О Минске, про город и Зеленый луг

         Первые впечатления самые яркие.  Новое воспринимается всеми органами чувств, предметы и события укладываются в памяти на уже подготовленное место. Легко было описывать впечатления о наших путешествиях: о Сан-Франциско, Гавайских островах, Аляске... Увидел, услышал, запомнил, «переварил», сел и написал… А если живешь в городе много лет, все привычно, обыденно, ну о чем можно рассказать?
         Взять мой родной Минск. О нем много написано, изданы книги, великолепные фотоальбомы. Зафиксированы многие исторические события. Тут люди живут уже тысячу лет. Название города Менеск впервые упоминается в летописях в связи с кровавой битвой на реке Немиге между отрядами полоцкого князя Всеслава Чародея и киевских князей Ярославовичей в 1067 году. На территории сегодняшнего города найдены курганы с захоронениями Х века. А в ХVIII в. это был уже довольно крупный город и торговый центр. В 1797 г. в Минске проживало около 7 тыс. человек.
         Реку Немигу уже давно никто не видел, сегодня она течет под землей по трубам и впадает в главную реку города Свислочь. Улица, где она протекала, названа Немигой. Помнится, мой научный руководитель Б.М. Смольский  рассказывал, что во времена его детства Немига была обычной рекой. В  20-х годах случались ее частые разливы и затопления ближайших улиц. Весной вода часто заливала мост, по которому дети ходили в школу. Им приходилось дожидаться подводы, чтобы перебраться через мост и не намокнуть. Да и сейчас во время сильных дождей улицу затапливает.
         В новые времена Немига снова стала местом трагедии для белорусов. В подземном переходе станции  метро Немига 30 мая 1999 года в результате давки погибло 53 человека и почти двести человек были ранены. Во время праздника люди, в основном молодежь, убегали от дождя в метро, хотели спрятаться. Все спешили, задние напирали, передние падали на ступенях, о них спотыкались и тоже падали …
                ***
         Когда я бываю за границей, узнав что я из Беларуси, люди просят рассказать о ней. Я рассказываю, отвечаю на вопросы. Однажды меня спросили: «Ты пишешь про разные страны, а что у тебя есть про твой родной город Минск?» К стыду своему я не смог им внятно ответить, почему я до сих пор ничего не написал.
         И вот из странствий возвратясь после долгого отсутствия, я почувствовал радость встречи c близким и родным городом, с друзьями. Обратил внимание, что город изменился, может, потому что попал в другое время года с другой расцветкой. Еще сентябрь, но уже трава и улицы усыпаны разноцветным ковром, клены украшены красными и желтыми листьями-звездочками. Каштаны разбросали по улицам свои твердые и гладкие орешки, которые так и хочется подержать в руке, пощупать,  набрать полные карманы. За год выросли новые здания, отели, банки, торговые и бизнес центры. Изменился и наш микрорайон, добавились жилые дома, многоэтажная парковка и огромное современное офисное стеклянное здание недалеко от нашего дома. Подумал: «Эх, испортили нам такой вид!» Ведь из нашего окна раньше метрах в пятистах был виден храм с золотыми и небесно-голубыми куполами. А теперь вместо куполов видна парковка и ряд типовых девятиэтажек. Жителям этих домов повезло, теперь они смогут любоваться из окон храмом, озером, каналом и лугом. Ведь наш микрорайон так и называется Зеленый Луг 6.
