Фразеологизм Скатерть-самобранка

Среди волшебных предметов в волшебной сказке, которые обеспечивают изобилие, известна скатерть-самобранка.
«Скатерть-самобранка (самобранная скатерть, скатерть-хлебосолка)  — волшебный предмет, который в любое время и в любом месте может накормить и напоить своего хозяина, достаточно только развернуть её и произнести заветные слова. Волшебная скатерть фигурирует в русских народных, а также во французских и немецких сказках.
Чтобы накрыть на стол, достаточно развернуть скатерть, и она тут же будет уставлена разнообразными яствами. Накормив хозяина, скатерть затем сама убирается и складывается.» [Википедия].
С точки зрения В. Я. Проппа скатерть-самобранка является принадлежностью страны мёртвых, где еда всегда в изобилии.
«Материалы Фрэзера, сопоставленные с тем, что высказано выше, показывают, что магическая власть над обилием животных сменяется просто обилием, готовым к употреблению. Здесь кроется источник представления о неисчерпаемом изобилии. Там, в стране мертвых, никогда не прекращается еда. Если принести такую еду оттуда, то еда эта и на земле никогда не будет исчерпана. Отсюда -- скатерть-самобранка.» [1].
Из чего В. Я. Пропп делает ложные выводы о вредности таких представлений для трудящихся, ориентируясь на пролетарскую идеологию своего времени.
«В сказке мотив кисельных берегов часто связан с комическим возвеличением феноменальных лентяев (Гримм 151).» [1].
Спору нет, что часто в русской сказке мы наблюдаем в качестве героев персонажи лежебок и лентяев наподобие Емели, но нельзя забывать, что крестьянин, который получил скатерть-самобранку от ветра, вначале был разорён от этого ветра. То есть подобное дарение можно рассматривать как некую компенсацию за потерю урожая, а не желание о неисчерпаемом изобилии. Заметим, что герой сказки о скатерти-самобранке получает назидательный урок из-за излишней расточительности, а антигерой в роли вора получает по заслугам за ограбление бедного человека.
Следует отметить, что в ряде сказок в качестве дарителя скатерти-самобранки являются маленькая птичка [1], журавль [4] и ветер [2], [3], дочь лешего [5]. Эти дарители отнюдь не обитатели царства мёртвых, хотя косвенно дочь лешего можно отнести к родственнице Бабы-яги, а ветер [2] является её сыном.
Но в этих сказках нет традиционного путешествия героя в тридесятое царство за волшебным предметом. Здесь нет связи с архаическим обычаем жертвоприношения царского сына. Поэтому в происхождении фразеологизма «скатерть-самобранка» следует искать другие  причины.
Во-первых этимология скатерти-самобранки говорит о том, что:
«Слово «самобранка» состоит из двух частей: сам (сама) и браный (бран) — от глагола брать. Слово браный, в свою очередь, имело в старину несколько значений. Скатерть браная — скатерть, тканая в узор или сделанная из узорчатой ткани. Браной называли узорчатую ткань, в которой нитяная основа перебирается, или берётся, по узору (откуда и название полотна — браное). Нарядные, браные полотна употреблялись в русском быту для изготовления рушников, праздничных скатертей. В русских былинах при описании пиров нередко упоминаются «столы дубовые», покрытые «скатертями браными». Слово «браная» также имело значение — отборная.» [Википедия].
В конце русской сказки часто говорится «я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Широкие застолья, пиры, братчины-складчины давно известны на Руси. Известный российский историк Б. А. Рыбаков так писал об этих праздниках:
