Тайны каирской генизы

  Гениза  ( гниза, `хранилище`), место хранения пришедших в негодность свитков, книг (ТАНАХа,
Талмуда, молитвенников и проч.), их фрагментов, содержащих имена или эпитеты Бога и в обиходе именуемых шемот (имена), а также предметов ритуала, уничтожение которых запрещено еврейскими религиозными нормами.
    "Краткая еврейская энциклопедия", т.2.

  «Нам открывается целый дотоле неизвестный иудейский мир».
 Соломон  Шехтер, ученый - раввин, крупнейший исследователь   Каирской генизы о ее значении.
 
    «Даже сегодня тщательное изучение фрагментов коллекции приводит к самым выдающимся открытиям. Еще весьма не скоро мы сумеем извлечь из этой величайшей сокровищницы все, что она может нам дать».
Пауль Кале, исследователь и автор обширной работы о каирской генизе.

  В 1896 году Соломоном Шехтером, профессором  талмудической и раввинской литературы в Кембриджском университете Англии,  была вывезена в Лондон из Каирской генизы основная масса  рукописных документов 10-13 столетия. Он трудился в этой генизе  в течение нескольких напряженных месяцев, и им были собраны тысячи страниц рукописных текстов и доставлены в Кембридж. В течение сотен лет рукописи  накапливались   в генизе древней синагоги «Бен Эзра» города Фустат-Миср, столицы средневекового Египта, ныне пригороде Каира.  Гениза означает на  иврите - укрытие, тайник. Возможно, что самые  древние генизы находились при Иерусалимском Храме.  Здание синагоги «Бен Эзра» было куплено евреями в 882 году  и отстроено заново на месте  разрушенной коптской церкви  Святого Михаила. Непрерывность существования еврейской общины и самой синагоги Фустат-Мисра были причиной того, что в генизе сохранились до 19 столетия тысячи манускриптов на пергаменте и бумаге. Фустат-Миср расположен  на пересечении транспортных путей средневековья. Сюда стекалась масса документов из разных стран, где проживали евреи, и в генизе  к моменту вскрытия    было накоплено почти 250000 рукописей. Основная масса, содержавшихся в генизе документов, в настоящее время распределена между собранием Шехтера в библиотеке Кембриджского университета (до 140 тысяч рукописных документов) и библиотекой Еврейской теологической семинарии в Нью-Йорке (40 тысяч рукописей). Часть документов генизы попала в Россию благодаря настойчивым усилиям ученого и общественного деятеля - караима Авраама Фирковича. Он побывал в Каире в 1870 году, где приобрел рукописи 10-15 веков на древнееврейском и арабском языках.  Собрание Фирковича (15 тысяч единиц хранения), включающее материалы Каирской генизы, приобретено царскими властями России в 1876 году. Небольшие коллекции материалов из генизы разбросаны по всему миру, и имеются также  в библиотеках Парижа, Франкфурта, Вены, Будапешта и Филадельфии.
 Материалы генизы содержат разнообразные религиозные и частные документы, которые стали непригодными для использования к моменту захоронения. Согласно  древнему еврейскому обычаю запрещено  уничтожение текстов, содержащих имя Б-га или отрывки из Торы, и поэтому гениза служила для их захоронения. По утверждению Соломона Шехтера, книга у древних евреев уподоблялась человеку: «Когда отлетает дух, мы прячем тело от глаз человеческих, чтобы избавить его от осквернения. Подобным образом, когда писание истерто временем или выходит из употребления, мы прячем книгу, чтобы сохранить ее от надругательства. Содержание книги отлетает к небесам, как душа». Местом захоронения в Каирской генизе  являлось чердачное помещение. Сохранности  рукописей генизы способствовали два фактора - сухой климат Каира и поверье о том, что документы генизы нельзя трогать.  Возможно, из-за нападений во время еврейских похоронных процессий (документ о таких нападениях сохранился в генизе),  члены совета синагоги «Бен Эзра»  стали удалять  «умершие» документы в генизу в течение сотен лет, т.к. обычно документы гениз периодически хоронились в земле.