                ***
         Впервые я приехал в Минск в 1960 году еще школьником. Город не был таким большим, как сегодня. В нем проживало немногим более 500 тыс. жителей.  Всего было 6 маршрутов троллейбусов, ходили трамваи и автобусы, и, путешествуя по городу, я быстро изучил все интересующие меня достопримечательности. Мой отец снимал жилье в одноэтажном районе с названием «Сельхозпоселок». Друзей у меня здесь не было, и я много гулял с хозяйской собакой. Собака была большая, беспородная, но, вероятно, кто-то из ее далеких предков был немецкой овчаркой. Рядом был небольшой стадион «Заря», позже там устроили спортивный комплекс для тренировки пожарных, сегодня службы МЧС. Недалеко от дома был парк по улице Севастопольской. Мой отец рассказывал, как они - работники 32-го завода, на субботниках  сажали деревья в этом парке. Деревца были небольшие, многие были еще привязаны к колышкам, но мы часто ходили туда на прогулки. За парком и городом тянулись поля, луга. Мы с собакой гуляли по дорожкам возле огромного поля колосящейся ржи, проходили мимо птицефермы, которая была недалеко от сегодняшнего трамвайного кольца.  Перейдя через Логойское шоссе, мы поднимались на холм, где стояла триангуляционная вышка и с высоты был хорошо виден город, лес и далеко простирающиеся луга. Сейчас на месте этого холма находится центр микрорайона Зеленый Луг 7. Невдалеке был пруд и небольшая деревня с названием Зеленый луг, в деревне была улица Зеленолугская. Сейчас это часть улицы Мирошниченко. Возле пруда ходили гуси и утки, и мне приходилось удерживать собаку, когда просыпались ее охотничьи инстинкты. До города отсюда было недалеко, около километра. Город заканчивался там, где сегодня проходит линия высоковольтных передач в районе ул. Калиновского и Широкой, тогда еще не было микрорайона Зеленый луг 3. Невдалеке был молодой лес, точнее это были сосновые посадки с деревцами высотой 2-3 м. Рядом на краю этого леска было небольшое болото, в котором водились дикие утки. Теперь там канал и озеро,  а на том месте построен мостик ярко-синего цвета. Собака не любила гулять по городу, она постоянно тянула меня туда.
         Так получилось, что теперь в этом районе мы проживаем. Сначала я с родителями жил на улице Якуба Колоса. Дом был тоже невдалеке от тех мест, по тем же полям и лугам я любил кататься на велосипеде летом и лыжах зимой. Правда, вскоре поля начали застраиваться, и появились микрорайоны под общим названием Зеленый луг. Птицеферму снесли. Первый микрорайон Зеленый Луг вырос на месте, где когда-то было ржаное поле, затем построили Зеленый Луг 2, и так дошло до цифры 6. За время этих строительств я закончил школу, университет и даже успел жениться и обзавестись дочкой. А через 7 лет семейной жизни мы построили кооперативную квартиру в новом микрорайоне Зеленый Луг 6.
         Когда у нас была возможность выбора района строительства, жена предлагала строиться поближе к центру. В Минске она родилась, жила недалеко от центра, все ее предки были из Минска, она привыкла к городу, поэтому ей не хотелось ехать на окраину. Мне же всегда хотелось быть поближе к природе, а здесь чистый воздух, красивые пейзажи. Я и раньше ездил на велосипеде в этот лес за черникой. Поэтому я все же уговорил жену строиться здесь. Первый год она высказывала недовольство, ведь дом был первым в районе, рядом не было магазинов, до кольца троллейбуса надо было идти почти километр. И ребенка в детский сад тащить…  Рядом строились другие дома микрорайона, дороги были разбиты тяжелыми грузовиками. Нелегко было ходить в распутицу по грязи, еще и с сумками после работы и магазинов. Пришлось нам купить резиновые сапожки, чтоб добираться до троллейбуса, в нем мы переодевались в приличную обувь, а грязные сапожки после ополаскивания в ближайшей луже прятали в сумку.
         Зимой тоже случались неудобства. Приходилось шагать по сугробам. Случались перебои с отоплением, электричеством. Ведь это был первый заселенный дом микрорайона. Однажды у нас собралась компания встречать Новый год. А батареи-обогреватели (они у нас в стенах) были едва теплые. Температура в доме не превышала 12 градусов тепла.  На улице снег, ветер… И тут к нам заваливает толпа наряженных гостей. Шли они почти километр в метель по сугробам от троллейбусной остановки, в легкой одежде, женщины в колготках… Пришли замершие в надежде погреться и повеселиться, а у нас и в доме холод. Включили духовку и все расселись возле газовой плиты на нашей шестиметровой кухне поближе к теплу. Пришлось все закуски и прочее нести с украшенного в большой комнате стола в кухню и там в тесноте, почти в антисанитарных условиях встречать Новый год, кажется, это был 1979-й.