««Наследницами чисто языческих обрядовых трапез являются древнерусские "братчины" - общесельские пиры у часовни или около церкви или даже в церковной трапезной (если позволяли её размеры) в тот или иной православный праздник. Известны "братчина Никольщина", "братнина Петровщина" и др. На братчинах "всем миром" варили пиво, закалывали быка. Братчины впервые упоминаются в XII в. Полочане в 1159 г. хотели заманить обманом князя Ростислава Глебовича: "и начаша Ростислава звати льстью у братьщину к святей Богородици к Старей, на петров день, да ту имуть и" (Ипатьевская летопись, 1159 г.). Братчины подробно описаны в новгородских былинах о Ваське Буслаеве.» [6].
Многие исследователи видят происхождение празднования русских братчин от древнеримских Брумалий, которые имеют общий корень со славянскими братчинами.
Брумалия – Brumalia > bratnija – братнии/братчины (слав.)(пропуск t, замена n/m, j/l)
«Врумалия,также Врумелия, Брумелия (греч. ;;;;;;;;;; лат. Brumalia; от лат. bruma «короткий (день)») — древнеримский зимний праздничный период в честь Крона, Деметры и Вакха (Дионисия), оканчивающийся в день зимнего солнцестояния.
В византийскую эпоху, торжества начались 24 ноября и продолжался в течение месяца. Празднования проходили в ночное время и сопровождались пиршествами, питьём, и весельем. В течение этого времени, делались предсказания о погоде на оставшуюся часть зимы.» [Википедия].
Не исключена связь Брумалий и братчин со славянскими Русалиями.
«Русалии (русальные дни) — праздник в память умерших у древних славян, поминальные дни, поминальный обряд.» [Википедия]
Все эти языческо-христианские праздники Брумалии, Розалии, Сатурналии, Русалии, братчины, Семик, Троица, Святки, Рождество, Ивана Купалы, Масленица сопровождавшиеся бурным гулянием, пением, плясками, ряжением, причитаниями,  восходят корнями к одному языческому обряду – поминовению умерших, который сочетал начало и окончание полевых работ,  а также периоды солнцестояния и солнцеворота.
Все эти праздники имеют один общий индоевропейский корень, связанный с кружевом, узором тканой скатерти (скатерти-самобранки).
гусли – gusli > ka[r]uselji – ка[р]усельи/русалии (слав.)
карнавал - karnaval > karuselnj / krugilnj– карусельный/кружильный (слав.)
Во-вторых, скатерть-самобранка может иметь связь с фразеологизмом «ковёр-самолёт». В самом деле, ковёр и скатерть – синонимы, только область применения ковра-самолёта находится в небе, а скатерти-самобранки на земле и функции у них разные, но как ковёр так и скатерть приносятся и поддерживаются ветром. Скатерть-самобранка такой же антипод ковра-самолёта как  живая вода антипод мёртвой воде, а древо жизни с молодильными яблоками антипод древу познания добра и зла с его плодами.
В-третьих, наряду со скатертью-самобранкой, герой сказки получал и другой волшебный подарок (до трёх), например, кошелёк, баранчика, суму, которые тоже не относятся к вещицам загробного мира. Эти вещи в сказке должны были показать стяжательство и жадность богатеев и корыстных родственников и неминуемое возмездие им (в лице молодцев с дубинами) пусть и в наивной и смешной форме за свои грехи.

Сокращения

СПИ – Слово о полку Игореве
ПВЛ – Повесть временных лет
СД – словарь Даля
СФ – словарь Фасмера

Ссылки

1. Русская народная сказка «Скатерть-самобранка», пересказ Г.С. Джаладян, http://www.cterra.com/skazki/skatert-samobranka.html
2. Русская народная сказка «Скатерть-самобранка, кошелёк и двое из сумы», под ред. М Шолохова, http://supercook.ru/skazki/skazki-031.html
3. Русская народная сказка «Два Ивана»,
4. Русская народная сказка «Скатерть, баранчик и сума»,
5. Русская народная сказка «Королевич и его дядька», Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т. — М.: Наука, 1984—1985. — (Лит. памятники). Т. 1. — 1984. — С. 163—170.
6. Б.А. Рыбаков «Язычество древних славян», Москва, 1981
7. Б.А. Рыбаков, «Язычество Древней Руси», Москва, 1987 г.


Рецензии
ОТ Тезана - Знания! Это -ключевое СЛОВО ваши умных статей должны знать ВСЕ!
С уважением. Напишите о себе...Интересно знать читателям, откуда столько знаний?!

Эмма Гусева   10.02.2024 10:37     Заявить о нарушении