Образ Мирового древа в сказке

Согласно энциклопедии мифов народов мира: «Древо мировое (arbor mundi «космическое древо), характерный для мифопоэтического сознания образ, воплощающий универсальную концепцию мира. Образ Д. М. Засвидетельствован практически повсеместно или в чистом виде или в вариантах (нередко с подчеркиванием той или иной функции) – «древо жизни», «древо плодородия», «древо центра» «древо восхождения», «небесное древо», «шаманское древо», «мистическое древо», «древо познания» и т.д.» [1].
Однако, можно предположить, что Древо мировое не миф, а отражение реальных фактов в истории мировых цивилизаций, связанных с расселением древнейших племен в бассейнах известных рек.
«При членении Д. м по вертикали выделяются нижняя (корни), средняя (ствол) и верхняя (ветви) части. По вертикали обнаруживаются противопоставления [верх-низ, небо-земля, земля нижний мир, огонь (сухое) – влага (мокрое) и другие], с достаточной полнотой идентифицирующие мифологические персонажи и мир, в котором они действуют» [1].
Древо вод схематически показано на Рис. 1.

 

Рис. 1

Стволом и корнем одновременно Древа вод являются реки-близнецы Евфрат и Тигр, вытекающие из протоморя с одной стороны. С другой из протоморя вытекают реки Нил и Инд, которые являются корнями Древа вод. Ветвями Древа вод являются реки Дунай, Днестр, Днепр и Дон. Тигр и Евфрат являются связующим звеном (стволом) по которому происходила миграция праиндоевропейских племен в Малую Азию и Причерноморье.

Мифология ирландских саг

Как ранее было отмечено, в ирландских сагах «Младшая Эдда» и «Круг земной» отражена космогоническая концепция сотворения мира и расселения индоевропейцев в виде построения Мирового древа. Часто в именах героев иносказательно присутствуют не только эпитеты богов, но и их предназначение.
Например, имя конунга Гюльви дешифруется как, «обходящий круг земной». Индоевропейский корень [g-l] означает обходить что-либо. Корень [wi], [we], [wa] означает слово «вода». С корнем [g-l], очевидно, связаны славянские слова «гулять», «голубь», «голубой», «глубина», «голбец» (подвал).
Бог Один и его братья Ве, Вили означают три ипостаси мироздания:
Один (Водан славянское, отсюда имя Вадим) – бог воды;
Ве (Ва) – вода, субстанция (материя);
Вили – водяной дух (Вилы (русалки) – в мифологии славян).
Как и в любой космогонической философии в саге присутствуют божественные напитки: хмель, мед, квас в именах Хёнир (хмель), Мимир (мед), Квасир (квас). Сравните, сома – в ведийской мифологии.
Индоевропейские корни [ing], [per], [d-n], d-r], [t-r] являются основой слов в мифологическом мировоззрении индоевропейских племен.
Корень [ing] в германском и скандинавском языках означает, «имеющий», «несущий», «владеющий». Например слово «конунг», означает «владеющий конем». Корень [ing] входит в состав многих германских и шведских вождей. Богиня Фрейя – жена Одина имела эпитет Ингви, что означает, владеющая водой. Имя «Инга» означало, очевидно, «владетельница (госпожа) рода ингов – владетельного рода инглингов». Отсюда в славянском языке имя Игорь (Ингор). Имя «Хёльга» означало «владетельница (госпожа) царства мертвых». Отсюда в славянском языке имя Ольга, Вещий Олег и Баба-яга в русских народных сказках. Избушка на курьей ножке, где проживала Баба-яга, в сказке  олицетворяет домины, хранящие погребальные урны. Домины устанавливались на четырех или одном столбах. Корень [ing] в славянском языке получил окончание «ин» (славянин – носящий имя племени славян). От этого же корня слова «нести», «нога» С ударением на первом слоге «нога» в сказках Афанасьева означает змею.
В «Видениях Гюльви» упоминается Мировое древо Иггдрасиль, под которым сидел Один и его 12 асов. Это древо трактуется исследователями как «ясень».
Под каким же деревом сидел Один ?
От ясеня (аск) и ивы (эмбла) в саге говорится, что произошли люди. Однако в древней Европе существовал культ поклонения деревьям, в частности, дубу и, ранее упомянутой, омеле. У кельтов сакральные функции поклонения дубу выполняли жрецы – друиды. Наименование «друид» имеет много слов в различных языках:
druidai – друиды (мн. число в греч.);
druidеs – друиды (мн. число в лат.);
druvis – друид (галл.);
druid –друиды (мн. число староирл.);
drus – дуб (греч.)
Дерево Иггдрасиль можно трактовать как Инг-друс, т. е., дерево носящее имя дуба. Слово эмбла созвучно слову «омела». Сакральная взаимосвязь омелы с дубом хорошо известна в европейской мифологии. В той же староирландской саге ас Балт был убит веткой омелы. Таким образом, Один и асы сидели не под ясенем, а под дубом, который обвивала омела, как символ жизненной силы дуба, а дуб олицетворял бога Одина.
С корнем [d-n], означающим «поток», связаны имена 4-х основных Европейских рек: Дон, Днепр, Днестр, Дунай. Именно по этим рекам происходило расселение племен индоевропейцев (асов, ванов, альвов) из Причерноморья по территории Европы. Символично, что в ветвях дуба «Ингдрус. авт.» бегают четыре оленя и объедают его листву. Оленей зовут Даин, Двалин, Дунейр, Дуратрор, имена которых созвучны четырем европейским рекам Дону, Днепру, Дунаю, Днестру (см. Рис. 2).