Каирская гениза открыла новую эру в иудаике, сопоставимую по значимости и последствиям с открытиями  свитков Мертвого моря. Хотя ни одна из рукописей генизы не может соперничать с материалами кумранских пещер  по древности, тем не менее, они играют важнейшую роль в исследованиях Ветхого Завета и в гебраистике. В генизе находились многочисленные документы - о жизни евреев в Египте и на земле Израиля со времен Мохаммеда и до крестовых походов, показания очевидцев о завоевании Святой земли, по  истории ислама, по иудейско - мусульманским  отношениям, по еврейским законам о наследовании, по структуре и взаимоотношениях в средневековой восточной еврейской семье, о  переходе в 8 веке хазар к иудаизму. Об этом значительном временном интервале раньше, до открытия генизы, из-за отсутствия письменных документов, почти ничего не было известно. Самый ранний документ Каирской генизы датирован 750 годом.
Многие документы написаны на арабском языке с использованием ивритовского шрифта. Это еще и свидетельство того, что евреи того времени помимо иврита владели и арабским языком. Документы генизы охватывают около 35 тысяч лиц средневековья, в том числе 350 лиц вошедших в историю еврейского народа. Среди них Моисей бен Маймон (Маймонид или "Рамбам", 1135-1204), выдающийся средневековый еврейский философ, писатель и врач; Иегуда Галеви - поэт, философ и врач (1080-1145); Саадия бен - Йосеф аль - Фаюми - знаменитый еврейский философ и гаон Вавилонии (882-942). Только неизвестных  стихотворений Галеви в генизе обнаружено до 200. В генизе содержалось свыше тридцати произведений написанных Рамбамом, включая комментарии по ряду трактатов Мишны и значительное количество писем. Адреса  материалов  генизы охватывают целый ряд регионов и  стран:  Египет, Палестину, Ливан, Сирию, Тунис, Индию, Центральную Азию, Киевскую Русь, государство хазар, Италию, Индию, Испанию.  Таковы были масштабы расселения и торговых связей  евреев того времени. Каирская гениза содержит личные письма, деловые бумаги и переписку, мирские и судебные документы, религиозные тексты, брачные контракты, медицинские рецепты, музыкальные ноты, детские школьные учебники - буквально все, что  необходимо для полноценных и разносторонних  исследований. Документы генизы позволяют познакомиться с грамматикой и лексикой иврита того времени. Коллекция фрагментов составляет религиозную  литературу, еретические и мирские произведения, которые простираются от библейских времен до 19 столетия. Исследователи также обнаружили ценные тома инкунабул (редких образцов первопечатных книг), которые  были изданы на Ближнем Востоке в XV столетии.  Религиозная литература представлена в значительном количестве и разнообразии в тысячах  фрагментов из Библии, Талмуда,  Мидраша и отражает  еврейскую интеллектуальную  деятельность и обычаи народа.
Гениза дает нам возможность познакомиться с повседневной информацией  о простых людях, ее  документы показывают их настроения и стремления, их взаимоотношения, деловые разногласия, удачи и несчастья.
 После открытия Каирской Генизы, ученые надеялись найти аналогичную европейскую Генизу. Учитывая, однако, влажный климат Европы и широко распространенную  еврейскую  традицию хоронить старые рукописи во влажной земле кладбищ, эта надежда представляется утопической. Но зато имело место повторное использования материалов еврейских  рукописей христианами, таких, как пергамент для повторных  новых работ в  письменном виде или для других целей. Мечта ученых открыть европейскую генизу в таком плане   сбылась в течение последних двух десятилетий. Благодаря повторному использованию пергамента рукописей на иврите из-за их конфискации христианами, были обнаружены 1700 еврейских фрагментов: около 700 в Германии, 500 в Австрии, 170 в Венгрии и около 150 в Испании. В Италии на нынешнем этапе исследований  были обнаружены более 8000 фрагментов.