                ***
         Дом наш оказался рядом с тем подрастающим леском, где я раньше гулял с собакой. Только он подрос, некоторые сосны почти достигали высоты нашего четвертого этажа.  Но поля и луга за лесом можно было видеть. Через несколько лет лес для нас эти поля закрыл, а жаль, ведь на их месте построили большое и красивое озеро - Цнянское водохранилище. Хотя при желании, встав на стул или подоконник, сначала еще можно было что-то увидеть. Район обустроили, появились магазины, детский сад, школы, началось строительство нового микрорайона Зеленый луг 7… Жена призналась, что теперь уже рада, что переехали сюда. Дочку устроили в детский сад рядом с домом. На подъездах нашего дома появились объявления: «Сниму квартиру в вашем доме на лето». А что, ведь рядом лес, озеро, чистый сосновый воздух! В озере люди купаются, ловят рыбу. В лесу можно было не только гулять, но и собирать ягоды, а если пройти подальше за кольцевую дорогу, то и грибы. Да, мы не ошиблись с выбором! Было где отдохнуть после работы и погулять с ребенком!
         Когда у меня появилась машина, не было никаких проблем с парковкой во дворе. Конечно, оставлять ее на ночь я старался пореже, рядом лес, случались кражи. Сейчас с каждым годом машин все больше, двор уже не выдерживает такого их скопления, ведь в доме 500 квартир, почти в каждой семье есть автомобиль. Поэтому найти парковку возле дома большая проблема, трудно теперь даже подъехать к подъезду и развернуться. Кто же знал, когда проектировался дом, что будет столько автовладельцев через «каких-нибудь» 35 лет.
         Когда строили наш микрорайон, деревушку и Зеленолугскую улицу снесли и на их месте построили современные дома. Озерцо, где раньше гуляли гуси, оставили. Рядом с ним построили торговый комплекс, на втором этаже устроили кафе с красивым названием «Лазурное». Выглядело неплохо, ведь прямо под окнами кафе было озерцо. Потом, по слухам, в нем кто-то утонул, и озерцо засыпали. Теперь на этом месте построили дом. Вслед за озером кафе также исчезло, сейчас там зуболечебница.
         Семнадцать лет назад невдалеке начали строить храм. Долго стоял длинный мрачный деревянный забор, за которым не было заметно никаких изменений. Как стояла церковь-палатка, в которой уже несколько лет проводились богослужения, так она и продолжала стоять. Работа по новому строительству шла медленно. Руководил строительством священник - настоятель этой церкви отец Владимир. Я знал его еще со студенческих времен, он учился тогда на математическом факультете Белгосуниверситета, кроме того, он играл на балалайке-контрабасе в университетском оркестре народных инструментов, где играли мы с моей будущей женой. Изредка я его встречал, когда проходил возле строящегося храма. Он всегда спешил,  бывало шел куда-то в рабочей одежде с перебинтованной рукой, объяснял, ведь идет стройка. В конце разговора он всегда передавал привет матушке – моей жене.
         Храм строился долго, почти 10 лет, не хватало средств, материалов. Но надо Владимиру отдать должное, храм он построил замечательный, красивый и уютный. После завершения строительства он служил там не долго, потом ушел в монастырь.
                ***
         Сегодня наше водохранилище популярное место отдыха. Голубая вода, оборудованные пляжи, детские и спортивные площадки, много зелени, удобный городской транспорт… Посреди озера находится остров. Когда-то здесь располагалось имение владельцев этих земель. При желании и сегодня можно найти заросшие останки строений, одичавшие фруктовые деревья, выросшие на месте графского сада. Приятно пройтись по старинной липовой алее по дороге, когда-то мощеной булыжником, за ней заросли одичавшей сирени. Раньше я не встречал таких огромных лип, ведь им более ста лет.
