Письмо от лауреата Нобелевской премии Алексиевич

Вчера я написала о том, как получила отклик на свою рукопись от лауреата Нобелевской премии Алексиевич Светланы. Но из-за перестановки в квартире я не смогла найти ни ее письмо, ни ее книгу. Сегодня все нашлось в ящике моего письменного стола. Хочу донести эти рукописные документы Алексиевич Светланы до читателя.

В конце апреля 1986 года меня подкосила смерть, фактически самоубийство моей подруги Оли, с которой мы занимались научной работой в одной лаборатории. Тайна ее гибели ушла вместе с ней. Анализируя события того времени, мы находили с десяток причин... Но что стало последней каплей в ее жизни, никто не смог сказать.

Вспоминая свою маму, я думала: Мама! Мама! Наученная горьким опытом
тридцатых годов, как ты все-таки ошибалась. Тогда у людей можно было отобрать все, и образование оставалось основным капиталом. Поэтому ты так стремилась к тому, чтобы мы получили хорошее образование.  Но, оказывается, если отобрать жизнь, и никому не нужно будет твое образование…. Никто о нем и не вспомнит…

По мотивам этих событий я написала повесть "Где оно, то мгновение? - реквием" (http://www.proza.ru/2013/01/21/2144), стихи - "Памяти Оли" http://www.proza.ru/2015/06/12/1351, "Оля" http://www.proza.ru/2015/06/12/1330, "Слезы дождя" http://www.proza.ru/2015/06/12/1326, "Давай поговорим Постой" http://www.proza.ru/2015/06/16/898.

Когда умирают родные - бабушки, тяжело, но разумом понимаешь неотвратимость этой смерти. Но когда в одночасье уходит молодой, красивый, полный жизни, любитель розыгрышей и шуток, пережить это невозможно.

Я металась, хотела поделиться своим горем, и написала письмо Светлпне Алексиевич. К письму приложила свою повесть, фотографию Оли, ту, которая теперь у нее на памятнике из розового мрамора.И забыла об этом письме. Через несколько месяцев пришла бандероль, содержащая ответ с извинениями за задержку и книгу "У войны не женское лицо..." с дарственной надписью). Теплые слова соболезнования, одобрительные слова относительно рукописи...

Вот какую дарственную надпись сделала мне Светлана Алексиевич к своей книге "У войны не женское лицо...":

Дорогая Любовь Силовна,
могу повторить только любимое бунинское: как ни грустно в этом непонятном мире - он все же прекрасен.
Ваша
Светл. Алексиевич
20.111.89г.

А такое письмо Светлана приложила к подаренной книге:

"Дорогая Любовь Силовна,
простите, что не сразу ответила. Прочла письмо, сразу был порыв - отозваться, сказать, что знаю эту печаль, догадываюсь. Но потом... Много всего потом: поездок, людей, работа. А в сознании где-то все время присутствовало красивое лицо Оли, Ваше признание и трагичность всего нашего человеческого существования. Грустно от исчезнувшей жизни... Грустно, что это так трудно воплотить в слове...
   Книгу под условным названием "Мужчина и женщина" я пока отставила. Сейчас пишу другую, о том, что мы называем "афганской" войной. Была в Афганистане, встречаюсь с вернувшимися оттуда, с матерями погибших. О другом думать не могу. Не хватает сил.
Может быть, вернусь к своей прежней идее.Позже. Но все равно, спасибо за письмо и рассказ об Оле. Буду помнить, Это уже во мне.
К сожалению, реквием отсылаю. Может быть, это обидно, а, может и нет. Но литература - это другой талант. Это - жизнь!

Мои самые лучшие пожелания!
Будьте счастливы! У Вас - высокая душа!
Ваша
Светл. Алексиевич
20.111.89г."

Мне очень дорого это письмо, та человеческая поддержка и одновременно суровый приговор  первоначальному варианту моей рукописи. Я много работала потом над ней. Почти через 20 лет после трагедии с Олей я опубликовала ее в изданной мною во всероссийском издательстве (а потом и переизданной) книге. Спасибо Светлане Алексиевич!!!