В самом общем виде результаты исследовательских работ, выполненных значительным количеством ученых и специалистов  по коллекции Каирской  генизы можно суммировать следующим образом:
Гениза дала нам полную картину всех аспектов жизни еврейских общин Ближнего Востока 11 - 13 веков.
Она представила  нам еврейские законы в течение периода гаонов, когда главы ешив из вавилонской академии были призваны создавать  решения для евреев по всей исламской империи. Гаон, с иврита,  в средневековой интерпретации - титул главы ешивы на территории Персии и в Эрец Исраэль в период 6-11 веков новой эры. В современном иврите гаон - это "гений", "великий".
 Гениза углубила наши знания о знаменитых ученых, в том числе о  Саадие, Маймониде  и Иегуде Халеви, позволила познакомиться  с документами, созданными   руками  этих великих людей.
Она сделала возможным восстановление и обобщение важных ранних текстов Мидраша и Талмуда, в частности, Иерусалимского  Талмуда, известного только по последующим версиям.
 Она дала нам новое понимание того, как развивался  иврит в Эрец Исраэль и Вавилоне более тысячи лет назад.
 Она позволила нам познакомиться с еврейскими  обычаями  и обрядами в древней Палестине и Вавилоне.
 Она  привела к открытию значительной части поэзии на  иврите в средневековой Испании.
Гениза дала возможность познакомиться с примерами еврейских художественных, музыкальных и научных произведений в 11 и 12 веках нашей эры.
Значительную часть коллекции генизы составляют литургические тексты. Они дают представление о наиболее древних формах иудейского богослужения и существенно обогащают наши знания об эволюции еврейской молитвенной книги.
Известно, что период времени  между 3 и 9 веками нашей эры получил среди гебраистов название "эпохи молчания", из-за незначительного числа документов дошедших до нас того времени. Тем большую ценность представляет рукопись 7 века, содержащая фрагмент библейской книги "Исход", выставленная в Иерусалимском музее Израиля в июне 2007 года. Происхождение этого документа также  связывают с Каирской генизой.
Остановимся более подробно на некоторых примерах наиболее важных документов генизы.
Эпоха вавилонских гаонов  занимает значительный отрезок времени, она началась в 589 году и  завершилась в 1040 году. Гениза дает нам возможность познакомиться с  респонсами вавилонских гаонов - вопросами  и ответами, письменными разъяснениями по вопросам еврейской веры и судебным вопросам, которые давались признанными раввинами-учеными в ответ на  запросы общин и отдельных лиц. Через сто лет  существования  двух знаменитых школ - ешив гаонов  в Пумбедите и в Суре, под властью арабов  оказалась большая часть тогдашнего еврейского мира. Началась оживленная переписка между общинами Северной Африки, Азии, Испании  и ешивами Суры и Пумбедиты. Евреи этих стран, встречая сложные места в Талмуде, направляли вопросы  по текстам  Талмуда гаонам. Гаоны могли дать ответы на все практические вопросы по галахе. Гаоны выпускали сборники законов и положений, по которым могли бы учиться евреи отдаленных общин. Назывались такие сборники «Шеэлот утшувот» (Вопросы и ответы, с иврита).
