Теоретическая мифология
(Закон базиса)
В основе любого мифологического сюжета лежит реальное событие и стремление общественного сознания сформировать маргинальную память об этом событии.
Следствие 1.
В основе мифологического сознания лежит стремление преобразовать неизвестное в известное.
Закон второй
(Закон трансформации)
Сюжетная основа любого события обязательно проходит трансформацию в общественном сознании в следующей последовательности:
Реальное событие - интерпретация - ассоциация - символизм - иносказание
Третий закон
(Закон дифференциации и интеграции)
Любая сюжетная основа реального события во время трансформации проходит этапы дифференциации и интеграции сюжетно значимых фрагментов.
Четвертый закон
(Закон непрерывности сюжетных ассоциаций)
Любая сюжетная основа реального события, проходя трансформацию в общественном сознании, неизменно сохраняет непрерывность ассоциативных связей.
Пояснение.
Сюжет, проходя несколько этапов трансформации, на каждом из этапов не может перескочить ассоциативную связь, поэтому предыдущая трактовка сюжета обязательно ассоциативно связана с последующим. Но вот основы сюжета, разделенные между собою хотя бы одним этапом трансформации, в основном уже не имеют ассоциативной связи и представляют собою в этом случае независимые сюжеты, поэтому для соединения мифологического сюжета с реальным событием необходимо восстановить всю последовательность ассоциативных связей.
Закон пятый
(Закон временной неограниченности)
Маргинальная память не имеет временного ограничения и сохраняет информацию о событии сколь угодно долго.
Закон шестой
(Закон имплантации)
Фрагменты маргинальной памяти существуют в современном общественном сознании в виде тождественных морфологических элементов.
Пояснение.
Английский язык и санскрит несут в своем составе смысловые фрагменты древнеславянского языка 5-3 тыс. до н.э.
Современные свадебные традиции отражают в некоторых своих фрагментах ритуальное мировоззрение 30-10 тыс.до н.э.
Закон седьмой
(Закон дискреативности)
Особо значимые смысловые поля подвергаются дефрагментации с сохранением отдельных морфологических элементов имплантированных в те или иные мифологические сюжеты.
Отдельный морфологический элемент дискреативности называется дискреция.
Пример 1.
Совокупность дискреций: Тримурти, Вишну, Шива, Брама.
Исходное смысловое поле: после трех посмертных переходов увидишь дивные врата.
Пример 2.
Дискреции: Скиф, Гелон, Агафирс, Таргитай, Лепо, Арпо, Кола.
Исходное смысловое поле: «Я, облеченный властью сбора податей, прибыл (на корабле) из великого города Гелона (Голуни) от благородного князя Таргитая, достойного продолжателя власти Лепо, Арпо, Кола.»
Пример 3.
Дискреции: Лаодика, Гипероха.
Исходное смысловое поле: власть народа самая лучшая власть (вече лучше тирании).
Пример 4.
Дискреции: Арга, Опис.
Исходное смысловое поле: власть Аполлона вознесет праведных и покарает грешников.
ПРИМЕР СТРУКТУРНОГО АНАЛИЗА МИФОЛОГИЧЕСКОГО СЮЖЕТА
Сюжет: сказка «Репка»
Опорным смысловым элементом сюжета является репа.
До распространения в России картофеля репа являлась основным столовым овощем. Приоритет репы перед картофелем определяет верхнюю границу возникновения сюжета - 1700 г.н.э., то есть до петровских реформ.
Сюжет акцентирует внимание на единичности репы, что связано со скудностью семенного фонда, являющегося следствием неурожая или его гибели. Гигантизм самой репы связан с надеждой даже при малом семенном фонде получить богатый урожай.
Сюжет объединяет природных антиподов: мышь, кошка, собака. Объединение также распространяется на мало и велико (взрослых и детей), мужчин и женщин, что характерно для очень тяжелых времен для народа.
Наиболее соответствующим такому состоянию ближайшим к 1700 году в русской истории является татаро-монгольское иго (1237 - 1480 г.).
В соответствии со Вторым законом (законом трансформации) в сюжете должны присутствовать соответствующие признаки:
Реальное событие - колонизация территории Руси тюрскими завоевателями;
Интерпретация - в результате колонизации катастрофическое обнищание населения и многолетняя надежда на улучшение жизни;
Ассоциация - улучшение жизни возможно только в результате объединения;
Символизм - имена персонажей сюжета являются символом причины их бедственного положения;
Иносказание - сообщение о причинах бедствия в символьной форме трансформируется в привычный и понятный сюжет.