"Взял он мешок и полез на дуб. Лез, лез и взобрался на небо" (Аф. 188).
Здесь отражение мифа о мировом древе, где крона представляет собой небо, ствол – землю, а корни древа – преисподняя. Образ мирового древа представлено в СПИ.
«Боянъ бо вещий,
аще кому хотяше песнь творити,
то растъкашется мыслию по древу,
серым вълкомъ по земли
шизымъ орломъ подъ облакы.»

 

Рис 2. Мировое древо pagan.ru

Двойственность фраз (иносказание) СПИ:
«растъкашется мыслию по древу» - растекается мысию (белкою) по древу.
 «серым вълкомъ по земли» - серым волоком (змеёй) по земле.
Орёл, сидящий на вершине мирового древа символизирует небесное (солярное) царство. Четыре оленя гуляющие по земле вокруг древа символизируют четыре водных потока.
Переплетённые корни в виде змей мирового древа , уходящие в глубь символизируют подземный мир, царство смерти.
Герои сказок иногда попадают в подземное царство через дупло или сплетённые у основания дерева корни.

Этимология мирового древа

Мировое древо, как и любое дерево, состоит из кроны, комеля, голомени  и корней. Крона – вершина дерева. Комель – основание ствола дерева, голомень – голая (оголённая часть ствола). Корни – подземная часть дерева.
крона – krona > k-r-n
комель – komel > k-m-l
голомень – golomen > g-l-m
корень – koren > k-r-n
крона и корни состоят из одних и тех же согласных букв: k-r-n.
комель и голомень состоят из перестановленных согласных m-l/l-m
Этимология составных частей дерева показывает, что крона может быть корнями и наоборот, то есть дерево может быть перевёрнуто без изменения смысла вершины и корней.
««Вверх корнями, вниз ветвями, стоит вечное дерево Ашваттха. Оно называется „бессмертное“, в нём покоятся все миры, и никто не может его превозмочь» (Индийские Веды, Бхагават-Гита).»
Структура Вселенной на основе материи и антиматерии напоминает инверсию мирового древа.

 


Рис 3. Мировое древо в структуре Вселенной [2]


 
Рис 4. Кольцевая структура Вселенной на основе Мирового древа [2]

Кольцевая структура Вселенной является «бессмертным» деревом Ашваттха.

Сокращения

СПИ – Слово о полку Игореве
ПВЛ – Повесть временных лет
СД – словарь Даля
СФ – словарь Фасмера

Ссылки

1. Мифы народов мира, энциклопедия. Гл. ред. С.А. Токарев, изд. «Советская энциклопедия», 1991 г.
2. В. Н. Тимофеев, статья «Космология»,  http://www.tezan.ru/kosmos.htm


Рецензии
Однако, остаются вопросы. Даже после двухтомника Топорова В.Н. "Мировое древо" вопросы остались. Надо полагать, настоящая онтологическая расшифровка ещё впереди.

Александр Безверхов   24.12.2022 02:00     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.