания там Толля – геодезические инструменты, дневник его экспедиции, другие вещи и документы, - стало ясно, что все люди погибли.
По итогам этой спасательной экспедиции А. В. Колчак станет в 1906 году действительным членом Императорского Русского Географического Общества. Тридцатилетнего лейтенанта наградят Золотой Константиновской медалью «За необыкновенный географический подвиг, совершение которого было сопряжено с трудом и опасностью». За всю историю Русского Географического Общества подобной награды были удостоены лишь семь человек. В декабре того же года измученный последним полярным походом Александр Колчак спешит в Петербург, чтобы обвенчаться со своей невестой Софьей Амировой. Будучи потомственной дворянкой Подольской губернии, Софья Федоровна получила прекрасное образование – воспитывалась в Смольном Институте Благородных девиц, знала семь иностранных языков, французским и немецким владела в совершенстве, и была не только умна и красива, она обладала на редкость волевым и независимым характером. Он и поможет ей впоследствии в эмиграции, чрезвычайно стесненной в материальных средствах, не только вырастить сына Ростислава, но и дать ему хорошее образование. В честь своей невесты Софьи Александр Васильевич назвал небольшой остров в архипелаге Литке и мыс на острове Беннета. Узнав о начале Русско-японской войны, он вызывает телеграммой отца и невесту в Сибирь.  Александр и Софья венчаются 4 марта 1904 года в Иркутске, откуда сразу после венчания Колчак отбывает в Порт-Артур командовать эсминцем, но вскоре уже ему придется командовать береговой артиллерией – жестокий ревматизм, последствие двух полярных экспедиций, вынуждает его покинуть боевой корабль. Затем ранение, сдача Порт-Артура, четыре месяца японского плена и награда – золотое Георгиевское оружие с надписью «За храбрость». Последующие мирные годы Александр Васильевич Колчак целиком посвящает научной и общественной деятельности: выступает инициатором создания Морского Генштаба, отвечающего за реорганизацию, боевую подготовку флота и военное судостроение, сам проектирует ледокольные суда «Таймыр» и «Вайгач», которым впоследствии и командует в картографической экспедиции по Берингову проливу и мысу Дежнева. Новые гидрологические исследования и организация крупнейшей по тем временам полярной экспедиции Вилькицкого 1910-1915 годов и, как вершина всей его арктической деятельности, еще один научный труд «Льды Карского и Северного морей».
Первую мировую войну капитан I-го ранга Колчак встречает на Балтике, командует минной дивизией, а затем всеми военно-морскими силами Рижского залива. Широко использует свой богатый арктический опыт, ведь льды причиняют много хлопот военным морякам.
В 1916 году становится контр-адмиралом, а затем личным приказом Николая II вице-адмиралом и командующим Черноморским флотом. Семейство Колчак переезжает в Севастополь.

Часть II.

Пусть этот мир вдаль летит сквозь столетия,
Но не всегда по дороге мне с ним…

Новый командующий Черноморского флота одним из первых присягает Временному правительству и первым же разочаровывается в нем, наблюдая неизбежный развал флота и армии. «Мы стоим перед распадом и уничтожением нашей вооруженной силы, - говорил он на офицерском собрании весной 1917 года, - ибо старые формы дисциплины рухнули, а новые создать не удалось».
Вскоре реввоенсовет Петербурга постанавливает разоружить офицеров, и Главнокомандующий выбрасывает за борт свой золотой клинок со словами: «Газеты не хотят, чтобы у нас было оружие, так пусть идет в море!» и в тот же день сдает дела контр-адмиралу Лукину. Через несколько дней водолазы Севастополя разыщут и вернут наградное оружие адмирала, добавив к гравировке «За храбрость» еще несколько строк «Рыцарю чести, адмиралу Колчаку от союза офицеров армии и флота». Авторитет Александра Васильевича Колчака во флоте и армии сейчас огромен, именно поэтому Керенский вынуждает вице-адмирала подать в отставку. Колчак уезжает в Америку по приглашению военно-морских сил США как консультант по применению минного оружия. В Сан-Франциско ему предлагают остаться, обещая кафедру минного дела в лучшем военно-морском колледже и богатую беспечную жизнь на берегу океана. Но он без раздумий отклоняет предложение. На обратном пути в Россию, в Японии, его настигает известие об Октябрьском перевороте. Ставка Главнокомандующего уничтожена, а большевики начинают переговоры с немцами. Удар был так велик, что в Токио Александр Васильевич подает прошение послу Великобритании «зачислить в британскую армию хоть рядовым» и спешит отбыть к месту новой службы, но в Сингапуре его догоняет телеграмма российского посланника в Китае Кудашева, формирующего в Манчжурии русские части для войны с большевиками. В Севастополе у адмирала Колчака остаются жена и маленький сын. Мужа и отца они никогда больше уже не увидят.
В 1919 году, британские власти организуют нелегальную эмиграцию из «красного» Севастополя Софьи Федоровны Колчак на корабле, идущим в Констанцу. Откуда она переберется в Бухарест, а потом уедет в Париж. Так же, с большими предосторожностями во Францию привезут ей сына. 
 
Часть III.