Таким образом, нижняя граница создания данного сюжета с очень высокой степенью вероятности определяется датой Куликовской битвы - 1383 г.
Куликовская битва не решила своей основной задачи уничтожения колонизации Руси, поэтому в общественном сознании под давлением как собственной, так и колонизаторской власти, запретивших обсуждение итогов этой битвы под страхом смерти, сформировался иносказательный тип рассказа о трагических страницах русской истории.
Чтобы понять символизм изложения необходимо рассмотреть имена персонажей в той последовательности в которой они располагаются в сюжете:
Репка, дедка, бабка, внучка, собачка, кошка, мышка.
Используя только первые буквы имен можно получить предложение из семи слов. Цифра 7 является сакральной цифрой славян со времен ариев, символизирующая надежду на счастье.
Р... д... б... в... с... к... м...
Подбор слов в это предложение необходимо производить таким образом, что бы оно отвечало всему комплексу характеристик связанных с маргинальной памятью:
Событие должно быть значимым для значительного числа людей объединенных временем и территорией;
Событие должно быть значительно выше частных интересов отдельных групп и категорий людей;
Событие должно сохранять свою значимость на протяжении как минимум пяти поколений, то есть более 100 лет.
Если содержание предложения соответствует этим требованиям и не противоречит наиболее вероятной исторической канве, то оно может считаться наиболее вероятным, исторически достоверным событием.
Всему комплексу условий и ограничений наиболее всего подходит следующее содержание:
Русь Дажьбогова была велико сечена конниками многими.
В исторической интерпретации этот текст несет в себе следующее содержание:
Битва на Куликовом поле унесла жизни большей части цвета русского воинства, но не принесла ожидаемой свободы, причина поражения в малочисленности объединенного русского войска.
Полностью см.
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «АКТУАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» #40 (67), ОКТЯБРЬ '21
Теоретическая мифология – как новое научное направление
Свидетельство о публикации №215102501559
Про символизм чисел в сказках. Да, в Репке всех 7, если считать репку за героя сказки. 7 и в сказке "Теремок", если считать героем сказки сам теремок. 7 и в сказке "Три поросёнка" если к поросятам и волку прибавить три строения, которые сделал каждый поросёнок. А что будем подгонять к 7 в сказке Каша из топора? О чём я, надеюсь, понятно.
А где символизм чисел в Курочке Рябе, Маша и Медведь, Лиса и Журавль и т.д.
Все ищут смысл в сказках. Когда их читают детям, разве смысл хотят передать?! А когда дети просят почитать им сказку, разве их смысл интересует?!
Смысл можно найти везде, даже в кажущемся бессмысленном. Нужно только поставить цель.
Хочется сказать ещё вот о чём (по данной статье). Использовано много узкоспециализированных терминов и часто фразы сложны, чтобы врубиться в них. Тот кто может осилить это, тот и так уже имеет понятие о раскрываемой теме.
Но статья, прежде всего, написана для большинства, т.е. среднего ума. Нужно бы попроще.
Геннадий Рябков 11.02.2019 11:43 Заявить о нарушении
Поиск смысла это психологическая особенность мозга. Если внимательно смотреть на любое сочетание знаков, световых пятен, черточек и точек, то рано или поздно мозг из всего это хаоса нарисует вполне логическую картину. Но с другой стороны неизвестные нам в данной момент знания спрятаны за набором на первый взгляд совершенно незначащих информационных сигналов, которые воспринимаются как некий хаотичный набор, но при внимательном рассмотрении оказывается, что в этом хаосе есть закономерность. Примером этому могут служить самые разнообразные научные открытия, например, происхождение видов Дарвина, таблица элементов Менделеева и пр.
> Но статья, прежде всего, написана для большинства, т.е. среднего ума
Данная статья не предполагает широкого потребления. Она предназначена для узкого круга людей интересующихся вопросами мифологии в теоретическом плане.
Мифология как наука отличается от литературоведения фэнтези и научной фантастики. Но хорошие авторские фэнтези вполне могут иметь мифологические корни, даже в том случае, когда автор этого и не предполагал, поэтому при необходимости к их анализу могут быть применены методы теоретической мифологии.
Александр Захваткин 11.02.2019 15:20 Заявить о нарушении