Коробка воспоминаний

Тихим теплым вечером, сидя на крылечке своей любимой дачи, Полина Николаевна чистила крупную рыжую морковь от ботвы. В маленькое имение уже пришла осень. Урожай почти собрали, но на яблонях, еще красовались сочные спелые яблоки с розовыми бочками. На грядках лежали яркие оранжевые тыквы. Любимое варенье Полины Николаевны -  тыква с яблоками.  Листья на кленах начали желтеть.  Только розы и георгины радовали своими цветами. Около забора краснел шиповник и боярышник, самые лучшие лекарства заботливой природы.

Полина Николаевна добрая пожилая женщина, невысокого роста, но крепкого телосложения. Волосы ее уже посидели, около голубых глаз расходились лучистые морщинки от постоянного смеха. Руки женщины, сейчас черные от земли, были самыми ласковыми руками на свете. Эти ладони месили тесто для вкуснейших пирогов с мясом или капустой. Ее руки качали детей и внуков, гладили по голове любимого мужа. Добродушная хозяйка часто принимала гостей, любила готовить, и заниматься садом. Вот и сейчас Полина Николаевна, обрабатывая морковь, думала о том, как бы позвать гостей в субботу вечером.

Около двухэтажного домика обвитого девичьим виноградом, подстригал кусты муж Полины Николаевны. Денис Васильевич – высокий крепкий дед с очень добрыми глазами и умным видом. Когда-то этот мужчина занимал руководящие должности, а сегодня пенсионер стриг кусты чубушника [1] и копал грядки.

- Кыш, - поворчал Денис Васильевич серому коту, который пытался проникнуть в дом. – Иди, гуляй Кузька! Нечего нам скандалы ночью закатывать. Погуляешь, потом приходи ужинать!

Садовые ножницы снова заработали в обычном темпе, а кот обиженно пошел по газону своей дорогой. Кот Кузя ловил птичек, и радовался последнему теплу.

Лучи закатного солнца ослепляли своим светом верхушки деревьев и садовых домов. Пожилой мужчина собрал ветки чубушника, и нес их к воротам. Он вспомнил, какой прекрасный аромат дают эти кусты весной – нежный сладкий, аромат жасмина порхает, словно маленькая бабочка на цветке. Денис Васильевич любил заваривать чай с чубушником и мятой.  Еще в мае, они с женой сидели на веранде и наслаждались первыми яркими красками лета. Но сейчас пришла осень, а это значит, скоро все потухнет. Пожилой мужчина подумал, решил проверить одну вещь, и втянул носом воздух: «Нет. Ветки совсем не пахнут».  Дедушка пошел дальше прибирать свои владения.

Тем временем Полина Николаевна, уже дочистив морковь, хлопотала на кухне. Раздался звонок. Звонила дочка Евгения, которая громким голосом объявила, что они с семьей приедут через час! Заботливая хозяйка готовила свои фирменные баклажаны с мясом и пекла шарлотку к чаю.

- Деня! – кричала мужу Полина Николаевна, - Принеси еще перец и помидоры!!! Они голодные!

- Хорошо, Поля! – отвечал Денис Васильевич. Он любил помогать жене на кухне.
Женщина накрыла на стол, положила каждому гостю под тарелку салфетку с вышивкой, поставила в вазу букет красных осенних роз. По дому расплывался аромат свежей еды.

Вот, скрипнула калитка и в сад вошли: дочка Женя с мужем, и их дети близнецы: Миша и Катя. Они несли в руках газеты, две коробки с какими-то вещами, книгами и еще, одну небольшую пыльную коробочку обтянутую тканью.

Полина Николаевна вышла им на встречу. Как всегда долго обнимала каждого. Она радовалась, что семья вся снова вместе. Дети отнесли вещи на веранду и сели ужинать. Семья обсуждала последние новости, своих друзей, кота Кузьку, который уже лакал молоко из блюдца. Внуки требовали, чтобы дед обязательно поиграл с ними в догонялки. Денис Васильевич пытался бегать за детьми, игриво пугал, стоял смех и визг. Сегодня в этот осенний день жизнь била своим ключом.

