За что я люблю Creedence Clearwater Revival

За что я люблю и уважаю классическую рок-группу “Creedence Clearwater Revival” (1967-1972, США, Эль Серрито, близ Сан-Франциско, Калифорния).


Здравствуйте.

Прежде всего, хочется пошутить. Я люблю и уважаю данный коллектив за… название. Одни стильные 3 слова чего стоят!

Но, если быть серьёзным, то всё тут гораздо глубже и познавательнее, чем кажется на первый взгляд… И когда знакомые музыканты, отвечая на мой вопрос, мол, как хорошо ты играешь на гитаре, говорят, что: «Я играю, как «Криденс», то справедливо хочется поставить таких людей на место, подчеркнув, что играют они в похожем стиле и звучании, но им, простым гаражным и дворовым командам, ой, как далеко до великой, талантливой, и легендарной рок-группы…

Что? Жёстко? Но зато справедливо. Играть «Криденс» может, кто угодно, но сравнивать себя с успешными музыкантами, группе, которая ничего не добилась в музыке, это, извините, неправильно (мягко говоря). Ведь такому коллективу, как «Криденс» можно позавидовать в упорстве, стойкости, целеустремлённости и желании доводить все дела до конца…

Да, по большому счёту, это группа, так сказать, одного человека – гитариста, певца, автора и аранжировщика всех песен, а также художественного руководителя, продюсера и много чего ещё – Джона Фогерти. Но! Выяснилось и сформировалось всё это не за один день. Группа начала своё существование ещё в школьные годы (1959), определилась с составом участников, пробовала записывать песни на радио, выступала на танцплощадках, в клубах, ярмарках. И пел там тогда старший брат Джона – Том Фогерти. Пел, а младшенький (на 4 года младше) ему аккомпанировал на гитаре. Не сразу он подошёл к микрофону, не за один вечер стал сочинять слаженные и интересные тексты песен. Около 10 лет понадобилось, для того, чтобы о них узнали, полюбили и проявили к ним должное уважение! Около 10 лет! За которые ребята подросли, возмужали, и, сменив четыре названия (1959-1964 - "The Blue Velvets", Tommy Fogerty and "The Blue Velvets"; 1964-1967 - "Vision", "The Golliwogs", выбрали, наконец, себе стильное и мощное – “CREEDENCE CLEARWATER REVIVAL”, чтобы подчеркнуть то, что в них ещё не угасло желание продолжать трудиться...

Продолжать, несмотря на финансовые трудности, неудачи, посредственный успех в клубах и на вечеринках. И именно это выразилось в их новом, третьем по счёту названии коллектива – "Возрождение" ("Revival")! Уже не парней, а мужчин! Не наивных, а опытных. Возрождение чистой воды, с мелодичным, красивым женским именем Криденс (имя подруги Тома Фогерти - Криденс Ньюболл), что несло в себе заряд позитивной энергии, надёжности и цельности. Как целое, неделимое яблоко, которое несколько раз было разрезано на части, они попытались встряхнуть это старое общество (в конце 60-х, начале 70-х годов XX-го века). И им удалось!

Не за год они стали мировой знаменитостью, как пишут об этом различные сайты. Около 10 лет потратили на это! Почти 10 долгих, мучительных лет группе понадобилось, чтобы найти себя в этом огромном мире музыки (1959-1967)! Ну, и став «Криденс», они добились этого за год...