         Много лет назад мы с женой и дочкой, когда не было своей дачи, любили сюда ходить на прогулки и часто возвращались с букетами сирени. Во время ее цветения было приятно здесь побродить, немного наломать цветов, ведь сирень этого не боится. Может именно поэтому она уже более ста лет в положенное время начинает цвести, напоминая о своих прежних хозяевах, и радует сегодняшних жителей.
         Рядом с озером стояла деревня Цна-Иодково: обычные деревянные дома, деревенское кладбище. Возле нее протекает небольшая спрямленная речка Цна, приток Свислочи. Сегодня деревню практически поглотил коттеджный поселок с красивыми и большими домами разнообразной архитектуры. Видно, что многие владельцы реализовали в них свои фантазии. Есть совсем простые дома без излишеств, есть с башнями, как у старинных замков. Яркость красок производит приятное впечатление, но не чувствуется единого архитектурного решения застройки. Место красивое, поэтому коттеджные поселки вокруг озера растут и расширяются. Несколько лет назад деревня и коттеджный поселок Цна-Иодково административно вошли в г. Минск. Вторая половина названия деревни при этом исчезла. Теперь она называется коротко – Цна.
         Место, где стояло имение, оказалось на острове, теперь это зеленая зона. В память о прежних владельцах – дворянах Иодко названы местные улицы поселка. Род Иодко – старинный литовский дворянский род. Гербом этого рода была лиса в рыцарском шлеме. Кто-то из представителей рода поддерживал освободительное движение Тадеуша Костюшко, кто-то присягал на верность Российскому царю и строил здесь православные храмы.  Такая она Беларусь, многое здесь намешано.
         Одним из известных представителей этого рода был Яков Наркевич-Иодка (1847-1905). Специалист с мировым именем в области физики атмосферного электричества, врач, метеоролог, музыкант, композитор и дирижер, организатор частного санатория. Без сомнения, деятельность этого дворянского рода заслуживает изучения, и их имя достойно увековечивания не только в названии улицы деревни.
                ***
         Написал я все это, а потом решил посмотреть, что там сегодня. Давно уже там не был. А от моего дома идти всего какой-нибудь километр. Убедился, что окрестности озера благоустроены, построены удобные дорожки для пешеходов и велосипедистов, появились новые детские площадки, на пляжах все покрашено и находится в полном порядке, как будто перед началом летнего сезона. А ведь сегодня последний день сентября. Дорожки вдоль канала водной системы обсажены кленами, вроде их недавно посадили, а теперь они выросли и создают приятную тень гуляющим здесь мамам с колясками.
         Пройдя по небольшому мостику, ступил на остров. Группы деревьев, которые появились здесь 2 - 3 года назад пошли в рост, они уже не кажутся здесь искусственно посаженными.  Иду в глубину зарослей. Начинают встречаться огромные столетние деревья: клены, ясени, много больших берез. Видно, что люди сюда забираются не часто, хотя небольшие тропинки есть. Вот, наконец, та графская липовая аллея, куда я направлялся. Липы все такие же, как я их помню, огромные. Деревья понемногу желтеют – осень, дорога между рядами деревьев покрыта листвой. Но где-же каменная мостовая, по которой когда-то цокали лошадиные копыта и ездили экипажи? Лет 20-30 назад дорога была, я точно помню! Под листьями нашел несколько выглядывающих из земли булыжников. Жаль, время и дорогу состарило, понемногу все уходит в землю.
                ***
         Сразу за деревней и кольцевой дорогой начинается небольшой лес – урочище Куропаты. Когда-то я любил кататься там на лыжах, мне нравились крутые спуски и подъемы. Даже дважды там на горках ломал лыжи. Летом многие горожане в лесу устраивали костры, жарили шашлыки. Но около тридцати лет назад при прокладывании газопровода рабочие там откопали множество человеческих останков. Оказалось, что этот лес являлся местом расстрелов и захоронений репрессированных органами НКВД в 1937 - 1940 годах.  По разным оценкам здесь за этот период было расстреляно от 30 до 250 тыс. человек, а в данном месте захоронено более 500. На этом месте жители Минска установили десятки деревянных крестов, уже много лет здесь выставлена икона - Куропатская Мадонна. По ее щеке текут слезы. Теперь это уже не место для развлечений.