Коробка

Стало совсем поздно, хозяйка дома уложила своих гостей спать, а сама решила немного повязать в тишине на веранде. Полина Николаевна тихо зашла в просторное помещение, зажгла свет, и увидела кучу всякого хлама, который привезли дети. Она стала разбирать газеты для печки, и одежду для сада. Взгляд ее упал на пыльную круглую коробку. Что-то такое знакомое и родное вспомнилось ей. Пожилая женщина провела по коробке рукой, пыль испачкала ладонь. Полина Николаевна отряхнула руки, но сухая грязь разлетелась в воздухе, попав в глаза женщине, которые моментально защипало. Бабушка расплакалась. Только уже не от пыли, а от своих воспоминаний. Она открыла коробку, которую когда-то сама обтянула, синим бархатом. Ткань уже потерлась во многих местах, и вид у коробки был очень потрепанный. Полина Николаевна заглянула под крышку, где была аккуратно наклеена старая открытка, с изображением девочки с букетом сирени. Полина Николаевна знала, что это был ее тайник. Она прятала туда самые дорогие ее душе вещи. Для другого человека это вся мелочь окажется мусором, но только не для хозяина этого маленького сундучка. В этой коробке была вся жизнь, воспоминания, сюжеты и картинны прошлого. Хозяйка этого сокровища собирала на протяжении жизни: сухие цветочки и картинки, камушки, письма, фотографии и все то, что могло вместиться в старый картонный ящик под обувь, одетый в синий бархат.

Каждый вечер Денис Васильевич делал свой ночной обход, проверяя все ли в порядке с домом. Он гасил свет, закрывал окна и двери, оставлял коту на ночь еду, и удостоверившись в  том, что все хорошо, ложился спать. Мужчина спускался по лестнице со второго этажа, и сразу заметил открытую дверь на веранду. «Поля, наверное, вяжет», подумал он. Заглянув как обычно, чтобы поприветствовать жену, он нашел ее, стоящую с коробкой в руках, слезы текли по ее щекам.

- Что случилось? – испугался пожилой мужчина. Полина Николаевна очень редко была в расстроенных чувствах.
Женщина посмотрела на него, улыбнулась наивной улыбкой. В ее глазах отражалась легкая грусть и надежда.

- Посмотри, что дети нашли… - тихо произнесла она. Полина Николаевна протянула мужу коробку.

- Какая-то мелочь и мусор, - сказал он.

- Это моя жизнь… - ответила Полина Николаевна. – Вот только посмотри!!!

Хозяйка вытащила из старой шкатулки сломанную сережку с жемчужиной. Удивленно посмотрела на мужа, и положила на его ладонь вещицу.

- Не узнаешь?! – спросила она.

Денис Васильевич разглядывал артефакт. Воспоминания захлестнули его.  Сережки были подарены, его матерю, Полине Николаевне, в первый год знакомства. Украшение было старинным, а жемчуг тогда очень ценился. Полина Николаевна с радостью приняла подарок, и хранила его для особых случаев. Но однажды, когда молодая пара собиралась на праздник, сережка запуталась в шерстяном шарфе. Никто не мог вытащить зацепившееся украшение. Застежка не выдержала напора рук, и сломалась. Его невеста плакала. Кричала на весь дом, как она несчастна, и, что про нее теперь подумают люди. Праздник был испорчен.

- Но зачем ты ее хранила? – спросил муж, поморщившись от неприятных воспоминаний.

- Потому что они уж очень мне безумно нравились. Я только и мечтала о случае, чтоб надеть их. Думала, как буду блистать на празднике, пусть мне все завидуют. Старинные дорогие серьги. Пусть девицы лопнут от этой красоты. Ведь я была бы самой лучшей! Но потом, случилось это. В моей голове все перевернулось. Произошло невозможное. В тот вечер я была очень несчастна. Мое тщеславие сломилось. Тогда я решила, что это будет самый плохой вечер в моей жизни. И сохранила эту сережку, чтобы помнить, что отныне не стоит ждать собственного превосходства в глазах других. А из зависти других ничего хорошего не выйдет.

Денис Васильевич улыбнулся, и обнял жену. Какая долгая и хорошая жизнь у них была. И сейчас они жили на своей даче, радуясь каждому мгновению.