Сегодня я узнала о присуждении Светлане Алексиевич Нобелевской премии по литературе. Я горжусь этим! Это - победа нашего РУССКОГО МИРА!
Мне нравятся мысли Айрис Мердок о творчестве, которые она высказала в романе "Черный принц":

"Есть святые в искусстве, которые просто промолчали всю жизнь, но не осквернили чистоту бумажного листа выражением того, что не было бы вершиной красоты и соразмерности, иначе говоря, не было бы правдой".

"Настоящее искусство выражает правду, оно и есть правда, может быть, единственная правда".

В книгах Светланы Алексиевич - только правда, правда о целом пласте нашей жизни. Дай Бог ей сил для продолжения своего творчества!

Интернет гудит! Сколько желающих опорочить имя Светланы Алексиевич! И. дескать. книги ее - не литература. и против присоединения Крыма к России выступала. и еще много другого недоброго...

Что же думаю я об этом присуждении премии?
Я думаю, ее книги - это титаническая документальная работа. Она встречалась с ветеранами ВОВ и войны в Афганистане. Ее книги практически документальны. Как она написала мне в письме. литература - это жизнь. Но какая жизнь? Запротоколированная и документально представленная, или художественно переосмысленная. как это делали русские классики? Думаю, для литературы важнее второе. И все же книги Светланы Алексиевич заметили, поняли важность отображенных ею событий и описанию людей того времени. и приняли решение о присуждении ей премии.
Трагические периоды русской истории отражены теперь в произведениях Нобелевских лауреатов: первая мировая и гражданская война в высокохудожественной книге М. Шолохова "Тихий Дон", и теперь ВОВ и война России в Афганистане в документальных книгах С. Алексиевич. И это - замечательно!
Нас, чье творчество - смесь публицистики и художественной литературы, воодушевляет эта победа Светланы Алексиевич!

Но, прочитав высказывания Светланы Алексиевич последнего времени. я несколько озадачилась тем, что ничего не знаю о ее мировоззрении и о творчестве последнего времени и написала ей письмо "Письмо лауреату Нобелевской премии С. Алексиевич" http://www.proza.ru/2015/10/11/1438.
Ниже я помещу отсканированные письма Алексиевич. Продолжение следует...


Рецензии
Дорогая коллега, хорошая статья, только резанула фраза, что победа Алексиевич - это победа Русского мира. Какого еще Русского мира? Не примазывайтесь, это ее личная победа, победа индивидуума над обстоятельствами. Не думаю, что упомянутый вами наш Русский мир, который создает людям огромные трудности в жизни, сильно ей помог. Скорее всего, мешал, как и другому лауреату Бунину.

Александр Никишин   23.10.2015 14:20     Заявить о нарушении
Дорогой коллега! Так много статей об этом присуждении, столько разных точек зрения... Вот и с Вами я согласна. Хотя пишет Светлана в книге "У войны не женское лицо" о женщинах нашего (в широком плане) русского мира. Поэтому и я послала ей для прочтения свою рукопись о необыкновенной женщине с трагической судьбой, и благодарна ей за теплый ответ.

Любовь Горбатенко   23.10.2015 16:36   Заявить о нарушении
Ан Леере! Не буду спорить, скажу лишь, что с Вашим мнением я не согласна. Алексиевич писала о нашей действительности.

Любовь Горбатенко   23.10.2015 16:40   Заявить о нарушении
Все бы ничего... если бы от души... и не за деньги...

Ан Леере   23.10.2015 21:47   Заявить о нарушении
Ан Леере! Думаю, когда Светлана Алексиевич писала свои книги, она не рассчитывала на Нобелевку и на такие деньги. Хотя деньги нужны всем. Вот я мечтаю найти деньги для публикации своей книги "Шаг спирали".
Еще скажу, что на этом сайте много прекрасных рукописей, достойных любой премии! Всем творческих успехов!

Любовь Горбатенко   24.10.2015 15:37   Заявить о нарушении
Я про деньги не думаю... Знаете почему?...

Ан Леере   24.10.2015 16:10   Заявить о нарушении
Почему? Всю жизнь о деньгах не думала. как оказалось. зря...

Любовь Горбатенко   24.10.2015 16:51   Заявить о нарушении