Честь актерская. Надежда Слонова
Владимир Оболенский о Надежде Слоновой.
Пожилая статная седовласая дама с выражением лица властным и одновременно приветливым, в бордовом длинном бархатном платье, похожим скорее на концертное, и со старинным золотым кулоном на шее, в центре которого находился крупный сапфир, встретила Володю Оболенского и пригласила в гостиную. Это была Надежда Ивановна Слонова, в прошлом актриса Московского Театра Сатиры, народная артистка РСФСР, дочь известного в дореволюционной России актёра Ивана Артемьевича Слонова, которого хорошо знала и любила публика провинциальных театров той эпохи и обеих столиц.
Коренной москвич, он родился в семье скромного железнодорожного служащего Александровской железной дороги, человека строгих правил. Не одобряя увлечение своего сына Ивана театром, отец стал активным противником его будущей профессии. В результате чего Иван Слонов рано начал самостоятельную жизнь и впервые пришел в театр в 1903 году в труппу в Витебске. Так началась его творческая биография… Со временем он стал известным и популярным актером. В советское время его талант не только не погиб, но имел грандиозный успех. Он сыграл более 100 ролей, в том числе лучшие образы русской и мировой классики. И его вполне справедливо можно считать русским актером, вошедшим в историю русского и мирового театра. Талантом наделил его Бог!
Советская власть наградила Ивана Слонова званием народного артиста Российской Федерации. А в Саратове его имя носит Театральное Училище. В городе помнят его триумфальные роли в великолепных спектаклях. Город, который он любил особенно и посвятил ему не один год жизни.
Но вернёмся к нашей героине Надежде Слоновой. О своем же отце она написала прекрасную и проникновенную книгу «Честь актерская». Она вышла в Издательстве «Искусство» в 1964 году. Книга эта, безусловно, заслуживает, чтобы ее изучали в театральных училищах и не только как историю театра.
Итак, Надежда Ивановна Слонова на склоне своей артистической карьеры жила в скромной двухкомнатной квартире на Шаболовке, в старинном Замоскворечье. Именно тогда впервые встретился с ней Владимир Оболенский. На дворе стояла поздняя осень 1964 года. Деревья донашивали свой багряно-желтый наряд. Солнце светило ярко. Но свет его уже не согревал. «Бабье лето» кончилось. Не за горами зима.
Впрочем, Надя Козлянинова-Слонова, фамилию своего отца стала носить позже, счастливого детства не имела. Рано осталась сиротой, мать трагически погибла ещё совсем молодой женщиной, а девочку удочерили дедушка с бабушкой Козляниновы, родители матери, внучку они очень любили, но мать все же заменить ей не могли, отчего и сами страдали безмерно! А посему у девочки и сложился со временем сиротский комплекс, что свойственно всем сиротам. Володе хорошо сие было известно, ибо с одиннадцати лет и он стал сиротой.
Надя Козлянинова росла в Москве, и судьба ее профессиональная с раннего детства склонялась в пользу театра. Впервые она вышла на сцену в детской роли мальчика Пети в спектакле театра Корша «В эти дни» в 1915 году. Огромный путь был у нее от этого первого выхода на сцену до состоявшейся актрисы Московского театра. В эпоху ее молодости двадцатый век для России оказался трагический и страшный. Революция 1917 года, ленинские и сталинские репрессии, расстрелы и концлагеря. Погибал в основном безвинный народ. За три десятилетия большевики уничтожили миллионы человек. Репрессии и цифры убитых скрывались и считались государственной тайной. Так новое людоедское государство под названием СССР уничтожало свой народ. Ответственность за эти преступления не понес никто!!! А далее Отечественная война, унесшая ещё 30-40 миллионов человеческих жизней.
Но закончим о грустном и трагическом. Все это пережила героиня нашего рассказа вместе со всей страной. А в этот осенний вечер 1964 года и состоялась встреча и знакомство Володи с незабываемой личностью – Надеждой Ивановной Слоновой.