На лестнице послышался шум и шорохи. Эти близнецы Миша и Катерина спускались вниз. Босые ноги шлепали по деревянному полу. Дети услышали голоса внизу, и решили разузнать, в чем дело. Им было очень любопытно. За ними уже спускалась их мама Евгения, обеспокоенная тем, что дети не спят. Все трое оказались на веранде и наблюдали картину: их пожилые родители обнимались, держа в руках потрепанную коробку. Их лица были такие, как будто что-то случилось. А на щеках Полины Николаевны блестели слезы. Дети окружили бабушку и дедушку.

- Что случилось, мама??? – звонко спросила Женя. – Почему ты плачешь??? Зачем вы перебираете ночью этот хлам??? Ложитесь спать! – беспокоилась она.

- Ты расскажешь нам? -  посмотрел в глаза Полине Николаевне ее муж. – Я думаю, что вся семья должна знать о твоих и наших воспоминаниях.
Полина Николаевна ласково улыбалась. Она стерла слезы с лица. Посмотрела на свою дочь и внуков, сказала:

- Ничего не случилось, дорогие мои! Просто вы привезли самое большое сокровище, о котором я и сама давно забыла. И вот теперь, мы рассматриваем всякие мелочи, и воспоминаем о жизни!

- Сокровище??! Я хочу посмотреть сокровище!!! Дайте мне!!! – закричала маленькая Катя.

- И я!!! И я!!! Как у пиратов!!! Сокровище, богатство!!! – подхватил Мишка.

Они оба уже схватили коробку у Полины Николаевны, усаживаясь на большой диван. Дети доставали бусинки и ракушки. И тянули коробку каждый на себя.

- Подождите! Дети!!! – встревожилась бабушка. – Я сама вам все покажу, и расскажу. Потому что с каждой вещью связана история.

Семья устроилась на диване, Денис Васильевич решил налить всем чаю с душицей. А Полина Николаевна начала свои рассказ.

- Конечно, мое сокровище совсем не пиратское и совсем это не богатство. Это всего лишь маленькие вещицы, которые я собирала на протяжении жизни. И с каждой даже самой мелкой деталью, я связываю воспоминания.

Камушки

Полина Николаевна достала из коробочки два округлых камушка белый перламутровый и розовато-серебристый. И продолжила:

- Эти камни я нашла на пляже, когда мы с папой были на Черном море, в Туапсе. Мне было тогда одиннадцать лет. Помню, как мы ходили по набережной вдоль моря. В тот день штормило, и купаться было опасно. Солнце жарило так, что кожа без специального масла превращалась в уголь. Мой нос быстро сгорел, хотя я была в шляпке. Папа сорвал какой-то цветочек, самый большой лепесток прилепил мне на нос. Он тогда сказал: «Ты мой цветочек, Полька!». А потом мы подошли к самому краю моря, папа наткнулся на розовый камушек с серебряными вкраплениями. Дал мне его в ладонь и сказал: «А вот и подарок моря для тебя!», папа улыбался, его глаза горели счастьем! «Жаль, что мама не поехала. Но нам и вдвоем хорошо? Да ведь, подружка?!» - спросил папа. А я улыбнулась ему, мы были и правда лучшими друзьями. Волны били о пляж, и мы старались убежать от них. Смеялись, и дурачились. Нам было так хорошо вместе. Но в последние дни, я начала грустить. Настроение совсем пропало. Все мои мысли занимал отъезд. Папа пытался взбодрить меня, то безутешно. Я плакала по ночам, мне так не хотелось, чтоб лето заканчивалось. Папа все спрашивал, в чем дело. А я молчала. Мне казалось, что жизнь уходит, а мы больше никогда сюда не вернемся. Тоска окутала меня. Я была где угодно, но не на море. Мне ничего не хотелось делать, даже есть. На смену тоске пришло уныние. Папа начал догадываться, в чем дело. Однажды он произнес: «Мы обязательно сюда вернемся и не раз, но ты должна пообещать, не печалиться, и хорошо учиться!». Я с недоверием смотрела на него, но тогда поняла, что лучше иметь цель. И тогда желаемое обязательно сбудется. Белый камень я нашла в самый последний день наших каникул, он был такой гладкий, и почему-то его очень хотелось трогать. Это камень напоминал о жарком лете, о море, о красивой южной природе, о дельфинах, что прыгали в бухте по вечерам. И о счастливом папе.

Бабушка вздохнула, улыбнулась. Положила камушки назад в коробку. Теперь ее взгляд стал мечтательно-наивным.