 Среди гаонов в Суре был и известный в еврейском мире мудрец - рав Саадия. Он прославился глубочайшими познаниями в Талмуде, хорошо разбирался в философии, поэзии и естественных науках. Известность в еврейском мире  он получил благодаря своим сочинениям, в которых вел бескомпромиссную борьбу против караимов. Эти документы благодаря генизе дошли до нас. Секта караимов полностью  отрицала Устную  Тору, в том числе и Талмуд, но, исходя из одного текста Торы без обращения к Устной традиции, невозможно понять, как практически исполнять многие заповеди. За идеей отрицания Устной Торы прячется знакомое лицо цадукеев, которые  лет за восемьсот до этого взялись  выводить практические законы из прямого текста Торы, игнорируя Устную традицию. Документы секты цадукеев второго века до новой эры обнаружены в копиях  также в генизе  (т.н. Дамаский документ) и затем позднее в рукописях Кумранских пещер.  Саадия разоблачал фальсификации "ученых"- караимов и их демагогические выводы. Караимы утверждали, что у них нет ничего общего с еврейским народом. Благодаря такому вероотступничеству караимы не испытали на себе ни положения о "черте оседлости", ни ужасов фашистских  концлагерей. Публичная деятельность рава Саадии и его сочинения нанесли по караимам мощный удар, от которого они уже не оправились, их численность постоянно снижалась. В конечном итоге, на сегодняшний день во всем мире их осталось всего несколько тысяч человек.
  Гениза представила нам некоторые из старейших известных текстов идиш. Обнаружены письма и стихи на идиш с 13 по 15 век. Первый известный нам связный текст на идише, обнаруженный в генизе, датируемый 1272 годом, уже  содержит гебраизмы, наряду с немецкими словами, что соответствует одному из важнейших признаков идиш. Это фраза из Вормского махзора, написанного на иврите, где в единственном предложении дано благословление на идиш. Много информации из этого текста трудно извлечь, т.к. в нем мало слов. Текст от 1382 года содержит наряду с религиозными текстами фрагмент эпоса Дукуса Хоранта  о сватовстве короля Этене, благодаря помощи  его вассала Дукуса. Речь идет при этом либо о раннем языке идиш, или вокруг написанного средневерхненемецкого текста ивритовскими буквами. Эпос «Дукас  Горант» рассматривают как пример культурного обмена между еврейским и христианским  мирами  в 14 веке.
Рукописи (14 век), найденные в генизе, интереснее тем, что в них уже присутствуют известное смешение германских диалектов, гебраизмы, романизмы и даже некоторые слова славянского происхождения. Это уже явно особый диалект, отличный от  немецкого языка. Среди многих исчезнувших на иврите книг в генизе были обнаружены  фрагменты премудрости  Бен Сиры, работавшего во втором веке до новой эры. Это книга назиданий и морали, отражающая нравственные основы еврейского бытия более двух тысяч лет тому назад. «Премудрости» Бен - Сиры на иврите еще существовали ко времени гаона Саадии, но затем были утеряны. Оставались только искаженные переводы на другие языки, и среди них  самый древний греческиий перевод, выполненный внуком Бен Сиры. Фрагменты текста копии этой рукописи   10 столетия на иврите были найдены в 1896 году  Cоломом  Шехтером в Каирской генизе. Благодаря находке в генизе были восстановлены отрывки, опущенные или существенно искаженные в переводных версиях. В сочетании с находками  в пещерах Кумрана, по ним постепенно был восстановлен почти полный текст  «Премудрости». В 1953 г. сотрудник Еврейского университета М. С. Сегал выпустил в свет это восстановленное издание текста «Премудростей» на иврите.
«Дамасский документ» занимает особое место среди памятников, созданных в кругу сектантских общин "Нового Завета". Он  представляет собой копии, переписанные с оригинала  датируемого  второй половиной первого века до нашей эры. Всего было обнаружено 9 листов  текста написанных на древнееврейском языке. Текст найденной копии может быть датирован 10 веком нашей эры. Позднее тексты Дамасского документа были обнаружены среди рукописей  пещер Кумрана. Документ раскрывает систему организации и идеологию общины. Община  стремилась  обновить завет-союз с Б-гом перед лицом ожидаемой ими всемирной катастрофы. Шехтер назвал документ «Фрагментами цадокитского сочинения». Тщательное изучение этих сектантских фрагментов убедило Шехтера в том, что в них излагается религиозное учение некой древней еврейской секты. Данная секта обрекла себя на добровольное изгнание в Дамаск.  Шехтер твердо придерживался мнения, что «Дамасский документ» предшествовал на несколько столетий выходу на историческую арену секты караимов. Указанные сектантские документы также  свидетельство о наличии у ряда иудеев,  того критического периода, мышления, которое обусловило рождение христианства.