Володя в те годы жил бедно и трудно, но надеялся по молодости лет, что все самое хорошее ещё впереди! И не стоит отчаиваться! Работа его ему нравилась, он ведь сам ее создал — Театральную Студию рабочего молодежного театра вместе с Райкомом Комсомола. Зарплата, правда, была маленькой, всего 69 рублей. Но что поделаешь! Зато интересно.
Как и бывало в старинных дореволюционных русских домах, приглашенного гостя принято было угощать. Именно застольные беседы и раскрывали и души и сердца участников оных. Год 1964 был, правда, не подходящим для гастрономических излияний. Ибо страна, с ее щедрой природой, ее полями и лесами, реками и морями, садами и пастбищами, позволяла иметь полное изобилие для народа. Но партия коммунистов и ее идиоты, советские вожди, сумели превратить изобилие в голод и пустые магазины. Как и Сталин, осуществивший в 1920е-1930е годы искусственный голод, продавая основные урожаи Германии и другим странам, из-за чего в России были даже случаи людоедства, так и Хрущев, ничем не отличавшийся по уровню идиотизма, самодурства и самомнения, благодаря своей пресловутой кукурузе и прочим «реформам», превратил страну в голодающий край и повысил цены на продовольствие. А поскольку внутрихозяйственные дела государства и международные он привык решать не головой, а тем местом, на котором сидят, то и страна перевернулась с ног на голову.
Народ при такой жизни должен быть доставать продукты любой ценой, и оказалось, что благодаря Центральному рынку на Цветном Бульваре в Москве и знакомству с директорами магазинов, в доме статной и все еще красивой дамы Надежды Ивановны Слоновой стол был накрыт замечательно. Здесь возбуждали аппетит отменные закуски: соленые грузди и рыжики, ветчина, сыр рокфор, пирожки-расстегаи, рыба красная семга, белуга горячего копчения. В хрустальных штофах искрилась изумрудная водка, настоенная на смородиновом листе. А в кухне на горячее готовилась разварная телятина и томились в кастрюльке белые грибы в сметане. Володя вдыхал эти изумительные запахи и думал, неужели весь этот пир ради него? Он не привык к такому вниманию! Оказалось, были именины хозяина, супруга хозяйки!
Муж именинник представлял не менее колоритный и интересный вид, достойный описания, и напоминал Гоголевского героя из «Старосветских помещиков» Афанасия Ивановича. Высокий грузный мужчина, по-своему красивый той славянской открытостью души, свойственной русским людям, правда, далеко не всем. Выражение лица его и простодушный взгляд напоминал собой большого ребенка. Конечно, супруги являлись полной противоположностью друг друга. Но это отнюдь не мешало гармонии их совместной жизни. Жили они довольно скромно. Надежда Ивановна преподавала в Эстрадно-Цирковом Училище мастерство актера.
А муж являлся персональным пенсионером. В свое время талантливый инженер-физик попал так же, как и многие в сталинскую мясорубку, был репрессирован. В Хрущевскую эпоху его реабилитировали. От этого страшного времени у него появилась в глазах затаенная грусть и боль, и тоска… Возможно, из-за печальных воспоминаний по загубленной жизни, прошедшей в сталинских лагерях. Что-то в нем сломалось, и душа до сих пор болела, и прошлое не забывалось. Жену он беззаветно любил, по взгляду можно было понять, что вся его жизнь в ней! Она для него и возлюбленная, и мать, и жена, и друг! Володя понял это, пробыв у них несколько незабываемых часов. Говорили много о театре, о жизни, о судьбе, в основном Надежда Ивановна и Володя…
В этом году вышла книга Слоновой «Честь актерская». Она подарила ее Володе. За окном отдаленно прогромыхал трамвай. Поздний вечер опускался на город. Пошел мелкий моросящий дождь… Володя посмотрел в окно. Там сиротливо мокли под дождем оголенные деревья. Ветер раскачивал их. Во дворе ни души.