Корочка апельсина

Пожилая женщина взяла в руку старую сморщенную замученную жизнью корку апельсина. Она попыталась вдохнуть аромат, но ничего кроме запаха пыли не почувствовала, если конечно, запах пыли вообще существует.

- Однажды моя бабушка, а ваша прабабушка и прапрабабушка достала где-то почти ящик апельсинов. Причем не просто апельсинов, а сладких и спелых. От одного их сока вспоминалось лето и солнце. Хотелось немедленно съесть все эти безумно вкусные плоды, но бабушка сказала: «Будем варить варенье из Апельсинов!» Мы сидели на кухне и резали сочные круглые фрукты, очищали их от кожуры, и разбирали на дольки. Потом варили липкий вязкий сахарный сироп. Варенье раскладывали по маленьким баночкам, и закрывали крышками. Крышки обязательно накрывали тряпочками. Все было так красиво. И хотя мне уже было пятнадцать лет, я представляла себя царевной на троне с горой апельсинов. И это все было мое! Бабушка всегда заставляла меня сидеть с ровной спиной, даже когда мы готовили. Нина Петровна, так ее звали, была строгой учительницей математики, но при этом очень хорошо готовила. Бабушка носила тяжелые очки, но, не смотря на это, всегда и всех видела, за всеми следила. К ней в дом часто приходило много детей, по мимо работы в школе, она учила на дому. А первого сентября вся ее комната была заставлена астрами и гладиолусами. Не смотря на строгость и педантичность, бабушку любили. Нина Петровна была почетным учителем и строгой бабушкой. Прежде, чем какой-либо из учеников сядет за свои тетради с кучей вопросов, Нина Петровна должна была накормить его. Она часто детей из неблагополучных семей у себя на ночь. Жалела их, но при этом воспитывала. Надеялась, что когда-нибудь они вырастут хорошими людьми. И вот в тот, день, когда мы готовили апельсиновое варенье, к Нине Петровне пришел мальчик. Худенький скромный мальчик Паша, мне очень не понравился. Он уже учуял сладкий аромат, и пытался проникнуть на кухню. Пока бабушка угощала его борщом, во мне закипала буря! «Что этот бродяжка будет, есть МОЕ ВАРЕНЬЕ??? Он недостоин этого, ЭТОТ НИЩИЙ», - думала я. Мои щеки пылали от гнева и жадности. В тот момент я не владела собой. На столе стояло восемь баночек прекрасного вкусного джема. Я открыла окно. И стала выбрасывать это варенье на улицу со всей силы. «Чтобы ни кусочка не досталось ЕМУ!». Я выбросила все до одной банки, - Полина Николаевна поправила волосы.

– Когда бабушка зашла в кухню, она тут же увидела все, что я натворила. Она ахнула, схватила меня за руку, и сильно втащила в комнату к Паше, где тот доедал суп. При нем, она сказала, что я буду целый месяц прибирать у нее в доме и кормить бедных детей, а Пашу в первую очередь! Через неделю после исправительных работ, я смирилась, и поняла, что поступила плохо. Бабушка каждый день внушала мне, что эти детки не виноваты, что бедные.

– А корочка…это все что осталось от того варенья. Мы его даже не попробовали. Эта корочка апельсина напоминает мне о бабушке. Она научила меня многому.
Полина Николаевна спросила:

- Кто-нибудь хочет еще чаю?

Но три пары глаз восторженно смотрели, и требовали продолжения.

Ключ

- А это что за ключ? – спросила Женя.

- Ооо… - протянула Полина Николаевна, - Это история не для детских ушей. Я и сама не знаю, рассказывать вам ее или нет.

- Расскажи, бабушка, мы уже взрослые! – попросили дети.

- Ну, хорошо. Это будет вам уроком! – сказала Полина Николаевна строгим тоном.