 Каирская гениза содержит документы о коммерческих отношениях между евреями Египта и арабской Испании. Сарагоса и соседний город Тудела стали в то время очагами еврейской культуры. Тудела - роднорй город Иегуды Галеви и Авраама ибн  Эзры. Среди еврейских мыслителей Сарагосы значился тогда и знаменитый Ибн Габироль.
 
Найденный в 1962 г среди фрагментов Каирской генизы документ «Киевское письмо», свидетельствует о наличии в Киеве еврейской общины в первой половины Х века. Это письмо  хранится в библиотеке Кембриджского университета и является ценнейшим  средневековым текстом, относящимся одновременно к  истории хазар. Это подлинный документ, написанный на превосходном иврите. Подписан он евреями, и среди них также лицами, носящими хазарские имена. Письмо также  содержит приписку на хазарском языке, написанную тюркскими рунами. Тем самым, документ подтверждает, что прозелитическая деятельность  в Хазарии была успешной и охватила значительное количество хазарского населения.  Киевское письмо написано на небольшом куске пергамента. Текст письма - это рекомендация, составленная представителями еврейской общины для своего неудачливого единоверца Яакова бен Хануки. Письмо написано от имени еврейской общины Киева. Очевидно, что путь подателя письма закончился в Фустате. Письмо составлено с просьбой к еврейским  общинам оказать Яакову денежную помощь в силу трагических обстоятельств, постигших этого человека.
 Важнейшие документы генизы касаются истории царства хазар и их переходу на иудаизм в  начале девятого века. Письмо написанное Хасдаем  ибн Шапрутом (915-970), знаменитым визирем  двух кордовских халифов - Абд-эль-Рахмана III и Хакама II в Кордове, - богачом, способствовавшим  своим авторитетом и богатством расцвету еврейской культуры в арабской Испании, к хазарскому царю Иосифу. В этом письме задаются вопросы о царстве Иосифа и религии этого государства. Второе письмо, написанное примерно в середине Х века, адресованное Хасдаю. Это  ответ царя хазар Иосифа, где подробно описан переход хазаров в еврейскую веру. В  сообщении царя Иосифа в его письме к Хасдаю говорится о том, что хазары исповедуют раввинистический иудаизм. В ответе царя Иосифа дается детальная информация об истории, географии и религии Хазарии.
Сюжеты, соответствующие этой  переписке  упомянуты в знаменитой книге поэта и философа Иегуды Галеви "Книга Хазара" ("Книга доказательства и довода в пользу униженной веры"), увидевшей свет в 1140 году. О существовании могущественного Хазарского царства, во главе с каганом-евреем, Хасдай Ибн-Шапрут, скорее всего, узнал от арабских купцов. Мощное еврейское государство на побережье Каспийского моря самим своим существованием должно было повысить авторитет евреев в мире, а личные контакты с главою этого государства - авторитет самого Ибн - Шапрута.
Среди документов генизы, подписанных   Маймонидом, имеется письмо, где содержится просьба выделить средства для выкупа пленных евреев, захваченных крестоносцами  в плен в ноябре 1168 года в Египте. Чтобы выкупить евреев из плена, в 1170 году Рамбам предпринял интенсивную кампанию по сбору средств, разослав письма с призывом о помощи еврейским общинам Египта. Это была акция, которая зарекомендовала его в качестве общественного лидера всего еврейского народа.
Каирская гениза с ее бесценными материалами - это одно из важнейших  свидетельств древней и многоплановой культуры еврейского народа, достойный документальный памятник о прошедшем.


Рецензии