Последний ответный тост был за мужем Слоновой. У него получился настоящий спич. Оказался он человеком тонким, умным, необыкновенно чувствующим людей, время… Он заговорил о связи человека с космосом, о влиянии космоса на нас. О том, что мы его частичка и вернемся туда обязательно. О бесконечности мироздания. О том, что нашу земную жизнь следует воспринимать как краткий миг! И нужно успеть сделать что-то важное, полезное… для людей. Что Бог это часть космоса. Мы загрустили. Из приемника прорвался вдруг сквозь шумы и треск «Голос Америки» и сообщил, что в СССР произошел государственный переворот, заговор возглавил КГБ. Хрущёва «низложили»!
Все притихли, и торжественный ужин в честь именинника был несколько испорчен. «Что же теперь будет? — вырвалось у Слоновой.
— «А ничего особенного, — ответил Володя. — Нам всем подсунут нового вождя, и он станет врать, как и прежние. Один дурак наследил в истории и ушел в небытие, хотя его пока не расстреляли, как Берию! Теперь придет другой. Все это уже было!»
— «Вы рассуждаете как зрелый человек, повидавший жизнь! — удивилась Надежда Ивановна.
— «Что же ты хочешь, мамочка? Судя по всему, Владимир прошел уже свои университеты! Давайте лучше выпьем водки!» — предложил именинник. Володя смутился.
Прошло несколько лет. За эти годы Володя полюбил душой эту редкую и необычайную женщину и ее мужа. Она была, конечно, яркой представительницей своей эпохи. Ум и талант, культура, романтичность и вера в предназначение человека быть счастливым, нужным людям, делать добро, учиться и стремиться стать личностью, хотя бы в своей профессии. Так она говорила со своими учениками. Она учила их понимать жизнь. Убеждала, что миссия актера — раскрывать перед зрителем все прекрасное, что создано в мировой культуре. Искусство эпохи Ренессанса и русская классика. Особая роль России в мировом культурном наследии. Ее учебные спектакли, которые Слонова ставила со своими студентами, были совсем не эстрадно-цирковыми. Ей говорили об этом и о профиле училища. Но она никого не слушала и ставила русскую и европейскую классику в драматических спектаклях, ведь они была драматической актрисой. Студенты ее любили. Она помогала им не только учиться, она помогала им жить. Нередко решала их житейские проблемы. Ученики ее почти все вышли в люди, нашли себя в профессии и в жизни, стали актерами и режиссерами и не только эстрадно-цирковыми, но и драматическими.
В эти годы они часто виделись. Володя ходил к ней на занятия и репетиции. Смотрел учебные работы, отрывки и спектакли. Надежда Ивановна уговаривала его стать педагогом на ее курсе. Но у него тогда был свой народный Театр-студия. Очень своеобразный. Там играли и начинающие студийцы, и молодые уже профессиональные, иногда ведущие актеры московских театров. Так сия затея и не состоялась. Зато состоялась их дружба.
Ее похороны прошли тихо и скромно. Муж скончался полгода назад. Надежда Ивановна затосковала, оставшись одна… и не выдержала своего одиночества. На похоронах были только ее ученики… и совсем не много друзей. Остальные уже ушли в мир иной. По радио и телевидению, и в газетах ничего не сообщили о кончине этой прекрасной актрисы, красивой женщины и личности, посвятившей свою жизнь театру и людям.
И опять стоял октябрь. Багряно-желтые листья еще не совсем облетели и шуршали под ногами, выстелив как бы мягкий золотистый ковер в этот ее последний путь. Дождя не было. Стояла сухая ветреная погода. Солнце светило тускло и холодно. «Двадцатый век постепенно уходит из нашей жизни, — подумал Володя, — вместе с его лучшими людьми. Словно свеча тает и тает, и скоро совсем погаснет». Он вытер слезы.
Свидетельство о публикации №215100802300
Ленина Кудренко 31.10.2015 10:27 Заявить о нарушении
Владимир Оболенский 18.11.2015 13:40 Заявить о нарушении
Ленина Кудренко 18.11.2015 14:59 Заявить о нарушении