Чем дорожу, чем рискую на свете я…

Так, следуя по жизненному пути адмирала, мы подошли к наиболее жестокому и драматичному периоду его жизни. Последние полтора года из прожитых им сорока шести лет он был жестким военным диктатором, обильно запятнавшим себя кровью. Позже Ленин писал: «Колчак дал нам миллионы сторонников советской власти в самых отдаленных от промышленных центров районах, где нам трудно было бы их завоевать». Пятнадцать лет назад, Забайкальский военный суд признал А. В. Колчака не подлежащим реабилитации,- так как, несмотря на свои широкие полномочия, адмирал не остановил проводимого контрразведкой террора в отношении гражданского населения.
Никто и никогда теперь не узнает, какой чудовищный надлом личности пережил этот сильный, смелый и честный человек, для которого слова «долг», «честь», «Родина» не были абстрактными понятиями.
Спасти обреченную Россию любой ценой! Не напомнило ли Вам это его немыслимую экспедицию по спасению Толля?! Не отчаяние ли толкало его вперед и придавало силы и тогда, и в тот его последний «Сибирский ледовый поход»?!
Не стало ли падение самодержавия для адмирала Колчака ледоколом, что безжалостно вспорол безупречно белоснежную твердь его жизни, не в тот ли момент начала свое фатальное падение его сияющая звезда? Гражданская война обернулась для бесстрашного морского офицера той ледяной бушующей стихией черного, холодного океана, бездумно и жестоко рушащей все, что было прежде так дорого людям. Не оказался ли народ, который он присягал защищать, той страшной, губительной подводной частью айсберга? И противостоять этой силе можно было тоже лишь силой – силой долга, силой веры, силой надежды, силой любви к своей несчастной Родине. Так, как понимал это кадровый военный, никогда, ни с кем и ни с чем не идущий на компромисс.
По легенде, ожидая расстрела на льду реки Ушаковки, Александр Васильевич пел свой любимый романс «Гори, гори, моя звезда…»
А нам, увы, теперь остается только гадать, что за человек был Александр Колчак, всматриваясь в прошлое, где зыбко, сквозь забвение и ненависть, как сквозь толщу льда, все горит звезда адмирала Колчака.

Послесловие.

В 2009 году в издательстве «Центр Полиграф» был опубликован научный труд кандидата исторических наук С. В. Дракова «Адмирал Колчак. Суд истории». Опираясь на подлинные документы Верховного Правителя, автор ставит под сомнение компетентность следственных групп прокуратур 1999-2004 годов, работающих по делу Колчака. А омский губернатор Л. К. Полежаев еще раньше заявил, что «Колчак в реабилитации не нуждается, поскольку его реабилитировало само время, а не военная прокуратура».

Историческая справка.

Колчак, Александр Васильевич (1874-1920 гг.) – российский политический деятель, вице-адмирал Российского Императорского флота, полярный исследователь и ученый- океанограф, Действительный член Императорского Русского Географического общества. Участник Русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн. Вождь и руководитель Белого движения на Востоке России. Верховный Правитель России и Главнокомандующий (1918—1920 гг.), был признан на этом посту руководством всех белых регионов, «де юре» — Королевством сербов, хорватов и словенцев, «де факто» — государствами Антанты.
Был расстрелян 7 февраля 1920 года в Иркутске. День расстрела адмирала стал днем поминовения всех павших участников Белого движения. Его имя высечено на памятнике героям Белого движения на парижском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа. Символическая могила Колчака – кенотаф – находится в Иркутском Знаменском монастыре.

Колчак, Софья Федоровна (1876-1956 гг.) – супруга адмирала А. В. Колчака. Имела в браке троих детей: первая девочка (1905 г.) не прожила и месяца; сын Ростислав (1910 – 1965 гг.); дочь Маргарита (1912 - 1914 гг.). Остаток жизни провела в эмиграции. Умерла в 1956 году. Похоронена на главном кладбище русского зарубежья — Сен-Женевьев-де-Буа.

Колчак, Ростислав Александрович (1910 – 1965 гг.) - закончил в Париже Высшую школу дипломатических и коммерческих наук, был женат на дочери убитого большевиками адмирала А. В. Развозова Екатерине. Воевал во Вторую Мировую войну офицером французской армии, был в немецком плену. Скончался в 1965 году в Париже.


Рецензии
Мне кажется, что Вы идеализируете образ Колчака.
Не буду долго говорить - почитайте мою миниатюру "Колчак"из цикла "Беседы о русской истории" - там высказано моё мнение.

С Уважением

Владимир Горбачев   06.05.2019 08:34     Заявить о нарушении
Уважаемый Владимир! Я не вступаю в политическую полемику, ибо страшно далека от политики и истории, потому что и то, и другое искренне считаю ложью. Напоминаю, что статья называется "Неизвестный Колчак". Поделилась той информацией, что саму меня не оставила равнодушной. Я не идеализирую ни образ Колчака, ни Колчака реального человека, и не осуждаю. Мы не можем судить этих людей, потому как нет ничего страшнее и разрушительнее для народа, чем гражданская война. Когда я о ком то пишу, я люблю своих героев. Кровавый Колчак ли это, или гениальный Чехов, или скромный учитель областной средней школы. В тот момент, все они люди, о которых есть что порассказать миру. Я не морализирую- Я. Е.
P.S. Ваши "Разговоры" читала с интересом.

Яшина Елена   08.05.2019 20:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.