«Криденс»… Новое название, новые планы, желания, стремление. Усердная и кропотливая работа, репетиции до седьмого пота. Вдохновение Джона Фогерти, его голос, отточенное перо и магический звук гитары. Самовыражение. Его огромное желание поведать миру о наболевшем, раскрыть душу, рассказать что-то... И он смог. Спустя почти 10 лет проб и ошибок, он смог! Вырос над собой, своими желаниями, эмоциями и амбициями. Настало его время…

Теперь каждый из нас слышал, хотя бы 5 песен «Криденс», ставшими народной рок-классикой. Даже те, кто не знает название коллектива, всё равно могли слышать их. Где? Да где угодно! В кино, по радио, телевидению, в рекламе. Везде! Почему? Потому, что хоть это и рок-группа с мощным вокалом, ревущей гитарой, чётким барабаном и басом, но именно в этих (а-ля народных) песнях человек (Джон Фогерти) раскрылся настолько, что люди посчитали их близкими себе, своему миру и окружению. Повторюсь ещё раз: такие близкие, почти народные песни получились. О поиске жизни, желании существовать в мире и согласии, без войн и массовых конфликтов. И это сильно. Попадание в тему, душу, сердце…

Ведь вы когда-нибудь видели дождь (“Have you ever seen the rain?”)? Летний, чистый, как слеза ребёнка, как прозрачный серебряный ручей? Или же холодный, осенний? А может, наблюдали майский ливень? Так зачем же вы омрачаете всё железом и кровью? Да, дождь смоет всё, но какое будет к нему в дальнейшем отношение?.. И воспринимаем ли мы грозу, как наступление чего-то такого плохого, после затишья? Метафора, но в ней есть что-то. Близкое и понятное нам… Тогда Джон иносказательно пел о Вьетнаме, но разве сейчас лучше стало? Конфликты, как были, так и остались. Такие песни о наболевшем - на века… Открытая, истерзанная болью душа…

А пароходик «Гордая Мэри» (“Proud Mary”)? Джон рассказывает так поэтично и литературно, что невольно представляешь себе эту историю. Этот пароход, реку… Желание выбраться из обыденности, рутины. Выскользнуть подальше, почувствовать свободу, свежий ветер, гудок парохода! Тууу-тууу! И никого… На время… Красиво…

А заводной рок «Криденс»? “Molina”, “Good Golly Miss Molly”, “Travelin’ band” и другие?  А эти, так называемые, долгоиграющие номера? “Suzie Q”, “I heard it through the grapevine”? Пусть и обработки других исполнителей, зато какие! Как сыграно! Любо-дорого слушать... 

Вот-с… И это всё «Криденс»…

5 лет существования (как видно, хватило тех почти 10 лет поиска себя и звучания, итого: 13). 7 выпущенных альбомов. 120 миллионов копий проданных дисков. И дальше каждый пошёл своей дорогой… 


"Creedence Clearwater Revival" — "Fantasy", июль 1968.
"Bayou Country" — "Fantasy", январь 1969.
"Green River" — "Fantasy", август 1969.
"Willy and the Poor Boys" — "Fantasy", ноябрь 1969.
"Cosmo’s Factory" — "Fantasy", июль 1970.
"Pendulum" — "Fantasy", декабрь 1970.
"Mardi Gras" — "Fantasy", апрель 1972.


Ну, а я? А я люблю и уважаю группу “Creedence Clearwater Revival” за:

+ сильный, мощный, динамичный и особенный вокал Джона Фогерти;

+ интересные тексты песен, которые хочется учить наизусть и петь;

+ а-ля народные песни (их выделим особо);

+ рок! Настоящий, взрослый рок! С гитарой (местами губной гармошкой, органом), зажигательными элементами и желанием пуститься в пляс от некоторых номеров;

+ постоянство состава. Всегда ценил это качество в любом музыкальном коллективе. Сплочённость, отдача, стойкость, упорство, работа до седьмого пота. Без нытья, увольнений и прочего. И так до конца. Через весь тернистый путь вместе. Э-э, кроме старшего брата Тома Фогерти (о чём я скажу чуть позже);


Джон Фогерти — ведущий вокал, гитара, губная гармошка, клавишные, саксофон (1967—1972).
Том Фогерти — гитара, бэк-вокал (1967—1971).
Стю Кук — бас-гитара, клавишные, бэк-вокал (1967—1972).
Дуг Клиффорд — ударные, перкуссия, бэк-вокал (1967—1972).