Была в студенческие годы у Полины Николаевны подруга Татьяна. Сама Таня, как оказалось, из глубокой деревни. Поступила в институт – училась хорошо. Пришлось ей поселиться в общежитии. Перебивалась с хлеба на воду, одевалась плохо, говорить красиво не умела. Однако бойкая девушка, знала себе цену. У Татьяны имелась отличная фигура, длинные светлые волосы и большие голубые глаза. Однажды подруги разговорились, Таня мечтательно говорила, что очень хочет выйти замуж. У Полины же был свободный приятель Василий. Родители профессора, трехкомнатная квартира, машина Волга. Но скромный молодой человек, не мог ни с кем познакомиться.  Общие интересы Василия и Полины заканчивались библиотекой. К тому же,  Полина Николаевна уже собиралась замуж. Знакомство Тани и Васи состоялось в Новый год, а через полгода они уже поженились. Татьяна переехала из маленькой страшной комнатушки общежития, в просторную квартиру. Она каждый день любовалась паркетными полами и портьерами из бархата, дорогой мебелью и китайским сервизом. Татьяна приоделась, платья теперь ей шила портниха. И совсем расцвела. Мужчины стали обращать на нее внимание.

Полина Николаевна вздохнула:  - Как-то раз в Рождество, Таня пришла ко мне с проблемой: «Поля, мне очень нужна твоя помощь!» - просила она. Я была очень удивлена, и внимательно слушала ее. «Помнишь, что ты мне говорила про пустующую комнату от  тетки? Что она совсем ветхая и нужен ремонт?» - молила она. «Помню», - сказала я. Сама я жила с родителями. «Посели меня туда на время, я тебе буду ремонт делать. Это только на время! Прошу!» - умоляла Татьяна. Я согласилась, думая о том, что произошел разлад в семье. И дала ей этот самый ключ. Через месяц, я решила проверить как там моя дорогая подруга. Пришла ближе к вечеру, после учебы. Поднимаясь по лестнице, на четвертый этаж, мне навстречу пробежал молодой мужчина. Щеки у него горели, как на первом свидании. Я прошла по коридору, постучалась в дверь комнаты. Тишина, только слышно, что будто кто-то быстро собирается. Решив подождать, прислонилась к стене у комнаты. Через пятнадцать минут из дверей выбежала Танька – с пылающим лицом, волосы растрепаны, наспех одетая. «Таня?!» - удивилась я. «Ой! Поля? Ты меня напугала, я очень спишу! Мы с Васей помирились и идем в театр», - пробормотала подруга, явно не желающая, чтоб ее поймали. Она убежала. А я решила следить за ней. К ней приходили три мужчины в неделю. А уходили все довольные и счастливые. Встречались они строго в определенное время. Так продолжалось еще месяц. Я решила, что больше так нельзя. Придя еще раз к подруге, решила поговорить с ней. «Таня, у тебя все нормально? Как Василий?» - спрашивала я. «Все прекрасно! Мы собираемся на море летом», - улыбалась Таня. Тогда я поговорила с Василием. На мои вопросы он тоже ответил положительно, но в глазах его стояла тоска. Я вдруг поняла, что он знал, но никому не рассказывал. Василий любил Татьяну, боготворил. Она же считала его слишком скромным, слишком интеллигентным, не страстным. Татьяна изменяла Василию, в комнате моей тети, налево и направо, и даже почти не старалась этого скрыть. Я же оказалась между двух огней. А виной всему этому был ключ! Поздним весенним вечером, придя в комнату тети, открыла дверь своим ключом. Конечно, же, Татьяны не было, ремонта никто не делал, на старой кушетке валялись подушки и скомканное одеяло, на стульях болтались чулки, красивое дорогое белье. Я собрала вещи в сумку, выставив ее около двери.  Утром вызвала слесаря, который поменял замок. Татьяна, похоже, все поняла. И о ней я больше ничего не слышала. А Василий сказал, что он подал на развод.

- Блуд страшный грех, меня терзала совесть, что я была столь не осмотрительна, - вздохнула Полина Николаевна, - Ключ сохранила, чтоб навсегда запомнить, как поступила моя подруга.

- Как ей было не стыдно? – воскликнула Евгения.

- А я, когда вырасту, буду любить только одного своего мужа, - проговорила маленькая Катюша.

- Конечно, мои дорогие, - улыбнулась Полина Николаевна.
Она положила ключ на место, закрыв его красной лентой выпускника школы.

Ложка из серебра

Полина Николаевна повертела в руках драгоценный предмет. Серебряная ложка, обычный столовый прибор. Не та ложка, которую дарят на зубок детям, обычная суповая, без хитростей.

- Есть еще одна история. Смешная, но грустная, - проговорила пожилая женщина.
Она еще раз внимательно изучила ложку.