         Во время визита президента США Б. Клинтона в Беларусь в этом урочище установили небольшую каменную скамейку с памятной надписью. Скамейку неоднократно разрушали вандалы, каждый раз ее восстанавливали, хотя теперь она смотрится не столь изящно, как раньше. Несколько лет назад урочище Куропаты получило статус историко-культурной ценности Республики Беларусь.
                ***
         Недавно мне пришлось делать пересадку в метро на Немиге. Подумал, а ведь в этой станции есть капля и моего труда. Лет двадцать пять назад к нам в НПО «Центр» обратились строители провести огнезащиту древесины дуба для декоративной отделки станции метро Немига. Тогда вторая линия метро еще только строилась. Мы на больших центрифугах в Березино пропитали партию привезенной древесины. Из нее потом строители изготовили панели для стен станции, а также странную мрачную конструкцию, которую подвесили под потолком. Конструкция называется Ладья, хотя это не легко понять.
         Подумал, ведь эти стены и ладья были свидетелями кровавых событий в переходе этой станции в 1999 г. Сюда доносились крики, стоны раненных… Люди помнят об этом, построен мемориал, на гранитных ступенях лежат смятые бронзовые цветы… Но никто уже не вернет погибших, не возвратит инвалидов к полноценной жизни. Сын моих друзей, который случайно оказался в том месте, рассказывал, как ему удалось спастись. Благодаря высокому росту, он смог упереться в потолок и устоять, прикрыв собой девушку, которая была с ним. У него еще долго болела рука от неимоверной нагрузки.
                ***               
         Прогулки позволили мне сравнить сегодняшний Минск с картиной «давно минувших дней». Облик города меняется, строятся новые районы, вырастают новые дома, появляются парки, спортивные сооружения, торговые центры… Город все больше напоминает европейские города.  Восстанавливаются старинные улочки, делаются попытки воссоздать целые районы старого Минска.  Многие еще помнят, что здесь было 30-40 и даже 60 лет назад. Они могут рассказать, описать, поделиться… Знать историю своего города, это же так интересно! Мне кажется, что каждая капля информации очевидцев становится со временем все ценнее. Может кого-то  заинтересует и моя история о микрорайоне Зеленый луг?  Жаль, если подобно той дороге на графской аллее все скроет слой времени.

        На фото: слева направо бронзовая фигура фотографа (скульптор В. Жбанов); улица Немига сегодня; площадь Победы; икона в урочище Куропаты; канал и храм в микрорайоне Зеленый луг; бронзовые цветы мемориала в переходе станции метро Немига.


Рецензии
Владимир, спасибо! Были интересны ваши зарисовки о городе, о микрорайоне Зеленый Луг.

Что побудило отозваться. Вы написали: "Сын моих друзей, который случайно оказался в том месте, рассказывал, как ему удалось спастись. Благодаря своему высокому росту, он смог упереться в потолок и устоять, прикрыв собой девушку, которая была с ним. У него еще долго болела рука от неимоверной нагрузки."

Дочь моих знакомых также случайно оказалась там. Была с высоким парнем. Им удалось выбраться оттуда - он также упирался в какую-то выступающую балку потолка. Они ещё спустились к воде, т.к. у неё ноги были в крови. Домой девушка вернулась утром в одной кроссовке. Мама её, ничего не зная, наругала дочь за внешний вид. И только, кажется, на работе узнала, что произошло и где была дочь.

Любушка 2   01.07.2023 08:04     Заявить о нарушении
Спасибо, Любушка, что отозвались. Кто знает, может Ваша девушка знакомая рядом с нашим другом была тогда. Его звать Сергей Василенко, может и знакомы? И сколько лет прошло, история уже подзабытая, все ж хорошо, что бронзовая память (розы и т.д.) не дает забыть.
С уважением,

Владимир Кожин 3   01.07.2023 18:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.