Принцесса Атех, или разодранная на куски Судьба

Моноопера «Атех или откровения принцессы Хазарской»  впервые была исполнена на сцене Молдавского театра оперы и балета 25  июня 2005 года.  Композитор- Геннадий Чобану, режиссер - Петру Вуткарэу, хореограф Раду Поклитару, костюмы - Татьяна Попеску. Исполнители: вокал - Эльмира Себат (Румыния), артисты балета Национальной оперы Молдовы и камерный оркестр под управлением дирижера Олега Палымского (Молдова). Жанр - моноопера, точнее опера-драма-балет.

В зоне театрального эксперимента любопытной можно назвать премьеру монооперы Геннадия Чобану  «Атех, или откровения принцессы хазарской».  Сама идея монооперы своевременна и удобна для музыкального театра Молдовы. Это спектакль мобильный, небольшой и недорогой для гастрольных перемещений. В то же время яркий, стильный и вполне в духе современной режиссуры, когда сложный язык новой музыки дополняется эффектной версией  визуальной мистификации, при этом не сливаясь в единое целое. Музыкальный замысел Чобану философичнее постановочной версии Вуткарэу и Поклитару. Это два разных творческих пласта, разновекторных и даже не параллельных, что нормально для современного театра, где зрелищность эксперимента не менее важна, чем суть и идея.

«Меня всегда привлекала музыка разных этносов,- размышляет композитор Чобану.- Но не просто «красоты» фольклора в чистом виде или подделывание под определенный стиль народной музыки. Читая «Хазарский словарь» – роман знаменитого сербского писателя Милорада Павича, я постарался найти нужные мне, а еще больше принцессе Атех, архетипы восточной музыкальной традиции, «пропутешествовав» от Малой Азии, Турции, Балкан и степей Центральной Азии».  Все так, тем более, что балкано-тюркские  мотивы сейчас в числе фаворитов в Европе. Интересны также монодийные византийские аллюзии в музыке Чобану. 

Еще одна, актуальная ныне, женская тема стала доминирующей в спектакле – ведь это монолог самой принцессы Атех, прожившей недолгую жизнь, так и не исполнившей свое женское предназначение. У нее не было детей, ей не суждено было счастье: «Я выучила наизусть жизнь своей матери и каждое утро разыгрываю ее перед зеркалом, как в театре. Одевшись в ее платье, с ее веером и прической, я играю ее роль даже в постели любимого. В минуты страсти я не существую, это больше не я, а она. Она заранее украла все мои любовные прикосновения, и так же точно, как я, была обкрадена в любви своей матерью... Заснув вечером, мы превращаемся в актеров и всегда переходим на другую сцену, чтобы сыграть свою роль. Днем наяву мы эту роль разучиваем... Зритель, ты приходишь на представление, чтобы смотреть на меня, а не для того, чтобы в нем играть. Смотри же на меня, когда я буду хорошо готова к роли, потому что никто не бывает мудрым и красивым семь дней в неделю».

В образе принцессы Атех слились все женские ипостаси: любовница, актриса, стерва и философ, ведьма, прародительница и просто мудрая женщина. Ее неоднозначность заметна сразу, потому что она является на сцене в сплетении с тенью своей матери.

Маски, свечи, веера, мужские юбки и экзотическая шапочка принцессы - все это Восток, причём очень разный. В исполнении румынской певицы Эльмиры Себат можно уловить и оперные символы: Чио-чио-сан, Кармен, Турандот и что-то даже египетское из «Аиды». Японию напоминают красные веера, Кармен широкополые юбки, Китай и «Турандот» всплывают в обреченной жестокости принцессы и ее изначальной нелюбви к Мужчине. Египет тоже силен в зыбучих белых песках, усыпающих сцену  в излюбленном стиле Вуткарэу. Любопытны и полые лохани, навевающие что-то вечно-космическое.

