Шеврон и нагрудный знак

см.ФОТО: нагрудный знак и шеврон.

- Озерянин! - раздался, как всегда, громоподобный голос комдива.
-Я, товарищ полковник!
- Зайди ко мне в кабинет, -полковник Бабич выглядывает во двор штаба из окна кабинета начальника штаба дивизии.
-Есть, товарищ полковник!
Я как раз пересекал внутренний дворик. Захожу в кабинет.
-Насколько я помню, ты у нас кроме всего прочего еще и, вроде как, художник? - глядя в упор, задает  вопрос командир.
-Могу немножко, но нигде и никогда этому не учился.
-Сейчас пошла вроде как мода-веяние на то, чтобы каждая дивизия имела свой индивидуальный шеврон и нагрудный знак. Ты бы смог набросать эскизы?
- Как срочно?
- Да вроде, как вчера надо было.
- Понял, попробую и вам занесу на показ.
- Давай, через пару часов сможешь?
- Постараюсь.


         Быстро решаю текущие вопросы по службе и сажусь за стол в своем кабинете.Такую задачу мне выполнять еще не приходилось никогда. Совершенно не предполагая, как она будет воплощена в реальность. Не имея никаких понятий в геральдике, полагаясь только на свои скудные соображения, приступаю к делу. Чего греха таить, всегда нравились мне орлы на немецких нашивках и знаках. А так, как дивизия имеет отношение к небу, то первым делом подумал, что должен быть отображен на шевроне парашют и орел.
 
     Беру стандартный лист бумаги.  Циркуля под рукой не оказалось, зато в тумбочке стола была кофейная чашка. Провожу простым карандашом под линейку вертикальную линию, переворачиваю чашку и, соблюдая симметрию, провожу овал купола парашюта. Затем рисую щит, а под куполом взлетающего орла, имея ввиду, что дивизия  тогда только набиралась сил, еще вволю не летала, но уже примерялась.

     Помнил из школьного курса  истории, что когда Ленин поставил художнику задачу нарисовать герб Советского Союза, тот принес ему на рассмотрение эскиз именно того герба, которым впоследствии и пользовались в течении семидесяти двух лет, почти не меняя его. На на том эскизе был меч, который  размещался по косой, справа налево, как бы перечеркивая весь остальной рисунок. Ленину эскиз понравился, за исключением меча. Меч он тут же вычеркнул, заявив, что мы мирное государство, нам меч не нужен. И тогда вместо меча были изображены серп и молот.


      Но учитывая, что наша дивизия являлась отнюдь не мирным орудием и довольно насыщенно была вооружена, то на моем эскизе  решил разместить меч. И как его только не лепил, он никак не  вписывался. Пришлось поставить вертикально, в расчете на то, что это только эскиз и, возможно, меня кто - нибудь еще поправит. В лапах орла разместил ленту с надписью «1-я аэромобильная дивизия». По периметру щита сделал ободок малинового цвета, потому что уже слышал случайно о том, что основной украинский армейский цвет-малиновый. Якобы, знамена запорожских казаков, в основном, были малинового цвета.


       Не откладывая в долгий ящик,  на этом же листике бумаги, набросал эскиз нагрудного знака - тот же орел, но крылья уже развернутые в полете, тот же купол парашюта над головой орла. При этом пятикопеечная монета послужила  для того, чтобы ровно и симметрично вывести дугу купола. В лапы орла я поместил лавровый венок с  аббревиатурой, «1-я АЭМД».


        После чего понес листок командиру. Ему понравилось. Он вызвал начальника штаба дивизии полковника Ерепа. Тот тоже закивал головой в знак согласия и забрал листок с собой. После обеда уже Ереп вызвал меня к себе. У него в кабинете сидело два гражданских парня, примерно, моего возраста. Оказалось, что это представители фирмы, которая занимается изготовлением шевронов и знаков. И находится она не где- нибудь, а в Кишиневе, соседней нам Молдовы.


     Они попросили, чтобы я показал, где, что и в каком цвете отразить, потому что эскиз был в черно  белом варианте. Пришлось пометить надписями, где, что и как должно быть. Я все еще не придавал значения своей работе. И понятия не имел, что все это завязано на приличные деньги, но мне об этом никто и ничего не говорил. Пацаны оказались смекалистые, потому что, как оказалось впоследствии, практически очень четко, буквально  до миллиметра воплотили все, что я им говорил и что было нарисовано. Тем не менее, как оказалось впоследствии, замполиты-воспитатели все - таки внесли свои коррективы. На шевроне над куполом написали лозунг « Никто кроме нас». На украинском языке, естественно. А на нагрудном знаке обрезали мой веночек с надписью, а вместо него на грудь орлу просто прилепили нашлепку с надписью  «1-я аэмд».

        Через пару недель те же гонцы, которые принимали заказ, привезли первую партию шевронов и знаков. При этом они за изготовление запросили семьдесят
копеек за шеврон и пятьдесят копеек за знак. Без разговоров с ними рассчитались. Если бы кто подсказал, нужно было мне запатентовать свою работу. А начальник штаба тут же на очередном совещании предложил продавать личному составу шеврон за полторы гривны, нагрудный знак за гривну. Комдив молча кивнул, мол, согласен. Тогда гривна еще была по курсу – примерно, один доллар к двум гривнам. Я и тогда не придал значения этому навару и кому он пойдет в карман.

     Прошло три года. Только когда я уехал на трехмесячные курсы повышать свою квалификацию управленца в Киев, то слегка прозрел, потому что встретил свои шевроны и значки в свободной продаже. Ими торговали  в киосках печати, книжных развалах,  даже на так называемом, «майдане независимости». Шеврон в 1998 году стоил пять гривен, значок - три гривны.

   В дивизии делом торговли эмблемами занялся бывший замполит, быстро перекрасившийся в офицера оперативного отдела, майор Кулиш. Занимая  должность «стой там, иди сюда», был левой рукой начальника штаба дивизии по особым поручениям. Вот это и было одним из его особых поручений. Знак и шеврон, несмотря на колебания гривны, вместе шли примерно за полтора бакса.

    Всем военнослужащим, в том числе и мне, независимо от званий и должностей они "впаривались" п р и н у д и т е л ь н о.  Семь-восемь тысяч человек, минимум раз в год должны были приобрести эти знаки за свои кровные, чтобы затем гордо носить их на груди и на рукаве. Комдив как - то похвастался на совещании, что какой - то коллекционер из Бразилии выходил на него и просил за любые деньги  продать ему набор в одном экземпляре.

  Дивизия существовала десять лет.  Вопрос: куда девались те деньги, мне не задавайте. Для меня это тоже загадка. Подполковник Кулиш, выйдя на пенсию, второй раз женился и преспокойно служит клерком в одном из филиалов «Приватбанка» в Одессе. Хвастался  как- то мне в телефонном разговоре, что собирается купить яхту.
На мой вопрос, знает ли он, кто является автором знака и шеврона, по моему слукавил, и сказал что нет, не знает. Да и до сих пор мало кто об этом знает из тех, кто тогда служил в дивизии.


Рецензии
Вот так чаще всего и бывает.
Способности, о таланте не говорю,
и предприимчивость редко уживаются в одной упряжке.
Для первого надо кое что иметь в голове,
а для второго надо не иметь
(типа совести).

Василий Овчинников   20.09.2018 11:54     Заявить о нарушении
Благодарю вас Василий, за благосклонный отзыв.
С уважением,
В.О.

Владимир Озерянин   20.09.2018 14:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.