- Вот ничего в ней нет, но все же какая-то магия приключилась, - Полина Николаевна выпрямилась, и начала рассказ.

Когда Полина Николаевна была на третьем месяце беременности, к ней в дом пожаловала гостья. По неосторожности, женщина открыла дверь. Бабушка в ярком платке вошла с огромной котомкой, отдышалась, и запела своим голоском:

- Ай, деточка, да ты на сносях! – бабушка мигом оценила состояние Полины.

- Я…а вы кто? – испугалась хозяйка квартиры.

- Я знаю, что тебе нужно, - заторопилась бабулька. И достала из свертка ложку, сунув ее в руки Полины. – Тридцать рублей деточка! Ты ешь ложечкой-то, тебе здоровье принесет!

Все произошло в одно мгновение Полина Николаевна, отдала деньги. Как будто под гипнозом взяла ложку. Бабка уже ушла, а молодая женщина стояла, держа в руках серебряный предмет.

С этого дня Полина начала есть только этой ложкой. И чем больше она ела, тем больше хотелось. Даже самая обычная каша казалась деликатесом. Полина Николаевна не могла насытиться, но считала, что это идет на пользу ей и ребенку. Она очень сильно прибавила в весе. Денис Васильевич стал замечать что-то неладное. Его жена только и делала, что ходила с ложкой, притирала ее, рассматривала, и ела только ей.

Приходя домой по вечерам, Денис Васильевич обнаруживал пустой холодильник, все, что было приготовлено, съедала его супруга.

Однажды, верный супруг решил, что больше так продолжаться не может. Сходил в библиотеку, положил на стол Полине Николаевне книгу «Три толстяка». А ночью спрятал ту самую ложку от прожорливой жены.

Через несколько дней неуемный аппетит стал приходить в норму. И все наладилось.

- Заколдованная ложка оказалась. Все с ней казалось вкусным, даже просроченный кефир, - смеялась Полина Николаевна.

Перо павлина

Пожилая женщина достала из коробки еще один значимый предмет. Зеленое перышко с синей серединкой. Яркий глаз манил, и радовал всех собравшихся в комнате. Павлин – символ гордости, красоты и бессмертия. Некоторые считают его королевской птицей, священной или же наоборот дьявольской. У многих народов почиталась эта птица, как неприкосновенная. Павлин был привилегированным даром.

Женщина нахмурилась.

- Вы когда-нибудь видели живого павлина в природе? - тихо заговорила Полина Николаевна, - Сколько в нем стати, показного могущества. Как грациозно они ходят, задрав свою голову с короной вверх. Птица надменности и тщеславия. Павлин вдруг возомнил, что он самый лучший на свете, даже боги ему ни по чем. Он важный во всем мире. Однако, павлин забыл о том, что это бог его создал, он дал ему данное великолепие от природы. Бог подарил ему право быть прекрасным. Я сохранила это перо, чтобы никогда не быть горделивой. Чтобы всегда помнить, кто я есть, и не превозносить себя пред другими. И перед Богом.

Полина Николаевна, осторожно взяла перо и положила его в коробку. Шкатулка захлопнулась. Она выложила свои секреты.

- Прямо шкатулка Пандоры… - осторожно произнес Денис Васильевич.

Ночь осторожно ступила в их усадьбу. Листья деревьев что-то шептали в саду. Звезды переливались на ночном небе. Кот Кузя мерно мурлыкал в уголке, дети задремали, дочь Евгения укрыла их одеялом. Поцеловав родителей, поднялась наверх. Денис Васильевич закрыл окна, и погасил свет. И только Полина Николаевна тихонько сидела над коробкой. На дне коробки было написано: «Надежда». Все истории она бережно хранила в памяти, надеясь передать своим детям и внукам.

------------------

1. Чубу;шник (лат. Philad;lphus) — род кустарников из семейства Гортензиевые (Hydrangeaceae). В России часто этот кустарник неправильно называют жасмином[2] за выраженный сладкий аромат цветков у некоторых видов чубушника.

Фото из интернета.


Рецензии
Здравствуйте, Елена.Благодарю вас за чудесный, душевный рассказ. Только хотелось узнать, что было со старой шкатулкой дальше. Всех вам благ Л.В.

Лариса Путинцева   30.10.2015 22:57     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.