Самообман и Соблазн - такова стихия Любви. Это рискованный поиск, безрезультатный и бесполезный, но ... неизбежный. Она чиста, как белый лоскут, вечна, как белый песок, и пуста, как полые сосуды. Принцесса воображает себя шлюхой на матросской палубе, она ищет любви и спит со всеми матросами, но это ее сны, представленные в чудных модификациях-играх хореографа

Поклитару. Его танцоры - это слепые люди, ведомые Судьбой, «текущие» как море, скользящие сквозь Соль, Песок и Воду... Они живые - страдают, веселые - танцуют, у них разные мысли и общее Одиночество.

Власть Поклитару наиболее ощутима на сцене: он скульптор Живых, и в этом многих превзошел его любимый кордебалет, то рассыпчато-многоликий, то монолитно-единый. И бешеная экспрессия движения, превратившая монооперу Чобану в оперу-балет, где голос соперничает с хореографией и непонятно, что важнее. 

В декоре спектакля очень важен большой белый лоскут - символ Паруса, Вечности и Волны Времени. Белый квадрат, то зарождает Жизнь, то «стирает» Все, словно резинкой. Кордебалет, то выпукло в него оборачивается, то бьется в конвульсиях и исчезает во Времени. А принцесса красуется на Празднике Жизни и корчится от душевой боли и Одиночества. Вслед за матерью она сама становится Тенью, неприкаянно бродящей во Времени и Пространстве. Ее душа так и не реализовалась, застряв между Небом и Землей. Она не дожила, не долюбила, и даже носит на руках не родившееся Дитя, погребенное в груде песка, украшенной прозрачными полостями.

Это спектакль философский, он о Времени, всепоглощающем и всетрансформирующем, это  притча о муках любви, рождения и вечности. Но не о Жизни - все как-то ирреально, потусторонне. Много эклектики и эстетства... Атех словно бродит по разным мирам, пробует воплощаться в разные женские образы, но все мельком, вскользь и невзаправду.

Так и авторы спектакля: Поклитару динамизирует действие, Чобану статично философствует. А Вуткарэу – похоже, в роли философски-обобщающего двоеточия, точки прохождения от одного творческого импульса к другому. Но все отдельно, и у каждого свой мир, у Татьяны Попеску тоже. Нельзя же объять Необъятное, можно лишь пытаться. Потому и спектакль незамкнутый, открытый, с вопросительным знаком в конце. Творцы его - люди яркие, сильные, не умеющие сливаться с Безликим Общим Целым. Друг с другом пока тоже. Нашли удачную тему, разноликую, многоплановую, интригующую... и давай творить, тем более, фантазии хоть отбавляй.

Все это - прихоть воображения композитора и постановщиков, воплотивших свои потаенные идеи в удачно предложенной Геннадием Чобану теме. Композитор, по сути, дал полную свободу постановщикам, и они охотно сотворили свою Атех. И Чобану не вмешался, не корректировал, что внушает оптимизм, ибо какое Творчество под диктовку? А бедная принцесса Хазарская, словно «разодранный на куски ветер», в очередной раз стала жертвой творческих домыслов, разорвавших ее на части.

Все есть, и ничего нет - говорит Милорад Павич, и Вуткарэу подтверждает, засыпая всю эту горючую творческую смесь белой струей песка, сыплющейся с небес. Принцесса Атех, властительница и раба, богиня и шлюха... Все правда, и все ложь... Таковы законы Шаманства, ведь Атех колдует и молится, причитает и заговаривает, она даже не поет, скорее, пророчит, вещает...

Из моей книги "Раду Поклитру. Свободный танец"


 


Рецензии
1. Илона Турчанинова, пианистка, заслуженная артистка Украины:
Леночка, какая ты умница, как ты точно все чувствуешь и передаешь !!! Просто чудо. Я даже сказала бы, что это вызывает аппетит к творческому восприятию

2. Верзун, скрипачка, Канада:
Потрясающий Раду! Его видение абсолютно нестандартно. Возбуждает!
Я в восторге от описания Принцессы Атех (стр.89)!!!! Эта глава гениальна!!! И думаю, это самое интересное, что написано о Поклитару!

Елена Узун   23.11.2015 10:16     Заявить о нарушении