+ Историю группы, а также за то, что о таких, как они, можно писать книги, снимать фильмы, рассказывать по радио;
   
+ ну, и последнее – за то, что, как бы там у них не сложились отношения в дальнейшем, они заслужено вписали своё имя в историю развития рок-музыки, внеся в неё своё звучание, особенный вокал и именно своё видение дела… Ведь когда я ставлю “Wrote a song for everyone” («Написал песню для каждого») - я понимаю, что это посыл миру, что написал он её, как притчу, как песню-протест о наболевшем, как крик измученной души. А это не может не трогать. Это близко. И рок тут ни при чём…

Ни при чём… Знаете, изучая биографию Джона Фогерти, я обратил внимание на то, что это неглупый, начитанный, серьёзный, ответственный и очень одарённый человек. Мне понравилось то, как он относился к работе, как отдавал себя. Кстати! Я даже обратил внимание на то, как Джон выглядел! Это был всегда культурно и прилично одетый мужчина, который… казался воспитанным и аккуратным музыкантом. Рок-музыкантом! С мощным вокалом и яркой игрой на гитаре, в блюзовой и ритм-энд-блюзовой манере, со слегка утяжелёнными, находчивыми рифами! И это говорило о многом. Он отличался от типичного рокера!..

А остальные музыканты группы? Соответствовали ему! Не всё в этом мире состоит из клише, типажей и стереотипов, и «Криденс» яркое тому подтверждение! Да им и не нужно было всё это! У них был Джон, который всё брал на себя и этого было достаточно.

Кстати! В последнем, седьмом альбоме "Mardi Gras" (1972), когда старший брат, потерявшись в том, кто из них младше, ушёл из коллектива, оставив их втроём, Джон предоставил возможность каждому из участников что-то спеть. И данный проект окончательно показал, насколько все были правы относительно лидера группы. Лучше Джона это не смог никто! А ушедший Том? Ну, при его амбициях, трудно было глядеть правде в глаза. Он ушёл, не принимая, что «Криденс» - это именно Джон, и ничего тут уже не поделаешь… Да, он позже попытался начать сольную карьеру, но успеха не достиг. В то время, как Джон и в одиночку смог "выстрелить". Талант - он и есть талант.
 

В качестве вывода, скажу, что это нормально, когда есть один толковый лидер, готовый вести небольшую команду за собой. Плохо то, что из-за этого могут поссориться родные и близкие люди. Да и финансовыми вопросами лучше заниматься всем вместе. Не во вред музыке. Ну, а выпускать в год, аж, три альбома подряд - это оставим на совести звукозаписывающих компаний. Так гнать вперёд музыкантов – это то же самое, что ловить кенгуру с вертолёта... Да, всё круто, творческий поток мыслей и всё такое, но выпустить можно было и чуть позже. Всё должно быть в меру и грамотно. Быстрый успех - слишком, уж скорый конец сулит. Хотя… 5 лет для группы… Плюс те 8… Итого 13... Немало... Но финал обидный. И судебные разбирательства (делёж нажитого, аж до середины 80-х годов). И ссора… Родственников, друзей детства…

Н-да... Вот и говори, что деньги людей не меняют… Обидно… Но такова их история…

А рок жив, пока жива память о нём… А «Криденс» – моя вторая любимая иностранная команда (после "The Beatles")… И спасибо им за то, что они есть в моей жизни…


С уважением, Алекс Джей Лайт.    


Рецензии
Впервые услышал Криденс в 1969 году и с тех пор считаю одной из своих любимых групп. В машине всегда со мной двойной диск этих замечательных музыкантов! Удачи!

Виктор Кутуркин   02.09.2018 23:40     Заявить о нарушении
О, да... Это стоящие американские ребята. За их почти народные песни, я их ценю ещё выше...

Алекс Свитт   03.09.2018 16:05   Заявить о нарушении